Концепции

Куда идут деньги налогоплательщиков США

Характеристика объемов финансирования и программ фундаментальных исследований военного ведомства Соединенных Штатов
Структура и объем финансирования военных НИОКР является наиболее важным инструментом развития оборонного потенциала. Для работ этой группы единственным источником финансирования является государственный бюджет.

По статье федерального бюджета США «Национальная оборона» проходят средства, выделяемые на осуществление военных функций Министерству обороны, ряду других министерств и ведомств США и прежде всего Министерству энергетики (на деятельность, связанную с ядерным оружием и ядерными энергетическими установками военного назначения).

В данном разделе рассматриваются только те ассигнования, которые выделяются Министерству обороны США. Основным показателем, определяющим объемы государственного финансирования в США, являются «Бюджетные полномочия – Budgetauthority». «Бюджетные полномочия» – показатель, характеризующий законодательно утвержденный объем средств, которые соответствующие государственные ведомства имеют право истребовать из бюджета для обеспечения своих финансовых обязательств (obligations), возникающих при заключении контрактов о приобретении товаров и услуг и найме персонала.

Процесс рассмотрения и утверждения проекта бюджета конгрессом США включает несколько стадий. В законопроекте о правительственной программе расходов (authorizationbill) принимается общее решение о выделении средств на осуществление каждой программы и предварительно определяется объем ее финансирования (authorizations).

На этой основе при рассмотрении законопроекта об ассигнованиях принимаются решения о выделении финансовых средств на осуществление программ (appropriations) и устанавливаются объем и структура правительственных бюджетных полномочий (budgetauthority), на основании которых определяется сумма финансовых средств, которые могут быть реально израсходованы (outlays).

Как правило, 70–85% расходов производится за счет бюджетных полномочий, утвержденных на данный финансовый год, а оставшаяся часть – за счет бюджетных полномочий прошлых лет. Этим объясняется факт несовпадения ассигнованных и израсходованных средств в конкретном финансовом году. Далее в тексте для 2013 финансового года будут представлены объемы средств бюджетных полномочий, выделенных военному ведомству США для реализации программ НИОКР.

Традиционная бюджетная разбивка расходов на национальную оборону США включает следующие разделы: обеспечение личного состава, эксплуатация и ремонт ВВТ, закупки ВВТ, НИОКР, военное строительство, строительство жилья и помощь домовладельцам.

В соответствии с бюджетной классификацией, принятой в США, программы НИОКР Министерства обороны (Research, Development, Testand Evaluation (RDT&E) Programs) подразделяются на следующие категории работ (бюджетные активности – Budget Activity – BA):

  • BA1 – фундаментальные исследования;
  • BA2 – прикладные исследования;
  • BA3 – технологические разработки;
  • BA4 – разработка прототипов серийных образцов ВВСТ (ОКР по созданию прототипов) и их подсистем (Advanced Component Development & Prototypes);
  • BA5 – испытания ВВТ, ОКР и технологические работы в интересах подготовки к промышленному производству серийного образца (System Development & Demonstration);
  • BA6 – планирование развития, сопровождение программ НИОКР, общие проблемы совершенствования ВВТ, материально-техническое обеспечение НИОКР, стандартизация и унификация, реализация программ SBIR;
  • BA7 – модернизация ВВТ, ограниченное производство новых видов ВВТ и опытная эксплуатация.
Рис. 1. Взаимосвязь бюджетных категорий НИОКР с этапами Программы приобретения ВВТ
* Примечание: надо отметить, что в Министерстве обороны США понятия «приобретение – Acquisition» и «закупка – Procurement» существенно различаются. В рамках Программы приобретения ВВСТ осуществляются непосредственная поддержка всех стадий жизненного цикла образца ВВСТ – НИОКР по разработке прототипа серийного образца, испытания, НИОКР по разработке промышленного образца, принятие на вооружение, закупка и развертывание, эксплуатация, включая боевое применение и утилизацию

Категории работ BA4, BA5, BA7 тесно увязаны с этапами программ приобретения объектов ВВТ (рис. 1).

Общий объем запланированных ассигнований на реализацию программ НИОКР (BA1–7) Министерства обороны США в 2013 фин. г. составил 72,998 млрд. долл. Распределение этих средств по категориям НИОКР, программам развития ВС США (оборонные программы будущих лет – FYDP) и заказчикам работ представлено на рис. 2.

Работы, относящиеся к бюджетным категориям BA1, BA2, BA3, составляют одну общую категорию «Исследования и технологические разработки» (Research and Technology). В соответствии с существующей в Министерстве обороны США терминологией под этими категориями работ принято понимать следующее:

1. Фундаментальные (базовые) исследования (Basic Research). Исследования, направленные на расширение знаний или понимания о фундаментальных аспектах явлений и наблюдаемых фактов и неориентированные на решение конкретной прикладной научно-технической задачи в области разработок ВВТ.

В документе DoD Financial Management Regulation Volume 2B, Chapter 5 (в редакции от июня 2008 г.) дается следующее определение этой категории НИОКР. К фундаментальным исследованиям (бюджетной активности 1 – BA1) относятся все виды теоретических и экспериментальных работ, направленных на расширение знаний и их понимания в тех областях естественных и технических наук, которые ориентированы на удовлетворение долгосрочных потребностей в сфере национальной безопасности.

Данная бюджетная активность предусматривает проведение долгосрочных и многообещающих (с высокой степенью значимости ожидаемых результатов) исследований, формирующих основу технологического прогресса в военно-технической сфере. Результаты фундаментальных исследований обеспечивают:

  • научную базу для проведения последующих работ в рамках программ прикладных исследований и технологических разработок;
  • появление новых или расширение существующих функциональных возможностей ВС в таких областях, как связь, боевое управление, разведка, обнаружение целей, навигация и наведение оружия и т. п.

Практическая направленность научных проектов (программных элементов) этой категории работ предполагает решение задач, предшествующих начальному этапу Программы приобретения (Program Acquisition) военной продукции (создание нового образца ВВТ или модернизации существующего) – «Анализ возможных решений» (Materiel Solution Analysis Phase);

2. Прикладные исследования (Appliedresearch). Систематические исследования, направленные на расширение знаний и представлений, необходимых для определения способа, посредством которого может быть решена научно-практическая задача. Данная категория работ обеспечивает непрерывное расширение и применение знаний для разработки новых полезных материалов, устройств, систем, методов или процессов их создания. Прикладные исследования могут быть ориентированы в интересах проектирования, разработки опытных образцов ВВТ (или модернизации существующих), а также создания новых процессов, соответствующих современным требованиям. Деятельность в рамках этой категории НИОКР позволяет преобразовывать достижения (результаты) фундаментальных исследований в проблемно ориентированные решения различных военно-технических задач (проблем) и определять основное содержание работ по разработке необходимых технологий. Элементы программ прикладных исследований направлены на решение задач, предшествующих начальному этапу (Materiel Solution Analysis Phase) Программы приобретения либо входить в него;

3. Технологические разработки (Advanced Technology Development – ATD – бюджетная категория работ BA3). Проекты (программы) технологических разработок ориентированы на решение задач, связанных с удовлетворением конкретных военных нужд (потребностей), сформулированных КНШ. Эта категория НИОКР включает в себя разработки компонентной базы, элементов подсистем и систем, а также создание технологий их интеграции в опытные и/или макетные образцы ВВТ в интересах проведения экспериментальных исследований в лабораторных условиях и/или натурных испытаний. Результаты выполнения таких разработок должны позволить оценить:

  • практическую реализуемость и полезность технологии при создании макетного образца ВВТ;
  • возможность и предельные сроки промышленного освоения технологий для производства серийных образцов ВВТ;
  • ориентировочные затраты, связанные с дальнейшей реализацией второго этапа Программы приобретения – «Этап ОКР по созданию прототипа образца военной продукции» (Technology Development Phase).

Ежегодно на проведение фундаментальных, прикладных исследований и разработок (ФПИ и ТР – BA1, BA2 и BA3) выделяется ~ 16–17% от общего объема средств на НИОКР МО США (BA1–BA7). В 2013 фин. году объем финансирования программ ФПИ и ТР должен составить 11,861 млрд. долл. Характеристика распределения объемов ассигнований, выделяемых на проведение исследований и технологических разработок, по заказчикам представлена на рис. 3.

Общее руководство программами исследований и разработок осуществляет помощник министра обороны по НИОКР (ПМО по НИОКР) – Assistantof Secretary Defense of Researchand Engineering (ASD R&E), который непосредственно подчинен заместителю министра обороны по разработкам, приобретениям и МТО (Under Secretary Defense of the Acquisition Technologyand Logistics – USD AT&L) и его помощнику по приобретениям и технологиям (DUSD A&T). Директор по НИОКР несет непосредственную ответственность за подготовку и реализацию программ работ только бюджетных категорий BA1 – BA4. В аппарате ASD (R&E) за планирование и управление программами исследований (фундаментальных и прикладных) отвечает заместитель ПМО по исследованиям (DASD, Research).

Примечание: до января 2011 г. должность ПМО по НИОКР (ASD R&E) в аппарате USD AT&L именовалась как директор по НИОКР (Director of Defense Research and Engineering – DDR&E).

Американские военные специалисты высоко оценивают роль фундаментальных исследований в системе опережающего развития системы вооружения ВС. Поэтому не случайно, что Министерством обороны США обеспечивается устойчивое и сбалансированное финансирование этих работ (рис. 4). За последние пять лет ежегодная доля расходов на проведение фундаментальных исследований в общем объеме средств на НИОКР (BA1 – BA7) МО США выросла с 2,0 до 2,8%.

В 2013 фин. г. объем средств, предполагаемых направить на проведение фундаментальных исследований по заказам американского военного ведомства, должен составить 2116,874 млн. долл. (2,9% от объема финансирования НИОКР).

Главными целями выполнения программ фундаментальных исследований (ФИ), финансируемых Министерством обороны США, являются:

  • получение новых знаний и их интерпретация в интересах формирования научного задела (фундамента) для будущих оборонных технологий;
  • подготовка ученых и инженеров в ключевых для оборонных нужд дисциплинах и специальностях;
  • поддержка научно-исследовательской инфраструктуры в интересах обеспечения непрерывного роста результативности (эффективности) проводимых работ.

Заказчиками проектов фундаментальных исследований в Министерстве обороны США являются виды ВС, Управление перспективных исследований и разработок (DARPA), Аппарат министра обороны (OSD), Управление программ защиты химической и биологической защиты и Управление по снижению опасности (DTRA). Распределение объемов ассигнований на реализацию проектов фундаментальных исследований в 2013 фин. г. по заказчикам работ представлено на рис. 5.


Рис. 5. Распределение объемов финансирования программ фундаментальных исследований МО США по заказчикам

Виды ВС США (армия, ВВС и ВМС) имеют несколько различающиеся организационные структуры, осуществляющие управление программами фундаментальных исследований (планирование, заказ, контроль за ходом исполнения). Общей особенностью этих видовых организационных структур является наличие в них Управлений научных исследований (в Армии США – Army Research Office (ARO), в ВВС – AirForce Office of Science Research (AFOSR), в ВМС – Office of Naval Research (ONR).

Исполнителями программ ФИ оборонного ведомства являются:

  • университеты, институты и НИО, входящие в систему высшего образования США, – 50–55% от общего объема средств, ежегодно расходуемых МО США на проведение фундаментальных исследований;
  • НИО предприятий промышленности;
  • НИО Министерства обороны США;
  • другие некоммерческие организации и организации малого бизнеса.

Общая стратегия планирования программ ФИ ориентирована на решение следующих стратегических задач:

  • обеспечения высокого качества, конкурентоспособности и многоплановости исследовательских программ;
  • гибкого и сбалансированного финансирования;
  • поддержания необходимого уровня инфраструктуры научных исследований;
  • содействия даже фантастическим (с повышенной степенью риска) проектам;
  • приоритетности в разработке ресурсосберегающих технологий.

В 2013 фин. г. работы военного ведомства США, относящиеся к категории BA1 «Фундаментальные исследования – Basic Research», представлены следующими 10 программами.

1. Программа «Оборонные исследования по областям наук – Defense Research Sciences (DRS)». Самая большая программа ФИ, в рамках которой объединяются работы, выполняемые в рамках видовых программных элементов, № 0601102A (Министерство армии), № 0601153N (Министерство ВМС), № 0601102F (Министерство ВВС) и Управления перспективных исследований и разработок МО – DARPA № 0601101E. Общий объем финансирования работ по программе DRS в 2013 фин. г. должен составить 1363,088 млн. долл.(64% от бюджета работ категории BA1).

2. Программа исследований, проводимых университетами («Университетская исследовательская инициатива – University Research Initiative» – URI). До 2004 фин. г. содержание программы URI определялось только одним программным элементом (PE № 0601103D8Z), формируемым Аппаратом министра обороны (Office of the Secretary of Defense – OSD).

Начиная с 2004 фин. г. она объединяет проекты работ видов ВС (PE № 0601103F – ВВС, PE № 0601103N – ВМС и PE № 0601103A – армия). На реализацию программы URI в 2013 фин. г. запланировано выделить 335,829 млн. долл., что составляет 15,86% от общего объема ассигнований, выделяемых Министерству обороны США по статье «Фундаментальные исследования».

Задачи, решаемые программой URI, позволяют сконцентрировать усилия высококвалифицированных ученых (из университетских и академических заведений) на решении фундаментальных проблем в интересах военного ведомства, повысить качество подготовки молодых специалистов и сформировать им определенную научную базу и направленность в соответствии с долгосрочными потребностями военного ведомства.

Традиционно программа «Университетская исследовательская инициатива» состоит из разделов, объединяющих проекты работ, ориентированных на долгосрочную перспективу и нескольких самостоятельных проектов.

3. Программа исследований, проводимых университетами в кооперации с предприятиями промышленности (University and Industry Research Centers – UIRC), формируемая на основе работ, предусмотренных бюджетным программным элементом армии США PE № 0601104A. В 2013 фин. г. объем средств, выделяемых на программу UIRC, должен составить 123,045 млн. долл. Эта программа ориентирована на целевое финансирование проектов фундаментальных исследований, проводимых организациями, обладающими следующими организационно-правовыми статусами:

а) Объединенный (научно-промышленный) технологический альянс (Collaborative Technology Alliance – CTA) – организационная структура, основанная на объединении ведущих предприятий промышленности с научно-исследовательскими организациями университетов. Проекты исследований организаций типа CTA ориентированы на проведение работ в рамках следующих направлений: технологии микросистемной техники, вычислительные сети, робототехника и нейроэргономика. Продолжительность проекта фундаментальных исследований по контракту с организацией CTA составляет 5–8 лет при объеме ежегодного финансирования 5–8 млн. долл.;

б) Центр превосходств, созданный при университете (University Center of Excellence – CoE). В США статус CoE имеют узкоспециализированные организации (с определенной организационной структурой), позиционирующие себя в специфическом направлении отдельного вида деятельности (образовательной, исследовательской, финансовой, снабженческой, закупочной или другой) как передовые. Университетские центры превосходств в рамках программы UIRC Армии США проводят исследования по следующим областям наук и прикладным направлениям: информатика, материаловедение, автомобильное двигателестроение и вертолетостроение;

в) Исследовательский центр при университете (University Affiliated Research Center – UARC). Всего военным ведомством США было создано 13 исследовательских центров, получивших аккредитацию при высших учебных заведениях (имеют статус UARC). Из них в подчинении Армии США находится 4 центра UARC. В рамках программы UАRC эти исследовательские центры проводят междисциплинарные фундаментальные исследования по приоритетным направлениям научно-технического развития армии США. Продолжительность выполнения проекта работ по контрактам с UARC составляет 5–8 лет при ежегодном объеме финансирования 5–10 млн. долл.

В программу UARC Армии США также входят программы поддержки научных работ преподавателей и студентов из специализированных (по расовому и национальному признакам) учебных заведений (категории вузов – Historically Black Collegesand Universities (HBCU) и Minority Institutions (MI).

4. Программа фундаментальных исследований, выполняемых научно-исследовательскими организациями Министерства обороны США (In-House Laboratory Independent Research). Работы в рамках ILIR проводят научно-исследовательские организации военного ведомства (лаборатории, центры исследований и разработок). В ряде случаев целесообразность проведения этих исследований собственными силами определяется исходя из соображений обеспечения режима секретности или безопасности. В рамках этой программы объединяются работы, предусмотренные программными элементами бюджетов Армии (PE № 0601101A) и ВМС (PE № 0601152N). Объем средств, выделяемый в 2013 фин. г. на реализацию программы, определен в размере 39,121 млн. долл. 20,860 млн. долл. – Армия и 18,261 млн. долл. – ВМС.

5. Программа фундаментальных исследований Управления по снижению опасности (DTRA Basic Research Initiative). В 2013 фин. г. объем финансирования этой программы (программный элемент бюджета № 0601000BR) составит 45,071 млн. долл., что составляет 9% от бюджета, выделяемого DTRA на реализацию программ ФПИ и ТР. Все проекты работ программы DTRA Basic Research Initiative представлены в одном разделе – «Фундаментальные исследования в интересах борьбы с оружием массового уничтожения (ОМУ)» (Fundamental Researchfor Combating Weapons of Mass Destruction).

В 2013 фин. г. программой предусмотрено финансирование 200 проектов (контрактов и грантов) с продолжительностью работ от 3 до 5 лет.

Примечание: к области ОМУ в США относят ядерное, химическое, биологическое и радиационное оружие, а также взрывные устройства большой мощности.

6. Межвидовая программа фундаментальных исследований в области химической и биологической защиты (Chemical and Biological Defense Program – CBDP). Заказчиком работ выступает Управление программ химической и биологической защиты (Joint Science and Technology Office – Chemical and Biological Defense), находящееся в подчинении директора DTRA (с 2006 г.). В 2013 фин. г. бюджет программы CBDP составил 50,566 млн. долл.

7. Программа фундаментальных исследований Аппарата министра обороны (Basic Research Initiatives – BRI). Эта программа стартовала в 2012 фин. г., а ее заказчиком является Аппарат министра обороны США (OSD) – по линии заместителя министра обороны по НИОКР (ASD R&E). В 2013 фин. г. на реализацию программы BRI выделено 19,405 млн. долл. Программа BRI состоит из двух проектов.

Первый проект служит дополнением к упомянутому ранее проекту Minerva Research Initiative (MRI) и ориентирован на проведение исследований силами военно-учебных заведений. Бюджет проекта MRI в 2013 фин. г. составит 16,520 млн. долл. Второй проект программы BRI, получивший название Strategic Supportfor Basic Research (SBBR), направлен на проведение комплексного мониторинга научно-технической информации в интересах анализа состояния и оценки перспективных направлений дальнейшего развития фундаментальных исследований оборонной направленности.

Этот долгосрочный проект направлен на совершенствование системы планирования, заказа и реализации программ фундаментальных исследований Министерства обороны США. Объем финансирования проекта Basic Research Strategic Support в 2013 фин. г. составит 2,885 млн. долл.

8. Программа фундаментальных исследований в области мощных лазеров (High Energy Laser Research Initiatives). Появление сложных научно-технических проблем в ходе проведения ОКР по разработке лазерного оружия послужило в 2002 фин. г. поводом для развертывания Пентагоном новой отдельной программы фундаментальных исследований – Программы фундаментальных исследований в области мощных лазеров (High Energy Laser Initiative – HELI). Заказчиком этой программы с 2004 фин. г. является Министерство ВВС. В 2013 фин. г. программа HELI с объемом финансирования в размере 13,094 млн. долл. состоит из следующих проектов работ:

  • проект работ, направленных на изучение фундаментальных принципов работы источников мощного лазерного излучения (твердотельных и газовых лазеров, лазеров на свободных электронах);
  • проект работ, направленных на развитие теории и методов управления лазерным лучом, исследование особенностей распространения мощного лазерного излучения в атмосфере, разработку алгоритмов управления и прицеливания;
  • выделения образовательных грантов для стимулирования интереса студентов к изучению научно-технических проблем в области мощных источников лазерного излучения.

Надо отметить, что фундаментальные исследования в интересах развития лазерной техники проводятся также в рамках программы «Оборонные исследования по областям наук – DRS».

9. Образовательная программа в сфере национальной обороны (National Defense Education Program). Заказчиком работ по программе выступает Аппарат министра обороны (OSD). Программа с бюджетом в 2013 фин. г. в размере 87,979 млн. долл. включает три проекта:

  • проект «Совершенствование математической подготовки и инженерного образования в интересах обороны» – Science, Mathematics And Researchfor Transformation (SMART) Defense Education Program с объемом финансирования в 2013 фин. г. в размере 46,867 млн. долл. Этот проект ориентирован на финансовую поддержку научных работ наиболее одаренных студентов и аспирантов, желающих в дальнейшем продолжить свою карьеру в научно-исследовательских организациях военного ведомства.

Начиная с 2005 г. в рамках проекта SMART финансовую поддержку получили более 1150 студентов и аспирантов, из которых 550 человек после завершения учебы были приняты на работу в Министерство обороны США;

  • проект «Содействие в интересах национальной безопасности научным и инженерным сообществам – National Security Science and Engineering Faculty Fellowship (NSSEFF)» с бюджетом в 2013 фин. г. в размере 25,930 млн. долл. Данный проект является средством финансовой поддержки научных коллективов, выполняющих исследования по критически важным для военного ведомства направлениям работ. В настоящее время такие направления работ Министерством обороны США объединяются в шесть приоритетных областей фундаментальных исследований и в семь перспективных научно-технологических направлений развития ВС;
  • проект «К-12» с объемом финансирования в 2013 фин. г. в размере 15,182 млн. долл. Этот проект ориентирован на совершенствование математических и инженерных знаний старшеклассников и профессиональных навыков педагогов, работающих в системе среднего образования (К-12).

10. Программа фундаментальных исследований в области военной медицины (Basic Operational Medical Research Science). Программа стартовала в 2012 фин. г., ее инициатором и заказчиком является Управление перспективных исследований и разработок МО США – DARPA. В 2013 фин. г. бюджет программы составит 39,676 млн. долл.

В заключение отметим следующее. Важным инструментом развития оборонного потенциала США является система финансирования оборонных исследований (фундаментальных и прикладных) и технологических разработок. Применительно к фундаментальным исследованиям эта система характеризуется:

  • разнообразием подходов к финансированию фундаментальных исследований (контракты, гранты, стипендии, долгосрочные соглашения и другие формы материального стимулирования организаций, научных коллективов и непосредственно самих ученых);
  • всесторонним учетом исторически сложившихся различий в подходах заказчиков (видов ВС, основных заказывающих управлений МО США) к организации и проведению оборонных исследований;
  • адаптивностью в планировании как крупных (десятки миллионов долл.), так и небольших (сотни тысяч долл.) работ, финансируемых в рамках оборонных программ фундаментальных исследований.
Владимир Юрьевич КОРЧАК
доктор экономических наук, председатель Секции прикладных проблем при президиуме РАН
Евгений Захарович ТУЖИКОВ
кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Секции прикладных проблем при президиуме РАН
Леонид Юрьевич БОЧАРОВ
кандидат технических наук, директор Института проблемных исследований РАЕН

Опубликовано 20 августа в выпуске № 4 от 2013 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?