Концепции

Опознаваниe как государственная боевая система

Однако государственного подхода к ее поддержанию на должной основе пока нет
Вопросы опознавания и идентификации воздушных объектов не раз поднимались на страницах «ВКО» («Настоящее и будущее опознавания», № 1 за 2007 г., «Система идентификации вместо системы опознавания», № 3 за 2009 г.). В этом номере читателям журнала предлагается еще один взгляд на проблему опознавания.

Нет необходимости рассказывать, насколько важна любой уважающей себя державе система государственного опознавания. Вряд ли кто-либо осмелится утверждать, что нет необходимости ее дальнейшего совершенствования и развития. Опознавание воздушных, наземных и надводных объектов, определение их государственной принадлежности, а значит и необходимости применения по ним оружия в значительной степени может повлиять на исход боя и операции.

В различных государствах имеется свой подход к развитию системы государственного опознавания, в том числе и войск на поле боя. Различны и подходы к организаторской и управленческой деятельности по применению средств системы опознавания. Недоработки и недооценка подобной системы могут дорого обойтись обороноспособности любого государства. Ниже пойдет речь о том, как решаются данные вопросы в ведущих мировых государствах и в Российской Федерации.

Государственное опознавание – это определение государственной принадлежности обнаруженных воздушных, морских и наземных объектов по принципу «свой-чужой». Этот процесс предполагает определение координат и других признаков обнаруженных объектов (его номер, индивидуальная информация и т.п.). В настоящее время опознавание объектов в большинстве случаев осуществляется только комплексом радиотехнических средств: запросчиками и ответчиками с засекречивающей аппаратурой и устройствами автоматической блокировки оружия при ошибочном прицеливании по своему объекту.

Аппаратура опознавания является одной из самых массовых в радиоэлектронных средствах различных образцов вооружения, требует учета интересов и особенностей применения всех видов и родов войск Вооруженных Сил.

Система государственного опознавания, прежде всего, это боевая система, с использованием средств которой выполняются боевые задачи, в том числе и в мирное время. Одной из этих задач является определение государственной принадлежности воздушных объектов и порядка использования воздушного пространства над территорией Российской Федерации и государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).

С целью исключения возможности использования иностранными государствами (противником) нашей системы государственного опознавания в своих интересах, применяются особые устройства для засекреченного обмена радиосигналами. Система государственного опознавания является единой для Вооруженных Сил, других министерств и ведомств Российской Федерации, использующих средства данной системы, а также государств-участников СНГ, правительства которых подписали в 1992 г. Минское Соглашение «Об обеспечении радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов, оснащенных ответчиками опознавания системы «Пароль»: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина и Россия.

В настоящее время в мире существуют только две системы опознавания примерно одинакового уровня по тактическим характеристикам: с одной стороны – Россия и государства-участники СНГ (единая система государственного радиолокационного опознавания «Пароль»), с другой – США и страны НАТО (система радиолокационного опознавания Мк12).


В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В МИРЕ СУЩЕСТВУЮТ ТОЛЬКО ДВЕ СИСТЕМЫ ОПОЗНАВАНИЯ ПРИМЕРНО ОДИНАКОВОГО УРОВНЯ ПО ТАКТИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ: С ОДНОЙ СТОРОНЫ – РОССИЯ И ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ СНГ (ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОПОЗНАВАНИЯ «ПАРОЛЬ»), С ДРУГОЙ – США И СТРАНЫ НАТО (СИСТЕМА РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОПОЗНАВАНИЯ МК12).

Однако следует отметить, что все более ощутим отрыв США, где система государственного опознавания наиболее полно отвечает современным требованиям. Министерством обороны США для проведения как научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), так и различного рода учений по данному вопросу выделяются значительные финансовые средства (по сравнению с теми, которые выделяются научно-исследовательским учреждениям министерства обороны России, занимающиеся данной тематикой). Кроме того, в США более организована и с достаточной степенью эффективности функционирует система управления государственного опознавания.

У нас же понятие «опознавание» в подавляющей степени как в центральных органах военного управления, так и в войсках (силах) отождествляется в основном только с функционированием единой системы государственного радиолокационного опознавания (ЕС ГРЛО) «Пароль».


Зенитные ракетные системы имеют штатные наземные радиолокационные запросчики.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Однако по своему содержанию и целям государственное опознавание подразумевает применение всех имеющихся средств и способов для определения принадлежности и характеристик потенциальных объектов поражения. Главной целью опознавания является повышение эффективности действий объединенной группировки разнородных войск (сил) при одновременном снижении общих потерь на земле, в воздухе и на море.

Это требует системного подхода к развитию опознавания, планомерного проведения организационных мероприятий, подкрепленных техническими решениями, что в дальнейшем позволит повысить общую эффективность применения войск (сил) в вооруженных конфликтах различного масштаба.

Таким образом, правильная организация и эффективное использование системы опознавания позволит повысить эффективность действий войск (сил), а ее вклад в достижении целей операции (боя) может быть соизмеримым с результатами применения ударных систем оружия, но при значительно меньших затратах.

Недоработки и недооценка подобной системы очень дорого сказываются в боевой обстановке. Это подтверждается анализом результатов локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий и уровнем потерь от огня своих же сил и средств, а также рядом других трагических событий.

Например, в ходе арабо-израильского конфликта в 1973 г. потери ВВС арабских государств от своих средств ПВО достигли: Египет – до 46%; Сирия – до 14%; Ливия и Ирак – до 30%. В 1991 г. во время войны в Персидском заливе причиной 15% всех людских потерь со стороны союзников по антииракской коалиции была стрельба по своим войскам (силам). В апреле 1994 г. в зоне, запрещенной для полетов иракских самолетов, два американских вертолета были сбиты собственными истребителями (пилоты двух F-15 ошибочно опознали пару армейских вертолетов UH-60 «Блэк Хок» как иракские Ми-24). В результате инцидента погибло 26 военнослужащих.

Почти каждый пятый военнослужащий вооруженных сил США, убитый в ходе операции «Свобода Ираку», погиб от воздействия своих огневых средств. При этом известны некоторые факты боевого применения ЗРК «Патриот», которым за время операции было произведено двадцать два пуска ЗУР и поражено десять из семнадцати иракских ракет «земля-земля», а также два американских и один английский тактический истребитель.

Наиболее интересен случай 24 марта 2003 г., когда пилот F-16, отклонившийся от установленного коридора пролета, обнаружил по бортовому индикатору момент захвата своего самолета наземной РЛС. Приняв ее за иракскую, немедленно произвел пуск противорадиолокационной ракеты AGM-88 «HARM», поразившей один из антенных постов ЗРК «Патриот». Боевыми расчетами ЗРК, в свою очередь, также был произведен пуск ЗУР, в результате чего самолет был сбит. Эффективность боевого применения данного ЗРК в операции «Свобода Ираку» составила 59% (причем 13,6% – по своим самолетам).

Следует учитывать, что уничтожение своих военных объектов сильно отражается на морально-психологическом состоянии личного состава, боевых расчетов. Солдаты и офицеры длительное время не могут выйти из состояния стресса. Кроме того, непреднамеренное убийство своих же военнослужащих – мощная психологическая травма. На практике это означает вывод из строя фактически двух экипажей – того, кого сбили и того, кто это сделал. Это подтверждается опытом арабо-израильских войн (в частности, конфликта 1982 г.), когда после обстрела и уничтожения самолетов своих ВВС, арабские расчеты ПВО отказывались занимать рабочие места (как и в случае применения по ним израильской авиацией противорадиолокационных средств).

После инцидентов с «дружественным огнем» в ходе операций в зоне Персидского залива США увеличили ассигнования на создание систем опознавания, снижающих вероятность поражения своих войск. Были усилены органы, занимающиеся этой проблемой, и начата серьезная работа над концептуальными документами и поиском технических решений.

Не лучшим образом обстоят дела и у нас. Даже в советский период, когда средств на развитие системы опознавания не жалели, имели место конфликтные ситуации, которые заставляют всерьез задуматься. Так, в ходе проверки организации и несения боевого дежурства по ПВО (начало 1970-х гг.) Главной инспекцией Министерства обороны СССР в одной из армий ПВО на перехват контрольных целей было поднято сорок истребителей ПВО. Истребительная авиация условно уничтожила двадцать один, а зенитные ракетные войска двадцать три своих самолета. В то же время две из трех контрольных целей выполнили стоящие перед ними задачи.

Одним из ярких примеров неудовлетворительного использования средств системы государственного опознавания является обстрел и поражение российского самолета Ту-154 украинскими средствами ПВО над Черным морем в 2002 г. Из-за того, что не сработала блокировка пуска ЗУР украинского ЗРК С-200 (в наземных средствах не были введены коды опознавания) погибло более 150 человек.


ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПОЗНАВАНИЯ ПОЗВОЛИТ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК (СИЛ), А ЕЕ ВКЛАД В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ ОПЕРАЦИИ (БОЯ) МОЖЕТ БЫТЬ СОИЗМЕРИМЫМ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРИМЕНЕНИЯ УДАРНЫХ СИСТЕМ ОРУЖИЯ, НО ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНО МЕНЬШИХ ЗАТРАТАХ.

Не является исключением и последний вооруженный конфликт – операция по принуждению Грузии к миру на Кавказе в августе 2008 г. В ходе боевых действий из-за отсутствия средств взаимного опознавания имелись случаи применения бортового оружия штурмовой авиацией российских ВВС по российским колоннам и как следствие – обстрел своей авиации подразделениями ПВО Сухопутных и Воздушно-десантных войск.

Захваченные у Грузии боевые машины ЗРК «Оса-АКМ» и самоходные огневые установки ЗРК «Бук-М1» имели штатные наземные радиолокационные запросчики (без секретных блоков, обеспечивающих работу в гарантированном режиме), что позволяло осуществлять опознавание воздушных целей в негарантированном режиме, определять их координаты и принадлежность к российским ВВС в течение минуты. Это в свою очередь давало возможность грузинским боевым расчетам ПВО производить пуски ЗУР на дальних границах зон пуска.

В настоящее время большая часть российских подразделений ПВО общевойсковых частей не оснащены наземными радиолокационными запросчиками (НРЗ) ЕС ГРЛО «Пароль», а командирские боевые машины (командиров батальонов (рот) и выше) не оборудованы радиолокационными ответчиками этой системы.


Непреднамеренное поражение своих военных объектов огнем зенитных ракет сильно отражается на морально-психологическом состоянии личного состава. Солдаты и офицеры длительное время не могут выйти из состояния стресса. Кроме того, непреднамеренное убийство своих же военнослужащих – мощная психологическая травма. На практике это означает вывод из строя фактически двух экипажей (расчетов)– того, кого сбили и того, кто это сделал.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

В 1970-1980 гг. на командирских боевых машинах (БМП-КШ) устанавливались радиолокационные ответчики системы опознавания «Кремний». Это позволяло летчикам (прежде всего штурмовой и армейской авиации) определять государственную принадлежность войск и соответственно рубежи применения бортового оружия. В настоящее время средства системы «Кремний» в Вооруженных Силах Российской Федерации не применяются.

Опознавание наземных объектов летным составом осуществляется дедовским способом: по оранжевым дымам, а при наличии передовых авианаводчиков в общевойсковых частях – голосом по радио. Кроме того, авиацией практически не применяются сигналы ЯСС – «Я – свой самолет», а войска в недостаточной степени обучены практическому применению визуального опознавания своей авиации.

Недостаточная оснащенность данных подразделений ПВО и командирских боевых машин средствами государственного опознавания, низкая организация взаимного опознавания может привести к нанесению ударов нашей авиации (прежде всего, штурмовой и армейской) по своим войскам и применение оружия по своей авиации средствами ПВО общевойсковых частей (о чем и говорилось чуть выше).

Еще в середине 1980-х г. были разработаны НРЗ для ЗРК ближнего действия и для ПЗРК различных модификаций отечественного производства. По характеристикам они представляют усеченные и малогабаритные версии НРЗ ЕС ГРЛО «Пароль», получившие наименование «Анчар».

Это позволяло с достаточной степенью эффективности проводить гарантированное опознавание воздушных объектов подразделениями ПВО, имеющими на вооружении ЗСУ- 23-4 «Шилка», боевые машины ЗРК «Стрела-10» и ПЗРК. Однако до сих пор данные изделия находятся на арсеналах и складах, так как аппаратура ввода кодов для них все еще не закуплена и в войсках в наличии нет ни одного комплекта.

Существуют и серьезные проблемы в организации применения средств ЕС ГРЛО «Пароль» министерствами и ведомствами Российской Федерации, использующих средства данной системы, которые не решаются уже длительный период времени.

Еще в далеком 1976 г. постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР № 679-224 и приказом министра обороны СССР «О производстве средств системы радиолокационного опознавания «Пароль» и об оснащении ими Вооруженных Сил СССР» предписывалось оснащать вновь изготавливаемые и переоснащать находящиеся в эксплуатации объекты военной техники Советской Армии, ВМФ, ВВС и пограничных войск, воздушные суда гражданской авиации, морские и речные суда.

Этим предполагалось заменить устаревшую систему государственного радиолокационного опознавания «Кремний». Была установлена и очередность переоснащения самолетов и вертолетов гражданской авиации на средства ЕС ГРЛО «Пароль».

Только через 14 лет, в 1990 г., приказом министра Гражданской авиации СССР бортовая аппаратура ЕС ГРЛО «Пароль» была принята на оснащение воздушных судов гражданской авиации. Были разработаны и введены в действие бюллетени на переоснащение самолетов Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ил-86 и других воздушных судов. На ряде типов воздушных судов оборудование не предусматривалось.

Учитывая, что дальнейшее боевое применение устаревшей системы радиолокационного опознавания «Кремний» снижает эффективность использования и боевого применения ЕС ГРЛО «Пароль», правительством Российской Федерации в 1995 г. было принято соответствующее Постановление. Этим документом предписывалось с 1 января 1996 г. прекратить использование средств системы радиолокационного опознавания «Кремний» в Российской Федерации. Государственному комитету по оборонным отраслям при участии Минтранса и Минобороны России была поставлена задача с 1995 г. обеспечить выпуск летательных аппаратов гражданской авиации со средствами ЕС ГРЛО «Пароль», а Минтрансу России до 1 января 1998 г. осуществить переоснащение находящихся в эксплуатации летательных аппаратов.



Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Кроме того, Минтрансу России, совместно с Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета, Государственным комитетом по оборонным отраслям и Минобороны России предписывалось до 1 июля 1995 г. разработать нормативные документы, устанавливающие требования к летательным аппаратам по оснащению их средствами ЕС ГРЛО «Пароль», а также обязывающие эксплуатантов воздушных судов независимо от форм собственности обеспечить оснащение эксплуатируемых и изготавливаемых летательных аппаратов средствами ЕС ГРЛО «Пароль».

Минобороны совместно с Минтрансом России предписывалось предусмотреть меры по усилению контроля воздушного пространства, а также за полетами летательных аппаратов, не оборудованных ответчиками ЕС ГРЛО «Пароль» и не отвечающих установленным сигналам данной системы.

В 1997 г. Минобороны и Минтрансом России было подписано совместное Положение об оснащении гражданских воздушных судов ответчиками опознавания системы «Пароль», где были определены требования к воздушным судам и ответчикам системы «Пароль», а также требования по их применению.

На этом совместная и результативная работа Минобороны и Минтранса России закончилась.

Министерством обороны РФ был подготовлен ряд нормативных правовых документов, регламентирующих организацию боевого применения средств ЕС ГРЛО «Пароль» в Вооруженных Силах, министерствах и ведомствах Российской Федерации, использующих средства данной системы, а также постепенного и поэтапного прекращения боевого применения и использования средств системы опознавания «Кремний».

Но из-за неизбежных финансовых расходов, связанных с оборудованием воздушных судов гражданской авиации средствами ЕС ГРЛО «Пароль», Минтрансом России большая часть требований указанного выше Постановления, других решений правительства Российской Федерации и совместных с Минобороны России решений до сих пор не выполнена.

Минтранс продолжает использовать на воздушных судах устаревшие средства системы опознавания «Кремний» и не устанавливает на них средства ЕС ГРЛО «Пароль». Более десяти лет ведется переписка между этими двумя ведомствами по данному вопросу, которая так и не дала положительный результат. На всех межведомственных совещаниях выражаются только обещания представителей этих министерств к продолжению взаимной плодотворной работы и готовность к конструктивному сотрудничеству по решению данных проблем.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации закона «О противодействию терроризму», угроза совершения террористического акта определяется на основании информации о нарушении воздушным судном правил использования воздушного пространства Российской Федерации, поступающей от оперативных органов единой системы организации воздушного движения, а также сведений, поступающих от дежурных средств радиолокационной разведки радиотехнических войск о воздушном судне, выполняющем полет в воздушном пространстве Российской Федерации с нарушением установленных правил. Отсутствие ответчика на воздушном судне является нарушением порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, что требует от дежурных по ПВО сил и средств принятия мер по пресечению полета этого судна.


В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ ГРУЗИИ К МИРУ НА КАВКАЗЕ В АВГУСТЕ 2008 г. ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ СРЕДСТВ ВЗАИМНОГО ОПОЗНАВАНИЯ ИМЕЛИСЬ СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ БОРТОВОГО ОРУЖИЯ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИЕЙ РОССИЙСКИХ ВВС ПО РОССИЙСКИМ КОЛОННАМ И КАК СЛЕДСТВИЕ – ОБСТРЕЛ СВОЕЙ АВИАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПВО СУХОПУТНЫХ И ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК.

В связи с прекращением боевого применения системы радиолокационного опознавания «Кремний» в Вооруженных Силах возросло количество воздушных судов – нарушителей порядка использования воздушного пространства Российской Федерации. Ежемесячно дежурными по ПВО силами и средствами фиксируется более 400 нарушений данного характера.

Отсутствие на воздушных судах ответчиков ЕС ГРЛО «Пароль» ставит войска ПВО в крайне сложное положение и может привести к поражению своих летательных аппаратов своими же огневыми средствами. Это возможно при несении боевого дежурства по ПВО, а также при проведении боевых стрельб ЗРВ ВВС и войсками ПВО военных округов в ходе тактических учений. В случае отсутствия ответа опознавания от воздушного судна не исключена возможность пуска по нему ЗУР. В зенитных ракетных комплексах (системах) реализованы такие технические решения, что при наличии сигнала «Я – свой самолет» блокируются цепи пуска ЗУР. При отсутствии этого сигнала – цепи запрета пуска ЗУР разблокированы. Ярким примером этому является уже упомянутый выше случай обстрела российского Ту-154 над Черным морем украинскими средствами ПВО в 2002 г.

Конечно, бесконечно долго такое состояние дел продолжаться не может. Министерством обороны доложено в правительство и Совет Безопасности Российской Федерации о существующих проблемах и решение по этому вопросу, возможно, будет принято уже в ближайшее время.

Несколько слов хотелось бы сказать и об органах, отвечающих за организацию боевого применения, эксплуатацию и развитие средств системы государственного опознавания в Российской Федерации. Ниже пойдет речь об аналогичных органах, существующих в США и других государствах. Сразу следует отметить, что у нас отсутствует такая стройная система управления государственным опознаванием.

Прежде всего, одним из главных недостатков нашей системы государственного опознавания является отсутствие федерального органа, координирующего данную деятельность между всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации и, как следствие, второй главный недостаток – отсутствие правовой базы на государственном уровне.

Нет федерального закона, который бы регламентировал все стороны развития и применения средств системы государственного опознавания всеми министерствами и ведомствами Российской федерации во взаимодействии с союзными государствами (пока только Белоруссия) и другими иностранными государствами в соответствии с международными договоренностями.

Основная причина этому – финансовые затраты, которые понесут эксплуатанты воздушных судов (независимо от форм собственности) при оснащении эксплуатируемых и изготавливаемых летательных аппаратов средствами ЕС ГРЛО «Пароль» или другой перспективной системы государственного опознавания.

Поэтому сейчас затруднено или даже практически невозможно согласовать любой нормативный правовой документ, затрагивающий интересы нескольких министерств и ведомств по данному вопросу. А те правовые акты, которые принимает Минобороны России в одностороннем порядке (Концепция развития средств системы государственного опознавания, различные приказы Министра обороны РФ) не могут разрешить большинство проблемных и спорных вопросов, решение которых позволит повысить эффективность применения системы государственного опознавания.

Кроме того, существует ряд неразрешенных организационных вопросов и в самом Министерстве обороны Российской Федерации. Такая сложная система держится, прежде всего, на большой организационной работе на всех уровнях управления, призванных обеспечить безопасность применения средств системы государственного опознавания и восстановить при необходимости ее имитостойкость.



Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Но штатных подразделений в органах военного управления, осуществляющих руководящую и направляющую роль в области совершенствования государственной системы радиолокационного опознавания, нет. Казалось бы, что система государственного опознавания «Пароль» – государственная боевая система. Однако государственного подхода к ее поддержанию на должном уровне пока нет.

Возможностей для нормальной эксплуатации как и ЗИП для ремонта и обслуживания средств системы «Пароль» в войсках (силах) становится все меньше и меньше. У каждого блока, в частности, засекречивающей аппаратуры опознавания (а на ней практически держится вся система) имеется свой срок годности, установленный ресурс работы. Таким образом, без соответствующих технических обслуживаний и периодического ремонта, подпитки расходными материалами, система государственного опознавания начнет скоро рушиться.

Если руководствоваться собственными правилами и принципами, то без работоспособной системы государственного опознавания самолет нельзя выпускать в полет, корабль в море, танкистов и пехоту в бой. Таким образом, отсутствие или неисправность средств системы государственного опознавания может привести к параличу действий в воздухе, на море и на земле, так как будет отсутствовать самая важная информация «где свои, а где чужие?».

До 2005 г. формирование предложений в проекты государственного оборонного заказа в части касающейся НИОКР и закупкам средств системы государственного опознавания осуществляло одно из управлений Управления начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации. После его расформирования функции по развитию систем и средств государственного опознавания решением начальника Генерального штаба были возложены на Управление заказов и поставок ВВСТ ПВО, а затем (июль 2006 г.) – на Военно-воздушные силы.

Однако ожидаемого результата не произошло. Закупка средств системы государственного опознавания была спланирована только для ВВС. В интересах других видов и родов войск Вооруженных Сил, министерств и ведомств Российской Федерации закупки спланированы не были. Ожидать положительного результата от конкретного главного штаба вида Вооруженных Сил, если возложить на него эти функции – бессмысленно.

Координацию развития и обеспечения средствами системы государственного опознавания должен осуществлять единый межвидовой координирующий орган, функционирующий в интересах всех видов и родов войск Вооруженных Сил, министерств и ведомств Российской Федерации, использующих средства системы государственного опознавания (оптимально эту структуру иметь в Главном управлении начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации).

Вопросы боевого применения, организацию взаимодействия между министерствами и ведомствами Российской Федерации и государствами-участниками СНГ по данному вопросу должен осуществлять Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Об этом было доложено начальнику Генерального штаба в октябре 2008 г., но из-за безразличной позиции отдельных исполнителей Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба, их нежелания вникнуть в эти серьезные проблемы, решения по данному вопросу пока не принято.

Несколько слов и об учениях по данной тематике. Ниже будет сказано, как планируются, проводятся и какие результаты таких учений в странах НАТО. У нас, к большому сожалению, они не планируются и не проводятся. Тренировки по восстановлению имитостойкого опознавания носят поверхностный характер, не учитывают специфических особенностей войск (сил), их дислокацию и в результате в основном сводятся только к проверке наличия документов (касающихся боевого применения и эксплуатации средств ЕС ГРЛО «Пароль») в штабах всех уровней.

Самое главное – подготовленность личного состава, его умение применять средства системы государственного опознавания, их техническое состояние и готовность к применению по назначению не проверяется. Недостаточно эффективно используются специализированные самолеты-лаборатории, дежурные по ПВО силы и средства (особенно части ЗРВ) ими практически не проверяются, в работе по оценке разрабатываемых средств перспективной системы государственного опознавания они не используются (а это их главное предназначение). Опыт боевого применения средств системы государственного опознавания не только не накапливается, а в связи с увольнением в запас подготовленных кадров – теряется.

Однако, несмотря на существующие сложности и проблемы, Минобороны России в одностороннем порядке проводит ряд НИОКР направленных на повышение эффективности боевого применения системы государственного радиолокационного опознавания, повышение криптостойкости (помехозащищенности и защиты от возможного подбора противником (разведками иностранных государств) кодов опознавания), идентификации воздушных судов.


В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РОССИЙСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПВО ОБЩЕВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ НЕ ОСНАЩЕНЫ НАЗЕМНЫМИ РАДИОЛОКАЦИОННЫМИ ЗАПРОСЧИКАМИ (НРЗ) ЕС ГРЛО «ПАРОЛЬ», А КОМАНДИРСКИЕ БОЕВЫЕ МАШИНЫ (КОМАНДИРОВ БАТАЛЬОНОВ (РОТ) И ВЫШЕ) НЕ ОБОРУДОВАНЫ РАДИОЛОКАЦИОННЫМИ ОТВЕТЧИКАМИ ЭТОЙ СИСТЕМЫ.

Завершена разработка новой системы радиолокационного опознавания «Страж» (модернизированная ЕС ГРЛО «Пароль», которая принята на вооружение и будет внедряться в войска по текущему выпуску образцов ВВТ, при капитальном ремонте образцов ВВСТ ПВО и авиации), а также по разработке перспективной системы государственного опознавания, что позволит в значительной степени повысить криптостойкость системы опознавания.

Проводятся НИР по идентификации воздушных судов, что в дальнейшем позволит определять не только тип воздушного судна, но и личные идентификационные номера пилотов.

Недоработки и недооценка системы государственного опознавания могут отрицательно повлиять на результаты военных действий, а решение существующих проблем в развитии и боевом применении средств системы государственного опознавания потребуют кропотливой и напряженной работы соответствующих государственных структур.

Анатолий КУЛИКОВ

Опубликовано 30 ноября в выпуске № 6 от 2009 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?