1 января, 2005
После Югославии и Ирака
В США пересматривают роль ВВС в войнах XXI-го века и требования к организации управления авиацией и войсками ПВО
Правда, ВВС и ПВО Ирака и Югославии значительно уступали противнику и в условиях полного превосходства последнего не могли оказать ему существенного сопротивления. Так, Ирак хотя и располагал примерно 780 боевыми самолетами (ударной авиации - 48%, истребительной авиации - 40%), однако, в основном, старых типов. Не отличались новизной и машины истребительной авиации, зенитные ракетные комплексы иракской противовоздушной обороны, средства ПВО Сухопутных войск.
То же самое можно сказать и о ВВС и ПВО Югославии, где они в организационном отношении представляли один вид Вооруженных Сил, имея в своем составе около 200 самолетов истребительной авиации, до 100 пусковых установок ЗРК различной дальности действия и почти 150 установок зенитной артиллерии. Вдобавок, устойчивое и непрерывное управление авиацией и ПВО Ирака и Югославии с начала военных действий было нарушено в результате целенаправленного мощного огневого и радиоэлектронного воздействия.
УПРАВЛЕНИЕ
Что касается управления авиацией и ПВО коалиционных сил в названных выше локальных войнах и вооруженных конфликтах, то оно было централизованным, хотя имело свои особенности в зависимости от состава создаваемых группировок, масштаба и условий военных действий.
Операция "Буря в пустыне" (Ирак, 1991 г.). Для управления авиацией многонациональных сил развернуты: КП управления ВВС; тактическая группа управления ВВС Франции и ВВС Саудовской Аравии; центр управления тактической авиацией (ЦУТА); самолеты ДРЛО системы АВАКС. Техническая основа системы управления - АСУ стратегического авиационного командования, тактической авиации США и спутниковые системы связи.
Операция "Лиса в пустыне" (Ирак, 1998 г.). Для управления коалиционной группировкой войск (сил) развернута специальная система, основными элементами которой стали оперативные группы ВВС, ВМС и Сухопутных войск. Руководство группировкой ВВС осуществлялось также с оперативного центра управления боевыми действиями (ЦУБД), а управление палубной авиацией, силами и средствами ПВО группировки ВМС - передовым штабом ВМС. Техническая основа системы - глобальная система управления Вооруженных Сил США (ГЦЦС) и ее морской компонент - ГЦЦС-М.
Операция "Решительная сила" (Югославия, 1999 г.). Создана единая система управления силами и средствами, которую возглавило ВГК ОВС НАТО в Европе (главнокомандующий - американский генерал У. Кларк). Непосредственное руководство группировкой ВС США в зоне кризиса осуществлялось ГК ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД (Неаполь, Италия), которое получило все соответствующие полномочия для этого. Более того, генерал Кларк имел возможность влиять на характер принимаемых лидерами НАТО решений. В частности, по его настоянию в Брюсселе дали "добро" на продолжение бомбардировок Югославии, после того как не удалось достичь политических целей операции на первом ее этапе.
Ответственность за руководство авиационным компонентом объединенной группировки в ходе операции была возложена на командующего 16-й ВА ВВС США генерал-лейтенанта Майкла Шорта, который одновременно являлся командующим ОВВС НАТО на Южно-Европейском ТВД (Неаполь). Общее планирование боевого применения и постановка задач американской авиации осуществлялись оперативными группами планирования штаба ГК ВВС США в Европе (авиабаза Рамштейн, Германия).
Для управления использовались: Центр управления воздушными операциями (ЦУВО) 5-го ОТАК, центры управления и оповещения района ПВО, самолеты ДРЛО Е-3А системы АВАКС, ВзПУ, КП штаба 6-го флота США и командные пункты итальянских авиационных баз.
Непосредственное руководство действиями сводных сил авиации ВС США обеспечивали оперативные группы ВВС США, входившие в состав объединенного центра управления воздушными операциями (ЦУВО) коалиционных сил штаба 5-го ОТАК (Виченца, Италия), центра управления действиями авиации на базе 501-й экспедиционной оперативной группы, центра координации воздушных операций при штабе группировки ОВС НАТО в Албании.
Основным органом оперативного управления тактической авиацией в ходе операции являлся центр управления действиями авиации НАТО, входивший в состав объединенного ЦУВО 5-го ОТАК (авиабаза Виченца, Италия). Основу ЦУДА составляли офицеры управления 16-й ВА командования ВВС США в Европе.
ЦУДА в реальном масштабе времени осуществлял контроль за ходом нанесения воздушных ударов, координировал деятельность авиационной и корабельной группировок, принимал решения о перенацеливании авиации или прекращении ударов.
В составе 501-й группы в круглосуточном режиме функционировал оперативный центр управления действиями авиации ВВС США, на который были возложены задачи оперативного руководства и координации действий тактической авиации.
В районе конфликта при штабе группировки ОВС НАТО в Албании (Дуррес) находился центр координации воздушных операций (ЦКВО), функции которого были близки функциям штабного корабля ВМС США "Ла-Саль".
Истребители-бомбардировщики тактической авиации, наносившие воздушные удары по объектам СРЮ, получали всю необходимую информацию и команды с ВКП ТА на ТВД на базе самолетов ЕС-130Е, от органов управления на базе 603-й эскадрильи управления ТА (авиабаза Авиано, Италия), с самолетов ДРЛО и управления Е-3 "Авакс" и Авакс-НАТО, от воздушных передовых авианаводчиков (ПАН) на самолетах ОА-10А, а также со штабного корабля ВМС США "Ла-Саль".
Операция "Свобода Ирака" (2003 г.). Управление группировками ВВС и войск (сил) ПВО коалиционных сил ведется с ПУ Объединенной системы ПВО НАТО (6-е ОТАК) и воздушных ПУ (ВзПУ). Основные органы управления (располагались в г. Эль-Хардж, Саудовская Аравия) - ОКП и ЦУВО. С целью осуществления общего контроля воздушного пространства и наземной обстановки в зоне Персидского залива в воздухе постоянно находились самолеты ДРЛО типа Е-3 и Е-2С. Незадолго до начала военной операции к ним присоединились самолеты Е-8С радиолокационной разведки и целеуказания.
ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЙ
Действия авиационных группировок США и их союзников характеризовались решительностью, массированием усилий на решении наиболее важных оперативных задач, широким применением высокоточного оружия (ВТО) различного предназначения, что обеспечивало достижение поставленных целей практически без потерь и в относительно короткие сроки.
Так, в операции "Буря в пустыне" главной формой применения авиации была воздушная наступательная операция, основным содержанием которой стали массированные ракетно-авиационные удары (МРАУ). Оперативно-тактическое построение сил и средств МРАУ, как правило, включало: I эшелон - крылатые ракеты морского базирования (до 100 КР); II эшелон - подавление системы ПВО и дезорганизация управления (до 175 самолетов); III и IV эшелоны - ударные (от 300 до 120 самолетов). В последующем велись систематические боевые действия, наносились групповые и одиночные авиационные удары, ракетные удары по вновь выявленным и непораженным объектам. Силы и средства ПВО многонациональной группировки осуществляли прикрытие наиболее важных административно-промышленных центров на ТВД, группировок войск, авиационных баз, группировок ВМС от ударов оперативно-тактических ракет Ирака и обеспечивали налеты своей ударной авиации.
Такой же характер носили действия группировки ВВС против Ирака в 1998 г. ("Лиса в пустыне"). В ходе воздушной наступательной операции было нанесено до 10-ти ракетно-авиационных ударов (РАУ) на глубину до 1000 км. В них участвовали тактическая, палубная, стратегическая авиация и крылатые ракеты морского базирования. Совершено около 650 самолето-вылетов, применено более 400 КРВБ и КРМБ. Войска, силы и средства ПВО осуществляли прикрытие авиационных баз, корабельных группировок и других важных объектов.
В операции "Свобода Ирака" в марте-апреле 2003 г. авиация коалиционных сил (США и Великобритании) применялась в условиях уже достигнутого ранее превосходства в воздухе. Военные действия начались с группового ракетно-авиационного удара по всем учреждениям инфраструктуры правящего режима, чтобы дезорганизовать военное и государственное управления.
В последующем ракетно-авиационные удары наносились сериями (всего около трехсот) как в темное, так и в светлое время суток. В этом состоит главное отличие "Свободы Ирака" от военных операций прошлых лет ("Буря в пустыне", "Решительная сила", "Несгибаемая свобода" и т.д.), которые начинались с проведения первого и последующих массированных ракетно-авиационных ударов в темное время суток в рамках воздушной кампании (воздушной наступательной операции). Тактическая, палубная и стратегическая авиация осуществляли поддержку войск, действуя круглосуточно из зон дежурства в воздухе.
Войска, силы и средства ПВО прикрывали районы базирования своей авиации, группировки войск и сил флота. Авиация и войска (силы) ПВО применялись по единому замыслу и плану, действовали совместно и в интересах наступающих группировок Сухопутных войск.
ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА
В рассматриваемых кампаниях войска (силы) ПВО в состав создаваемых группировок ВВС самостоятельным компонентом не включались. Задачи противовоздушной обороны решались войсками, силами и средствами ПВО Объединенной системы ПВО НАТО, а также штатными средствами ПВО группировок ВМС и Сухопутных войск, принимавших участие в военных действиях.
При подготовке к войне против Ирака для защиты войск антисаддамовской коалиции, а также важнейших военных объектов на территории стран зоны Персидского залива от ударов с воздуха Соединенными Штатами впервые была развернута эшелонированная многокомпонентная система ПВО/ПРО на ТВД, в состав которой входили западная и восточная группировки сил и средств наземного и морского базирования. Первые включали зенитные ракетные комплексы "Патриот" модификаций ПАК-2,3 Сухопутных войск и модернизированный вариант ЗРК "Усов. Хок" морской пехоты ВМС США. Вторые - американские крейсера и эскадренные миноносцы УРО типа "Тикондерога" и "Орли Берк", оснащенные автоматизированной системой боевого управления (АСБУ) "Иджис" и корабельными зенитными управляемыми ракетами "Стандарт-2".
Наиболее мощной была восточная группировка ПВО/ПРО - 17 батарей ЗРК "Патриот" (в т. ч. 10 - модификации ПАК-3; все - на территории Кувейта), батарея ЗРК "Усов. Хок", а также шесть эсминцев и пять крейсеров УРО. В западной группировке имелось 10 батарей ЗРК "Патриот" модификации ПАК-2, семь эсминцев и два крейсера УРО.
ДАВАЙТЕ ПРОАНАЛИЗИРУЕМ...
Анализ применения группировок авиации и ПВО многонациональных (коалиционных) сил показывает, что успех в решении совместных боевых задач достигался благодаря организации централизованного управления ими и четкому их взаимодействию. Авиация коалиционных сил обладала полным превосходством в воздухе. Войска, силы и средства ПВО и авиация Ирака системного противодействия не оказывали. Они утратили способность к реализации своих возможностей в условиях нарушенного государственного и военного управления, непрерывного огневого и радиоэлектронного подавления.
В Югославии (1999 г.) основным содержанием военных действий группировок войск НАТО с началом вооруженного конфликта были массированные ракетно-авиационные удары, в последующем - групповые и одиночные авиационные и ракетные удары по промышленно-экономическим, энергетическим, военным объектам и объектам инфраструктуры. Разведывательная авиация вела непрерывную воздушную разведку, истребительная авиация осуществляла прикрытие боевых порядков ударных групп. Наземные, корабельные силы и средства ПВО защищали аэродромы базирования, корабельные группировки и боевые порядки ударных групп. Авиация и войска (силы) ПВО (как и в 1991-м, 1998 гг.) выполняли единый замысел, согласованно "работали" по задачам, месту и времени.
Группировки авиации и войск ПВО Югославии при полном превосходстве авиации НАТО в воздухе, непрерывном огневом и радиоэлектронном воздействии на системы управления и средства противовоздушной обороны активного сопротивления противнику не оказывали. Наземные средства ПВО применялись ограниченно: обнаружение и определение координат воздушных целей осуществлялось по данным автоматизированных комплексов радиотехнической разведки, радиолокационные станции ЗРК включались кратковременно только для пуска ракет, после чего происходила смена позиций.
Истребительная авиация применялась также ограниченно, мелкими группами (по 2-4 самолета), маневренные воздушные бои, как правило, не велись. В результате задачи прикрытия наиболее важных объектов и отражения средств воздушного нападения противника решены были лишь частично.
Действия тактической, палубной и стратегической авиации ОВВС НАТО (многонациональных сил) были направлены на поражение наиболее важных объектов, вывод из строя которых создавал реальные условия для достижения целей военных действий. Характерным для этой войны было широкое применение высокоточного оружия, испытание новых высокоэффективных образцов авиационных средств поражения.
С каждым новым конфликтом расширялся круг задач, возлагаемых на крылатые ракеты воздушного и морского базирования. Интенсивность использования КРВБ и КРМБ постоянно возрастала по мере того, как выявлялись их преимущества перед другими видами оружия. В течение первых четырех дней операции "Буря в пустыне" на крылатые ракеты пришлось только 16% ударов. Но уже через два месяца - 55%. В период проведения операции "Лиса в пустыне" (1998 г.) КР было нанесено около 72% всех ударов (более 370 ракет). И если в ходе "Бури в пустыне" за 43 дня воздушной кампании по противнику выпустили 282 КР "Томахок", то в операции "Свобода Ирака" за 15 суток - уже около 700. При проведении операции "Решительная сила" против Югославии натовцы израсходовали около 700 КРВБ и КРМБ: 70% из них - для поражения стационарных объектов, имеющих высокую степень защищенности и сильную систему ПВО, 30% - по государственно-административным и промышленным объектам двойного назначения.
Несмотря на то что решение о проведении воздушной (наступательной) операции для достижения целей военных действий всегда принимал соответствующий командующий объединенной группировкой многонациональных сил, само решение на операцию вырабатывалось руководством ВВС. Также централизованно осуществлялось и управление всеми участвующими в проведении этой операции войсками и силами (оперативно подчиненными - через соответствующих представителей оперативно подчиненных войск и сил). Это и не могло быть по-другому, поскольку Уставом ВВС США (AFM 1-1) "Основная воздушно-космическая доктрина ВВС США" главными принципами использования ВВС определены "централизованное управление и децентрализованное исполнение". Расшифровывая это понятие, уже в новых руководящих документах ВВС США подчеркивается, что ":управление Воздушно-космическими силами и средствами должно осуществляться централизованно представителем ВВС, чтобы добиться согласованности, сосредоточения усилий на решении первостепенных задач, эффективности использования, стратегической и оперативной гибкости, обеспечения единства действий для достижения цели при минимальных затратах сил и средств". В то же время данным уставом указывается, что само выполнение задач воздушно-космическими силами "должно быть децентрализованным, чтобы достичь эффективности управления, оперативности и тактической гибкости".
Высокая эффективность действий авиации и сил ПВО США и их союзников была достигнута за счет практической реализации требований руководящих документов по централизации управления, которая способствовала завоеванию и удержанию превосходства в воздухе, достижению четкого взаимодействия авиации и сил ПВО во всех звеньях. Во всех кампаниях основные усилия авиации наступающая сторона с началом военных действий сосредоточивала на завоевании стратегического превосходства в воздухе, что достигалось нарушением государственного и военного управления, подавлением системы ПВО, поражением авиационных группировок, уничтожением наиболее важных объектов инфраструктуры.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Однако время не стоит на месте. В апреле 2004 г. председатель Комитета начальников штабов ВС Соединенных Штатов генерал Р. Майерс представил конгрессу свой доклад "Национальная военная стратегия США" как официальный документ, отражающий взгляды Пентагона на строительство, применение и роль американских Вооруженных Сил на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Развивая положения доклада Майерса, в штабе ВВС США (начальник - генерал Дж. Джампер) по указанию министра обороны на основе обобщения опыта военных действий, боевой и оперативной подготовки разработали "Базовую доктрину Военно-воздушных сил США". Ее основные положения включены в перспективные планы строительства американских ВВС и оперативные концепции по их применению в первые десятилетия XXI века.
Весь этот документ пронизан идеей о том, что ВВС США, которые уже практически превратились в Воздушно-космические силы, "дают стране уникальную возможность проецировать силу в любую точку мира в кратчайшие сроки". Следует обратить особое внимание на два момента: на изменение взглядов на роль ВВС в ведении войн и вооруженных конфликтов и на подходы к организации управления группировками авиации и войск ПВО в "горячих точках".
Американские военные теоретики и аналитики уже давно отошли от способа ведения войны, основанного на стратегии полного уничтожения или на изматывании при вовлечении противника в ближний бой для разгрома в ходе решительного сражения. Они обоснованно полагают, что сегодняшние ВВС США при грамотном их применении дают руководству страны альтернативу вариантам уничтожения и изматывания.
В соответствии с новыми взглядами американского военного руководства на войну быстрое, продолжительное и активное применение ВКС (ВВС) на начальной стадии может сразу привести к перелому в вооруженном конфликте, и это не потребует сосредоточения наземных войск для проведения контрударов. Влияние на потенциального противника может оказываться без необходимости ведения наземных операций. ВВС, нанося удары по районам сосредоточения группировок войск противника и его жизненно важным объектам, способны подавить волю противоборствующей стороны к сопротивлению. Предполагается, что уже на ранней стадии развития конфликта ВВС США смогут держать под прицелом все основные военные цели противника или поразить их, а в некоторых случаях - и достичь своих целей уже на начальной стадии, предоставляя дипломатам возможность завершения конфликта без дальнейшего применения военной силы.
Если же такие удары не приведут к поражению противника или подавлению его воли к сопротивлению и возникнет необходимость в наземных операциях, то ВВС США предоставляют возможность своему правительству принимать решение на их проведение. Но только в нужное и удобное для американских Вооруженных Сил время, в нужном месте и на выгодных для них условиях, чтобы свести к минимуму потери своих войск. Кроме того, полагается абсолютно справедливым, что интенсивное использование ВВС может также снизить и численность наземной группировки, необходимой для завершения конфликта.
При этом военные аналитики США опять-таки вновь и вновь подчеркивают, что для достижения поставленных целей управление ВВС должно осуществляться централизованно, а исполнение решения - децентрализованно, что "крайне необходимо для эффективного применения Воздушно-космических сил". Особо говорится о том, что централизация управления и децентрализация исполнения являются основными организационными принципами для Воздушно-космических сил, которые проверены опытом десятилетий как наиболее эффективные и действенные. Мало того, эти важнейшие принципы уже переведены в "догмы" ВВС, которые подлежат обязательному и неукоснительному применению на практике.
Анализ американских доктринальных материалов свидетельствует: военные теоретики и руководители ВВС США убеждены, что Воздушно-космические силы (ВВС) обладают способностью непосредственно оказывать влияние на стратегический и оперативный уровень ведения военных действий и поэтому "должны находиться под руководством одного начальника, обладающего стратегическими перспективами, необходимыми для сбалансированного применения мощных, но ограниченных по численности сил". Единый командующий (ВВС), оценивающий аспекты операции со всех сторон, сможет наилучшим образом увязать тактические требования со стратегическими и оперативными условиями конфликта.
На основе опыта военных действий американские эксперты обоснованно полагают, что централизованное управление повышает гибкость и эффективность Воздушно-космических сил. Достигается же это четким ситуационным (адаптивным) планированием, непосредственным руководством, определением приоритетности использования, синхронизацией и интеграцией ВКС для выполнения поставленных задач. Командующий Военно-воздушными силами, который сам принимает решение и разрабатывает стратегические планы, может наилучшим образом распределить и сконцентрировать ограниченные по численности ВВС в наиболее важных районах для достижения максимальных результатов.
Централизованное управление и децентрализованное исполнение позволяют держать под контролем весь ТВД и в то же время проявлять оперативную гибкость. Это также предоставляет возможность сосредоточения усилий для экономии сил. Универсальность и гибкость во многом гарантируют быстрое реагирование, живучесть и эффективность ВВС, а децентрализованное исполнение, предусматривающее передачу исполнительных функций структурам более низкого уровня для осуществления непосредственного управления силами и средствами - поощрение разумной инициативы, повышение ситуационной ответственности и тактической гибкости. Это позволяет подчиненным лучше использовать имеющиеся возможности и проявлять инициативу в быстро меняющейся обстановке.
кандидат военных наук, старший научный сотрудник, полковник
Опубликовано 1 января в выпуске № 4 от 2005 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?