Концепции

ПВО СНГ: финал не за горами

Без долгосрочного планирования у противовоздушной обороны Содружества нет перспективы

Противодействие государств-участников СНГ средствам воздушного нападения и невозможность реализации соответствующих мероприятий без целевого управления межгосударственными связями обусловливают необходимость использования программных методов для решения проблемы противовоздушной обороны стран Содружества.

''Документов на заседаниях Совета министров обороны Содружества рассматривается и принимается много. Однако далеко не все из них в конечном счете оказываются ''рабочими''. Фото Анатолия ШМЫРОВА

Необходимость целевой программы обеспечения комплексного противодействия вооруженных сил государств - участников СНГ силам и средствам воздушного нападения обусловлена наличием нерешенных проблем в обеспечении безопасности Содружества в воздушной сфере.

Анализ опыта отечественного и зарубежного военного строительства показывает, что успех в борьбе с воздушно-космическим противником может быть обеспечен только совместными усилиями всех видов и родов вооруженных сил, а также министерств и ведомств, объекты которых являются целями ударов и информационного воздействия.

Наличие сбалансированной целевой программы, учитывающей как современное состояние вооруженных сил, объектов экономики и инфраструктуры государств Содружества, так и перспективные планы их развития, позволит сделать ряд конкретных шагов по пути укрепления безопасности участников СНГ.

ЦЕЛИ, СРОКИ, ЭТАПЫ

Целью программы является повышение эффективности противодействия вооруженных сил государств - участников СНГ силам и средствам воздушного нападения.

Достижение цели обеспечивается проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по оперативно-стратегической, военно-технической и военно-экономической проработке мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности противодействия вооруженных сил государств - участников СНГ силам и средствам воздушного нападения и их практической реализацией по наиболее приоритетным направлениям.

Мероприятия программы обеспечения комплексного противодействия вооруженных сил государств - участников СНГ силам и средствам воздушного нападения реализуются в период с 2006 по 2010 гг. в один этап. Для обеспечения увязки программы с действующими и разрабатываемыми национальными программами по каждой группе программных мероприятий определены перспективы их дальнейшего развития в период 2011-2015 гг.

Система программных мероприятий базируется на результатах научных исследований по обоснованию перспектив развития вооруженных сил государств - участников СНГ и разработке предложений по рациональному сочетанию мероприятий развития автоматизированных систем управления, средств и систем связи, оперативной и радиолокационной разведки, истребительного авиационного прикрытия, зенитной ракетной обороны и радиоэлектронной борьбы, войсковой ПВО, средств и систем поражения СВН в местах базирования, поддержания и совершенствования живучести объектов, развития оборонно-промышленного комплекса, а также мероприятий информационного противоборства.

В программе предусматривается, что основная часть финансовых ресурсов (96,5%) выделяется на группу мероприятий совершенствования национальных систем ПВО, финансируемых из национальных бюджетов государств - участников реализации программы.

По остальным группам, помимо мероприятий в интересах отдельных государств-участников реализации программы, предусматривается проведение совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и других общих мероприятий противодействия силам и средствам воздушного нападения, дополняющих национальные планы и программы содержания и технического оснащения вооруженных сил. Их доля в общей потребности составляет 1,6%. Определяющая роль в финансирование общих мероприятий предусмотрена для Российской Федерации, вклад которой составляет примерно половину от потребных ассигнований на проведение этих мероприятий.

Механизм реализации программы предусматривает назначение, при ее утверждении Советом глав правительств СНГ, заказчика общих мероприятий противодействия силам и средствам воздушного нападения, а также национальных государственных заказчиков мероприятий, выполняемых в интересах совершенствования группировок национальных вооруженных сил государств - участников СНГ.


Заказчиком общих мероприятий противодействия силам и средствам воздушного нападения является Координационной Комитет по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств - участников СНГ. Национальными государственными заказчиками мероприятий, выполняемых в интересах совершенствования группировок национальных вооруженных сил, являются министерства обороны государств-участников реализации программы.

При выполнении программы заказчик общих мероприятий и национальные государственные заказчики руководствуются конституциями государств - участников СНГ, национальными законами, а также решениями Советов глав государств, Совета глав правительств и Совета министров обороны СНГ.

Управление реализацией программы осуществляется через Межгосударственную комиссию, формируемую из представителей Координационного Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны СНГ и национальных государственных заказчиков программы. Межгосударственная комиссия обеспечивает координацию деятельности национальных государственных заказчиков в интересах достижения конечной цели программы. Заказчики программы в установленном порядке заключают с исполнителями программы контракты на финансирование программных мероприятий на основе соответствующих соглашений (договоров) и с учетом объемов финансирования за счет средств национальных бюджетов на очередной финансовый год.

Заказчики программы ежегодно представляют отчеты с аналитическими материалами о ходе их выполнения в правительства государств - участников Программы и в Исполнительный комитет СНГ. Исполком СНГ ежегодно докладывает итоги реализации программы на заседании Совета глав правительств СНГ. По результатам рассмотрения годовых отчетов о ходе выполнения Программы в случае необходимости может быть принято решение о проведении экспертных проверок, на основании которых определяется целесообразность продолжения работ и финансирования программных мероприятий или выносится вопрос о приостановке их выполнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты реализации программы будут заключаться:

в разработке нормативно-правовой базы и механизма обеспечения реализации комплекса мер, направленных на повышение безопасности государств-участников в условиях применения современных и перспективных СВН и предотвращение террористических действий в воздушном пространстве;

в повышении боевых возможностей (эффективности) ОС ПВО СНГ в регионах коллективной безопасности на 25-30%;

в повышении защищенности ключевых объектов экономики и инфраструктуры, находящихся в регионах возможных конфликтов до 1,5-2 раз;

в повышении защищенности информационной среды систем управления и связи ОС ПВО СНГ до 2-3 раз;

в сохранении ядра научно-технического, экспериментального и производственного комплекса, обеспечивающего создание средств борьбы с воздушным (воздушно-космическим) противником, отвечающих современным требованиям, а также развитие технологической базы для других отраслей народного хозяйства;

укреплении и расширении позиций государств - участников СНГ на мировом рынке вооружений за счет расширения экспорта средств и систем ПВО;

обеспечении рабочих мест в оборонном комплексе и смежных с ним отраслях народного хозяйства, сохранении интеллектуального потенциала государств-участников.

Реализация программных мероприятий, являясь актуальной для каждого государства - участника программы, имеет важнейшее значение для Российской Федерации. Дальнейшее развитие ОС ПВО СНГ и совершенствование национальных систем ПВО союзных государств на основе российских военных систем является одним из действенных направлений укрепления военно-политического союза государств Содружества, способствует укреплению и расширению межгосударственных связей внутри СНГ.

Рассматривая военно-политические и военные аспекты значения программы, необходимо отметить:

- во-первых, группировки сил ПВО государств-союзников являются своего рода буфером, разделяющим Россию и ее потенциальных противников на ряде направлений. В этих условиях военные конфликты, которые потенциально могут быть развязаны с конечной целью против России, вероятно, будут иметь начало своего развития на территории одного или нескольких соседних с Россией государств-союзников;

- во-вторых, национальные системы ПВО государств-участников в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности представляют собой передовой стратегический эшелон противовоздушной обороны объектов Российской Федерации. Благодаря его наличию значительно увеличивается подлетное время СВН противника для группировок сил ПВО России в Центральной, Северо-Кавказской, Уральской и Сибирской зонах ПВО. Это обеспечивает более благоприятные условия для их перевода в готовность к отражению нападения воздушного противника;

- в-третьих, наличие далеко вынесенного радиолокационного поля, создаваемого средствами РТВ государств-участников, обеспечит для России и ее ПВО своеобразное предполье информационно-разведывательной компоненты системы обороны, а также возможность организации передового истребительного авиационного эшелона за пределами России;

- в-четвертых, государства - участники Соглашения о создании ОС ПВО СНГ обладают относительно развитой аэродромной сетью. Программа предусматривает комплекс мероприятий как по совершенствованию авиационной составляющей объединенной системы, так и по укреплению безопасности ее функционирования;

- в-пятых, программа предусматривает ряд мероприятий, реализация которых направлена на создание сил усиления ОС ПВО СНГ. Актуальность и важность таких мероприятий была подтверждена в ходе отработки замысла совместных учений с боевой стрельбой "Боевое Содружество-2005" объединенной группировкой войск государств - участников СНГ;

- в-шестых, создание мобильных группировок авиации и войск (сил) ПВО России и других государств-участников СНГ, совершенствование системы управления ими в рамках выполнения программных мероприятий, помимо решения сугубо военных задач, может служить также цели выполнения миротворческих функций при возникновении или обострении ситуации. Это позволит управлять ею на фазах зарождения, обострения напряженности, угрожаемого периода и локализации возможных военных конфликтов.

В военно-техническом аспекте реализация программы обеспечивает дополнительную загрузку, в первую очередь, российских предприятий -разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники ПВО.

Таким образом, реализация программы позволит рассматривать ОС ПВО СНГ как один из важных элементов укрепления собственной безопасности России, урегулирования возможных конфликтов и укрепления миропорядка на территории Содружества.

Проект программы разработан в 2004 г. по заданию Координационного Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны СНГ базовой организацией государств - участников Содружества Независимых Государств в области исследования проблем противовоздушной обороны - 2 ЦНИИ МО РФ. Согласие на участие в реализации программы, помимо Российской Федерации, дали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан.

После разработки проект программы достаточно быстро был согласован министерствами обороны государств - участников реализации программы, одобрен Советом министров обороны СНГ на заседании 21 мая 2004 г. и разослан главам правительств Содружества на согласование.

В дальнейшем прохождение проекта резко затормозилось из-за позиции Минфина России, дважды рассматривающего программу по поручениям аппарата Правительства Российской Федерации в 2004 и 2005 гг.

При первом рассмотрении все ограничилось затяжкой времени. Получив проект в июле 2004 г., Минфин 16 февраля следующего года сообщил, что все его замечания в целом учтены. С учетом положительных отзывов от других государств - участников реализации программы это позволило рассмотреть проект программы на заседании Экономического совета СНГ в июле 2005 г. и принять решение о вынесении проекта программы на утверждение Совета глав правительств СНГ.

Однако повторно получив в июле 2005 г. проект программы на рассмотрение перед вынесением на утверждение, Минфин посчитал необходимым значительно ужесточить свою позицию. Поводом для этого послужил использованный разработчиками проекта существующий порядок финансирования совместных мероприятий совершенствования объединенной системы ПВО СНГ со стороны Российской Федерации через раздел Федерального бюджета "Общегосударственные вопросы" (ранее - раздел "Международная деятельность").

Существующий порядок финансирования никому не мешал, пока не появился немилый Минфину проект программы. Поэтому, во-первых, он был объявлен противоречащим Порядку разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ СНГ, утвержденному решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 г. Во-вторых, в этой связи в августе 2005 г. Минфин предложил уточнить источники финансирования программы, однако до настоящего времени ни одно из предложений им не принято.

В результате запланированный Исполнительным комитетом СНГ вопрос утверждения программы на заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 2005 г. был исключен с формулировкой "снят по предложению Российской Федерации".

Таким образом, к настоящему времени разработан проект межгосударственной целевой программы, имеющей важнейшее значение для обеспечения обороноспособности Российской Федерации и не требующей от нее очень больших затрат. Однако, единственной страной, не согласовавшей до сих пор проект программы, является Россия.

Хочется надеяться, что в самое ближайшее время у тех, от кого зависит утверждение программы, найдется достаточно государственной воли и мудрости для принятия необходимых решений.

Олег РОССИНСКИЙ
начальник научно-исследовательского
управления 2 ЦНИИ МО РФ,
доктор военных наук,
старший научный сотрудник,
полковник,

Владимир СУТЫРИН
ведущий научный сотрудник
2 ЦНИИ МО РФ,
доктор технических наук,
профессор, полковник

Опубликовано 1 января в выпуске № 1 от 2006 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?