29 ноября, 2007
ВВС как инструмент политики
Окончание. Начало в № 5 за 2007 г.
Можно выделить следующие важнейшие направления развития СВКН:
создание и полномасштабное развертывание глобальной космической системы (КС) Battlefield Awareness ("Прозрачность поля сражения"), позволяющей в режиме реального времени наблюдать за обстановкой на Земле, в воздухе и космосе, координировать действия с другими КС, наземными и воздушными системами защиты и нападения;
создание ударных КС (орбитальных платформ) для нанесения ударов по наземным, воздушным и космическим объектам с помощью средств поражения, разработанных на основе ядерных технологий;
широкомасштабное освоение диапазона высот от 35-40 до 100-120 км и скоростей полета от М - 3 до М - 15-20 с использованием летательных аппаратов (ЛА), создаваемых на основе гиперзвуковых технологий;
реализация концепции комплексного применения крупногабаритных (ККА) и маломассогабаритных космических аппаратов (МКА) различного предназначения запуском их с помощью ракет-носителей (РН) мобильного базирования;
совершенствование МБР с целью повышения их возможностей по преодолению систем ПРН, ПРО противника, оснащение их ГЧ (ББ) оружия массового поражения (не ядерным), управляемым в полете;
совершенствование нестратегических средств ракетного нападения (нестратегических БР) - МБР с целью доведения их дальности и скорости полета до максимально установленных международными договорами
(Dп
активное внедрение при создании СВКН технологии "Стелc" и микроминюатиризации;
разработка и оснащение воздушных и ракетно-космических носителей оружием направленной и электромагнитной энергией, оружием на новых физических принципах.
Перспективный истребитель ВВС США F-22A "Рэптор".
Фото: US AIR FORCE
Остановимся на рассмотрении одного из перечисленных направлений: освоении диапазона высот от 35-40 до 100-120 км и скоростей полета от М - 3-5 до М - 15-20 с использованием летательных аппаратов (ЛА), создаваемых на основе гиперзвуковых технологий. Вся совокупность этих средств получила название гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА).
Довольно обширную информацию о ведущихся в США и других странах разработках принципиально нового класса СВКН, применяемого в воздушно-космическом пространстве, еще несколько лет назад можно было встретить в материалах открытой печати. Однако, с начала 2000-х гг., количество публикаций по данной тематике резко уменьшилось, что вовсе не означает сокращения объема работ в области СВКН. Как раз наоборот: разработки в области ГЗЛА приобретают все большую практическую направленность, а сложнейшие технические решения принимают реальные очертания.
Наибольший объем НИОКР в области гиперзвуковых технологий выполняют США. Ведутся они в рамках нескольких программ, осуществляемых NASA, министерствами ВВС, ВМС и СВ. Аналогичные исследования проводятся в Германии, Франции, Великобритании, Японии. Проявляют определенный интерес к этой проблеме Индия и Австралия.
Учитывая значительную стоимость работ, США предпринимают активные меры по созданию кооперации государств в области гиперзвуковых технологий, а также по использованию российских технологий в их реализации.
Ближайшими планами министерства обороны США намечено проведение демонстрационных испытаний гиперзвуковых УР класса "воздух-земля" со скоростями полета, соответствующими числам М - 4,5-8 и дальностью стрельбы более 700 км, а также гиперзвукового планирующего (без силовой установки) аппарата доставки к цели средств поражения. Основные ТТХ гиперзвуковой УР "Хайфлай" выглядят следующим образом: максимальная дальность полета - более 1000 км, скорость полета на высоте 30 000 м - около 2000 м/с (М - 6,5).
По мнению американских военных специалистов, ВВС США в XXI веке, должны не только эффективно использовать свои космические системы, но и не допускать, чтобы другие страны использовали подобные системы против США. С учетом этого предлагается увеличить участие ВВС в космических программах, при этом в ближайшем будущем ВВС определяются следующие задачи: господство в воздухе и космосе; глобальная досягаемость и мобильность; высокая точность поражения; информационное превосходство; гибкое боевое обеспечение. Успешное выполнение этих задач предполагается осуществить через непрерывное совершенствование СВКН и повышение их боевых возможностей.
Иностранные военные специалисты полагают, что ВВС уже давно способны самостоятельно решать стратегические задачи, а в современных условиях воздушно-космическая мощь является доминирующим и решающим элементом боевой мощи вооруженных сил.
При этом в ближайшем будущем воздушная сфера и космос станут единой средой, используемой для боевых полетов. Воздушно-космические силы, в которые превратятся ВВС США в XXI веке, будут иметь на вооружении лазерное оружие и смогут почти мгновенно поражать любой объект, даже если он находится глубоко под водой или под землей.
Министерство обороны США продолжает проведение комплекса организационно-технических мероприятий по реформированию американских военно-воздушных сил в целях обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов и защиты американских интересов в любом регионе мира.
Основное содержание данного процесса заключается в совершенствовании системы боевого управления и организационно-штатной структуры авиационных частей и подразделений, модернизации существующих и принятии на вооружение новых образцов авиационной техники, а также в изменении системы базирования военно-воздушных сил на национальной территории и за рубежом.
В частности, командование ВВС США решает задачу более четкого разграничения административных и оперативных функций управления подчиненными силами и средствами. В этих целях для оптимизации административного руководства расформировываются штабы воздушных армий. В связи с этим в мирное время авиационные крылья будут замыкаться непосредственно на штабы соответствующих командований ВВС.
Истребитель ВВС США F-35
Фото: US AIR FORCE
В свою очередь, для обеспечения оперативного управления военно-воздушными силами вместо упраздняемых штабов воздушных армий создаются постоянные штабы оперативных формирований ВВС. Они призваны обеспечить руководство оперативной и боевой подготовкой военно-воздушных сил, проведение заблаговременного планирования боевых действий и непосредственное управление силами и средствами объединенных оперативных формирований в ходе операций.
Одновременно командование ВВС США предполагает оптимизировать структуру военно-воздушных сил за счет сокращения количества авиационных крыльев.
Аналогичные мероприятия проводятся и в ВВС других государств НАТО. Так, командование вооруженных сил Германии в рамках программы военного строительства, рассчитанной на период до 2015 г., также осуществляет реорганизацию военно-воздушных сил. Основной акцент при этом делается на совершенствовании организационно-штатной структуры ВВС в интересах повышения мобильности органов управления и создания необходимых условий для задействования авиационных формирований за пределами национальной территории.
Фото: US AIR FORCE
В целях обеспечения эффективного руководства экспедиционными формированиями ВВС на удаленных ТВД проводятся мероприятия, направленные на наращивание возможностей оперативного командования ВВС ФРГ. В частности, в его составе предусматривается сформировать центр радиоэлектронной борьбы, полк управления и связи, а также создать мобильный центр управления авиацией (ЦУА). В соответствии с требованиями командования ВВС Германии, ЦУА должен быть готов к развертыванию в течение 30 суток в любом регионе мира и обеспечить управление авиационной группировкой в составе до 100 боевых самолетов.
Оптимизация боевого состава ВВС ФРГ сопровождается переводом германских военно-воздушных сил на новый принцип деления войск по оперативному предназначению: силы оперативного задействования, силы стабилизации и силы поддержки.
В состав сил оперативного задействования предполагается включить одну-две истребительно-бомбардировочные эскадрильи, разведывательную, транспортную авиационную, транспортную вертолетную эскадрильи, зенитную ракетную группу, силы и средства поисково-спасательной службы ВВС (до 30 боевых самолетов).
Силы стабилизации (до 200 боевых самолетов) объединят в своем составе основную часть боеготовых авиационных формирований, а также сил и средств ПВО.
В силы поддержки войдут части обеспечения, военно-учебные центры и подразделения, а также резерв ВВС.
Таким образом, анализ мероприятий по реорганизации военно-воздушных сил бундесвера свидетельствует о намерении руководства ФРГ привести данный вид вооруженных сил в соответствие с новыми военно-доктринальными установками, предусматривающими формирование мобильных экспедиционных сил для решения широкого круга задач в различных регионах мира.
В настоящее время основу тактической авиации ведущих иностранных государств составляют машины 3-4 поколения, к которым относятся истребители американской (F-15, F -16, F-117A) и европейской разработки ("Торнадо", "Ягуар" и "Мираж 2000").
В целях повышения боевой эффективности и продления срока службы этих самолетов проводятся работы по их модернизации, направленные на совершенствование конструкции планера, улучшение характеристик двигателей, проведение доработок штатного и установку нового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), в том числе аппаратуры связи с повышенной степенью помехозащищенности от радиоэлектронных средств.
В частности, модернизируемые тактические истребители оснащаются приемниками космической радионавигационной системы (КРНС) "Навстар", системой огибания рельефа местности, нашлемной системой целеуказания, системой передачи и распределения тактической информации и цифровой аппаратурой передачи данных и целеуказания. Расширение номенклатуры авиационных средств поражения современных ВВС осуществляется за счет включения в состав их вооружения перспективных управляемых ракет класса "воздух-воздух" и управляемого оружия класса "воздух-земля", прежде всего, высокоточного.
Особое место в планах развития ВВС иностранных государств отводится созданию и принятию на вооружение БЛА различного назначения (разведывательных, ударных, миниатюрных и т.д.).
Результаты применения истребительной авиации в последних вооруженных конфликтах в Персидском заливе и на Балканах также оказывают влияние на характер работ по модернизации тактических истребителей.
Так, руководства ВВС США и ведущих европейских государств с целью повышения выживаемости машин при выполнении боевых задач по прорыву системы ПВО и выявления РЛС противника, приняли решение об оснащении самолетов тактической авиации буксируемыми постановщиками помех, успешно применявшихся в ходе воздушной операции ОВС НАТО в Югославии (1999 г).
Кроме того, для выполнения подобных задач тактические истребители будут также оборудоваться автономной ложной воздушной целью (АЛВЦ), обеспечивающей имитацию эффективной площади рассеяния, типовых профилей полета и маневров реальных самолетов и подвешиваемой на одном из узлов внешней подвески.
Самолеты палубной авиации ВМС США впервые применили АЛВЦ TALD (Tactical Air-Launched Decoy) в ходе боевых действий в зоне Персидского залива в 1991 г., а с 1999 г. на вооружении тактической авиации начали поступать относительно дешевые миниатюрные АЛВЦ MALD (Miniature Air-Launched Decoy).
Вместе с тем в целях дальнейшего повышения эффективности и расширения боевых возможностей истребительной авиации ведущие иностранные государства осуществляют ряд программ разработки перспективных истребителей нового (пятого) поколения.
В рамках оснащения ВВС США новой авиационной техникой особое внимание уделяется поставкам в войска новейших истребителей F-22 "Раптор", а в перспективе - и истребителей пятого поколения F-35. В дальнейшем истребители данного типа заменят все состоящие на вооружении самолеты тактической авиации.
В целом уже к 2011 г. более 10% парка тактической авиации составят истребители пятого поколения. К этому времени на вооружении ВВС США будет находиться до 200 современных БЛА, а парк стратегической заправочной авиации обновится на 20%, что, по мнению американских экспертов, позволит Соединенным Штатам обеспечить значительное превосходство над авиацией государств - потенциальных противников.
В целях обеспечения стратегической мобильности ВВС США, важное значение придается обновлению парка заправочной авиации. В 2007-2008 гг. планируется осуществить вывод из боевого состава всех устаревших транспортно-заправочных самолетов КС-135Е и начать закупки новых самолетов-заправщиков. Пополнение парка стратегической военно-транспортной авиации осуществляется за счет поставок самолетов С-17 "Глоубмастер 3".
Командование вооруженных сил США также предпринимает значительные усилия, направленные на поддержание на необходимом уровне существующих и обеспечение дальнейших разработок перспективных систем и средств разведки и РЭБ.
С начала 2000-х гг. активно ведутся работы по модернизации существующих и созданию новых специализированных авиационных средств РЭБ, которые предназначены для скрытного ведения разведки систем и средств связи, ПВО, управления войсками и последующего нарушения или затруднения их функционирования как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими средствами.
При ведении боевых действий авиационными группировками значительное внимание будет уделяться своевременному выявлению мест дислокации, параметров и режимов работы РЛС систем ПВО противника для последующего подавления или снижения их эффективности.
На современном этапе авиацией ВВС США это достигается путем использования: специализированных палубных самолетов РЭБ ЕА-6В "Проулер", тактических истребителей F-16CJ "Файтинг Фалкон", оснащенных противорадиолокационными ракетами AGM-88 "Харм"; бортовых самолетных систем РЭБ; расходуемых средств (дипольные отражатели и ложные тепловые цели) и автономных ложных воздушных целей, сбрасываемых с самолетов-носителей.
В качестве основных специализированных самолетов РЭБ на период до 2015 г. останутся ЕС-1ЗОН "Компас Колл" и ЕА-6В "Проулер".
В настоящее время проводятся модернизации данных самолетов, разрабатывается новый перспективный самолет РЭБ ЕА-18G "Гроулер", основным отличием которого является расширение бортовой радиоэлектронной аппаратуры за счет установки современной аппаратуры РЭБ, значительное увеличение возможностей по радиотехнической разведке и радиоэлектронному подавлению РЭС противника.
В ходе совершенствования системы авиационного базирования командование ВВС США предполагает размещать силы и средства ВВС на постоянной основе главным образом на территории Соединенных Штатов. За пределами США авиация будет базироваться на основных и передовых авиабазах, а также на передовых аэродромах.
Основные авиабазы, на которых в настоящее время уже базируются авиационные формирования ВВС США, будут сохранены в Великобритании, Германии, Испании, Италии, странах Персидского залива, Республике Корея и Японии.
Передовые авиабазы планируется располагать в непосредственной близости от потенциальных очагов нестабильности и границ государств, политика которых не отвечает национальным интересам США. Небольшие контингенты ВВС на этих базах при обострении обстановки в соответствующем регионе подлежат быстрому усилению.
Соответственно, на передовых аэродромах постоянное базирование ВВС США не предусматривается. Однако наличие двусторонних соглашений Соединенных Штатов с иностранными государствами позволит, в случае необходимости, быстро развернуть на них американские авиаподразделения.
В целом, анализ планов реформирования ВВС иностранных государств, свидетельствует о стремлении их руководства повысить боевые возможности при сокращении численности и оптимизации организационно-штатной структуры военно-воздушных сил. Основной акцент в ходе проводимых мероприятий делается на качественном совершенствовании авиационной техники при одновременном снижении расходов на содержание устаревших систем вооружения.
По мнению западных военных специалистов, будущие войны будут напоминать проводившуюся в 1999 г. операцию НАТО "Решительная сила" против Югославии, в ходе которой космические средства способствовали революции в таких областях как разведка, связь и навигация.
Кроме того, по их мнению, информационное превосходство позволит использовать все силы как единое целое и добиться перевеса над противником. В связи с этим, наиболее приоритетным направлением наращивания боевых возможностей вооруженных сил США определена практическая реализация концепции "Ведение боевых действий в едином информационном пространстве".
В соответствии с ее положениями особое место отводится созданию взаимоувязанных сетей управления средствами поражения и разведки на всех этапах подготовки и ведения боевых действий, которые обеспечат заблаговременное планирование, быстрое изменение конфигурации единой разведывательно-ударной системы и доведение информации и команд управления до потребителя в зависимости от реально складывающейся обстановки.
Фото: US AIR FORCE
При этом роль системообразующего элемента будет выполнять единая сеть обмена данными, обеспечивающая в реальном или близком к реальному масштабе времени распределенный доступ и обмен информацией между различными средствами разведки, автоматизированного управления и поражения. Это позволит формировать единую, динамично изменяющуюся картину боевых действий и, как следствие, гибко и оперативно выполнять ближайшие и последующие задачи.
Технологической основой концепции "Ведение боевых действий в едином информационном пространстве" является представление вооруженных сил в виде компьютерной сети, объединяющей три основных элемента: средства разведки, средства поражения (воздействия) и информационно-управляющие элементы, обеспечивающие автоматизированный анализ обстановки, принятие и реализацию решений и команд управления.
Реализация концепции проводится одновременно по двум направлениям: создание перспективных систем высокоточного оружия и новейших средств информационно-разведывательного и навигационного обеспечения применения такого оружия.
Содержание основных направлений работ, нацеленных на повышение боевого потенциала авиационной техники ВВС США, сведено в раздел "Технологии систем оружия" (Weapons Systems Technologies) и включает три основные подобласти: "Самолеты", "Газотурбинные двигатели" и "Интерфейс человек-машина".
В подобласти "Самолеты" главные усилия предполагается сосредоточить на обеспечении защиты ЛА в целом, а также электродистанционных систем управления ими и полноправных цифровых систем управления двигателями от электромагнитного излучения при применении противником ядерного и СВЧ-оружия.
По оценке ведущих специалистов в области аэродинамики, основанной на анализе достигнутых и планируемых результатов внедрения перспективных технологических достижений в области авиационного двигателестроения, материалов, аэродинамики и производственных процессов, к 2025 г. возможно создание летательного аппарата (ЛА) с максимальной дальностью полета без дозаправки топливом в воздухе более 20 000 км, максимальной массой полезной нагрузки около 100 т и высокой дозвуковой крейсерской скоростью полета, соответствующей числам М - 0,8-0,9. Ожидается, что максимальная взлетная масса такого самолета может достигнуть 300-400 т.
При этом, считается, что масса его конструкции благодаря использованию легких композиционных материалов, в том числе в силовых элементах, может быть снижена на 10-15% по сравнению с массой существующих ЛА. Одной из главных задач этих исследований является также оценка возможности создания высокоунифицированного самолета модульной конструкции для разработки и производства на его базе с минимальными доработками машин различного назначения (стратегических бомбардировщиков, военно-транспортных, транспортно-заправочных, дальнего радиолокационного обнаружения и управления и других, а также самолетов гражданского сектора).
Это позволит существенно снизить стоимость их жизненного цикла благодаря изготовлению на единой производственной линии разных модификаций, число которых, по оценкам, может составить до 700-1000 ед.
Совершенствование газотурбинных двигателей связывается с дальнейшим повышением температуры газа в камере сгорания, что позволит улучшить параметры рабочего процесса двигателей и снизить их массогабаритные показатели. Это предполагается достигнуть за счет применения новых материалов в конструкции горячей секции, монокристаллических рабочих лопаток турбины, а также перспективных методов изготовления охлаждаемых рабочих лопаток и сопловых аппаратов.
В подобласти "Интерфейс человек-машина" основным направлением работ считается создание высокоэргономичных аппаратуры и систем управления, отображения информации, существенно снижающих информационные и физиологические нагрузки на экипаж и характеризующихся высокими надежностью работы и разрешающей способностью, в том числе при значительных эксплуатационных перегрузках, малой потребляемой мощностью и простотой эксплуатации.
На современном этапе в целях повышения боевой эффективности тактических истребителей и боевых вертолетов наиболее важным считается оснащение их систем управления оружием облегченными (масса менее 900 г.) нашлемными системами отображения информации и целеуказания, использующими технологии телевидения высокой четкости.
В целом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что военно-воздушные силы иностранных государств, в настоящее время накопили богатый опыт боевого применения в локальных войнах и военных конфликтах конца XX- начала XXI веков. Несомненно, авангардом в развитии ВВС являются США, которые не скупятся на их оснащение новейшими системами оружия, информационных технологий, средств разведки и РЭБ.
Во многих государствах-участниках блока НАТО происходят организационные изменения, сокращается число авиационных частей и подразделений за счет принятия на вооружение новейших образцов авиационной техники, высокоточного оружия.
ВВС выходят на новый рубеж - освоение воздушно-космического пространства, высот боевого применения от 30 до 100 км с гиперзвуковыми скоростями полетов. За счет применения новейших материалов изготовления планеров снижается радиолокационная заметность летательных аппаратов, увеличивается их дальность полета.
Дальнейшее развитие получили беспилотные летательные аппараты, в том числе и миниатюрные, средства разведки и радиоэлектронной борьбы. Большое значение придается разработке высокоточного оружия нового поколения - автономных высокоточных авиационных боеприпасов, УАБ наводимых по лазерному лучу, самонаводящиеся и самоприцеливающиеся боевые элементы.
Особое место отводится единому информационному обеспечению боевых действий военно-воздушных, военно-морских сил и сухопутных войск.
Военная сила по-прежнему остается важнейшим фактором межгосударственных отношений в современных условиях. Опыт вооруженного противоборства в военных конфликтах свидетельствует о возрастающей роли ВВС, которые является инструментом политики, с помощью которого нападающая сторона воздействуя на противника, стремилась достичь поставленных военно-политических целей.
Авиация была, остается и в ближайшей перспективе будет одним из основных средств, способных наносить удары на глубину театра военных действий или территории противника. Массированное применение авиации в начальном периоде военного конфликта предопределяет не только захват инициативы, но и исход противоборства.
Опубликовано 29 ноября в выпуске № 6 от 2007 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?