Войны и конфликты

Одиннадцатидневная кампания

В декабре 1972 г. стратегические бомбардировщики B-52 стремились "встряхнуть воображение и подорвать дух" Ханоя

"ВКО" в 2004 г. не раз публиковал материалы об операции "Лайнбэкер-2" (№ 1 - "Стратофортрессы" над Северным Вьетнамом", № 2 - "СА-75 против В-52", "Воздушные бои над Северным Вьетнамом", № 4 - "Меньшие, но чувствительные"). Это было сделано не случайно: со времени окончания Второй мировой войны и по сей день стратегическая авиация США никогда не применялась столь массированно, как в декабре 1972 г., а потому уроки тех ожесточенных и невиданных по силе бомбардировок еще долго не утратят своей актуальности. Напомним, что на страницах журнала редакция представила взгляд на операцию и ее оценки советских специалистов, находившихся в Северном Вьетнаме в качестве военных советников. Однако, по мнению наших читателей (в частности, Сергея Решетникова, Юрия Рогова, Вячеслава Соколова), более полное и объективное представление о "Лайнбэкэр-2" можно получить только тогда, когда будет, так сказать, "выслушана" и противоположная сторона - американская. Выполняя данное пожелание, помещаем статью, подготовленную на основе материалов экспертов из Соединенных Штатов.

КАК утверждают американские исследователи, главная задача операции "Лайнбэкер-2" якобы заключалась в том, чтобы усадить "неуступчивое" руководство ДРВ за стол мирных переговоров (они шли в Париже, начиная с 1968 г.), которые северовьетнамские представители отказались продолжать. Для Вашингтона в декабре 1972 г. складывалась откровенно мрачная ситуация. Процесс "вьетнамизации" и сокращения американского военного присутствия уменьшил численность контингента Вооруженных Сил США в Южном Вьетнаме до 26 тыс. человек. Этого было совершенно недостаточно для победы в войне, зато вполне хватало для бесславного ее завершения.

ОПОЗДАЛИ НА 7 ЛЕТ...

Между тем в 1972 г. на Белый дом оказывала беспрецедентное давление как международная, так и собственная, американская, общественность, требовавшая скорейшего завершения конфликта. Поэтому в Вашингтоне, подчеркивают американские эксперты, посчитали необходимым в достаточно короткое время нанести Северному Вьетнаму такие потери и разрушения, которые бы повлияли на позицию официального Ханоя. Президент США Ричард Никсон призвал Военно-воздушные силы спасти ситуацию, и в период с 18 по 29 декабря 1972 г. ДРВ подвергалась мощным бомбовым ударам. Причем в ходе этой "одиннадцатидневной войны" (так назвали "Лайнбэкер-2" некоторые исследователи) в отличие от операции "Лайнбэкер-1", проводившейся незадолго до ее начала, налетам подвергалась не вся достаточно обширная территория Северного Вьетнама: на сей раз главные усилия стратегической авиации предполагалось направить исключительно против столичного региона - своеобразного военно-индустриального центра ДРВ.

Основным самолетом для проведения предстоящей операции должен был стать всепогодный B-52. Данный выбор командования ВВС США объяснялся двумя причинами. Во-первых, сезон муссонов во Вьетнаме приходится и на декабрь, следовательно, неблагоприятные метеоусловия оказывали огромное влияние на планирование ударов. Во-вторых, "Стратофортресс" являлся краеугольным камнем ядерной триады Америки и считался особо ценным оружием. По словам советника национальной безопасности Генри Киссинджера, этот бомбардировщик был способен "встряхнуть воображение и подорвать дух". Короче говоря, В-52 сочли в Белом доме самым подходящим средством для того, чтобы заставить руководство ДРВ возобновить переговоры в Париже.

Правда, отмечают исследователи, при этом Ричард Никсон очень сильно рисковал. Во-первых, если бы потери "Стратофортрессов" в операции оказались слишком велики, Северный Вьетнам одержал бы психологическую победу. Более того, подобный урон мог поощрить Ханой к продолжению сопротивления. Во-вторых, гибель большого числа самолетов, которые позиционировались как один из символов военной мощи Америки, вызвала бы тяжкий психологический шок среди граждан Соединенных Штатов.

В конечном итоге над США нависла бы угроза показаться слабыми, что имело бы непоправимые последствия для успешного продолжения холодной войны. Ибо, убеждены некоторые эксперты, "Лайнбэкер-2" должна была, как и ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 г., произвести на страны Восточного блока впечатление несокрушимой мощи Америки.

Вместе с тем отмечается, что многие военные в США считали: решение Ричарда Никсона отстало от реальной обстановки минимум на семь лет, поскольку операцию подобной мощи и такого размаха следовало начинать в 1965 г., когда Северный Вьетнам был практически незащищен от ударов с воздуха. К декабрю же 1972 г. ситуация стала качественно иной - теперь путь к объектам ДРВ преграждала самая мощная система противовоздушной обороны в Юго-Восточной Азии, созданная с помощью СССР и Китая. Ее возможности высоко оценивались в Пентагоне, в частности, некоторые американские генералы и офицеры высказывали опасения, сможет ли стратегический бомбардировщик В-52 - главная ударная сила Стратегического авиационного командования ВВС США - справиться с поставленными задачами.

По американским данным, боевой состав группировки ПВО Северного Вьетнама включал 145 истребителей-перехватчиков МиГ-21, 26 зенитных ракетных дивизионов СА-75М (из них 21 в районе Ханоя-Хайфона), многочисленные подразделения ствольной зенитной артиллерии. Огневые средства использовали в своей работе данные от разветвленной системы радиолокационной разведки. Устойчивое управление силами и средствами противовоздушной обороны обеспечивала сеть командных пунктов.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА

Как особо подчеркивают американские исследователи, офицеры-операторы ВВС США сформировали список целей на территории Северного Вьетнама, по которым предстояло нанести авиаудары, с учетом двух обстоятельств: требовалось по возможности избежать значительных жертв среди мирного населения (дабы не вызвать нового всплеска бурных протестов во всем мире, в т.ч. и в самих Соединенных Штатах) и не разбомбить лагеря американских военнопленных. В штабах, на авиабазах, складах авиационных средств поражения и горюче-смазочных материалов Вооруженных Сил США, разбросанных на огромных пространствах Тихоокеанского ТВД, вспоминают участники событий, закипела работа. Все объекты военной инфраструктуры ВВС походили в тот период на разворошенный муравейник.

Намечалось осуществлять налеты "Стратофортрессов" на ДРВ с авиабаз Андерсен (тихоокеанский остров Гуам, здесь находились 99 B-52G и 53 B-52D) и У-Тапао (Таиланд, 54 B-52D). Боевой вылет с Гуама занимал по времени 12-14 часов и требовал дозаправки в полете. Из Таиланда до объектов удара в Северном Вьетнаме можно было долететь за 3-4 часа.

Все В-52D были оснащены последними модификациями аппаратуры РЭБ. Однако средства РЭБ В-52G уступали в эффективности В-52D. Это различие в оборудовании бомбардировщиков самым фатальным образом сказалось на судьбе некоторых экипажей, поскольку недоработанные варианты В-52G оказались наиболее уязвимы для огня ЗРК СА-75М.

При планировании операции "Лайнбэкер-2" пришлось тщательно рассчитывать маршруты рейдов В-52, определять наиболее оптимальные интервалы между "Стратофортрессами" и высоты полетов, бомбовые загрузки. Так, при прокладке маршрутов учитывались разведданные об обнаруженных позициях ЗРК СА-75М, близость китайской границы и силы преобладающих ветров.

Самым подходящим для сложившихся условий обстановки был признан боевой порядок из групп (формаций). Каждая включала три бомбардировщика, отделенных друг от друга на 500 футов по высоте и одной миле по дальности. Такое построение в воздухе способствовало эффективному противодействию РЭС ЗРК с помощью средств РЭБ B-52. Однако это было возможно только в том случае, если формация сохраняла свою целостность, а потому военный трибунал грозил любому командиру корабля, который сознательно нарушит боевой порядок. Штаб САК обязал пилотов не уклоняться от маршрута, даже если самолет мог подвергнуться обстрелу зенитными ракетами или быть атакован истребителями-перехватчиками, вплоть до момента сброса бомб. Скорость и направление поворота машин после этого были такими, чтобы В-52 как можно быстрее покинули зоны огня ЗРК.

17 декабря 1972 г. Комитет начальников штабов направил командующим объединениями Вооруженных Сил США в зоне Тихого океана и руководству Стратегического авиационного командования (а также подчиненным им оперативным инстанциям) приказ, текст которого гласил:

"Вам предписывается начать операцию в 12.00 18 декабря 1972 г.

В течение первых трех дней - максимальные усилия стратегических бомбардировщиков В-52 и тактической авиации в ударах по целям в районе Ханоя/Хайфона (список целей прилагается). Задача - максимальное разрушение отобранных военных целей около Ханоя/Хайфона. После первых трех дней будьте готовы продолжить операцию по получении соответствующих указаний.

При этом руководствоваться следующими требованиями:
1. Наносить удары при любых метеоусловиях.
2. При действиях над территорией ДРВ использовать все доступные по обстановке средства без ущерба для операции. В чрезвычайных ситуациях с самолетами использовать территорию Лаоса и Камбоджи.
3. Если ситуация для повышения эффективности действий и минимизации собственных потерь вновь требует поразить северовьетнамские авиабазы и позиции зенитных ракетных войск, наносить (при необходимости) по запланированным целям повторные удары.
4. Минимизировать потери среди мирного населения. Не допустить ударов по гражданским морским судам третьих стран при бомбардировке порта Хайфон".
Последний пункт требует особого пояснения.

Противоракетные и противосамолетные маневры экипажам В-52 запрещались не только потому, что они вели к разрушению формаций из трех самолетов и снижали эффективность РЭБ. Подобные эволюции привели бы к ошибкам в бомбометании, поскольку при планировании поражения целей предполагалось, что бомбы будут сброшены на точно установленной высоте, при определенном местоположении самолета. Если бы координаты точки сброса изменились даже незначительно, бомбы могли упасть на гражданские объекты и дома мирных жителей.

Как утверждают американские источники, В-52 приказывали вернуться на аэродром вылета, не отбомбившись, в случае отсутствия у радар-навигаторов 100-процентной уверенности в том, что они находятся над намеченной целью. Кроме того, от экипажей требовали постоянно уточнять маршрут полета, быть абсолютно убежденными в том, что самолеты идут к назначенным целям, не маневрировать на боевом курсе, чтобы избежать поражения ЗУР и истребителями-перехватчиками примерно в течение четырех минут до точки сброса бомб. Именно в этот промежуток времени вероятность гибели бомбардировщиков возрастала до максимума.

Подобные ограничения, определенные военными и политическими установками на операцию, привели к тому, что в ходе декабрьских авианалетов в Ханое были убиты 1318 мирных жителей, а в Хайфоне - 306. Бесспорно, статистика все равно трагическая. Однако при этом надо помнить, что на данные города американцы сбросили 20 тыс. тонн авиационных бомб. Тогда как в течение девяти дней бомбардировки на Гамбург в 1944 г. обрушилось менее 10 тыс. тонн бомб, которые лишили жизни 30 тыс. немцев. Вот почему в Пентагоне до сих пор считают утверждения о "неразборчивой бомбежке" в декабре 1972 г. необоснованными.

ДВА ПЕРВЫХ ДНЯ

18 декабря 1972 г. стало первым днем операции "Лайнбэкер-2". Примерно в 14.40 по местному времени с авиационной базы ВВС США Андерсон на острове Гуам начали подниматься в воздух B-52. Старт 87 бомбардировщиков, взлетавших тремя волнами, продолжался в течение почти двух часов. "Стратофортрессы" сопровождали самолеты-заправщики KC-135, а впоследствии к ним пристроились истребители-бомбардировщики F-4 и F-105 (они в рамках программы "Дикая ласка" предназначались для ударов по позициям ЗРК), постановщики помех ЕВ-66, постановщики пассивных помех F-4, самолеты и вертолеты поисково-спасательных команд.

Позже к гуамской "армаде" присоединились 42 бомбардировщика В-52 с таиландского аэродрома У-Тапао. Еще никогда со времен Второй мировой войны, подчеркивают американские специалисты, на противника США не шла подобная по мощи воздушная эскадра.

Целями B-52 в первый день были авиабазы Кеп, Хоа-Лак и Фук Кинх, авторемонтный завод в Кинх Но, железнодорожная станция Йен Виен, железнодорожный ремонтный завод и главная радиостанция Ханоя. Девять других объектов предназначались для истребителей-бомбардировщиков F-111.

В Северном Вьетнаме знали о предстоящих американских ударах и ожидали их. Тем не менее, утверждают исследователи в США, первоначальное потрясение от масштабов бомбардировки 18 декабря 1972 г. оказалось для неприятеля очень сильным. Правда, несмотря на это, в первый же день операции было зафиксировано эффективное применение ЗРК СА-75М.

Вьетнамские ракетчики ПВО поражали "Стратофортрессы" в основном на постцелевом развороте. Причиной этого послужили следующие факторы. В точке поворота формация из трех B-52 обладала для станции наведения ракет СНР-75 наибольшей радиолокационной заметностью. Именно здесь снижалась эффективность воздействия аппаратуры РЭБ В-52 на радиолокационные средства ПВО. Вдобавок, попутный ветер со скоростью 180 км/час менялся на встречный, и это существенно препятствовало полету самолета с такими геометрическими размерами, как у "Стратофортресса".

В первый день операции "Лайнбэкер-2", по оценкам американских экипажей, ЗРВ ПВО ВНА выпустили более 200 ракет типа В-750. В некоторые моменты, говорили пилоты, ночное небо над Ханоем было буквально пронизано трассами от более чем 40 одновременно летящих ЗУР. В эту ночь ВВС США потеряли три стратегических бомбардировщика B-52 - два с авиабазы Андерсен и один - с У-Тапао. И все же 94% бомб, утверждают американские эксперты, удалось сбросить по запланированным целям.

Утрата трех машин произвела тяжелое впечатление на командование и экипажи В-52, хотя урон был меньшим, чем ожидалось. Он еще не рассматривался, как недопустимо высокий. Забегая вперед, следует сказать, что в течение всех одиннадцати дней операции "Лайнбэкер-2", по словам американских исследователей, пилоты стратегических бомбардировщиков "поддержали славные боевые традиции ВВС США - никогда не отказываться от выполнения боевой задачи, невзирая на сопротивление противника - каким бы сильным оно ни было". Отмечалось, что в ходе налета 18 декабря сержант Сэмюэль Тернер, хвостовой стрелок на В-52 "Brown 03", сбил северовьетнамский MиГ-21 - впервые в боевой биографии "Стратофортрессов".

Во второй день операции тактика фактически не изменилась. Этому не приходиться удивляться: когда после выполнения боевой задачи последние бомбардировщики, стартовавшие с авиабазы Андерсен днем 18 декабря, после 12-14 часов полета только приземлялись на Гуаме, в соответствии с плановой таблицей полетов второго дня операции уже взлетали и направлялись к объектам удара другие В-52. Данное обстоятельство помешало в полном объеме обобщить опыт первых бомбардировок и провести детальный разбор с доведением до экипажей имеющихся недочетов и ошибок.

Тем не менее, хотя маршруты оставались теми же самыми, высоты полета формации из трех бомбардировщиков снизились до 34,5-35 тыс. футов. Это сделали для того, чтобы более надежно "укрыть" B-52 в пределах коридоров пассивных помех, которые предварительно ставились самолетами F-4 Phantom II. Распределение по времени между формациями из трех самолетов и так называемым "временем над целью" (Time over target) было увеличено до четырех минут. Экипажам "Стратофортрессов" разрешили производить уклонение от ЗУР и истребителей-перехватчиков как на подходе к целям, так и после сброса бомб.

На протяжении второй ночи операции по 93 бомбардировщикам В-52, принимавшим участие в ударе, было запущено (по подсчетам американских пилотов) приблизительно 180 ракет типа В-750, однако на сей раз стратегическая авиация избегла потерь. Но явилось ли это следствием внесенных в действия "Стратофортрессов" корректив или северовьетнамцев действительно потрясли сила и размах первого налета, сказать трудно.

УДАРЫ И КОНТРУДАРЫ

Третий день операции обернулся для ВВС США подлинной трагедией. Формации B-52, приближающиеся к Ханою, были своевременно обнаружены РТВ ПВО ВНА и пилотами МиГ-21. Последние сообщили наземным постам об особенностях боевого порядка "Стратофортрессов", их высоте и скорости. Боевая работа ЗРК СА-75М и зенитной артиллерии, по заключению американских экспертов, принесла стратегической авиации Соединенных Штатов самые ужасные по своим последствиям результаты: шесть B-52 каждый стоимостью в 8 млн. долл. (в ценах 1972 г.) были уничтожены.

Впрочем, вина за это во многом ложится на американское командование. Волны бомбардировщиков растянулись в длину на 113 км и получили от пилотов прозвище "прогулка слона". Подобные линии боевых машин были медлительны, предсказуемы и представляли собой сравнительно легкую цель. Предварительно поставленные "коридоры" пассивных помех показывали, где "Стратофортрессы" будут впоследствии пролетать. Это походило, по словам пилотов ВВС США, на "желтую кирпичную дорогу", созданную для боевых расчетов ЗРК СА-75М.

90 из 99 запланированных боевых вылетов B-52 оказались 20 декабря 1972 г. результативными, но два В-52G и один В-52D были потеряны в первой волне и столько же - поражены ЗУР в третьей. Три машины вьетнамцы подбили до сбрасывания бомб и три - позже. Четыре В-52 упали возле Ханоя, два - за пределами Северного Вьетнама. Ни один из потерянных B-52G не был оснащен новой аппаратурой РЭБ AN/ALT-22 ЕCМ.

Из девяти сбитых за первые три дня операции B-52, пять бомбардировщиков было поражено после выполнения боевой задачи в момент их отворота от цели. Из шести В-52G, уничтоженных ПВО Северного Вьетнама, только один имел новую аппаратуру РЭБ.

Иными словами, урон составил 7% от общего количества задействованных в "Лайнбэкере-2" машин, что в соответствии с существующими нормативами считалось в Стратегическом авиационном командовании ВВС США недопустимо высокой цифрой. В этой обстановке главнокомандующий САК генерал Джон К. Мейер принимает более действенные меры по огневому подавлению огневых и технических позиций ЗРВ ПВО ВНА. Зенитные ракетные дивизионы СА-75 представляли для летающих крепостей главную угрозу, и потому решение Мейера, утверждают американские исследователи, было верным: вьетнамская ПВО понесла чувствительные потери, а расход ЗУР возрос без существенного повышения эффективности пусков.

Помимо этого, вновь внесли коррективы в тактику боевого применения бомбардировщиков. Были сокращены временные интервалы между формациями из трех В-52 и уменьшилось время их пребывания над целями (до 90 и 120 сек соответственно). Увеличились интервалы по высоте между тройками В-52, изменились маршруты их отхода от объектов ударов. Некоторым группам "Стратофортрессов" разрешили уходить непосредственно к Тонкинскому заливу. Офицеры РЭБ ВВС получили указание дооснастить бомбардировщики аппаратурой ALT-28 ЕСМ, что существенно осложнило для СНР-75 обнаружение и устойчивое сопровождение машин противника.

На четвертый день операции "Лайнбэкер-2" в ударе принимали участие только 30 стратегических бомбардировщиков, причем исключительно модификации В-52D и только с авиабазы У-Тапао (Таиланд). Их сопровождали 75 самолетов тактической авиации. На этот раз в ходе налета на авиабазу ВВС ВНА Бак Май ЗРК СА-75М сбили всего два "Стратофортресса".

В течение трех последующих дней операции "Лайнбэкер-2" (5-й, 6-й и 7-й) ВВС США не потеряли ни одного B-52. В этих ударах обычно принимали участие по 30 бомбардировщиков. Они совершали налеты на объекты вне столичного региона Ханой-Хайфон, чтобы дезориентировать расчеты ПВО Северного Вьетнама.

24 декабря, на седьмой день воздушной кампании, Альберт Моор, воздушный стрелок на В-52 "Ruby 03" также сбил северовьетнамский истребитель-перехватчик МиГ-21.

25 декабря 1972 г., в связи с Рождеством, в бомбардировках был однодневный перерыв. Экипажи В-52 получили некоторый отдых, а в штабах стратегической авиации, планируя дальнейшие удары, стремились наиболее полно учесть допущенные ранее ошибки.

ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА

С политический точки зрения суточный перерыв 25 декабря расценивается исследователями в США как своеобразный сигнал Ханою - одуматься и сесть за стол переговоров. Однако, по данным американской разведки, в Северном Вьетнаме интерпретировали эту отсрочку как признак слабости врага и постарались использовать предоставленный перерыв для восстановления поврежденной техники и пополнения на стартовых позициях запасов ракет.

После Рождества бомбардировки возобновились. Теперь основными объектами В-52 стали аэродромы ВВС ВНА, огневые и технические позиции ЗРК СА-75М. Выбивание средств ПВО способствовало уменьшению потерь. 26 декабря 1972 г. стал днем, когда новая тактика была применена на деле. Экипажи теперь могли совершать противоракетные маневры, за исключением участка маршрута, на котором осуществлялось прицеливание и сброс бомб. Острые постцелевые повороты сменились плавными, менее угловатыми. И что особенно важно - вместо уже упомянутых "прогулок слона", экипажам была предоставлена возможность более гибко изменять маршруты следования к объектам удара. Коридоры дипольных отражателей превратились в облака - пассивные помехи сбрасывались в районах нахождения целей в гораздо больших объемах, что крайне затрудняло работу операторов ЗРК С-75.

В ночь на 26 декабря 1972 г. 78 "Стратофортресса" атаковали Ханой одновременно с четырех различных направлений, а 42 - обрушились на Хайфон - морские ворота Вьетнама, откуда в ДРВ поступали военные грузы из Советского Союза и Китая.

Сила удара стратегических бомбардировщиков была дополнена действиями 114 самолетов тактической авиации. Универсальная машина ВВС США F-4 Phantom II использовалось и для перехвата МиГ-21, и для постановки пассивных помех, которые достаточно эффективно защищали В-52 от обнаружения и сопровождения СНР-75. Кроме того, "Фантомы" и F-105 "Тандерчиф" (в рамках уже упоминавшейся программы "Дикая ласка") осуществляли огневое подавление позиций зрдн ЗРВ ПВО ВНА.

По словам американских экспертов, применение уже устаревающих самолетов ЕВ-66 вне зон поражения ЗРК СА-75М помогало эффективно подавлять РЭС ПВО Северного Вьетнама. Истребители-бомбардировщики F-111 и штурмовики A-7 то и дело совершали налеты на авиабазы Северного Вьетнама. Заправщики KC-135 снабжали топливом все типы самолетов, зачастую выдвигаясь в район боевых действий.

Необходимо обратить особое внимание на то, что операция "Лайнбэкер-2" сопровождалась активными действиями самолетов C-130 и вертолетов НН-53 по поиску и спасению пилотов сбитых машин. Функционирование этого сложного "механизма" координировали воздушные командные пункты на базе самолета ЕС-121. Тем не менее, в восьмой день операции ЗРК СА-75М "завалили" еще два стратегических бомбардировщика В-52.

По мнению американских исследователей, в 9-й, 10-й и 11-й день операции, ВВС США уже полностью господствовали в небе Северного Вьетнама. В каждую их трех последних ночей "Лайнбэкера-2" в ударах принимали участие по 60 "Стратофортрессов". Правда, 27 декабря в северовьетнамском небе были поражены два стратегических бомбардировщика. Один В-52 упал на территории ДРВ, второй дотянул до Таиланда, где экипаж покинул машину с парашютами.

В заключительный день кампании, 29 декабря, стратегические бомбардировщики и тактическая авиация, по мнению американских исследователей операции "Лайнбэкер-2", были "на пике формы". Боевые возможности сил и средств ПВО Северного Вьетнама оцениваются в этот день достаточно низко.

Пилоты бомбардировщиков и самолетов ТА зафиксировали только 23 одиночных поспешных пуска зенитных ракет, что, конечно, не шло ни в какое сравнение с "фейрверком" первых дней воздушного наступления. Американские самолеты (оценка летчиков) в этот день находились вне зон поражения ЗРК СА-75М, самолеты МиГ-21 ВВС ВНА по большей части к тому времени были уже сбиты, позиции РТВ и линии связи разрушены. Ничто не мешало, убеждены американские специалисты, авиации Соединенных Штатов выполнять боевые задачи, однако она под занавес "Лайнбэкера-2" столкнулась с весьма нехарактерной для вооруженного противоборства проблемой - с нехваткой подходящих целей.

ИТОГИ

Как утверждают американские источники, декабрь 1972 г. показал, что стратегические бомбардировщики B-52 во взаимодействии с самолетами тактической авиации - это эффективная сила, способная повлиять на исход всей кампании. Исследователями в США "Лайнбэкер-2" однозначно трактуется как военная победа: ведь Северный Вьетнам возвратился за стол переговоров в Париже, где и подписал 27 января 1973 г. мирные соглашения. В течение последующих 60 дней 591 американский военнопленный был освобожден и возвратился в Соединенные Штаты.

В ходе воздушной операции B-52 выполнили 729 боевых вылетов (из 741 запланированного) и сбросили на объекты Северного Вьетнама 15 тыс. тонн бомб. По американским подсчетам, ЗРВ ПВО ВНА запустили приблизительно 1240 зенитных ракет. ВВС США лишились 15 "Стратофортрессов" (менее 2 % от боевого состава). Из 92 членов экипажей сбитых стратегических бомбардировщиков 25 были найдены и подобраны поисково-спасательной службой, 26 вернулись на родину после завершения боевых действий, остальные погибли или пропали без вести.

Американские эксперты заявляют, что как только Ханой сигнализировал о своем желании возобновить мирные переговоры, операция "Лайнбэкер-2" была немедленно прекращена. Некоторые офицеры и генералы ВС США и поныне считают это ошибкой. Они убеждены: если бы Соединенные Штаты продолжали удары с прежним размахом и мощью, Северный Вьетнам мог капитулировать и признать военное поражение. Вместо этого Ханой обеспечил себе за столом переговоров в Париже политическую победу. Впоследствии она была трансформирована в полномасштабное военное завоевание Южного Вьетнама.

По мнению ряда американских военачальников, начнись бомбардировки подобной мощи в 1965 г., США не познали бы вьетнамского позора. Однако с данным суждением в Америке согласны далеко не все эксперты. Иные из них полагают, что если бы бомбардировки уже с 1965 г. приняли масштабы операции "Лайнбэкер-2", позиция СССР и Китая в этом случае была бы откровенно непредсказуемой. Вполне возможно, что американо-вьетнамская война могла перерасти в ядерный конфликт между сверхдержавами.

Андрей МИХАЙЛОВ

Опубликовано 1 января в выпуске № 6 от 2004 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?