1 января, 2005
Вооруженная борьба – смена приоритетов
Внезапный массированный ракетно-авиационный удар является основой успешного ведения военных действий
"ВКО" продолжает представлять вниманию читателей различные точки зрения на построение системы воздушно-космической обороны государства. По мнению генерала Николая Козлова и полковника Константина Шипачёва, военная опасность из воздушно-космического пространства - часть общей военной опасности, представляющая собой ожидаемую возможность (вероятность) развязывания военных действий государствами (коалициями) против России или оказание на нее военного давления. Угроза из воздушно-космического пространства, считают авторы, возникает на фоне общей опасности, когда конкретно не определяется противостоящий противник.
Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов показывает, что роль и значимость средств воздушно-космического нападения в достижении военных и политических целей имеет тенденцию к возрастанию. Основными причинами данного процесса являются: способность СВКН наносить массированные ракетно-авиационные удары по всей территории государств, участвующих в военных конфликтах; способность достигать оперативных и даже стратегических целей в сжатые сроки путем массирования сил и применения высокоточного оружия; возможность постоянного ведения космической и воздушной разведки, позволяющей своевременно вскрывать действия группировок войск противостоящей стороны; способность держать в постоянном напряжении войска противника без непосредственного воздействия наземных сил.
ПОСТУЛАТЫ
Тенденция постоянного совершенствования СВКН и на этой основе повышения их боевых возможностей свидетельствует о том, что в содержании вооружённой борьбы происходят изменения приоритетов.
Нанесением внезапных массированных ракетно-авиационных ударов могут быть решены как оперативные, так и стратегические задачи на начальном этапе агрессии, что послужит материальной основой успеха дальнейших операций и даже войны в целом.
Опасность из воздушно-космического пространства характеризуется негативным для ВС РФ временным балансом, так как из воздушно-космического пространства время развязывания агрессии противником гораздо меньше, что позволяет достичь оперативной и даже стратегической внезапности. Это обеспечивается: поддержанием средств вооруженной борьбы, применяемых в воздушно-космическом пространстве в высокой степени боевой готовности, а их некоторая часть привлекается к несению боевого дежурства в мирное время; значительно меньшими сроками перевода в повышенные степени боевой готовности объединений, соединений и частей СВКН; высокими скоростями полета СВКН, значительной дальностью действия.
Решение задач стратегического и оперативного масштабов осуществляется путем проведения организационных форм стратегических и оперативных действий СВКН из воздушно-космического пространства. Задачи оперативно-стратегического и оперативного масштаба решаются противником на ТВД или на отдельных стратегических направлениях путем проведения воздушной наступательной операции или ряда взаимосвязанных воздушных наступательных операций, представляющих собой воздушную кампанию.
Рассматривая безопасность государства как альтернативу его опасности, можно утверждать, что общая военная безопасность с точки зрения гарантированного отражения агрессии представляет собой единую систему, состоящую из частных подсистем: военную безопасность на стратегических направлениях, военную безопасность из воздушно-космического пространства, безопасность на морских и океанских ТВД.
Безопасность из воздушно-космического пространства является составной частью общей военной безопасности государства и представляет собой состояние, характеризующееся степенью готовности сил и средств, привлекаемых для борьбы в воздушно-космическом пространстве по сдерживанию и предотвращению агрессии из воздушно-космического пространства (ударов средств воздушно-космического нападения) и гарантированному отражению агрессии для обеспечения защиты важнейших интересов государства.
Теория безопасности из воздушно-космического пространства является частью теории военной безопасности, имеет свой объект познания, специфический понятийный аппарат, противоречия, закономерности.
Материальной основой достижения безопасности из воздушно-космического пространства является единая система воздушно-космической обороны страны и ВС РФ, в рамках которой осуществляется предотвращение агрессии и гарантированное ее отражение.
Военная безопасность из воздушно-космического пространства обеспечивается:
- во-первых, созданием единой системы воздушно-космической обороны государства;
- во-вторых, подготовкой и ведением операций (боевых действий) стратегического и оперативного масштаба войсками и силами, привлекаемыми для решения задач в воздушно-космическом пространстве в рамках единой системы воздушно-космической обороны государства.
Организация ВКО страны и ВС РФ относится к стратегическим вопросам военной безопасности и является составной частью строительства ВС РФ вообще и ВВС в частности. Результатом этого строительства и является создание единой системы ВКО страны и ВС РФ.
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ВКО
Построение единой системы ВКО государства стало объективной необходимостью в ходе развития теории и практики оперативного искусства ВВС и постоянного насыщения содержания противовоздушной обороны, связанного с усложнением борьбы в воздушном, а в перспективе и в космическом пространстве. Результаты борьбы в воздушно-космическом пространстве закладывают и материальную основу достижения целей оборонительных (наступательных) операций ВС РФ, операции СЯС, стратегического развертывания ВС РФ и других операций различного масштаба. Решение этих задач объективно выдвигает на первый план создание интеграционных структур, что и выливается в построение единой системы ВКО. Именно таким образом эта единая система ВКО активно влияет на обеспечение безопасности государства в целом.
Силовые методы обеспечения безопасности государства при действии противника из воздушно-космического пространства представляют собой совокупность боевых действий (операций) ВВС стратегического и оперативного масштаба. В то же время надо отметить, что к операциям стратегического масштаба, в соответствии с планами участия, привлекаются ударные силы и средства других видов ВС РФ. Борьба в воздушном пространстве осуществляется путем подготовки и проведения как совместных, так и самостоятельных боевых действий (операций); боевые действия в космическом пространстве оказывают существенное влияние на эффективность боевых действий в воздушном пространстве.
Обеспечение безопасности государства при действиях противника из воздушно-космического пространства следует рассматривать также с точки зрения предотвращения агрессии в космическом пространстве. Заранее устранить, предотвратить агрессию в космическом пространстве возможно только при условии, когда достигнута оборонная достаточность при качественно-количественном паритете сил противостоящих сторон. Значит, военно-стратегическое равновесие в космической сфере является одним из надежных факторов, обеспечивающих предотвращение агрессии в космическом пространстве. Факт предотвращения агрессии основывается на твердом и глубоком понимании агрессором необходимости отказа от нападения из-за неотвратимости получения неприемлемого ущерба.
Предотвращение агрессии из воздушно-космического пространства может осуществляться политико-психологическим (информационным) воздействием на противника (демонстрация силы) или силовым воздействием на него (устрашение силой).
В мирное время к основным составляющим, обеспечивающим предотвращение агрессии путем политико-психологического воздействия, следует отнести: построение единой системы ВКО; высокую эффективность сил и средств ВКО; надежный уровень защиты воздушно-космического пространства путем организованного несения частью сил боевого дежурства (силами способными уничтожать СВКН на всех высотах, от космоса до ПМВ - 15-50 м); постоянный контроль космического и воздушного пространства для своевременного предупреждения о ракетном и воздушном нападении, что обеспечивает эффективный ответно-встречный удар.
Что касается силового воздействия (устрашение силой), то предотвращение агрессии из воздушно-космического пространства в этих условиях обеспечивается: решительными действиями по предотвращению нарушения границ РФ в воздушном пространстве; планомерным переводом сил и средств, привлекаемых к осуществлению ВКО в повышенные степени боевой готовности; проведением воздушных блокад в локальных конфликтах; усилением орбитальной космической группировки в угрожаемый период.
Возможными мерами по предотвращению агрессии из воздушно-космического пространства может явиться: недопущение применения ядерного оружия из воздушно-космического пространства; ограничение интенсивности боевых действий в воздушно-космическом пространстве; высокая результативность отражения первых МРАУ, которая может заставить противника отказаться от ведения боевых действий на возможно ранней их стадии; активное разрешение или локализация конфликтов в воздушно-космическом пространстве.
Решение данных задач приведет к такому состоянию боевой потенциал ВС агрессора, что он окажется в условиях, при которых становится невозможным (без длительного восстановления) продолжение боевых действий.
Рассмотрение внутренней структуры обеспечения безопасности из воздушно-космического пространства позволяет сделать следующие выводы: достижение безопасности из воздушно-космического пространства путем предотвращения агрессии или гарантированного ее отражения обеспечивает позитивные условия для прекращения общей агрессии, то есть продолжения противником боевых действий как из воздушно-космического пространства, так и последующих боевых действий на сухопутных стратегических направлениях или на акваториях морей и океанов; воздушно-космическая оборона является материальной основой достижения безопасности из воздушно-космического пространства.
Продолжая рассмотрение структуры обеспечения безопасности из воздушно-космического пространства, её можно представить как систему воздушно-космической обороны страны и ВС РФ, состоящую из подсистем ВКО стратегических направлений. Материальной основой этих подсистем являются объединённые группировки авиации и войск (сил) ПВО на СН.
ОБЪЕДИНЕННАЯ ГРУППИРОВКА
Объединённая группировка авиации и войск (сил) ПВО выполняет поставленные перед ней задачи борьбы с СВКН противника, участвуя в стратегической воздушно-космической операции, операциях на континентальном театре военных действий, в том числе и проводимых в ходе них воздушных операциях, военных действиях на океанских (морских) театрах войны, а также в операциях оперативно-стратегического объединения.
Участвуя в стратегической воздушно-космической операции, ОГ авиации и ПВО прежде всего ведет борьбу за завоевание господства в воздухе. В связи с этим по своему составу она, как правило, должна включать: от фронтовой авиации 1-2 дивизии различных родов авиации, 1-2 корпуса и 1-2 дивизии ПВО, части специальных войск и части и учреждения тыла. Всего может насчитываться: бап, шап - 6-8; орап - 1; зрбр и зрп - 10-15; иап - 4-8; ртбр - 2-3; осап - 1, обвп (овпБУ) - 3-4.
Для достижения поставленных на операцию целей должен будет привлекаться как штатный боевой состав ОГ, так и усиленный состав за счет других направлений (ТВД) и резерва ВГК. Для разгрома (поражения) авиационной группировки противника потребуется иметь в составе ОГ до 10-15 полков ударной авиации. Для обеспечения их действий и решения задач по прикрытию войск и объектов необходимо иметь не менее 7-10 полков истребительной авиации.
Опыт оперативной подготовки и проведенных учений ОГ в существующей организационной структуре показал, что наибольшую сложность представляют вопросы организации применения и управления различными по предназначению компонентами ОГ (ударной и противовоздушной). Это может явиться сдерживающим фактором в реализации повышенных возможностей ОГ авиации и ПВО. В сложившихся условиях представляется целесообразным внести изменения в организационную структуру объединённой группировки.
Суть изменений видится в выделении в составе ОГ двух самостоятельных функциональных компонент: авиационной и противовоздушной. Авиационная компонента - это авиационный корпус в составе полков бомбардировочной, штурмовой, разведывательной, армейской и транспортной авиации; противовоздушная компонента - в составе корпусов (дивизий) ПВО, включающих истребительные авиационные полки. Такая организационная структура ОГ позволит сохранить целостность органа управления объединений и в мирное, и военное время и управлять ими с заблаговременно развернутых пунктов управления. Эта организационная структура позволяет также организованно передать (при необходимости) авиационный корпус на усиление командующему войсками другого оперативно-стратегического объединения.
Для полной реализации возможностей авиации и войск ПВО по отражению ударов СВКН, повышения возможностей по авиационной поддержке войск на стратегических направлениях и реализации всех основных принципов управления считаем необходимым создавать объединенную группировку авиации и войск ПВО в каждом из общевойсковых оперативных (оперативно-тактических) объединений. Органы управления такой группировки должны быть сформированы уже в мирное время и быть подобными органам управления авиацией и ПВО оперативно-стратегического объединения.
Боевой состав авиации такой группировки может включать бригаду армейской авиации и штурмовой авиационный полк, также ресурс поддерживающей (прикрывающей) бомбардировочной и истребительной авиации.
Предложенные варианты организационных изменений объединенной группировки авиации и войск (сил) ПВО направлены на создание условий для более полной реализации боевых возможностей авиационной и противовоздушной компонент, в том числе и для более эффективного решения задач воздушно-космической обороны.
Участвуя в операции по отражению ВКН противника, применяя обычные средства поражения, ОГ будет решать следующие задачи: завоевание господства в воздухе; разгром (поражение) противовоздушных, авиационных и ракетно-ядерных группировок противника; уничтожение самолетов (ударных вертолетов) противника на земле и в воздухе; прикрытие войск и объектов от ударов средств воздушного нападения и воздушной разведки противника; нарушение управления войсками и оружием противника; ведение воздушной разведки и РЭБ.
Возрастание значения этих задач связано с тем, что страны НАТО основную ставку для достижения политических и стратегических целей войны отводят ударной авиации и средствам ВТО. Об этом свидетельствует опыт локальных войн последнего времени (Персидский залив, Балканы, Афганистан). Поэтому важнейшей задачей ВВС является разгром (поражение) авиационных и противовоздушных группировок противника. Первостепенная роль при этом отводится объединенной группировке авиации и войск (сил) ПВО оперативно-стратегических объединений (группировкам авиации и войск (сил) ПВО оперативных объединений).
Роль и место ОГ в операциях ВС РФ определяется происшедшей сменой главной "силы" современных войн и вооруженных конфликтов. Ею стали войска и силы, действующие из и через воздушно-космическое пространство.
Более того, фаза воздушно-космического нападения будет по времени первой и наиболее опасной по своим последствиям для хода и исхода всех обозримых войн и вооруженных конфликтов современности.
ОПЕРАЦИИ
Воздушные (стратегические воздушно-космические) операции являются высшим проявлением принципа массирования сил и средств ВВС. Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов свидетельствует о том, что проведением таких операций могут достигаться основные цели военных действий. Важнейшей формой массированного применения сил являются МАУ, которые наносятся всем составом боевой авиации ОГ. Нанесение ударов мелкими тактическими группами ведет к распылению сил и к неоправданным потерям.
Наиболее полно боевая мощь ОГ реализуется при одновременном массировании сил и средств по основным направлениям. Распыление сил и средств может привести к снижению ожидаемых результатов на 35-40%, а в ряде случаев и к срыву операции.
Планируя и проводя воздушную операцию (боевые действия) в масштабе операции по срыву ВКН противника, необходимо определять наиболее опасные и важные группировки и объекты противника, от поражения которых зависит ход и исход операции.
Так, в воздушной операции по поражению авиационных и противовоздушных группировок противника необходимо на первом этапе основные усилия сосредоточить на прорыве системы ПВО (ВКО) противника и блокировании его наиболее опасных аэродромов. На втором этапе операции основные усилия сосредоточиваются на поражении ядра авиационной группировки, на третьем этапе - на завершении поражения авиационной группировки противника и продолжении подавления его системы ПВО (ВКО).
В этих условиях в начальный период войны (вооруженного конфликта), особенно в условиях ее внезапного развертывания, боевые действия ОГ в основном будут носить самостоятельный характер. В условиях своевременного вскрытия подготовки противника к агрессии и своевременной подготовки своих войск к ее отражению боевые действия ОГ будут составной частью воздушно-космической операции и воздушной операции на стратегическом направлении.
Первая воздушная операция, в которой решающая роль отводится ОГ, вероятнее всего будет сугубо оборонительной, хотя и не исключается нанесение ударов по противнику (в том числе превентивных). Однако нанесение таких ударов только авиацией ОГ малоэффективно по причине того, что воздушный противник, имея в настоящий момент превосходство в количестве и дальности применения своих сил и средств, будет стремиться применять авиацию из оперативно-тактической и оперативной глубины. Поэтому потребуется привлечение части сил дальней авиации. И только в отдельных случаях, при размещении своих сил воздушного нападения на прилегающих территориях вооруженного конфликта, воздушный противник будет уязвим для бомбардировочной, штурмовой авиации, а в отдельных случаях и для армейской авиации ОГ (при удалении войск противника менее 150 км).
Анализ результатов учений органов военного управления на СН показывает, что ОГ авиации и ПВО при существенном усилении, участвуя в операции по отражению ВКН противника, наиболее полно реализует свои боевые возможности.
Выполненные расчеты оперативных (боевых) возможностей ОГ, действующей с усилением, показывают, что в воздушной операции в одном МАУ авиация армии способна прорвать ПВО противника на одном направлении и блокировать 5-10% самолетов противника на аэродромах. За всю операцию ОГ способна блокировать 20-25% самолетов противника на земле, сорвать МАУ авиации противника.
Результаты исследований оперативных возможностей ОГ по срыву (отражению) воздушного нападения или воздушной наступательной операции противника на основных стратегических направлениях свидетельствуют о том, что существующим боевым составом ОГ способны парировать угрозу в воздушной сфере только в военных конфликтах локального масштаба. В крупномасштабной и региональных войнах ОГ не способны эффективно решать задачи операции (боевых действий).
Для достижения требуемой эффективности борьбы с воздушным противником в Западном (Восточном, Юго-западном) регионах необходимо двух-трехкратное усиление группировок войск (сил) ПВО и сосредоточение всех ударных сил авиации на наиболее опасном СН.
Создание таких группировок сил ПВО и ударной авиации требует, в свою очередь, заблаговременного оперативного оборудования территории страны и проведения стратегических (межтеатровых) перегруппировок, усиление ОГ за счет резерва ГК ВВС.
Система ВКО вносит определённый вклад в отражение агрессии из воздушно-космического пространства в ходе ведения войны как обычными, так и ядерными средствами. Оценка этого вклада может быть осуществлена путем определения приращения эффективности боевых действий ВС РФ. Оперативно-стратегическая характеристика этого вклада заключается в том, что боевые действия сил воздушно- космического нападения противника не привели к потере устойчивости стратегических ядерных сил РФ, к подавлению военно-экономического потенциала государства, существенному нарушению централизованного управления государством и Вооруженными Силами РФ.
РОЛЬ ВКО
Основным сдерживающим фактором начала агрессии против развитого государства является наличие у него ядерного оружия, которое способно нанести агрессору неприемлемый ущерб. Применение ядерного оружия государством против агрессора возможно путем нанесения упреждающего, ответного или ответно-встречного удара. Для каждого из этих ударов стратегическая значимость вклада воздушно-космической обороны в обеспечение безопасности государства различна.
Для упреждающего удара доля вклада ВКО в обеспечение военной безопасности государства незначительна, так как ядерное оружие применяется внезапно еще до применения сил и средств ВКН. Для ответного удара воздушно-космическая оборона государства должна быть эффективна настолько, чтобы сохранить достаточный ядерный потенциал ВС для нанесения удара по агрессору, а это связано с большими экономическими затратами.
Наиболее выгодным является нанесение ответно-встречного удара. Система ВКО при этом должна обладать такой эффективностью, чтобы при любых условиях обстановки нападающий был уверен в том, что у противника осталось достаточно ядерных сил для нанесения удара по его территории с неприемлемым для него ущербом.
Чтобы это реализовать, в системе ВКО должна быть стратегическая система предупреждения о ракетном нападении, позволяющая осуществить нанесение ответно-встречного удара достаточной мощности. Поэтому в основу оперативно-стратегической оценки вклада ВКО в военную безопасность и положен принцип ответно-встречного удара. Таким образом, если исходить из принципа адекватности боевой мощи ВС РФ степени военной безопасности, который предусматривает равенство боезарядов противоборствующих сторон, то можно сделать вывод: чем эффективнее система ВКО государства, тем мощнее ответный удар по противнику.
Принцип сдерживания предполагает стремление к ослаблению напряженности военно-политической обстановки до того, как она перерастет в военный конфликт. И в этих условиях воздушно-космическая оборона занимает вполне определенное место и играет весьма существенную роль.
Место ВКО государства и её оперативно-стратегическая роль может быть представлена в затратах средств воздушно-космического нападения на поражение объектов противоположной стороны, то есть чем сильнее (эффективнее) ВКО государства, тем больше затраты СВКН противника на поражение объектов этого государства.
Увеличение количества СВКН не может являться главным направлением развития ВС государства для ведения борьбы в воздушно-космическом пространстве. Кроме того, равенство общего количества СВКН сторон неполно характеризует соотношение сил, так как преимущество получит именно та сторона, у которой более эффективная противовоздушная, а в перспективе воздушно-космическая оборона. Отражение агрессии из воздушно-космического пространства является первым этапом отражения общей агрессии противника.
Способность государства отразить агрессию из воздушно-космического пространства может превратиться в реальную действительность только при главном условии: способности стороны жертвы агрессии наращивать боевую мощь группировок ВКО более быстрыми темпами, чем наращивание сил воздушно-космического нападения агрессора и недопущения с его стороны полного и глобального превосходства в воздушном и космическом пространстве.
Воздушно-космическая оборона в мирное время обеспечивает непрерывное слежение за группировками СВКН противника, заблаговременное вскрытие подготовки агрессии; боевое дежурство по охране госграницы РФ в воздушном пространстве; постоянный контроль космического пространства. В военное время обеспечивает повышение надежности ядерного сдерживания за счет создания условий со стороны ВКО для гарантированных ответных ударов СЯС, недопущение завоевания потенциальным противником превосходства в воздухе и космосе, что значительно увеличивает возможности достижения целей оборонительных операций ВС РФ и обеспечивает общую военную безопасность государства при действии противника из воздушно-космического пространства.
генерал-майор, профессор кафедры оперативного искусства ВВС Военной академии Генерального штаба, кандидат военных наук.
Константин ШИПАЧЕВ
полковник, старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВВС ВА ГШ.
Опубликовано 1 января в выпуске № 1 от 2005 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?