1 января, 2005
Новое-старое средство ПВО
Необходимо расширить круг боевых задач ударных вертолетов
ОДНАКО что чаще всего рассматривается (например, на страницах журнала "ВКО"), когда речь заходит о первых? Конечно же, самолеты стратегической и тактической авиации, различные образцы ракетного вооружения. A о вторых? Разумеется - зенитные ракетные комплексы (системы), находящиеся на вооружении частей, соединений и объединений СВ и ВВС, истребители-перехватчики. Реже - ПЗРК и ЗАК. Между тем в ходе и широкомасштабной войны, и локального конфликта поистине страшным воздушным противником, действующим на предельно малых высотах, способен оказаться в первую очередь ударный вертолет типа "Апач-Лонгбоу". Значит, отнюдь не праздным будет вопрос: что мы можем ему противопоставить?
СВОЕВРЕМЕННОЕ ОБНАРУЖЕНИЕ И ТОЧНОЕ ЦЕЛЕУКАЗАНИЕ
Вот от чего зависит в большей степени эффективность борьбы с вертолетами огневой поддержки.
Разведка должна своевременно засечь винтокрылые машины противника - и при взлете с посадочных площадок или площадок засад, и в воздухе - на значительном расстоянии. Это даст возможность поставить задачи зенитным средствам и открыть огонь на предельных дальностях.
Однако будут ли здесь надежными помощниками РЛС? К сожалению, далеко не всегда, а потому появление боевых вертолетов противника над полем боя может оказаться крайне неприятной неожиданностью. Дело в том, что их обнаружение радарами затруднено. Причины? Предельно малые высоты полета, трудность выделения на экранах РЛС отметки на фоне отражений от местных предметов (ведь вертолет может находиться в воздухе и в неподвижном состоянии, на висении), сравнительно небольшая эффективная отражающая поверхность, малое время нахождения в зоне видимости средств радиолокационной разведки (см. таблицу 1).
Вдобавок дальности, указанные в таблице, уменьшатся пропорционально интенсивности радиоэлектронных помех, которые противник применит почти наверняка. Более того, постоянная работа радаров на излучение маловероятна из-за опасности их поражения противорадиолокационными ракетами.
Естественно, нельзя забывать о том, что во всех общевойсковых подразделениях и подразделениях ПВО назначаются посты воздушного наблюдения, оснащенные различными оптическими приборами, а также об оптических и телевизионно-оптических (ТОВ) средствах обнаружения, входящих в состав зенитных комплексов. Однако возможности визуальной разведки находятся в прямой зависимости от степени прозрачности атмосферы и определяются метеорологическими условиями, временем года и суток, задымлением и запылением воздуха над полем боя, фоновыми и другими условиями (см. таблицу 2). Сегодня с проблемой обнаружения вертолетов, действующих на высотах до 50 м, особенно в условиях интенсивного применения радиоэлектронных помех и ПРР, позволят справиться (правда, частично) такие существующие и перспективные средства разведки, как АК РЛДН A-50 с РЛК "Шмель", Ан-71 "Квант" с РЛК "Скорпион", вертолеты РЛД Ка-27 "Око-2", воздушные аэростатические многофункциональные платформы, аэростаты и дирижабли, на которых установлены различные типы РЛС.
Однако обнаружить вертолеты недостаточно - их еще надо уничтожить. Выполнение этой задачи возлагается, в первую очередь, на средства ПВО полкового и дивизионного комплектов (см. таблицу 3).
Сравнивая максимальную дальность полета ПТУР "Хеллфайр" (это основное вооружение ударных вертолетов) - 8 км - с наибольшими дистанциями поражения зенитных средств, с учетом их удаления от переднего края, мы придем к крайне тревожному выводу: вертолеты огневой поддержки могут наносить эффективные удары, не входя в зоны огня ПВО полкового звена.
Вместе с тем отметим следующее: так называемое "работное время" (включает в себя время на набор высоты 30-50 м, поиск и обнаружение цели, прицеливание и пуск ПТУР, наведение ПТУР, снижение) для ударных вертолетов типа АН-64А составляет 44-58 с, а для AH-64D - всего 10-15 с. Ведь последние "Апачи" вооружены ПТУР "Хеллфайр" третьего поколения с активной радиолокационной ГСН (применяются по принципу "выстрелил-забыл"), а наличие в составе бортового оборудования машин РЛС "Лонгбоу" позволяет осуществлять классификацию обнаруженных целей, выделять 16 наиболее опасных и осуществлять пуск ракет (см. таблицу 4).
Данные таблицы 4 свидетельствуют: вертолеты типа "Апач-Лонгбоу" можно успеть обстрелять комплексами "Тор-М1", "Тунгуска", "Стрела-10", "Игла". Но анализ цифр из таблиц 3 и 4 говорит о том, что размеры зоны поражения и время реакции позволяют бороться с АН-64D только ЗРС "Тор-М1" при условии нахождения стартовой позиции БМ на удалении до 4 км от переднего края. Причем "Апач-Лонгбоу" оснащен радиочастотным интерферометром, который фиксирует излучающие объекты (РЛС системы ПВО) и автоматически выбирает наиболее опасные цели, которые выводятся на дисплей системы управления огнем. Наличие же в боекомплекте каждого такого вертолета, кроме 16 ПТУР "Хеллфайр", двух противорадиолокационных ракет "Сайдарм" с дальностью стрельбы до 10 км резко снижает живучесть БМ "Тор-М1" при работе РЛС системы на излучение, значительно уменьшает возможности ЗРК по борьбе с самыми современными винтокрылыми машинами.
А что истребительная авиация? Из положения дежурства на аэродроме она не в состоянии своевременно отразить удар боевых вертолетов, а ее применение из положения дежурства в воздухе по винтокрылым машинам, действующим на предельно малых высотах из положения висения, малоэффективно.
Расчеты, проведенные американскими специалистами, показывают, что живучесть "Апачей-Лонгбоу" в четыре раза выше, чем у "Апачей" более ранних модификаций. И все же средство против АН-64D есть. Это - наши боевые вертолеты.
ВИНТОКРЫЛЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ
В свое время, после посадки Руста вблизи Красной площади, одному из авторов этой статьи довелось неоднократно нести дежурство на боевом вертолете в общей системе ПВО страны по перехвату целей на предельно малых высотах.
На воздушные объекты винтокрылые машины направлялись пунктами наведения истребительной авиации. Правда, в основном приходилось заниматься нашими летательными аппаратами, нарушившими правила полетов, - Ми-2, Ан-2, Л-410 (они незамедлительно принуждались к посадке на аэродроме). Хотя в приграничных районах не раз вертолеты выводились на шары-разведчики, на других нарушителей воздушного пространства CCCР, летевших у самой земли. К сожалению, тогда мы не могли уничтожать цели ночью из-за отсутствия в ту пору на Ми-24 РЛС и ИК ПНО.
В настоящее время появились новые возможности для организации ПВО с помощью боевых вертолетов и в мирное, и в военное время.
В боевые полки поступает модернизированный МИ-24ПН. Это - вертолет Ми-24П, на котором установлены комплекс бортового радиоэлектронного оборудования БРЭО-24 и тепловизионная обзорно-прицельная система "Зарево". Дооснащение дневной обзорно-прицельной системы "Радуга-Ш" тепловизионной прицельной системой для круглосуточного применения позволяет теперь экипажу винтокрылой машины использовать штатные управляемые и неуправляемые средства поражения ночью, повышает их боевую эффективность, а также безопасность выполнения ночных полетов на предельно малых высотах. Еще более укрепится противовоздушная оборона на тех же высотах после поступления в войска вертолетов Ми-28Н, решение о производстве которых недавно принято.
Ми-28Н имеет встроенный комплект БРЭО-28Н с системой управления оружием, расположенной в середине локатора "Кинжал-В" миллиметрового диапазона. В качестве варианта БРЭО может применяться БРЛС "Арбалет". Кроме этого, на машине установлена оптико-электронная система ГОЭС-321 для ночной навигации и целеуказания. Оба летчика экипируются нашлемной ночной системой визирования, их кабины оборудованы цветными ЖК-дисплеями. Ми-28Н оснащен приемником системы оповещения о радиолокационном облучении "Пастель", инфракрасным приемником системы оповещения "Мак", лазерным приемником системы оповещения "Отклик", ИК станцией активного подавления ГСН УР и автоматом сбрасывания ИК-ловушек.
Основным оружием Ми-28Н является пушка калибра 30 мм, ПТУР "Атака" (до 16 ракет), УР воздух-воздух "Игла" или "Р-73". Располагая таким арсеналом, машина способна сбивать на предельно малых и малых высотах и вертолеты, и БПЛА, и самолеты. Причем в дуэльной ситуации вертолет-самолет, при равных условиях ввода в бой, первый имеет преимущество в применении ракет с ИК ГСН, так как инфракрасная заметность излучения двигателей самолета в 3-5 раз выше.
Таким образом, на основании всего изложенного выше мы предлагаем в мирное время восстановить дежурство боевых вертолетов по противовоздушной обороне, поставив перед ними задачу ведения борьбы с низколетящими малоскоростными целями (в первую очередь - с авиационными террористами).
В военное время считаем целесообразным включить боевые вертолеты в систему истребительного авиационного прикрытия общевойскового оперативно-стратегического объединения в операциях и назвать ее системой авиационного прикрытия (по аналогии с авиационной поддержкой).
Следовательно, теперь под системой авиационного (истребительного авиационного) прикрытия придется понимать совокупность группировки истребительной авиации и группировки боевых вертолетов и полосы (районы) боевых действий истребительных авиационных полков и отдельных вертолетных полков (обвп, овп БУ) для выполнения задач по прикрытию группировок войск и объектов от ударов воздушного противника.
Под группировкой боевых вертолетов следует понимать сведенные в систему и развернутые на местности на основных и запасных аэродромах (посадочных площадках) в полосе ответственности оперативно-стратегического объединения отдельные вертолетные полки (обвп, овп ВУ).
Под полосой (районом) боевых действий отдельных вертолетных полков (обвп, овп БУ) понимается территория и воздушное пространство, в пределах которых (обвп, овп БУ) выполняют боевую задачу по прикрытию войск. Она назначается с целью более четкой организации взаимодействия с частями истребительной авиации, войсками противовоздушной обороны, частями (подразделениями) РЭБ для рационального размещения средств разведки и управления, а также разграничения ответственности за выполнение задачи прикрытия войск.
Полосы (районы) боевых действий отдельных вертолетных полков (обвп, овп БУ), в зависимости от их количества в составе объединенной группировки авиации и войск (сил) ПВО, могут назначаться заместителем командующего войсками оперативно-стратегического объединения по авиации и ПВО в разграничительных линиях общевойсковых объединений. При выделении в оперативное подчинение общевойскового объединения нескольких отдельных вертолетных полков (обвп, овп БУ) полосы (районы) боевых действий им могут назначаться командующим общевойсковым объединением в разграничительных линиях полос общевойсковых соединений первого эшелона.
В полосах (районах) боевых действий вертолетных полков (обвп, овп БУ) должны определяться зона (зоны) дежурства боевых вертолетов в воздухе, район (районы) самостоятельного поиска (свободной охоты), площадка (площадки) дежурства на земле, а также организовываться засада (засады) на земле и в воздухе.
Ввод в бой вертолетов-истребителей, исходя из малого работного времени их самых опасных противников типа "Апач-Лонгбоу" (10-15 с), должен осуществляться из положения дежурства в воздухе. Вывод вертолетов в зоны дежурства в воздухе в ходе операции понадобится при наличии у противника ударных вертолетов и угрозе их применения. Количество зон дежурства вертолетов в воздухе будет определяться оперативной обстановкой и размерами зон поражения бортового оружия при стрельбе по воздушным целям. Исходя из этого и ширины полос обороны и наступления общевойсковых соединений, необходимо иметь зоны дежурства вертолетов в воздухе в полосе дивизий (бригад) первого эшелона. Это позволит ставить задачи вертолетам на прикрытие от ударов с воздуха конкретных объектов (мсд, тд, мсбр).
Управление вертолетами в воздухе в данном случае наиболее целесообразно осуществлять с пункта наведения и целеуказания, расположенного на КП зрп прикрываемого общевойскового соединения.
Безопасность полетов вертолетов в зоне поражения средств ПВО прикрываемых соединений и взаимодействие с ними будут осуществляться через пункт управления противовоздушной обороны общевойскового соединения. Взаимодействие со средствами ПВО общевойскового объединения и безопасность полетов в их зонах поражения будут осуществляться через совмещенный командный пункт противовоздушной обороны и авиации общевойскового объединения.
Количество вертолетов в зонах дежурства в воздухе должно зависеть от складывающейся обстановки, наличия боевых вертолетов у противника и своих войск и может составить пара-звено.
Время нахождения вертолетов в зонах дежурства в воздухе необходимо определять, исходя из условий обстановки и наличия топлива на борту (в среднем до полутора часов).
Удаление зон дежурства в воздухе от переднего края будет зависеть от максимальной дальности поражения ПТУР вертолетов противника, дальности поражения УР "воздух-воздух" своих вертолетов, удаления от переднего края и дальности поражения средств ПВО противника. Расчеты показывают, что при применении противником УР "Хеллфайр" (дальность стрельбы, напомним еще раз, до 8 км) и наличии в боекомплекте наших машин УР "воздух-воздух" типа "Игла" (дальность - до 5 км) зоны дежурства вертолетов в воздухе должны находиться над территорией противника. Это, однако, приведет к их быстрому уничтожению средствами неприятельской ПВО. Но после оснащения наших вертолетов УР "воздух-воздух" Р-73 с дальностью поражения до 15 км удаление зон дежурства в воздухе от переднего края может составлять до 7 км, что позволяет на предельно малых высотах находиться вне зон поражения средств ПВО противника. В любом случае для повышения живучести вертолетов на поле боя их необходимо вооружать не менее чем двумя противорадиолокационными ракетами для борьбы с вражеской противовоздушной обороной.
Наличие в боекомплекте вертолетов УР "воздух-воздух" с дальностью пуска до 15 км позволяет поражать винтокрылые машины противника из зон дежурства в воздухе, барражируя на предельно малых высотах, находясь при этом за пределами досягаемости средств ПВО противника. Однако "Апач-Лонгбоу" несет УР "воздух-воздух" "Сайдвиндер" AIМ-9L, М с дальностью пуска до 20 км, что дает ему абсолютное преимущество в воздушном бою на дистанциях 15-20 км. Отсюда совершенно очевидна необходимость оснащения наших боевых вертолетов УР " воздух-воздух" с дальностью пуска более 20 км.
Благодаря тому, что в боекомплекте вертолетов, кроме УР "воздух-воздух", есть УР "воздух-земля", имеется возможность нанесения ударов из зон дежурства в воздухе и по вновь разведанным наземным целям в реальном масштабе времени.
Планирование применения вертолетов в системе авиационного (истребительного авиационного) прикрытия должно осуществляться объединенным командованием авиации и войск ПВО общевойскового оперативно-стратегического объединения и отражаться в плане боевого применения авиации и войск (сил) ПВО в операции. Кроме того, вопросы применения вертолетов в системе авиационного (истребительного авиационного) прикрытия надо отражать в плане боевого применения авиации, планах противовоздушной обороны общевойскового оперативно-стратегического объединения, оперативных объединений первого эшелона, общевойсковых соединений первого эшелона.
Применение вертолетов в системе авиационного прикрытия (истребительного авиационного прикрытия) войск позволит компенсировать недостатки систем зенитного ракетно-артиллерийского, истребительного авиационного прикрытия в борьбе, в первую очередь, со специализированными ударными вертолетами типа "Апач-Лонгбоу" и другими низколетящими воздушными целями.
Расчеты, проведенные с использованием различных методик, показывают, что применение боевых вертолетов в системе авиационного (истребительного авиационного) прикрытия войск из положения дежурства в воздухе позволяют повысить эффективность ПВО, существенно снизить потери наших частей и соединений на поле боя и тем самым повысить устойчивость обороны или темпы наступления.
старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВВС ВА ГШ,
полковник
Виктор ТКАЧЕВ
старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВВС ВА ГШ,
полковник
Опубликовано 1 января в выпуске № 2 от 2005 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?