1 января, 2006
Параллельными курсами
Теория и практика планирования ПВО в общевойсковых операциях идут не в ногу
Планирование противовоздушной обороны есть важнейшая составная часть организации противовоздушной обороны в операциях общевойсковых оперативно-стратегических объединений, существенным образом влияющая на ход и исход борьбы за господство в воздухе и, как следствие, на результаты самих операций.
Для того, чтобы понять сущность и содержание планирования противовоздушной обороны в операциях общевойсковых оперативно-стратегических объединений в современных условиях, необходимо обратиться к современной трактовке понятий "планирование" и "противовоздушная оборона войск".
РАЗРЕШИТЕ УТОЧНИТЬ
До недавнего времени под "противовоздушной обороной войск" понимались комплекс мероприятий и боевые действия войск по отражению нападения воздушного противника, прикрытию группировок войск и объектов тыла от ударов с воздуха. В другом источнике под "противовоздушной обороной войск в общевойсковой операции" понимались боевые действия войск ПВО и истребительной авиации по нанесению воздушному противнику поражения и отражению его ударов по прикрываемым войскам и объектам, а также комплекс мероприятий, проводимых всеми войсками (силами) с целью снижения эффективности ударов с воздуха.
В современных документах под "противовоздушной обороной войск" понимается комплекс организационных мероприятий и боевые действия по отражению нападения воздушного противника, прикрытию группировок своих войск и наиболее важных объектов тыла от ударов с воздуха.
Несмотря на некоторые отличия, во всех этих формулировках прослеживается общее. Под боевыми действиями войск по отражению ударов воздушного противника понимаются боевые действия войск ПВО и истребительной авиации по поражению средств воздушного нападения в воздухе. Только в последней редакции под боевыми действиями войск по отражению ударов воздушного противника понимаются "боевые действия зенитных ракетных, зенитных артиллерийских соединений, частей, подразделений и ВВС".
Так как ВВС в своем составе имеют как истребительную авиацию, так и ударную авиацию, то формулировка определения противовоздушной обороны подразумевает и боевые действия ударной авиации по поражению средств воздушного нападения и элементов их инфраструктуры в местах базирования. Это положение нашло свое подтверждение и в современных нормативных документах по подготовке и ведению военных действий.
В частности, в оперативной части плана противовоздушной обороны оперативно-стратегического объединения впервые стали показываться объекты поражения ударной авиации в интересах ПВО.
Но наносить поражение средствам воздушного нападения и элементам их инфраструктуры в местах базирования могут и другие средства. В частности, ракетные войска и артиллерия общевойсковых объединений, силы флота (флотилии) на приморском направлении. Следовательно, формулировка определения противовоздушной обороны должна подразумевать и боевые действия других ударных средств по поражению средств воздушного нападения и элементов их инфраструктуры в местах базирования.
Более того, необходимо отметить, что авторы определения "противовоздушной обороны войск" (Военный энциклопедический словарь. - М.: ОНИКС 21 век, 2002. - 1431 с.), не раскрывают, что они подразумевают под "комплексом организационных мероприятий".
Без пояснения и уточнения любой военный читатель этого энциклопедического словаря совершенно однозначно под "комплексом организационных мероприятий" понимает: принятие решения, постановку задач, планирование, организацию взаимодействия, управления и обеспечения, что является составной частью подготовки любых боевых действий и, в том числе, составной частью подготовки противовоздушной обороны. Следовательно, комплекс организационных мероприятий ни в коем случае не может являться составной частью противовоздушной обороны.
Как следствие, такая некорректная формулировка противовоздушной обороны имеет негативные последствия. К сожалению, некоторые авторы, не вникая в смысл написанного, тиражируют такое определение противовоздушной обороны войск в нормативных и учебных документах, искажая, таким образом, содержание процессов вооруженной борьбы и, в частности, противовоздушной обороны войск.
В борьбе с воздушным противником, кроме перечисленных средств (войск и сил противовоздушной обороны, ударной авиации, ракетных войск и артиллерии, сил флота), принимают участие силы и средства разведки, РЭБ, инженерные войска, соединения и части всех видов и родов войск, выполняющие мероприятия оперативной маскировки, мотострелковые и танковые подразделения, отражающие удары средств воздушного нападения огнем из стрелкового оружия и зенитных пулеметов.
Исходя из этого, в ряде исследований и учебных материалов традиционную систему ПВО оперативно-стратегического объединения предлагается дополнить рядом элементов, таких как система ударных средств (на основе привлекаемых к борьбе с СВН противника в местах базирования ударной авиации, ракетных войск и артиллерии, сил флота); система пассивного противодействия, включающая в себя системы РЭБ, мер оперативной маскировки и индивидуальной защиты объектов.
В таком случае структура системы ПВО оперативно-стратегического объединения (ОСО) может быть представлена в следующем виде (см. рис.).
ТЕОРИЯ
Из анализа современных взглядов на содержание борьбы со средствами воздушного нападения противника, предложенной структуры системы противовоздушной обороны, под "противовоздушной обороной в операции общевойскового объединения" следует понимать боевые действия войск (сил) по нанесению поражения средствам воздушного нападения противника и элементам их инфраструктуры в воздухе и в местах базирования и отражению его ударов по прикрываемым войскам и объектам, а также комплекс мероприятий, проводимых всеми войсками (силами) с целью снижения эффективности ударов средств воздушного нападения по войскам и объектам.
Исходя из такого определения противовоздушной обороны в операции общевойскового объединения, общими задачами противовоздушной обороны в такой операции будут следующие:
ведение разведки воздушного противника и оповещение о нем войск;
уничтожение огнем пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения противника в полете;
ведение борьбы с воздушными десантами и аэромобильными войсками в воздухе;
уничтожение средств воздушного нападения противника и элементов их инфраструктуры в местах базирования;
проведение комплекса мероприятий по снижению эффективности действий СВН противника при нанесении ими ударов по войскам и объектам.
Обратимся к исходному значению термина "планирование". Совершенно однозначно и не вызывает ни у кого сомнений, что всякое планирование заключается в детализации принятого решения.
Исходя из современной трактовки понятия "противовоздушной обороны войск", решение на противовоздушную оборону в операции общевойскового оперативно-стратегического объединения, то есть на боевое применение (применение) соединений и частей всех видов и родов войск Вооруженных Сил из состава общевойскового оперативно-стратегического объединения для борьбы с воздушным противником и снижения эффективности его действий может принять только одно должностное лицо - командующий войсками общевойскового оперативно-стратегического объединения.
Решение командующего войсками общевойскового оперативно-стратегического объединения по противовоздушной обороне, как и всякое решение, должно содержать следующие элементы: замысел противовоздушной обороны, задачи войскам, участвующим в борьбе с воздушным противником, основы взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
В замысле противовоздушной обороны в операции общевойскового оперативно-стратегического объединения могут определяться: группировки войск и объекты, на сохранении боеспособности которых от ударов средств воздушного нападения противника сосредоточиваются основные усилия по этапам операции; формы и способы выполнения задач противовоздушной обороны по этапам операции, количество массированных огневых ударов и объектов поражения авиационно-ракетной группировки противника в операции, полосы прорыва ПВО противника; состав привлекаемых к борьбе с воздушным противником войск, их группировки и распределение по элементам оперативного построения войск оперативно-стратегического объединения; обеспечение скрытности при подготовке и выполнении задач противовоздушной обороны (по этапам операции).
Далее в решении на противовоздушную оборону командующий войсками общевойскового оперативно-стратегического объединения определяет задачи по борьбе с воздушным противником объединенной группировке авиации и войск (сил) ПВО, ракетным войскам и артиллерии, инженерным войскам, войскам РХБ защиты, соединениям и частям разведки, РЭБ и др.
В этой связи возникает закономерный вопрос, а кто (какое должностное лицо) должен доложить командующему войсками общевойсковым объединением обоснованные (подкрепленные расчетами) предложения по применению соединений и частей различных видов и родов войск в интересах борьбы с воздушным противником? Кто должен определить, какую часть ракетных войск и артиллерии, инженерных войск, войск РХБ защиты, соединений и частей разведки и др. привлечь для борьбы с воздушным противником? Ведь в соответствии с установленным порядком работы должностных лиц каждый начальник рода войск докладывает предложения по применению своих (замысел применения) подчиненных войск.
На самом деле, такое должностное лицо есть - это заместитель командующего войсками общевойскового объединения по авиации и противовоздушной обороне. Должность этого начальника подразумевает ответственность не только за авиацию и войска ПВО, но и за противовоздушную оборону общевойскового объединения в целом, к решению задач которой он обязан привлечь необходимое количество соединений и частей других видов и родов войск общевойскового объединения.
На основе принятого командующим войсками общевойскового оперативно-стратегического объединения решения на противовоздушную оборону в операции, заместитель командующего войсками фронта по авиации и ПВО, начальники родов войск и специальных войск принимают свои детальные решения на непосредственное применение подчиненных войск и сил в ходе выполнения задач противовоздушной обороны.
Таким образом, в соответствии с проведенными рассуждениями, план противовоздушной обороны в операции общевойскового оперативно-стратегического объединения есть детально разработанное решение по противовоздушной обороне командующего войсками этого объединения.
ПРАКТИКА
Как же обстоит дело с планированием противовоздушной обороны в операциях общевойсковых оперативно-стратегических объединений в действительности?
В соответствии с действующими нормативными документами в ходе планирования противовоздушной обороны разрабатывается план противовоздушной обороны, который является составной частью плана боевого применения объединенной группировки авиации и войск (сил) ПВО общевойскового оперативно-стратегического объединения.
План противовоздушной обороны, в соответствии с этими же документами, разрабатывается объединенным командованием авиации и войск (сил) ПВО. Разрабатываемый в соответствии с нормативными документами план противовоздушной обороны отражает применение только войск (сил) ПВО, ударной авиации в интересах противовоздушной обороны, группировку частей РЭБ и ее задачи, выполняемые в интересах противовоздушной обороны и по содержанию является на самом деле расширенным вариантом плана боевого применения войск (сил) ПВО.
По сути, такой план противовоздушной обороны является детализированным решением заместителя командующего войсками общевойскового оперативно-стратегического объединения, так как отражает применение только войск (сил) объединенной группировки авиации и ПВО в интересах борьбы с воздушным противником, что не соответствует содержанию понятий "противовоздушная оборона войск" и "планирование".
Самым большим недостатком такого плана противовоздушной обороны является то, что в таком виде план не сможет сконцентрировать и скоординировать усилия соединений и частей других родов войск и видов вооруженных сил на борьбу с воздушным противником, придать такой борьбе общевойсковой характер.
Что же делать? Ранее было установлено, что план противовоздушной обороны в операции общевойскового оперативно-стратегического объединения есть детально разработанное решение по противовоздушной обороне командующего войсками этого объединения.
Такой план должен отражать применение соединений и частей видов и родов войск Вооруженных Сил общевойскового объединения в интересах борьбы с воздушным противником. Следовательно, план противовоздушной обороны должен являться составной частью плана операции общевойскового оперативно-стратегического объединения, а не составной частью плана боевого применения объединенной группировки авиации и войск (сил) ПВО.
Разрабатываться такой план должен в штабе общевойскового объединения рабочим коллективом, включающим в себя представителей всех родов войск общевойскового объединения, под общим руководством начальника штаба общевойскового объединения и непосредственным руководством заместителя командующего войсками объединения по авиации и ПВО и подписываться этими двумя должностными лицами.
Однако на данном этапе теория и практика планирования противовоздушной обороны в операциях общевойсковых оперативно-стратегических объединений идут как бы параллельными курсами, не пересекаясь даже в обозримом будущем. Естественно, подобное положение дел не может считаться нормальным.
генерал-майор, профессор кафедры
оперативного искусства ВВС
Военной академии Генерального
штаба ВС РФ,
полковник, старший преподаватель
кафедры ВВС Военной академии
Генерального штаба ВС РФ
Опубликовано 1 января в выпуске № 1 от 2006 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?