Концепции

Безопасность – только на коллективной основе

Основные направления создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности
Нарастание серьезных негативных изменений национальных систем ПВО государств – участников Организации Договора о коллективной безопасности требует их согласованного развития при создании и совершенствовании Восточно-Европейской, Кавказской и Центрально-Азиатской региональных систем ПВО в рамках объединенной системы ПВО государств – участников СНГ

Опыт исторического развития мировой цивилизации убедительно показывает, что стабильность и безопасность как в мире в целом, так и в отдельных регионах могут быть достигнуты только на коллективной основе.

Одним из важнейших элементов практической реализации системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве является объединенная система противовоздушной обороны государств – участников Содружества независимых государств (ОС ПВО СНГ).

В настоящее время основным направлением дальнейшего развития ОС ПВО СНГ является создание и совершенствование единых региональных систем ПВО в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности.

Существенная значимость этой проблемы и сложность управления межгосударственными связями обусловливают необходимость использования при ее решении метода программно-целевого планирования. В этой связи базовой организацией государств – участников Содружества в области исследования проблем противовоздушной обороны – 2 ЦНИИ Минобороны России в рамках плановых научно-исследовательских работ под руководством Координационного комитета по вопросам ПВО при СМО СНГ разработаны предложения по мероприятиям создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности.

В основе разработки предложений лежат:

– анализ содержания согласованного на сентябрьском 2009 г. заседании Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников СНГ проекта Основных направлений развития объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ на период до 2015 г.;

– оценки реализуемости мероприятий первого этапа совместного плана работы Координационного комитета по вопросам ПВО при СМО СНГ и Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности по интегрированию, развитию и совершенствованию противовоздушной обороны государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности;

– результаты военно-политического анализа современных тенденций развития интеграции государств – участников СНГ в интересах обеспечения безопасности в воздушной сфере.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ

Результаты военно-политического анализа современных тенденций развития интеграции государств – участников СНГ в интересах обеспечения безопасности в воздушной сфере (рис. 1) показывают, что они определяются двумя группами факторов, одна из которых способствует расширению и углублению интеграции, а другая – ее свертыванию.

К факторам, способствующим развитию интеграции, относятся наличие общих угроз безопасности и общих стратегических интересов, развитость правовых основ и наличие значительного опыта практической реализации идей коллективной безопасности, накопленного при создании и совершенствовании объединенной системы ПВО государств – участников СНГ.

Важнейшим препятствующим интеграции фактором является геополитическое противодействие США, неразрывно связанное с пока еще сохраняющейся идеей однополярного устройства современного миропорядка.

Однако опыт исторического развития мировой цивилизации убедительно показывает, что единственный контролирующий все и вся центр силы – состояние очень неустойчивое. При нем реально не решаются имеющиеся противоречия, ни одна страна не чувствует себя в безопасности.

В этой связи можно сделать вывод о наличии в настоящее время устойчивой тенденции доминирования факторов, способствующих развитию интеграции государств – участников СНГ в интересах обеспечения безопасности в воздушной сфере.

Следующая тенденция, обусловленная современными особенностями развития интеграции постсоветских государств в интересах обеспечения безопасности в воздушной сфере, – использование различных форматов сотрудничества, важнейшим из которых является объединенная система ПВО государств – участников СНГ. На протяжении длительного периода времени она является единственным реально действующим компонентом системы коллективной безопасности государств Содружества. Кроме того, используются такие форматы сотрудничества, как Организация Договора о коллективной безопасности, Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, другие межгосударственные соглашения и договоры.

Наряду с позитивными моментами развитие интеграции государств – участников СНГ в интересах обеспечения безопасности в воздушной сфере в настоящее время характеризуется также тенденцией нарастания серьезных негативных изменений национальных систем ПВО государств – участников СНГ, входящих в состав ОС ПВО СНГ. К числу основных проблем национальных систем ПВО относятся низкий уровень информационного обеспечения о воздушно-космической обстановке; отсутствие требуемого уровня автоматизации управления; значительное количество морально и физически устаревшего вооружения, его значительная разукомплектованность и высокий уровень выработки технического ресурса; низкая укомплектованность профессионально подготовленными кадрами.

В этой связи в настоящее время все более проявляется тенденция сосредоточения основных усилий на обеспечении согласованного с созданием системы ВКО Российской Федерации развития национальных систем ПВО в рамках создания и совершенствования Восточно-Европейской, Кавказской и Центрально-Азиатской региональных систем ПВО, рассматриваемых как основные структурные элементы объединенной системы ПВО СНГ. Переход к созданию региональных коалиционных систем позволяет максимально реализовать возможности государств региона в решении задач обеспечения безопасности в воздушной сфере.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Результаты анализа теоретических основ программно-целевого управления развитием сложных организационно-технических систем показывают, что в основу методического аппарата обоснования мероприятий создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО должны быть положены известные общие принципы программно-целевого планирования, доработанные с учетом внешних и внутрисистемных связей, характеризующих кооперативность принятия решений, существенные различия значимости угроз из воздушно-космической сферы и системы объектов вооруженных сил, экономики и инфраструктуры для отдельных государств и коалиции в целом, резкое возрастание размерности экономических ограничений на реализацию принимаемых решений.

Реализующий указанные принципы методический аппарат обоснования мероприятий создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности включает:

– методы, методики и модели, обеспечивающие преобразование исходных данных в требуемый состав группировок и прогнозные оценки экономических ограничений, а также оценку компонентов агрегированного показателя боевых возможностей ОС ПВО СНГ;

– методики, непосредственно обеспечивающие обоснование мероприятий создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности с учетом экономических ограничений.

Требуемый количественно-качественный состав коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности определяется при обосновании оперативно-стратегических требований к ним на основе исходных данных, включающих:

– доктринальные (концептуальные) установки по вопросам обеспечения безопасности Российской Федерации и ее союзников в воздушной (воздушно-космической) сфере;

– варианты и сценарии военных конфликтов с участием Российской Федерации и других государств – участников СНГ в регионах коллективной безопасности;

– состав и характеристики войск и объектов Российской Федерации и ее союзников в регионах коллективной безопасности;

– состав и характеристики войск и объектов противника в регионах коллективной безопасности.

Основным критерием, обеспечивающим преобразование указанных исходных данных в требуемый состав коалиционных группировок ПВО, является критерий минимума ожидаемого ущерба объектам Российской Федерации и ее союзников в пространстве прогнозируемых вариантов развития военно-политической ситуации в регионах коллективной безопасности в мирное время, в локальных, региональных и крупномасштабных войнах.

Методики, непосредственно обеспечивающие обоснование мероприятий создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности с учетом их приоритетности и экономических возможностей государств – участников коалиции, включают:

– методику формирования потребной системы мероприятий создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности;

– методику оценки приоритетности мероприятий создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности;

– методику обоснования мероприятий создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности с учетом экономических ограничений.

В ходе оценки эффективности обоснованных мероприятий производятся определение реализуемого количественно-качественного состава коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности на конец планируемого периода и оценка частных показателей, определяющих агрегированный показатель боевых возможностей ОС ПВО СНГ.

ВАРИАНТЫ ВОЗМОЖНЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Силы и средства, выделяемые государствами – участниками СНГ в состав коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности, могут применяться при решении задач по поддержанию мира, стабильности и сдерживания потенциального противника, в вооруженных конфликтах, локальных и региональных (крупномасштабных) войнах.

При решении задач по поддержанию мира, стабильности и сдерживания потенциального противника войска и силы ПВО государств Содружества могут применяться в форме разведывательно-информационных, демонстративных, боевых действий дежурных и специально выделенных сил в воздушном пространстве. При этом основными способами действий могут быть несение боевого дежурства на аэродромах, позициях и в воздухе, а также разного рода демонстративные действия (демонстрация силы, готовность к маневру, ввод противника в заблуждение).

В вооруженном конфликте вооруженная борьба может охватывать часть территории государства-участника, часть района ПВО, а основными формами применения войск и сил ПВО могут быть боевые действия и бои при управлении с национальных КП ПВО.

В основу способов борьбы со СВН может быть положено ведение отдельных воздушных и противовоздушных боев, действий по последовательному решению задач по ПВО, усиление группировки войск и сил ПВО на угрожаемых направлениях за счет внутреннего и внешнего резервов, изоляция района конфликта в воздушном пространстве собственными силами и за счет ОС ПВО СНГ.

В локальной войне наиболее вероятными формами применения СВН будут специальные операции (разведывательные, диверсионные), систематические боевые действия и бои. При этом основными способами применения СВН будут последовательные, сосредоточенные и одиночные удары. Задачи ПВО будут решаться в формах, к которым могут относиться боевые действия, воздушные и противовоздушные сражения и бои региональной (национальной) группировки войск и сил ПВО, зоны, района ПВО ВС РФ.

Способы действий войск и сил ПВО в локальной войне могут включать в себя развертывание группировок войск и сил и создание системы ПВО, ведение боевых действий, сражений, боев и операций; последовательное перенацеливание войск и сил ПВО по решаемым задачам; маневр войсками и силами ПВО; усиление группировки войск и сил ПВО региона, зоны, района ПВО силами резерва.

ОБЪЕКТЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, ЭКОНОМИКИ И ИНФРАСТРУКТУРЫ

Важнейшими объектами вооруженных сил для любого государства являются командные пункты высших звеньев управления, районы базирования стратегических и оперативно-тактических ракет, аэродромы базирования ударной и истребительной авиации, военно-морские базы и пункты базирования флотов, районы сосредоточения и пункты постоянной дислокации войск, важнейшие объекты тыла. Их количество, характер размещения и группирования в значительной степени зависят от состояния военно-стратегической обстановки.

Важнейшими объектами экономики и инфраструктуры являются объекты органов государственной власти и управления, объекты энергетики (электростанции, подстанции ЛЭП, линии электропередачи, нефтеперерабатывающие предприятия), предприятия черной и цветной металлургии, химической и перерабатывающей промышленности, машиностроения, объекты железнодорожного, автомобильного, морского, речного, воздушного и трубопроводного транспорта, а также объекты связи. Их количество и размещение незначительно изменяются со временем и практически не зависят от периода развития военно-стратегической обстановки (мирное время, угрожаемый период, военное время).

В каждом регионе коллективной безопасности сосредоточено значительное число объектов, подлежащих прикрытию от ударов средств воздушного (воздушно-космического) нападения. Наибольшее число важнейших объектов сосредоточено в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности на территории Республики Беларусь, в Калининградском особом районе, Смоленской, Брянской и Псковской областях Российской Федерации.

ТРЕБУЕМЫЙ СОСТАВ КОАЛИЦИОННЫХ ГРУППИРОВОК

Анализ роли, места и задач коалиционных группировок ПВО в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности позволяет определить их требуемый количественно-качественный состав мирного времени. В угрожаемый период производится их усиление за счет внутреннего и внешнего резервов с целью обеспечения требуемого соотношения сил сторон для ведения вооруженной борьбы в воздушной сфере региона коллективной безопасности.

В основе определения требуемого состава группировок лежит представление региональных коалиционных систем ПВО в виде объединенных (единых) боевых систем, состоящих из подсистемы управления, разведки и предупреждения о воздушном (воздушно-космическом) нападении, подсистем зенитного ракетного прикрытия (обороны) и истребительного авиационного прикрытия, сил и средств радиоэлектронной борьбы и регионального резерва войск и сил ПВО.

Основу региональных подсистем управления составляют региональные командные пункты, в военное время выполняющие функции передового (вспомогательного) пункта управления ОС ПВО СНГ в интересах обеспечения оперативности принятия решений, осуществления жесткого контроля воздушной обстановки и организации более тесного взаимодействия с группировками войск (сил) других видов вооруженных сил государств Содружества в регионе. Региональные КП обеспечивают обмен информацией с вышестоящим ЦКП ОС ПВО СНГ и командных пунктов национальных систем ПВО в регионе коллективной безопасности.

Региональные подсистемы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении включают силы и средства радио-, радиотехнической, радиолокационной и оптико-электронной разведки, построенные в три эшелона: первый – средства разведки космического базирования, наземные средства радиоразведки и загоризонтные РЛС; второй – силы и средства наземной радиотехнической разведки, воздушной радиотехнической и радиолокационной разведки; третий – современные и перспективные РЛС дежурного и боевого режима малых, средних и больших высот, вторичные радиолокаторы.

Региональные подсистемы зенитного ракетного прикрытия (обороны) представляют совокупность объединенных общим замыслом построения национальных систем ЗРО, созданных по объектовому (в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности) или объектово-зональному принципам (в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности).

Региональные подсистемы истребительного авиационного прикрытия обеспечивают высокую мобильность и активный характер коалиционных группировок ПВО. Они создаются на базе национальных группировок ИА. Их основные задачи: охрана государственных границ государств в воздушном пространстве в мирное время, завоевание и удержание господства в воздухе в ходе военных действий в регионе коллективной безопасности, прикрытие наиболее важных районов и объектов в зоне военного конфликта, изоляция района конфликта.

Региональный резерв войск и сил ПВО создается для усиления коалиционной группировки ПВО на угрожаемых направлениях и обороны наиболее важных объектов, достижения внезапности применения, решения внезапно возникающих задач и восстановления в ходе ведения боевых действий нарушенной системы ПВО. Внутренний региональный резерв составляют силы и средства резерва командующего войсками ПВО (ВВС и ПВО, СВО) каждого государства – участника СНГ, в которые могут включаться подразделения и части родов войск ПВО; подразделения, формируемые на базе существующих соединений и частей войск ПВО; комплекты и отдельные образцы ВВТ; специалисты ПВО. В качестве внешнего регионального резерва для усиления национальных группировок ПВО в соответствии с межгосударственными соглашениями могут использоваться силы и средства войсковой ПВО и объединений ВВС и ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации.

ПОТРЕБНАЯ СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ

Сравнение требуемого количественно-качественного состава коалиционных группировок ПВО в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности с результатами анализа существующего состава и состояния национальных систем ПВО государств – участников СНГ позволяет сформировать потребную систему мероприятий их создания и совершенствования с использованием причинно-следственной диаграммы, представленной на рис. 2.

Представленная диаграмма определяет необходимость достижения требуемого количественно-качественного состава группировок на основе проведения согласованных по целям и срокам мероприятий:

– совершенствования средств и систем управления;

– совершенствования национальных систем ПВО;

– повышения живучести объектов вооруженных сил, экономики и инфраструктуры;

– обеспечения боеготовности сил усиления;

– обеспечения информационной безопасности.

По каждому из перечисленных направлений предусматривается проведение финансируемых из национальных бюджетов государств Содружества и федерального бюджета Российской Федерации мероприятий развития национальных систем ПВО и объединенной системы ПВО СНГ в целом.

Распределение ассигнований на реализацию потребной системы мероприятий создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности представлено на рис. 3. Наиболее ресурсоемкими в каждом из регионов являются потребные мероприятия развития подсистем зенитного ракетного прикрытия (обороны) и истребительного авиационного прикрытия.

Суммарная доля мероприятий развития огневых подсистем составляет 74,8% – в Восточно-Европейском, 89,6% – в Кавказском и 69,4% – в Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности. Доля мероприятий развития подсистем управления, разведки и предупреждения о воздушном нападении составляет 25,2, 10,4 и 30,6% для Восточно-Европейского, Кавказского и Центрально-Азиатского регионов соответственно.

Анализ распределения потребных ассигнований по направлениям расходования показывает, что наиболее весомыми являются потребности в части закупок ВВТ ПВО (67,6%). Потребные ассигнования на НИОКР в интересах создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО составляют 0,6%, на ремонт и модернизацию ВВТ ПВО – 29%, на прочие направления расходования (капитальное строительство и капитальный ремонт) – 2,8%.

Анализ распределения потребных ассигнований по источникам финансирования и основным группам мероприятий создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности показывает, что 99% всей финансовой потребности формируется мероприятиями развития национальных систем ПВО.

ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Динамика финансирования Российской Федерацией и другими государствами Содружества в 1998–2008 гг. общих мероприятий в интересах развития ОС ПВО СНГ представлена на рис. 4.

Динамика выделения ассигнований на развитие национальных систем ПВО государств – участников СНГ из их национальных бюджетов и федерального бюджета Российской Федерации в 1998–2008 гг. представлена на рис. 5.

Несмотря на то, что представленные на рис. 4 и 5 ассигнования составляют весьма значительные суммы, их общий объем никогда не обеспечивал соответствие боевых возможностей ОС ПВО СНГ угрозам и требуемым уровням решения задач.

В то же время анализ практического опыта разработки и согласования плановых документов развития ОС ПВО СНГ показывает, что эксперты и специалисты национальных министерств обороны и правительств государств Содружества считают возможным и целесообразным существенное повышение доли в ВВП как ассигнований на развитие национальных систем ПВО, так и ассигнований на общие мероприятия развития ОС ПВО СНГ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Предложения по первоочередным мероприятиям создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности обоснованы исходя из потребной системы мероприятий, прогнозных оценок ограничений по их финансированию в период до 2020 г. и оценок приоритетности каждого мероприятия, полученных на основе формализованной обработки мнений экспертов из числа специалистов Координационного комитета по вопросам ПВО при СМО СНГ и 2 ЦНИИ Минобороны России. По сравнению с потребной системой мероприятий предложения характеризуются:

– сокращением общего объема ассигнований;

– возрастанием доли мероприятий в интересах создания и совершенствования Восточно-Европейской ЕРС ПВО;

– существенным увеличением весомости мероприятий развития подсистем управления, разведки и предупреждения о воздушном нападении при сохранении наиболее важных мероприятий развития подсистем зенитного ракетного прикрытия (обороны) и истребительного авиационного прикрытия, суммарная доля которых составляет 64,1% – в Восточно-Европейском, 77,6% – в Кавказском и 65,1% – в Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности;

– существенным сокращением закупок ВВТ ПВО, в результате чего их доля сокращается до 62,6%, а доли ремонта и модернизации ВВТ ПВО, прочих направлений расходования и НИОКР возрастают до 32,2, 3,9 и 1,2% соответственно;

– сокращением объема ассигнований, выделяемых на развитие национальных систем ПВО при сохранении потребного объема ассигнований на общие мероприятия развития ОС ПВО СНГ.

Оценка эффективности предложений по мероприятиям создания и совершенствования коалиционных группировок ПВО в регионах коллективной безопасности показывает, что их реализация обеспечивает:

– повышение эффективности управления выделенными в состав объединенной системы силами и средствами ПВО на стратегическом, региональном, оперативном и тактическом уровнях на 17–20%;

– повышение эффективности боевых действий национальных систем ПВО государств – участников СНГ при отражении ударов СВН во всех регионах коллективной безопасности на 5–25%;

– повышение живучести важнейших объектов вооруженных сил, экономики и инфраструктуры во всех регионах коллективной безопасности на 15–20%;

– возможность усиления коалиционных группировок ПВО во всех регионах коллективной безопасности в установленные сроки с целью создания требуемого соотношения сил сторон для ведения вооруженной борьбы в воздушной сфере.

К ожидаемым последствиям реализации предложений также относятся создание дополнительных возможностей по технической и технологической модернизации предприятий ОПК Российской Федерации и других государств Содружества, укрепление и расширение их позиций на мировом рынке вооружений.

Изложенные в настоящей статье предложения могут быть использованы:

Советом коллективной безопасности, Советом министров обороны, Секретариатом и Объединенным штабом Организации Договора о коллективной безопасности при разработке и обосновании Основных направлений и Плана коалиционного военного строительства ОДКБ в период до 2020 г.;

Высшим государственным советом и Постоянным комитетом Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации при обосновании и планировании долгосрочных мероприятий создания и совершенствования Восточно-Европейской региональной системы ПВО;

Координационным комитетом по вопросам ПВО при Совете министров обороны и национальными министерствами обороны государств – участников СНГ при формировании предложений в проекты текущих (годовых) Планов выделения ассигнований и Смет расходов на развитие объединенной системы ПВО государств – участников СНГ;

Высшими учебными заведениями в учебном процессе при проведении лекций и практических занятий по вопросам строительства коалиционных вооруженных сил.

Вадим Юрьевич ВОЛКОВИЦКИЙ
начальник Главного штаба ВВС, заместитель председателя Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств – участников СНГ, генерал-лейтенант
Сергей Васильевич ЯГОЛЬНИКОВ
начальник 2 ЦНИИ Минобороны России, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, генерал-майор
Владимир Валерьевич СУТЫРИН
главный научный сотрудник 2 ЦНИИ Минобороны России, доктор технических наук, профессор

Опубликовано 29 марта в выпуске № 2 от 2010 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?