4 августа, 2010
Объединенной системе противовоздушной обороны государств – участников СНГ 15 лет
В начале 2010 года во Владимире состоялись очередное заседание Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств (КК ПВО при СМО СНГ) под председательством главнокомандующего ВВС России генерал-полковника Александра Зелина и учебно-методические сборы с членами Координационного комитета.
Делегации государств – участников Соглашения о создании объединенной системы ПВО СНГ (ОС ПВО СНГ) обсудили порядок совместного контроля использования воздушного пространства в национальных границах стран Содружества, совершенствования системы совместного боевого дежурства по ПВО, а также условия дальнейшего многостороннего военного и технического сотрудничества в области противовоздушной обороны. Отдельное внимание было уделено оценке деятельности Координационного комитета за прошедшие годы и подведению итогов 15 лет строительства объединенной системы ПВО. Делегации от государств представляли члены Координационного комитета ПВО при СМО СНГ.
По старой доброй традиции 15-летний юбилей существования ОС ПВО СНГ обязывает вспомнить о первых шагах по пути объединения усилий государств Содружества в области противовоздушной обороны, их причинах и целесообразности, проанализировать пройденный путь и, опираясь на накопленный опыт, наметить перспективы укрепления и совершенствования коллективного противовоздушного щита Содружества.
10 февраля 1995 года главы десяти государств СНГ – Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств.
Фото: РСК МиГ
Объединенная система противовоздушной обороны государств – участников СНГ создана для решения следующих задач:
обеспечение охраны границ государств – участников Содружества в воздушном пространстве;
совместный контроль за порядком использования воздушного пространства;
оповещение друг друга о воздушно-космической обстановке, предупреждение о ракетном и воздушном нападении;
ведение совместных действий войск ПВО по отражению воздушно-космического нападения.
В целях интеграции в рамках объединенной системы ПВО на основании двусторонних договоренностей между Министерствами обороны России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана организовано совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне по охране внешних границ государств – участников СНГ.
Подготовка и подписание соглашения между молодыми государствами, недавно возникшими на обломках Советского Союза, проходили в условиях становления их национального суверенитета.
Уже в этот период стало очевидным, что ни одно из государств не может быть полностью суверенным без полноценного контроля воздушного пространства в своих национальных границах, который возможен только при наличии современной комплексной системы противовоздушной обороны, а также систем контроля за порядком использования воздушного пространства и управления воздушным движением.
Указанные системы, являясь сферой наукоемких и высокоточных технологий, оказались слишком дорогостоящими для самостоятельного поддержания требуемого уровня их боеспособности каждым из суверенных государств Содружества, ведь для этого требуются самостоятельное создание и непрерывное содержание, совершенствование систем вооружения, обеспечивающих зенитное ракетное и истребительное авиационное прикрытие объектов обороны и госграниц в воздушном пространстве, эффективные системы радиолокационной разведки необходимой глубины и информативности, а также системы управления воздушным движением.
Поэтому, руководствуясь принципами безопасности и исходя из необходимости объединения усилий по противовоздушной обороне и охране национальных границ в воздушном пространстве, государства – участники СНГ подписали актуальное и, как показала практика, своевременное и перспективное соглашение.
Сегодня можно по праву утверждать, что его подписанием был начат процесс реальной интеграции и формирования тесных союзнических отношений в военной области, складывающихся между странами Содружества Независимых Государств, а взаимодействие в области ПВО стало одним из важнейших направлений сотрудничества в военной сфере.
На протяжении полутора десятков лет система противовоздушной обороны стран Содружества по сути остается первой и единственной реально существующей системой коллективной безопасности в рамках Содружества.
Участниками соглашения в первую очередь был определен боевой состав объединенной системы ПВО и сформированы рабочие органы, координирующие усилия национальных командований по ее созданию и совершенствованию.
В состав объединенной системы ПВО в соответствии с соглашением вошла часть сил и средств противовоздушной обороны государств-участников.
В целях согласования усилий по созданию и совершенствованию объединенной системы ПВО, координации действий войск и сил, выделенных в ее состав, а также для рассмотрения предложений по строительству и совершенствованию противовоздушной обороны государств Содружества решением глав государств Содружества образован Координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников СНГ.
Председателем Координационного комитета решением Совета глав государств Содружества назначен главнокомандующий ВВС Российской Федерации, заместителем председателя – заместитель главнокомандующего ВВС Российской Федерации по ПВО.
Деятельность Координационного комитета организована в соответствии с решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров обороны государств – участников СНГ и направлена на практическую реализацию основополагающих документов объединенной системы ПВО, при этом наибольшее внимание уделяется:
объединению усилий государств Содружества по строительству и совершенствованию объединенной системы ПВО на основе развития национальных систем противовоздушной обороны;
организации и проведению совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки;
перспективному планированию развития и совершенствования системы многостороннего и двустороннего военного и военно-технического сотрудничества;
организации и совершенствованию совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне.
Заседания Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников СНГ (ежегодно проводится два заседания, заседание в городе Владимире в 2010-м – тридцать второе). В последнее время стало доброй традицией проводить заседания Координационного комитета на территории одного из государств – участников Содружества. Заседания проводились в Республике Армения (Ереван), Республике Беларусь (Минск), Республике Казахстан (Астана), Российской Федерации, Республике Таджикистан (Душанбе).
Ежегодно одновременно с заседаниями Координационного комитета проходят учебно-методические сборы командующих ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, СВО) вооруженных сил государств – участников СНГ. На сборах рассматривались вопросы организации взаимодействия в ходе несения совместного боевого дежурства по ПВО, проводились инструкторско-методические и показные занятия, обсуждались проекты документов, регламентирующих функционирование объединенной системы ПВО государств – участников СНГ.
Высшей формой подготовки войск ОС ПВО СНГ являются совместные учения с боевой стрельбой войск (сил) ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, СВО) государств – участников соглашения о создании объединенной системы ПВО государств – участников СНГ «Боевое содружество», которые проводятся один раз в два года.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ
Всего с 1998 года организованы и проведены восемь совместных учений с боевой стрельбой, в ходе которых отрабатывались вопросы приведения войск в высшие степени боевой готовности, организации перебазирования в новые позиционные районы, создания коалиционных группировок войск (сил), подготовки к боевым действиям, организации и ведения совместных боевых действий в регионах коллективной безопасности по отражению воздушного нападения противника, уничтожению террористических групп и бандформирований. Начиная с 1998 года в совместных учениях принимали участие 59 соединений и воинских частей ВВС (ПВО, ВВС и ПВО. СВО) государств – участников СНГ, в том числе:
от Республики Армения – 2 зенитные ракетные части с ЗРК С-75э С-125, ОСА-АК, С-300П;
от Республики Беларусь – 10 зенитных ракетных частей с ЗРК С-125, С-200В, БУК, ОСА-А1С С-300ПС, 2 авиационные части на самолетах Су-27, МиГ-29, 2 радиотехнические части;
от Республики Казахстан – 9 зенитных ракетных частей с ЗРК С-75, С-125, С-200, С-300ПС, 4 авиационные части на самолетах Су-27, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31;
от Киргизии – 2 зенитные ракетные части с ЗРК С-75, С-125;
от Российской Федерации – 7 зенитных ракетных частей с ЗРК С-200В, С-300В, С-300ПС, С-300ПМ, 16 авиационных соединений и частей на самолетах Су-24, Су-24МР, Су-25, Су-27, Су-27УБМ, Су-30, МиГ-29, А-50э, 3 радиотехнические части;
от Республики Таджикистан – 1 зенитная ракетная часть с ЗРК С-125, «Печора-2М»;
от Украины – 1 авиационная часть на самолетах Су-27.
Дважды в год (когда проводятся совместные учения – один раз) проходят командно-штабные тренировки с органами управления и дежурными по ПВО силами объединенной системы ПВО государств – участников СНГ. Всего проведено 25 командно-штабных тренировок, в ходе которых осуществлялась проверка дежурных по противовоздушной обороне сил ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны, воздушных сил) государств – участников СНГ полетами контрольных целей, отрабатывались действия органов управления взаимодействующих сторон при применении ими дежурных по ПВО сил по воздушным судам – нарушителям порядка использования воздушного пространства и воздушным судам – нарушителям государственных границ государств – участников СНГ, по угоняемым воздушным судам и при оказании помощи экипажам воздушных судов, терпящим бедствие.
В тренировках принимали участие оперативные группы главнокомандующих (командующих) ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны, Воздушных Сил), боевые расчеты центральных (объединенных, совмещенных) командных пунктов, командных пунктов объединений, соединений и воинских частей Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизии, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины, а также войска ПВО и силы авиации, выделенные в состав объединенной системы ПВО от указанных государств. Начиная с 1995 года по плану командно-штабных тренировок совершено 1048 вылетов авиации, в том числе:
от Республики Армения – 26 самолетовылетов;
от Республики Беларусь – 180 самолетовылетов;
от Республики Казахстан – 71 самолетовылет;
от Киргизии – 10 самолетовылетов;
от Российской Федерации – 650 самолетовылетов;
от Республики Таджикистан – 4 самолетовылета;
от Республики Узбекистан – 28 самолетовылетов;
от Украины – 79 самолетовылетов.
Для устойчивого функционирования объединенной системы ПВО создана нормативно-правовая база, позволяющая организовать тесное военное и военно-техническое сотрудничество на основе прочного финансового фундамента. Вот лишь некоторые из основных документов, служащих опорой межправительственных отношений государств Содружества:
Концепция охраны воздушного пространства государств – участников СНГ (19 января 1996 г.);
О нормативных документах по созданию и совершенствованию ОС ПВО СНГ (12 апреля 1996 г.);
Межправительственные соглашения с государствами – участниками СНГ о порядке предоставления Российской Федерацией военных полигонов для проведения боевых стрельб (подписаны с Республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан);
Концепция дальнейшего развития СНГ и план основных мероприятий по ее реализации (5 октября 2007 г.);
Основные направления развития ОС ПВО СНГ на период 2010–2015 годов (10 ноября 2009 г.).
В целях совершенствования нормативной правовой базы сотрудничества и организационной структуры объединенной системы ПВО на основе дальнейшей интеграции национальных систем противовоздушной обороны 3 февраля 2009 года подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь. 27 декабря 2009 года президентом Российский Федерации подписан федеральный закон № 369-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь». После ратификации соглашения белорусской стороной будет проведена работа по его практической реализации.
Разработаны и проходят согласование в государствах Содружества проекты соглашений о создании региональных систем ПВО в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах.
Перехватчик МиГ-31Е
Фото: РСК МиГ
Материальной основой создания и развития объединенной системы ПВО государств – участников СНГ является ритмичное финансовое обеспечение проводимых мероприятий.
В истекший период создана устойчивая система финансирования совместных мероприятий, общих программ и обеспечения деятельности Координационного комитета по вопросам ПВО.
Реальное финансирование осуществляется с 1999 года. За это время государствами – участниками соглашения выделено из своих бюджетов более 3 млрд. руб., в том числе Российской Федерацией – 459 млн. 875 тыс. руб. – на реализацию общих программ, совместных мероприятий и развитие национальных системы ПВО государств – участников СНГ.
Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с государствами – участниками Содружества Независимых Государств осуществляется на основе Устава СНГ, Концепции военного сотрудничества, Программы военно-технического сотрудничества государств – участников СНГ, многосторонних и двусторонних соглашений о сотрудничестве в конкретных областях военной деятельности.
Из бюджета Российской Федерации с момента создания ОС ПВО СНГ и до настоящего времени на развитие военно-технического сотрудничества выделено более 300 млн. руб. На эти денежные средства выполнен ряд работ различного характера во всех государствах Содружества.
Военно-техническое сотрудничество государств – участников СНГ рассматривается как их совместная взаимоприемлемая и взаимовыгодная деятельность в области разработки, производства, поставок, эксплуатации, модернизации, ремонта, утилизации и ликвидации вооружения и военной техники, технического обеспечения вооруженных сил государств, коалиционных (объединенных) группировок войск (сил) в регионах, объединенной системы ПВО СНГ и других систем, а также в подготовке (обучении) военно-технических кадров и специалистов.
Важное место в военно-техническом сотрудничестве занимают совместные проведение и координация научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ. Осуществляемые исследования направлены на разработку и внедрение единых согласованных военных теорий, научно обоснованных предложений по созданию и развитию национальных систем противовоздушной обороны в интересах коллективной безопасности.
2-м ЦНИИ Минобороны России как базовой организацией государств – участников Содружества Независимых Государств в области исследования проблем противовоздушной обороны подготовлены для ряда государств Содружества согласованные рекомендации по основным направлениям сотрудничества в области создания и устойчивого развития национальных и объединенной систем противовоздушной обороны государств – участников СНГ; разработан проект целевой программы обеспечения комплексного противодействия вооруженных сил государств – участников СНГ силам и средствам воздушного нападения; разработано Положение о системе обмена военно-научной информацией между Министерствами обороны государств – участников Содружества Независимых Государств в области исследования проблем противовоздушной обороны. Эти и многие другие документы и результаты проведенных исследований нашли свое одобрение в решениях Координационного комитета и Совета министров обороны государств – участников СНГ.
Эффективной формой военно-технического сотрудничества стран Содружества в области охраны воздушного пространства стали совместная разработка и реализация общих программ по созданию и совершенствованию объединенной системы ПВО.
Объединенная система противовоздушной обороны государств – участников СНГ создана для оповещения друг друга о воздушно-космической обстановке, предупреждения о ракетном и воздушном нападении
Фото: Георгий ДАНИЛОВ
В июне 2000 года главами правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Киргизии, Республики Таджикистан и Российской Федерации были утверждены две (из девяти разработанных) программы: Программа совершенствования систем связи и автоматизированного управления командных пунктов оперативного звена ОС ПВО СНГ (Программа-2) и Программа создания (восстановления) региональных командных пунктов ОС ПВО СНГ в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах (Программа-3).
В рамках реализации общих программ совершенствования объединенной системы ПВО государств – участников СНГ 2-м ЦНИИ Минобороны России совместно с Московским научно-исследовательским институтом приборной автоматики (МНИИ ПА) разрабатывается универсальный комплекс средств автоматизации КП и штаба оперативно-тактического звена объединенной системы ПВО государств – участников СНГ – шифр «ЗАСЛОН», которым в перспективе могут быть оснащены командные пункты ПВО государств – участников Соглашения о создании ОС ПВО СНГ. ФГУП «Концерн «Системпром» закончены государственные испытания опытного образца КСА «Бастион – ЗРКП», предназначенного для оснащения регионального командного пункта ОС ПВО СНГ.
Дальнейшие усилия по совершенствованию объединенной системы ПВО государств – участников СНГ в соответствии с принятыми планами направлены на согласованное развитие национальных систем ПВО на основе единой военно-технической политики и принципов строительства противовоздушной обороны государств, а также глубокой их интеграции в регионах коллективной безопасности.
В этой связи основным содержанием дальнейшего развития ОС ПВО СНГ представляется:
создание в рамках объединенной системы ПВО государств – участников СНГ единых региональных систем ПВО в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах;
создание региональных командных пунктов ПВО в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах;
создание нормативной базы, позволяющей совместно применять силы и средства ПВО в воздушном пространстве региональных систем ПВО как в мирное (при выполнении задач совместного боевого дежурства), так и в военное время;
оснащение войск ПВО (ВВС и ПВО, СВО) вооружением и военной техникой на основе согласованной военно-технической политики;
обеспечение управления региональными системами ПВО в общей системе управления объединенной системы ПВО государств – участников СНГ.
Достижение успеха в указанных направлениях развития будет способствовать дальнейшему укреплению и расширению межгосударственных связей внутри СНГ. Наличие сильных союзников в непосредственной близости от России, безусловно, укрепляет ее собственную безопасность. Являясь неформальным лидером Содружества, Россия получает возможность более активного влияния в ряде жизненно важных для нее регионов и мире в целом.
Наличие передовых эшелонов противовоздушной обороны национальных систем ПВО государств – участников СНГ значительно увеличивает подлетное время СВН противника для группировок сил ПВО России. Это обеспечивает более благоприятные условия для перевода сил и средств ПВО России в готовность к отражению нападения воздушного противника
Фото: Георгий ДАНИЛОВ
В военно-техническом аспекте совершенствование ОС ПВО СНГ обеспечивает некоторую дополнительную загрузку предприятий российского ВПК при реализации программ модернизации национальных систем ПВО государств-участников (ремонт существующего и поставки нового ВВТ).
В плане обеспечения военной безопасности России положительное влияние развития ОС ПВО СНГ проявляется в следующем.
1. Группировки сил ПВО и вооруженные силы в целом соседних с Россией государств-союзников являются своего рода буфером, разделяющим Россию и ее потенциальных противников на ряде направлений. В этих условиях военные конфликты, которые потенциально могут быть развязаны с конечной целью против России, вероятно, будут иметь начало своего развития на территории одного или нескольких соседних с Россией государств-союзников. При этом, весьма вероятно, у России будут определенные возможности для погашения конфликта (в том числе и с использованием военной силы) еще до распространения его на ее территорию. Исследования вопросов наращивания боевых возможностей приграничных группировок ПВО России показали военно-экономическую целесообразность усиления национальных группировок стран СНГ российской техникой ПВО.
2. Национальные системы ПВО государств – участников в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности представляют собой передовой стратегический эшелон противовоздушной обороны объектов Российской Федерации. При этом в Восточно-Европейском и Центрально-Азиатском регионах боевой потенциал передовых эшелонов ПВО сопоставим с потенциалом группировок сил ПВО ВВС России в этих регионах.
3. Благодаря наличию передовых эшелонов противовоздушной обороны (национальных систем ПВО государств – участников СНГ) значительно увеличивается подлетное время СВН противника для группировок сил ПВО России в Центральной, Северо-Кавказской, Уральской и Сибирской зонах ПВО: с 5–10 до 20–150 минут на различных направлениях. Это обеспечивает более благоприятные условия для перевода сил и средств ПВО России в готовность к отражению нападения воздушного противника. Кроме того, наличие далеко вынесенного радиолокационного поля, создаваемого средствами РТВ государств Содружества, предоставляет России возможность организации передового истребительного авиационного эшелона за ее пределами. Такая организация боевого применения истребительной авиации обеспечивает более полное использование ее боевых возможностей, устраняет трудности, связанные с применением ИА и средств ЗРВ в одной зоне.
4. Государства – участники Соглашения о создании ОС ПВО СНГ обладают относительно развитой аэродромной сетью. Часть аэродромов пригодна для базирования истребительной авиации России, что обеспечивает возможность их использования при боевом применении ИА в воздушном пространстве государств.
5. Группировка сил ПВО Беларуси как наиболее мощная после России в составе ОС ПВО СНГ может в определенной мере рассматриваться как возможный источник резерва сил и средств для оперативного усиления группировок ПВО России при возникновении угрозы развязывания военных конфликтов.
Таким образом, дальнейшее развитие объединенной системы ПВО государств – участников СНГ является выгодным для России в военно-политическом, военном и отчасти военно-техническом отношении. ОС ПВО СНГ может и должна рассматриваться как один из важных элементов укрепления собственной безопасности России, совершенствования ее противовоздушной обороны и создания системы воздушно-космической обороны Российской Федерации.
Фото: РСК МиГ
Решение указанных задач невозможно без глубокой научной проработки, предусматривающей:
анализ факторов, определяющих особенности интеграции государств Содружества в интересах обеспечения безопасности в воздушной сфере;
анализ существующих форм и способов военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими государствами Содружества в рамках ОС ПВО СНГ с определением их достоинств и недостатков;
обоснование с использованием критерия «эффективность–стоимость» направлений совершенствования военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с государствами Содружества в интересах создания и развития ЕРС ПВО в регионах коллективной безопасности.
Как показало время, решение, принятое в феврале 1995 года, было своевременным и продуманным. На сегодня взаимодействие в области противовоздушной обороны является одним из важнейших направлений сотрудничества государств – участников СНГ в военной сфере.
Объединенная система противовоздушной обороны нашего Содружества крепнет. Юбилей объединенной системы ПВО совпал с годом 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Память о великом подвиге наших народов, верность славным боевым традициям, профессиональная гордость защитников неба Содружества обязывают делать все необходимое для обеспечения безопасности воздушных границ Содружества Независимых Государств.
Опубликовано 4 августа в выпуске № 4 от 2010 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?