13 августа, 2012
Серьезной угрозе адекватный ответ
Анализ развития военно-политической обстановки в мире показывает, что в современных условиях и в ближайшей перспективе основную угрозу для Российской Федерации с точки зрения потенциальных возможностей для нанесения удара по ее ключевым объектам будут представлять средства воздушно-космического нападения (СВКН). При этом степень угроз России в воздушно-космической сфере в перспективе будет только возрастать.
СОСТАВ И ЗАДАЧИПроизойдут изменения и в характере данных угроз, обусловленные появлением принципиально новых высокоэффективных СВКН, и как следствие изменится характер боевых действий в воздушно-космической сфере. Они будут представлять собой борьбу передовых высокоточных технологий при доминирующей роли СВКН, что в свою очередь требует адекватного совершенствования средств и систем ВКО РФ.
Учитывая возрастающую степень угроз России в воздушно-космической сфере, президент Российской Федерации 30 ноября 2010 года в Послании Федеральному собранию поручил объединить существующие системы ПРН, СККП, ПВО, ПРО под единым командованием. А во исполнение указа главы нашего государства от 10 мая 2011 года «О внесении изменений в состав Вооруженных Сил Российской Федерации» на базе Космических войск были созданы и 1 декабря приступили к выполнению задач Войска воздушно-космической обороны.
В состав нового рода войск Вооруженных Сил РФ вошли:
- командование ПВО и ПРО;
- дивизия ПРО;
- три бригады ПВО;
- космическое командование;
- Главный центр предупреждения о ракетном нападении;
- Главный центр разведки космической обстановки;
- Главный испытательный космический центр;
- Первый государственный испытательный космодром;
- 28-й арсенал.
Создание Войск ВКО позволило объединить разведывательно-информационные, огневые и обеспечивающие системы, решающие задачи ВКО страны, в целях их комплексного применения по единому замыслу и плану, под единым руководством и в едином контуре боевого управления.
Войска Воздушно-космической обороны предназначены для вскрытия начала ракетного нападения и оповещения о нем органов государственного и военного управления; отражения агрессии из воздушно-космической сферы и защиты ударов с воздуха и из космоса административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важных военных объектов и группировок войск (сил); ведения разведки космической обстановки; запуска космических аппаратов (КА); управления КА в орбитальном полете.
Каково предназначение составляющих нового рода войск?
Государственной программой вооружения предусмотрены мероприятия, позволяющие вывести ВКО на качественно новый уровень
Фото: Вадим САВИЦКИЙ
Командование ПВО-ПРО – это оперативное объединение, предназначенное для воздушно-космической обороны Центрального промышленного района. Оно объединило под единым руководством 9-ю дивизию ПРО, имеющую на вооружении систему А-135, и три бригады ПВО.
Космическое командование – оперативное объединение, предназначенное для обнаружения ракетного нападения на Российскую Федерацию, оповещения органов государственного и военного управления, контроля деятельности в околоземном космическом пространстве и ведения разведки космической обстановки, обеспечения развертывания, наращивания орбитальной группировки КА, поддержания их в боеготовом состоянии, применения отдельных орбитальных группировок по целевому предназначению. Войска космического командования включают два центра – предупреждения о ракетном нападении и разведки космической обстановки, Главный испытательный космический центр. На вооружении командования находятся системы ПРН, СККП, средства наземного автоматизированного комплекса управления КА.
Государственный испытательный космодром Плесецк служит для подготовки составных частей ракет космического предназначения, их стартов и запусков КА, а также пусков межконтинентальных баллистических ракет, проведения траекторных, телеметрических измерений боевых блоков, сбора, анализа и первичной обработки информации, поиска, обнаружения и геодезической привязки мест падения боевых блоков.
ЛИКВИДАЦИЯ БРЕШЕЙВ настоящее время боевые возможности группировок войск и сил, решающих задачи ВКО, ограниченны и не в полной мере соответствуют современным требованиям. Космический эшелон системы ПРН осуществляет только ограниченный контроль ракетоопасных районов со значительными временными перерывами. А наземный эшелон обеспечивает такой контроль с разрывом сплошного радиолокационного поля на северо-восточном направлении.
На командном пункте РЛС СПРН типа «Воронеж»
Фото: Вадим САВИЦКИЙ
Система ПРО боеготова, однако сроки эксплуатации огневых средств постоянно продлеваются и уже находятся за рамками гарантийного срока эксплуатации.
Построение зенитной ракетной обороны не эшелонировано, носит очаговый, объектовый характер. При этом группировки зенитных ракетных войск мирного времени способны обеспечить непосредственное прикрытие не более 59 процентов объектов Вооруженных Сил, экономики и инфраструктуры из перечня, утвержденного президентом Российской Федерации, подлежащих прикрытию Войсками и силами ПВО от ударов с воздуха.
Контроль воздушного пространства Российской Федерации на малых высотах осуществляется только на 33 процентах территории страны. На больших высотах – на 51 проценте территории.
Протяженность радиолокационно-контролируемых участков госграницы России составляет: на малых высотах – 23 процента ее протяженности, на средних и больших – 59 процентов.
Таковы основные проблемы, связанные с техническим оснащением сил и средств ВКО.
Однако в течение ближайших лет (до 2020 года) Государственной программой вооружения предусмотрены мероприятия, позволяющие вывести ВКО на качественно новый уровень, отвечающий современным угрозам. В этом направлении мы реализуем указания министра обороны Российской Федерации о том, что войска должны получать только современное вооружение, соответствующее лучшим мировым стандартам.
В соответствии с действующей с 2006 года концепцией развитие ВКО осуществляется по двум основным направлениям:
- создание подсистемы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;
- создание системы огневого поражения.
Развитие разведывательно-информационных систем, в том числе способных осуществлять информационное обеспечение средств поражения, идет весьма успешно. За последние два года Министерством обороны получены и поставлены на боевое и опытно-боевое дежурство КП и системы ПРН: РЛС ВЗГ в Лехтуси, Армавире, Калининграде, Иркутске. Создание РЛС ВЗГ позволит к 2020 году обеспечить дислокацию стратегических объектов СПРН только на территории РФ, полностью устранить существующие разрывы в радиолокационном поле.
С 2013 года мы планируем приступить к развертыванию единой космической системы, которая к 2020 году обеспечит 100 процентов контроля ракетоопасных районов.
Активизирована работа и по созданию перспективных средств загоризонтной локации. Осуществляется перевод подразделений на новый парк радиоэлектронных средств – РЛС ряда «Небо», «Подлет», «Сопка», а также пунктов управления РЛС КП батальонов, полков. Это позволит существенно сократить к 2020 году номенклатуру парка РТВ, унифицировать систему обеспечения, обслуживания, восстановления.
ОПК страны сегодня предлагается широкая номенклатура информационных средств ВКО, с высокими ТТХ, не уступающими мировым образцам. Запланированная государственная программа перевооружения на новые огневые средства ПВО-ПРО позволит к 2021 году иметь в боевом составе 60 зенитных ракетных бригад и полков, насчитывающих 157 зенитно-ракетных дивизионов. При этом боевые возможности группировки ВКО возрастут более чем в три раза, обеспечат поражение критически важных орбитальных группировок противника в околоземном космическом пространстве.
В целом реализация мероприятий по оснащению Войск ВКО новыми или модернизированными образцами вооружения и военной техники позволит к 2021 году обеспечить поставки современных ВВТ на уровне не менее 80 процентов, довести исправность имеющихся образцов до 95 процентов, а кое-где и до 100 процентов.
При этом должно осуществляться гарантированное зенитно-ракетное прикрытие в мирное и военное время военных и государственных объектов, контроль воздушного пространства загоризонтными РЛС на западном стратегическом воздушно-космическом направлении обеспечиваться на 100 процентов территории, на южном – на 95 процентах, на восточном – на 85 процентах.
Также будет осуществляться контроль средствами космического эшелона СПРН ракетоопасных направлений и районов с территории США, Китая, Северной Атлантики, северной части Тихого океана, Северного полушария – на 100 процентов, контроль ракетоопасных районов средствами наземного эшелона: на северном, западном, южном направлении – на 100 процентов.
Стратегическая ПРО будет способна уничтожать боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет, атакующих Московский промышленный район в групповом ударе, на дальностях до 200 километров.
ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТАВАНИЯВсе вышеуказанные мероприятия по развитию системы ВКО включены в Государственную программу вооружения, подкреплены научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, а также закупками серийных образцов ВВТ. Однако нельзя обойти вниманием тот факт, что в создании эффективных средств поражения, способных бороться с перспективными СВКН, наметилось некоторое торможение. Широко обсуждаемые в российском обществе проблемы ОПК не могли не коснуться и Войск ВКО. В основном это связано с отставанием отечественной промышленности в области передовых наукоемких технологий, прежде всего в части современной элементной базы.
Средствами космического эшелона СПРН осуществляется контроль ракетоопасных направлений и районов с территории США, Китая, Северной Атлантики, северной части Тихого океана
Фото: Вадим САВИЦКИЙ
Кроме того, имеются проблемы с качеством продукции, что связано в целом с общим падением культуры производства и низким уровнем подготовки многих специалистов. Ни для кого уже не секрет, что практически утрачена советская система профессиональной подготовки специалистов для предприятий промышленности.
Сложившееся состояние дел и важность задач создания ВКО, считаю, требуют принятия мер по повышению персональной ответственности руководителей предприятий ОПК, причем не только головных исполнителей, но и предприятий второй-третьей кооперации, за своевременное и качественное выполнение ГОЗ.
Войска ВКО готовы к выполнению поставленных перед ними задач по защите России в воздушно-космической сфере.
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ВЭС ВКО
ТРЕБОВАНИЯ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГОАнализ развития средств воздушно-космического нападения показывает: уже в период до 2020 года произойдут коренные изменения, связанные с освоением воздушно-космического пространства как единой сферы вооруженной борьбы. В ближней и среднесрочной перспективе вооруженные силы основных иностранных государств получат принципиально новые средства и системы: гиперзвуковые и воздушно-космические летательные аппараты, разведывательно-ударные беспилотные аппараты, оружие на новых физических принципах направленной энергии.
Фото: Павел КАССИН
Кроме того, в настоящее время наряду с интенсивным развитием ударных, оборонительных и обеспечивающих средств и систем, действующих в воздушном и космическом пространстве, происходит процесс их интеграции в единую информационно-ударную систему оружия с возможностью ведения боевых действий в едином информационном пространстве. Это в свою очередь обусловливает превращение воздушно-космического пространства в единую и важнейшую сферу вооруженной борьбы. Произойдут кардинальные изменения в оперативно-стратегических формах применения СВКН, связанные с перерастанием традиционных воздушных операций и кампаний в воздушно-космические с применением обычных средств поражения.
В этой связи четко обозначилась тенденция выделения воздушно-космического оружия в качестве первоочередного и наиважнейшего как в существующих, так и в перспективных формах и способах ведения вооруженной борьбы.
Само воздушно-космическое пространство станет основной, а порой и единственной сферой вооруженной борьбы, а военные действия в ней приобретут главенствующую роль и глобальный размах. В этих условиях противник получит возможность наносить скоординированные по времени и в пространстве высокоточные удары практически по всем целям на территории России, а на самом деле и по всему миру.
Это подтверждает необходимость противопоставить системе воздушно-космического нападения систему воздушно-космической обороны.
В развернутом виде цели и задачи в области создания системы ВКО четко изложены в программной статье президента Российской Федерации Владимира Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» (цитирую): «...Таким образом, задача предстоящего десятилетия заключается в том, чтобы новая структура Вооруженных Сил могла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая «видит» дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее, чем аналогичные системы любого потенциального противника...»
Именно эта принципиально новая техника и должна быть создана для решения задачи парирования угроз, прогнозируемых «за горизонтом», на 30–50 лет вперед, причем ее создание должно опираться на реально существующий задел в области систем и комплексов стратегического уровня, без всякого «дотягивания» характеристик. К таким системам и комплексам относятся в первую очередь средства стратегических ядерных сил нового поколения, серийно освоенные, находящиеся в состоянии постояннго боевого дежурства, рассчитанные на жизненный цикл не менее 25–30 лет (без учета модернизации) и имеющие значительный потенциал диверсификации, позволяющий использовать их, казалось бы, совершенно неожиданным образом, например так (цитирую): «...Время требует решительных шагов по укреплению единой системы воздушно-космической обороны страны. К этим действиям нас подталкивает политика США и НАТО в вопросе развертывания ПРО».
Таким образом, необходимо в кратчайшие сроки сформировать комплекс работ, направленных на скорейшую реализацию именно таких эффективных и асимметричных решений, требующих максимальной консолидации сил всего оборонно-промышленного комплекса.
Полностью доклад И. Ашурбейли будет опубликован в одном из следующих номеров «Военно-промышленного курьера».
ДАБЫ ОТРАЗИТЬ НАПАДЕНИЕ
Исключительно важной является разработка космических систем разведки и предупреждения об ударах, наносимых крылатыми ракетами и гиперзвуковыми летательными аппаратами. Причем данная разработка должна вестись в рамках вновь задаваемых ОКР. Это позволит успешно решать задачи обнаружения крылатых ракет и гиперзвуковых летательных аппаратов на всех стратегических направлениях, осуществить разведывательно-информационное обеспечение группировок ПВО-ПРО.
Фото: Павел КАССИН
Особую значимость приобретает создание специализированной системы для обнаружения самолетов стратегической, тактической авиации и крылатых ракет, предупреждения о подготовке пусков КР и гиперзвуковых ЛА.
На основе наземных маловысотных РЛС, закупка которых запланирована ГПВ до 2016 года, целесообразно создать несколько полос предупреждения о ракетном нападении вокруг позиционных районов РВСН. В части развития средств усиления целесообразно завершить разработку многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения. Повышение эффективности системы предупреждения о воздушно-космическом нападении возможно за счет интеграции различных источников информации в едином контуре боевого управления.
На основе существующих и перспективных средств разведки о СВКН могут быть созданы:
- до 2015 года – локальные полосы предупреждения вокруг позиционных районов РВСН;
- до 2020 года – эшелон раннего предупреждения на базе средств загоризонтной локации;
- до 2030 года – полноценная система разведки и контроля воздушного пространства.
Перспективная система поражения и подавления СВКН должна представлять собой совокупность противоракетных и противоспутниковых, зенитных ракетных и авиационных группировок, воинских частей и подразделений РЭБ. Причем она должна строиться эшелонированно.
НУЖНА ЕДИНАЯ АСУ
Учитывая сложность и жесткий временной баланс решаемых задач в сфере ВКО, основой системы управления силами и средствами воздушно-космической обороны может стать специальная АСУ. При этом должны быть эффективно использованы все возможности централизованного, децентрализованного, смешанного и сетевого управления.
Фото: Павел КАССИН
Если внимательно посмотреть на существующую систему управления ВКО, то концептуально видно, что основные объекты управления ВКО объединены в несколько функциональных систем. Однако это противоречит реальному информационному воздействию и управляющим связям военно-технических систем ВКО. Системы ВКО завязаны друг на друга не только по горизонтали, но и по вертикали.
Требуют уточнения и некоторые концептуальные положения. Дело в том, что основные объекты управления имеют разную степень автоматизации. Стратегические системы ВКО (СПРН, СККП, ПКО) функционируют в едином контуре боевого управления в соответствии с реализованными боевыми алгоритмами. Управление средствами СПРН и ПРО осуществляется полностью автоматически. А управление СККП, ПКО, ПВО частично автоматизировано в зависимости от решаемых задач. При сохранении преемственности основных систем ВКО необходимо осуществить объединение разнородных подсистем управления в единую АСУ ВКО.
Но у вычислительной техники ВКО различные программно-алгоритмическое обеспечение, системы связи и передачи данных. Она до сих пор не унифицирована и имеет большую номенклатуру. Все это необходимо учитывать, например, при объединении ее с АСУ Вооруженных Сил. Для ее дальнейшего развития необходимо:
1. Сформировать на каждом стратегическом направлении (в округе) региональное оперативное командование ВКО, подчиняющееся командующему Войсками ВКО, включив в каждое необходимое число бригад ВКО.
2. Ввести в состав оперативного командования ВКО истребительную авиацию и включить управление ею в контур боевого управления ВКО.
3. Перераспределить функции военных округов и командования ВКО по защите основных объектов обороны от ударов СВКН.
4. Ввести в состав Войск ВКО новые информационные средства системы обнаружения удара перспективных целей, обеспечить оперативной достоверной информацией высшие звенья управления о массированных и групповых ударах СВКН.
5. Ввести в состав ВКО перспективные огневые средства и на их основе сформировать несколько бригад особого назначения.
6. Создать в перспективе стратегическое командование ВКО.
В конечном итоге должна быть создана система, обеспечивающая оперативный анализ обстановки с оценкой текущего ущерба важнейшим объектам государства. При этом надо бережно учесть те наработки, которые были сделаны в минувшие годы.
ЗАДАЧИ НАДО РЕШАТЬ СООБЩА
Я только что вернулся с совещания, которое проводил в рамках международной выставки вооружений и военной техники в Жуковском вице-премьер Дмитрий Рогозин. Там было много выступлений. Во всех – проблемы, проблемы, проблемы… И меньше всего ответов на то, как их решать.
Фото: Павел КАССИН
Одна из проблем – развитие ВВТ, в том числе для Войск воздушно-космической обороны. Но тут есть одна очень большая опасность, которую мы сегодня остро прочувствовали. Идет какое-то непонятное разделение на людей в погонах, которые покупают технику, и на промышленников, которые ее разрабатывают. Я так скажу: если данная тенденция будет продолжаться, то ни к чему хорошему это не приведет. Так работать нельзя. Только в общей системе, только совместно можно и нужно решать стоящие перед нами задачи по разработке, выпуску, испытаниям и применению современного оружия ВКО.
Неужели кто-то не отдает себе отчет, над какими жизненно важными для безопасности страны проблемами вы сегодня работаете? Нет более важной задачи для судьбы всего нашего Отечества, чем задача создания эффективной воздушно-космической обороны. Но если мы хотим извлекать уроки и делать выводы, то должны называть объективные цифры, а не те, которые кому-то нравятся, показывать истинное положение дел.
Во время Великой Отечественной войны 89 процентов самолетов противника были уничтожены истребительной авиацией и ударами по аэродромам, 11 процентов – Войсками ПВО. Факт остается фактом. В будущем основу вооруженной борьбы составит борьба с СВКН. Что делают наши друзья-противники? Создают противоракетную оборону, высокоточное оружие, чтобы тем самым вывести из игры наши СЯС. Однако если у нас не будет полноценных стратегических ядерных сил, мы не сможем отстоять суверенитет и независимость страны в современных условиях. Спасение нашего государства – в создании современной системы ВКО, где должны быть задействованы и СЯС, и ударная авиация, и другие компоненты Вооруженных Сил. А созданием лишь отдельного рода войск мы эту задачу не решим. Не зря в США сформировано объединенное командование стратегических сил. Поэтому важнейшая задача членов ВЭС ВКО состоит в выработке убедительных предложений, исходящих из общих законов и интересов вооруженной борьбы, которые обеспечат нам победу.
Опубликовано 13 августа в выпуске № 4 от 2012 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?