1 октября, 2007
Подавляющее информационное превосходство
Основные НИОКР по созданию средств РЭБ в Соединенных Штатах сосредоточиваются на следующих направлениях:
расширение диапазона частот постановки помех и увеличение количества одновременно подавляемых РЭС;
повышение энергопотенциала станций помех за счет установки ФАР, формирующих многолучевые диаграммы направленности;
создание средств радио и радиотехнической разведки, обеспечивающих обнаружение работы средств радиолокации и связи повышенной скрытности и их высокоточное пеленгование;
внедрение цифровых методов обработки сигналов;
увеличение количества параметров адаптации помехового сигнала;
формирование дезинформирующих (имитирующих) помех с высокой точностью воспроизводящих сигналы РЭС противника;
разработка устройств автоматического распознавания речи и синтеза дезинформирующих сообщений для передачи в радиосетях противника;
повышение уровня автоматизации комплексов и использование методов искусственного интеллекта;
создание аппаратуры радиоэлектронного подавления, генераторов ЭМИ и СВЧ оружия для БЛА;
объединение в единую сеть средств разведки, РЭБ и их интеграция со средствами поражения;
внедрение открытой модульной архитектуры аппаратуры, позволяющей комплектовать носитель необходимыми средствами для выполнения определенных задач и конкретной радиоэлектронной обстановки по принципу конструктора, а также наращивать возможности при возникновении новых угроз и проведении модернизаций;
замена элементной базы.
Самолет РЭБ ЕА-6В "Проулер" предназначен для РЭП и огневого поражения корабельных и наземных РЛС и срыва работы сетей радиосвязи систем ПВО противника.
Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE
По взглядам американских специалистов, создание широкополосных приемопередающих комплексов с антенной системой, формирующей управляемую диаграмму направленности с несколькими лучами и способной быстро изменять поляризацию излучения, позволит осуществить переход от аппаратуры всенаправленного излучения широкополосных (заградительных) и узкополосных (прицельных по частоте) помех к станциям, способным создавать прицельные по направлению (пространству) и частоте помехи (selective jamming) более высокого уровня мощности.
Наличие такой аппаратуры позволит при планировании определять и назначать для РЭП наиболее важные (ключевые) объекты и цели (РЛС ПВО, средства и линии радиосвязи), подавление которых позволит нарушать или срывать управление войсками и оружием с задействованием минимального комплекта сил и средств РЭБ, и при этом значительно снизить уровень помех РЭС своих войск.
Американская концепция ведения РЭБ предполагает иметь две основные авиационные подсистемы: на базе специализированных самолетов РЭБ групповой защиты; на базе БЛА и автономных воздушных ложных целей.
В качестве основных специализированных самолетов РЭБ на период до 2015 г. останутся ЕС-130Н "Компасс Колл" и ЕА-6В "Проулер".
САМОЛЕТ РЭБ ЕС-130Н "КОМПАСС КОЛЛ"
Командование ВВС США в целях расширения возможностей по радиоэлектронному подавлению на ТВД с 2001 г. проводит очередную модернизацию самолета РЭП ЕС-130Н "Компасс Колл" (находящегося на вооружении с 1982 г). На сегодня в составе ВВС США находится 14 самолетов ЕС-130Н (из них 12 в оперативном использовании, один учебный и один для проведения НИОКР).
Самолет ЕС-130Н выполнен на базе военно-транспортного самолета С-130Н (крейсерская скорость полета 480 км/ч, высота полета 8 тыс. м, время патрулирования без дозаправки в воздухе 10 час). Основу бортового оборудования самолета составляет автоматизированный комплекс РЭП "Ривет Файр". Он обеспечивает ведение радиоразведки в диапазоне 20-1500 МГц и постановку шумовых помех прицельных по частоте, а также передачу дезинформирующих сообщений.
Комплект передатчиков помех мощностью 800 Вт каждый обеспечивает одновременное подавление до 20 радиолиний (радиосетей) в диапазоне частот 20-1000 МГц на дальностях до 300 км. Контроль радиоэлектронной обстановки, целераспределение, изменение приоритетности подавляемых линий радиосвязи и управление ресурсами подавления осуществляются с рабочих мест операторов. При этом предусмотрено блокирование непреднамеренных помех своим радиосредствам.
Система РЭП "Ривет Файр" управляется бортовым вычислительным комплексом. Все бортовые радиоэлектронные средства самолета объединены в локальную сеть волоконно-оптическим кабелем. Высокопроизводительные компьютеры имеют стандартные коммерческие интерфейсы и усовершенствованное специальное программное обеспечение, позволяющее проводить его модернизацию в полевых условиях. Антенная система обеспечивает автоматизированное пеленгование с быстрым и точным определением местоположения источников радиоизлучения. Для радиосвязи на самолете используются три УКВ-радиостанции, две КВ-радиостанции и один терминал спутниковой связи.
Модернизация предусматривает оснащение самолета более совершенными радиоэлектронными средствами. Это делается в целях расширения существующих и приобретения принципиально новых возможностей по радиоэлектронному подавлению радиосетей управления тактической авиацией, комплексов ПВО, современных помехозащищенных систем радиосвязи и передачи данных оперативно-тактического звена сухопутных войск, а также по подавлению РЛС раннего предупреждения систем ПВО, работающих в метровом и дециметровом диапазонах длин волн, и гражданских (коммерческих) систем подвижной сотовой и транкинговой радиосвязи.
В ходе модернизации на самолете ЕС-130Н производится замена аналоговой радиоприемной аппаратуры и распределения частот подавления на новую цифровую перепрограммируемую аппаратуру, установка новой аппаратуры технического анализа, средств вычислительной техники, двух контейнеров с аппаратурой РЭП и терминала системы передачи данных.
Одновременно предусматривается заменить все технически устаревшие блоки, обеспечить на борту самолета возможность перепрограммирования видов помеховых сигналов и усовершенствовать графический интерфейс пользователя ("человек-машина").
Планами ВМС США предусматривается в период 2008-2013 гг. осуществить поставку 90 самолетов EA-18G. Первую боеготовую эскадрилью предполагается развернуть к концу 2008 г.
Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE
Новый контейнер с аппаратурой РЭП устанавливается на крыле самолета. Он предназначен для создания помех современным помехозащищенным системам связи в СВЧ- и УВЧ-диапазонах и имеет расширенную верхнюю границу диапазона рабочих частот (по некоторым данным, до 2000 МГц). Данные о номиналах несущих частот для создания помех и виде формируемой помехи поступают с АРМ оператора на возбудители и устройства формирования помех.
В контейнере размещаются: ФАР, высокостабильные широкополосные перепрограммируемые возбудители, устройства формирования помех, два усилителя мощности и устройство управления.
Фазированная антенная решетка состоит из более ста приемопередающих модулей. Она позволяет одновременно формировать четыре узких луча диаграммы направленности антенны, электронным способом управлять раздельно каждым из лучей и изменять их положение (ориентацию) в пространстве. В каждом луче излучается свой вид помехи, имеется возможность автоматического сопровождения цели, регулирования уровня излучаемой мощности, а также динамического управления формой (шириной) луча. Контейнер оснащен воздушной системой охлаждения аппаратуры. Стоимость одного контейнера оценивается примерно в 2 млн. долл.
Президент и генеральный менеджер Крис Чэдвик (Глобальные ударные системы, компания Боинг) выступает на выкатке самолета EA-18G Growler в Сент-Луисе.
Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE
После модернизации самолет ЕС-130Н сможет решать задачу выявления и подавления помехозащищенных мобильных средств радиосвязи (за единицы минут меняющих свое местоположение), кратковременно выходящих в эфир, а также выдачи в реальном масштабе времени высокоточного целеуказания по вскрытым узлам связи противника системам оружия классов "воздух-земля" и "земля-земля" для их огневого поражения.
Эта задача будет решаться путем объединения в ходе выполнения боевого задания в сеть пары самолетов ЕС-130Н "Компасс Колл" и самолета радио и радиотехнической разведки RC-135V/W "Ривет Джойнт". Высокоскоростной обмен данными в реальном масштабе времени между самолетами позволит совместно с самолетом RC-135V/W вести высокоточную разведку и определение местоположения радиостанций противника.
Новый вариант самолета ЕС-130Н "Компасс Колл" будет более эффективно решать задачи РЭП современных высокомобильных средств радиосвязи систем ПВО противника, а также выдавать в реальном масштабе времени данные целеуказания на их огневое поражение.
По планам командования ВВС США, самолеты ЕС-130Н "Компасс Колл" будут находиться на вооружении до 2025 г.
САМОЛЕТ РЭБ ЕА-6В "ПРОУЛЕР"
Командование ВМС США проводит очередную модернизацию палубных самолетов РЭБ ЕА-6В "Проулер", направленную на существенное повышение их возможностей и продление сроков эксплуатации до 2015 г.
Самолет "Проулер" предназначен для РЭП и огневого поражения корабельных и наземных РЛС и срыва работы сетей радиосвязи систем ПВО противника. При выполнении задач прикрытия корабельных группировок, авиационных ударных групп самолет обеспечивает эффективную постановку помех радиоэлектронным средствам противника на дальностях до 250 км,
В результате модернизации планируется; расширить диапазон частот радиоэлектронною подавления РЛС с 12 до 40 ГГц, а средств радиосвязи - с 500 до 2000 МГц; уменьшить время реакции при постановке радиопомех РЛС и ввести новые режимы, прежде всего создания прицельных ответных узкополосных шумовых помех РЛС; увеличить до нескольких десятков количество одновременно подавляемых целей (в том числе нескольких работающих в одном диапазоне), излучающих сигналы со скачкообразной перестройкой частоты, включая РЛС; уменьшить массогабаритные характеристики передатчиков помех; повысить в 2 раза эксплуатационную надежность и ремонтопригодность.
Новая станция радиотехнической разведки обладает кардинально повышенными разведывательными возможностями. Она представляет собой интерферометрическую систему с большой базой, которая формируется посредством разнесения приемных антенн, установленных в носовой части, законцовках крыла и киле. Такая конструкция, обеспечивающая пеленгование с точностью несколько десятых долей градуса, позволяет значительно повысить точность определения координат источников радиолокационных излучений и целеуказания противорадиолокационным ракетам AGM-88A "Харм", входящим в боекомплект самолета (до шести единиц).
Оснащение самолетов новой аппаратурой связи и приема разведывательных данных позволит в реальном масштабе времени обмениваться информацией с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3 системы "Авакс", радио- и радиотехнической разведки RC-135 "Ривет Джойнт" и ЕР-ЗЕ "Ариес", радиоэлектронного подавления ЕС-130Н "Компасс Колл" и тактическими истребителями F-16CJ, оснащенными противорадиолокационными ракетами "Харм". Эта аппаратура даст также возможность получать данные о тактической обстановке и целях от систем стратегической разведки космического и наземного базирования с задержкой не более 10-15 мин.
В 2005-2006 гг. планируется модернизировать две эскадрильи самолетов РЭБ ЕА-6В "Проулер". Общие затраты на модернизацию всего парка машин, завершить которую планируется к 2010 году, составят около 2 млрд. долл. Стоимость модернизации одного самолета оценивается примерно в 5 млн. долл.
Анализ боевого применения американских ударных самолетов в ходе последних вооруженных конфликтов в условиях противодействия систем ПВО (прежде всего, на территории бывшей Югославии) выявил необходимость повышения эффективности специализированных самолетов РЭБ. В связи с этим, а также для замены устаревших самолетов ЕА-6В "Проулер" командование ВМС США приняло решение о разработке на базе палубного двухместного тактического истребителя F/A-18F "Супер Хорнет" нового самолета РЭБ.
Как правило, самолеты РЭБ совместно работают в единой сети цифровой передачи данных с другими средствами РЭП и РТР, в частности с самолетами RC-135V/W "Ривет Джойнт" (в целях формирования и обмена данными единой картины радиоэлектронной (тактической) обстановки в районе боевых действий). На снимке - операторы самолета RC-135V/W "Ривет Джойнт" за работой.
Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE
В 2003 г. министерство ВМС заключило контракт с фирмой "Боинг" на переоборудование первых шести палубных истребителей F/A-18F "Супер Хорнет" в вариант специализированного палубного самолета РЭБ EA-18G "Гроулер".
По этому контракту предусматривается в период 2004-2008 гг. провести разработку и испытания бортового комплекса РЭБ, а также создать тренажеры и методики для подготовки пилотов и операторов самолетов РЭБ.
Основным отличием новой машины от базового образца F/A-18F "Супер Хорнет" станет расширение состава бортового радиоэлектронного оборудования за счет установки современной аппаратуры РЭБ, разработанной в рамках программы модернизации самолета РЭБ ЕА-6В "Проулер".
В ее состав планируется включить: станцию РTP, модернизированные станции помех средствам радиосвязи и радиолокации, терминалы систем связи и распределения данных, спутниковой связи, устройство исключения собственных помех, а также дополнительные устройства отображения информации в кабине экипажа (четыре цветных дисплея на каждом месте).
Приемные антенны станции радиотехнической разведки будут размещены в контейнерах, установленных на законцовках крыла. Такая компоновка обеспечивает пеленгование с точностью несколько десятых долей градуса и позволяет значительно повысить точность определения координат источников радиолокационных излучений и целеуказания противорадиолокационным ракетам, входящим в боекомплект самолета.
По мнению американских специалистов, оснащение самолета терминалом систем связи и распределения данных является одним из важных усовершенствований. Это позволит им совместно работать в единой сети цифровой передачи данных с другими средствами РЭП и РТР, в частности с самолетами RC-135V/W "Ривет Джойнт" (в целях формирования и обмена данными единой картины радиоэлектронной (тактической) обстановки в районе боевых действий).
По оценке американских разработчиков, закупочная цена самолета EA-18G составит более 60 млн. долл. (на 7 млн. долл. больше по сравнению с истребителем F/A-18F). Стоимость летного часа нового самолета по сравнению с машиной ЕА-6В "Проулер" будет значительно снижена (почти в два раза). Это обусловлено как сокращением летного экипажа (с четырех до двух человек), так и применением систем встроенного контроля, более экономичной силовой установки, а также новых технологических и конструктивно-компоновочных решений.
Планами ВМС США предусматривается в период 2008-2013 гг. осуществить поставку 90 самолетов EA-18G. Первую боеготовую эскадрилью предполагается развернуть к концу 2008 г. Стоимость разработки и испытаний самолета оценивается в 1,7 млрд. долл., а закупки - в 6,5 млрд. долл.
ЕВ-52 ИЛИ В-52SOJ (STAND-OFF JAMMER).
Министерство ВВС США в целях повышения эффективности борьбы с современными средствами разведки и управления систем ПВО противника приступило к реализации программы создания нового комплекса РЭБ, размещаемого на борту стратегических бомбардировщиков В-52Н "Стратофортресс". Данные самолеты получат обозначение ЕВ-52 или В-52SOJ (Stand-Off Jammer). Они сохранят свои возможности по применению ядерного и высокоточного обычного оружия, а также смогут решать широкий круг задач РЭБ с помощью многофункциональной аппаратуры радиоэлектронной разведки и постановки помех при длительном патрулировании (до 12 ч) на удаленных ТВД.
Комплекс радиоэлектронной борьбы предполагается размещать в двух контейнерах, устанавливаемых на узлах подвески внешних топливных баков самолета.
Аппаратура комплекса будет обеспечивать обнаружение, распознавание, определение местоположения и подавление современных и перспективных РЛС в диапазоне частот 70-40000 МГц и срыв работы сетей радиосвязи систем ПВО противника в диапазоне 20-2000 МГц. Комплекс сможет осуществлять эффективную постановку помех одновременно нескольким десяткам РЭС противника на дальностях до 400 км в секторе 180°. Предусмотрена постановка широкополосных (заградительных), прицельных по частоте и сопряженных по спектру, а также ответных и дезинформирующих (уводящих по дальности, углу места, скорости) помех.
При создании комплекса за основу планируется взять аппаратуру, разработанную в рамках программы модернизации самолета РЭБ ЕА-6В "Проулер". Отличительной особенностью новых станций помех является использование АФАР, формирующей веерную (многолучевую) диаграмму направленности. Данная АФАР создана на базе решетки, установленной в контейнере самолета ЕС-130Н. Применение такой антенны позволит формировать мощное узконаправленное излучение в заданном направлении перпендикулярно маршруту полета самолета.
В дополнение к комплексу РЭБ предполагается часть основного вооружения (крылатые ракеты воздушного базирования, управляемые ракеты класса "воздух-земля") самолета В-52Н оснащать боевыми частями, создающими электромагнитный импульс, в том числе СВЧ-диапазона для вывода из строя РЭС противника (в первую очередь электронно-вычислительной техники), а также использовать миниатюрные автономные воздушные ложные цели ADM-160 MALD с аппаратурой постановки помех РЛС.
В период 2007-2008 гг. намечено провести предварительные исследования по эскизному проектированию комплекса РЭБ для самолетов В-52SOJ. Разработку комплекса РЭБ планируется провести в два этапа.
На первом этапе (2009-2010 гг.) предусматривается создать аппаратуру постановки помех радиосвязи (20-2000 МГц) для оснащения ею до шести самолетов В-52Н и провести летные испытания для оценки возможности подавления линий радиосвязи системы ПВО противника.
На втором этапе (2011-2012 гг.) предполагается разработать и испытать аппаратуру обнаружения, определения местоположения РЛС и постановки помех, оптимизированных по характеристикам каждого типа подавляемых перспективных РЛС, использующих режимы повышенной скрытности работы и другие меры помехозащиты. Намечается также выбрать режимы работы для подавления внезапно появляющихся источников радиоизлучения и переоборудовать под такую аппаратуру до шести самолетов.
Всего командование ВВС США планирует закупить 36 комплектов подвесных контейнеров с аппаратурой РЭБ для самолетов В-52Н. Изготовить первые 12 комплектов подвесных контейнеров с аппаратурой РЭБ, а также переоборудовать 16 самолетов В-52Н американцы намечают в период 2009-2013 гг. Расходы на проведение этих работ оцениваются в 2 млрд. долл.
В целом оснащение стратегических бомбардировщиков В-52Н новым комплексом РЭБ позволит в долгосрочной перспективе существенно расширить возможности авиационных ударных групп, прежде всего по РЭП средств ПВО противника без захода в зону их действия, в том числе с нанесением высокоточных ракетно-бомбовых ударов по всему спектру наземных целей.
Окончание следует.
Опубликовано 1 октября в выпуске № 5 от 2007 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?