4 апреля, 2008
ВВС без глаз и ушей
Главное разведывательное управление в результате предпринятых мер повысило возможности своей стратегической и оперативной РЭР. В свою очередь, Военно-воздушные силы лишились основного компонента оперативной разведки, что привело к разрушению комплексного и согласованного применения видов оперативной разведки ВВС.
Говоря о системе оперативной разведки ВВС, следует отметить, что это совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени разведывательных органов ВВС и разведывательных соединений (частей, подразделений) видов оперативной разведки, предназначенных для обеспечения основных стратегических (оперативно-стратегических) задач ВВС и оперативных задач объединений ВВС в единой группировке войск (сил) ВВС, по единому замыслу и плану.
Стратегическая и оперативная разведка ГРУ ГШ являются по своей сути разведкой деятельности разведываемых иностранных государств и их вооруженных сил с выдачей разведывательной информации в виде разведывательных сводок и аналитических материалов военно-политическому руководству страны и штабам видов (объединений) Вооруженных Сил.
Оперативная разведка ВВС представляет собой разведку действий сил и средств ВН (ВКН) с выдачей разведывательной и боевой информации в реальном масштабе времени огневым средствам ВВС.
Еще в самом начале холодной войны в Войсках ПВО страны для обеспечения решения основных оперативно-стратегических (оперативных) задач, стоящих перед Войсками ПВО (в целом) и перед объединениями ПВО (в частности), была создана система оперативной разведки.
Она включала в себя части радиоразведки Бакинского района ПВО (впоследствии округа ПВО, 1949 г.), 6-й ОА ПВО (1952 г.), Московского округа ПВО (1956 г.), 10 и 11-й ОА ПВО (1958 г.). Система оперативной разведки просуществовала (активно развиваясь и совершенствуясь) до 2006 г. Иными словами, до момента ее передачи в состав ГРУ ГШ ВС РФ.
Благодаря целенаправленной деятельности службы разведки Главного штаба Войск ПВО страны и объединений ПВО, командиров и штабов частей радиоразведки, работе офицеров и солдат, части оперативной разведки Войск ПВО страны постепенно накапливали опыт, наращивали свои боевые возможности по добыванию и выдаче командованию данных о деятельности ВВС потенциальных противников.
Уже в 1958 г. на учениях, проводимых министром обороны СССР, в которых впервые участвовали части радиоразведки Войск ПВО страны, задачи, стоящие перед ними, были выполнены своевременно и с высоким качеством. В октябре 1952 г. было своевременно вскрыто начало несения боевого дежурства в воздухе стратегических бомбардировщиков В-52 ВВС США с ядерным оружием на борту.
Ценные сведения были добыты радиоразведкой Войск ПВО страны в 1962 г. в период Карибского кризиса. Тогда была своевременно обнаружена переброска 11-ти эскадрилий (до 250 самолетов тактической авиации) ВВС США в Европу для усиления группировки тактической авиации ОВВС НАТО.
С 1965 г., когда ВВС США приступили к бомбардировке объектов и войск Северного Вьетнама, части радиоразведки Войск ПВО страны своевременно вскрывали и докладывали данные о взлете самолетов В-52 с авиабаз, расположенных на островах в Тихом океане и Таиланде, о маршрутах полета стратегических бомбардировщиков и результатах бомбометания по объектам Вьетнама.
Неоднократно части радиоразведки Войск ПВО страны обнаруживали изменения в деятельности наблюдаемого противника в период кризисных ситуаций.
25 октября 1973 г. радиоразведка Войск ПВО страны (первой из всех видов ВС СССР) заметила перевод ВС США в готовность № 3. Пентагон пошел на этот шаг в связи с началом войны "Судного дня" между Израилем и арабскими странами. 14 апреля 1986 г. с аэродромов Великобритании был зафиксирован взлет группы истребителей-бомбардировщиков F-111 ВВС США для нанесения удара по Ливии.
В ходе военного конфликта в зоне Персидского залива и в Югославии оперативной разведке Войск ПВО страны (позднее ВВС) также отводилось особое место в обеспечении разведывательными данными военно-политического руководства страны.
После пролета в зоне ответственности 6-й ОА ПВО и МО ПВО и приземления 28 мая 1987 г. в Москве самолета Матиаса Руста политическим и военным руководством СССР было принято решение по совершенствованию и укреплению Войск ПВО страны (в том числе и системы оперативной разведки).
В результате разведка 10-й ОА ПВО своевременно вскрыла полет легкомоторного самолета по маршруту Ивало (Финляндия) - Киркенес (Норвегия) (28 мая 1988 г.) и обратно Киркенес (Норвегия) - Ивало (Финляндия) (29 мая 1988 г.) с нарушением государственной границы СССР. Есть данные, что предполагалась посадка этого летательного аппарата в г. Мурманске. Таким образом, планы по дальнейшей дискредитации Войск ПВО страны и обороноспособности государства были сорваны.
В этой связи в ряде приграничных соединений ПВО были сформированы отдельные радиобатальоны тактической разведки, которые выполняли некоторые оперативные задачи в интересах объединений ПВО.
Каким образом тактическая разведка может решать отдельные оперативные, и даже стратегические задачи? Как известно, по масштабам, предназначению и задачам разведка делится на стратегическую, оперативную и тактическую. Одним из основных показателей, характеризующим это деление по масштабу, являются глубина ведения разведки (четкого определения которой, заметим, в известной литературе нет).
Глубина тактической разведки, подчеркнем, это расстояние от передовых объектов обороны (своих сил и средств) до дальней границы зоны тактической разведки. Глубина оперативной разведки, в свою очередь, представляет собой расстояние от дальней границы зоны тактической разведки до тыльной границы наиболее удаленного элемента оперативного построения СВН (СВКН) противника. И, наконец, глубина стратегической разведки - это расстояние от дальней границы зоны тактической разведки до тыльной границы наиболее удаленного элемента стратегической перегруппировки СВН (СВКН) противника. Зона разведки, заметим, это территория, в пределах которой обеспечивается обнаружение СВН (СВКН) противника средствами разведки.
Части радиоразведки Войск ПВО отслеживали деятельность стратегической авиации ВВС США практически с момента взлета.
Фото: US AIR FORCE
В крупномасштабной войне с применением ядерного и других видов ОМУ (или в региональной или крупномасштабной войне с применением только обычных средств поражения) на отдельных воздушных направлениях глубина оперативной (стратегической) разведки может быть равна глубине тактической разведки. Исходя из этого, тактическая разведка может решать отдельные оперативные и даже стратегические задачи.
Более чем полувековой опыт боевого применения частей оперативной разведки в Войсках ПВО страны (а затем и в ВВС) наглядно свидетельствует о том, что созданная система оперативной разведки выполняла поставленные перед ней задачи. Ее структура и оперативное построение позволяло наиболее эффективно обеспечивать решение основных оперативно-стратегических (оперативных) задач, поставленных перед ВВС по защите страны от воздушно-космического нападения.
Тем не менее, Военно-воздушные силы оказались лишены оперативной разведки. Скорее всего, в основе принятого решения о передаче ГРУ органов разведки ВВС лежит и поныне применяемый пропорционально-долевой принцип сокращения видов ВС и родов войск.
Ознакомимся всего лишь с одним высказыванием представителя ГРУ: "Ликвидация ГРУ (речь, заметим, идет о предполагаемом поглощении службой внешней разведки ГРУ ГШ - В.М.) как самостоятельной системы неминуемо влечет новые провалы в работе. Дело в том, что исходные положения комплекса принципов деятельности любой разведки отражают, прежде всего, традиции и выработанные нормы и правила поведения ее сотрудников. При этом главным в поведенческом механизме разведчиков являются их внутренние убеждения и устоявшиеся взгляды. Согласно этому правилу, преемственность становится одним из ключевых факторов, определяющих эффективность того или иного ведомства. Любые нарушения принципов преемственности на участках оперативной деятельности приводят к неизбежному падению уровня профессиональной подготовки оперативного состава".
То есть специалистами ГРУ вполне обоснованно считается, что ликвидация ГРУ как самостоятельной системы неминуемо повлечет за собой неминуемые провалы в работе. В свою очередь, предполагается, что ликвидация оперативной разведки в ВВС пойдет Военно-воздушным силам только на пользу. Справедливости ради отметим, что ни старых, ни новых провалов в деятельности оперативной разведки ВВС пока не было.
Здесь уместно напомнить об организации разведки в Сухопутных войсках ВС РФ, где от части до оперативно-стратегического объединения имеются свои собственные силы и средства разведки. Они обеспечивают решение задач своих объединений (соединений, частей), действуя может быть даже в одном и том же районе, хотя наземная обстановка может меняться со скоростью не более 60 км в сутки, а воздушная - не менее 900 км/час и более (15 км/мин и более).
14 апреля 1986 г. с аэродромов Великобритании средствами радиоразведки Войск ПВО был зафиксирован взлет группы истребителей-бомбардировщиков F-111 ВВС США для нанесения удара по Ливии.
Фото: US AIR FORCE
Генерал-полковник Федор Ладыгин, возглавлявший Главное разведывательное управление Генштаба с 1992 по 1997 гг., утверждал: "Если говорить о технических средствах, то ГРУ ведет космическую и радиоэлектронную разведку. Масштаб как стратегический, так и оперативный. Подразделения электронной разведки ГРУ решают задачи добывания данных с использованием перехвата информации по всем доступным каналам: в космосе, на земле, в воздухе и на море. Поступающие материалы обрабатываются и анализируются в информационной службе ГРУ, располагающей высококвалифицированными кадрами".
Подчеркнем - "анализируются в информационной службе ГРУ". То есть теперь, после предпринятых организационно-штатных мероприятий, руководству ВВС разведывательная информация попадет через значительное время. В свою очередь, к командующим армиями ВВС и ПВО, командирам соединений ПВО и командирам соединений и частей родов войск противовоздушной обороны, под руководством которых будут непосредственно вестись боевые действия с воздушно-космическим противником, эта информация поступит уже через очень значительное время.
Может сложиться такая ситуация - важные данные по противнику еще только обрабатываются и анализируются в информационной службе ГРУ. ВВС, естественно, в этот момент времени не имеют необходимой информации для принятия решения. Время запаздывания подобных данных не должно превышать 1-2 мин. Однако при подключении информационной службы ГРУ в цепи передачи срочной информации обеспечить такой временной интервал представляется невозможным. Таким образом, даже при самой благоприятной ситуации огневые средства ВВС будут действовать по воздушному противнику, который уже выполнил свою боевую задачу.
В ВВС, поступающие разведывательные сведения (данные) от всех сил и средств разведки ВВС обрабатываются и анализируются непосредственно на командных пунктах ВВС опытными офицерами-разведчиками и тут же доводятся до командования, которое принимает решение в реальном (или почти реальном) масштабе времени. ГРУ ГШ в лучшем случае может дать данные - с какого направления и через какое (приблизительно) время будет действовать воздушно-космический противник.
Приведем в этой связи только один пример. В 1987 г. в 10-й ОА ПВО проводились учения под руководством главнокомандующего Войсками ПВО страны генерала армии И. М. Третьяка. При обнаружении средствами тактической разведки воздушного противника командующий армией генерал-лейтенант В. А. Побединский потребовал у начальника разведки армии доложить - начал ли противник боевые действия проведением воздушной наступательной операции или это демонстративные действия? Какие группы самолетов обнаружены? Какие из них ложные, отвлекающие, ударные, обеспечивающие? Какую конкретную задачу будет решать каждая из этих групп?
Начальник разведки армии, располагая подчиненными ему силами и средствами, представил командующему 10-й ОА ПВО обоснованные выводы из оценки обстановки. Сможет ли он сделать это после передачи частей и подразделений разведки в состав ГРУ ГШ? Наверное, вряд ли. Без сил и средств оперативной разведки, позволившей вскрыть замысел действий неприятеля до обнаружения его средствами тактической разведки, полный и своевременный доклад начальника разведки просто невозможен.
Заметим, при общей оценке действий воздушного противника за операцию (ВНО, ВКО) и детальной оценки его действий в первом массированном ракетно-авиационном ударе (МРАУ), противник, кроме того, должен быть оценен самым тщательным образом для каждой конкретной оперативной задачи, стоящей перед армией ВВС и ПВО (поскольку воздушный противник совсем необязательно может начать боевые действия с нанесения МРАУ).
Оперативная разведка ВВС обеспечивает заблаговременное (от 3 часов и более до обнаружения СВН средствами тактической разведки) вскрытие замысла действий противника, дает возможность командующему уточнить свое решение, внести в него при необходимости коррективы.
Следует отметить и такой момент. Ведение разведки в Сухопутных войсках и Военно-воздушных силах, мягко говоря, не одно и то же. В частности, общевойсковой командир в некоторых ситуациях располагает практически неограниченным временем для обнаружение наземного неприятеля.
В свою очередь, воздушный противник в боевые порядки строится только в ударах, причем перестраиваясь уже на маршрутах для скрытия направления ударов и разворачиваясь на атакуемые объекты или группировки войск лишь на конечных участках маршрутов. Разведать неприятеля и особенно получать постоянно меняющуюся информацию о нем (координаты во времени, параметры движения, состав, построение, меры боевого обеспечения и т. п.) можно только в короткие отрезки времени (без уточнения и накапливания информации).
То есть задача вести разведку воздушно-космического противника без собственных сил и средств оперативной разведки (и управления ими в реальном масштабе времени) изначально представляется невыполнимой. Очень трудно представить ситуацию, при которой во время удара воздушного противника (взлет, построение, полет до зон обнаружения РТВ) будет возможным своевременное получение информации от ГРУ ГШ. Подобные данные (по опыту учений) очень трудно получить даже от взаимодействующих объединений и частей оперативной разведки других видов ВС РФ в оперативных границах объединения ВВС и ПВО.
После передачи в ГРУ частей радиоразведки органы управления оперативно-стратегического и оперативного звена ВВС (в том числе и собственно разведка) постепенно потеряют навыки оперативной работы. В них объективно возобладают иждивенческие настроения, надежды на обеспечение их своевременной разведывательной информацией со стороны вышестоящих штабов.
Не совсем понятно, как теперь быть с разведывательным обеспечением в создаваемых региональных командованиях. ГРУ и их будет обеспечивать информацией по этой же схеме? В таком случае успешность действий региональных командований в возможных конфликтах вызывает большие сомнения.
Для сравнения ситуации с разведкой в видах вооруженных сил за рубежом (в конце концов, все познается в сравнении) есть смысл обратиться к разведке ВМС США. За свою длительную историю разведка ВМС США неоднократно подвергалась реорганизациям в целях повышения эффективности и достоверности информации, добываемой ее силами и средствами. В настоящее время система разведывательных органов ВМС США объединяет в общей сложности около 35 тыс. чел.
К основным органам военно-морской разведки США в настоящее время относятся: разведывательное управление штаба ВМС, командование разведки ВМС, национальный центр морской разведки, управление информационных операций командования боевого использования информационных систем ВМС, командование резерва разведки ВМС, управление резерва групп безопасности ВМС, разведывательное управление штаба морской пехоты ВМС, контрразведывательный отдел службы расследования уголовных преступлений министерства ВМС США. Кроме того, в структуры штабов объединений и соединений американского флота практически всех уровней входят разведывательные центры, управления или отделы. Причем сфера разведывательной деятельности в интересах ВМС США только расширяется.
Разумеется, никто не выступает за слепое копирование организации разведки в ВМС США (да и других видов ВС США). У них значительно больше бюджетных средств. ВМС США, по большому счету, могут себе позволить иметь такую разведку, какую хотят.
Но мы можем и должны делать все для того, чтобы и у нас реорганизация разведывательных органов проходила в целях повышения эффективности и достоверности информации, добываемой силами и средствами оперативной разведки ВВС, СВ, ВМС и чтобы сфера разведывательной деятельности в интересах ВВС, СВ, ВМС только расширялась.
Однако в результате фактического разрушения системы оперативной разведки в ВВС нарушен один из основных догматов оперативного искусства - соответствия цели операции (боя) условиям реальной обстановки (впрочем, другие нормы без обеспечения их разведкой тоже не действуют).
Соблюдение принципа соответствия цели операции (боя) условиям реальной (в реальном масштабе времени) обстановки предполагает наличие у командующего (командира) собственных сил и средств разведки. Только в этом случае возможна своевременная всесторонняя и глубокая оценка обстановки (противника), принятие обоснованного решения, организация обеспечения боевых действий и управление войсками.
Опубликовано 4 апреля в выпуске № 2 от 2008 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?