5 мая, 2009
Космос как поле для битвы (1)
Важнейшими документами, отражающими доктринальные взгляды США на характер войн и обеспечение безопасности, являются "Стратегия национальной безопасности США" (утверждается президентом), "Стратегия национальной обороны США" (утверждается министром обороны) и "Национальная военная стратегия США" (утверждается председателем КНШ). Именно этими документами определено развитие вооруженных сил США.
Детализируется оно в докладе МО США "Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США", который представляется конгрессу США один раз в четыре года. По запросу конгресса США периодически также представляется и доклад министра обороны под названием "Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил".
Национальная военная стратегия США раскрывается в объединенных оперативно-стратегических концепциях (утверждаются министром обороны и председателем КНШ) и единых уставах (доктринах) вооруженных сил США (утверждаются председателем КНШ). Конкретное воплощение всех концептуальных взглядов на применение ВС отражается в уставах (доктринах) видов вооруженных сил США (утверждаются начальниками штабов видов ВС).
Кроме того, "Национальная военная стратегия США" детализируется в "Указаниях по планированию в кризисных ситуациях" (утверждается председателем КНШ) и соответствующих оперативных планах командующих объединенными командованиями вооруженных сил.
Интегральный анализ этих документов показывает, что основными требованиями к боевому применению вооруженных сил США являются: объединение ВС в единое целое путем создания единого информационно-управляющего и боевого пространства; экспедиционный характер; объединение систем управления и тыла в единую сеть; централизация управления и децентрализация действий; адаптивность планирования; превосходство в быстроте и качестве принятия решений; глобальность и высокая поражающая мощь.
Исходя из этих требований, в специальном документе министерства ВВС АFDD 2-2 "Космические операции", опубликованном в августе 1998 г., были определены доктринальные основы боевого применения (современные и на ближне- и среднесрочную перспективу) космических сил, костяк которых составляет 14-я воздушная армия ВВС.
Этим документом первоочередной задачей любой военной кампании провозглашается завоевание безусловного военного превосходства в космосе. Под этим понимается такая ситуация, в которой американские космические силы будут обладать полной свободой действий, в том числе и по нанесению ущерба противнику, а космические силы противника, наоборот, не будут иметь никакой возможности для причинения такового США или их союзникам.
Понятие военного космического превосходства распространяется также на недопущение использования противником космической связи, сигналов точной навигации, разведывательных, метеорологических и других данных, получаемых с помощью собственных или иностранных (международных) космических средств.
Завоевание военного космического превосходства предполагается осуществлять путем выполнения комплексов специальных активных мероприятий, под которыми понимается проведение противокосмических операций. При этом сами же противокосмические операции могут быть оборонительными или наступательными.
Цель наступательных противокосмических операций определяется как уничтожение или нейтрализация космических систем (КС) или средств противника, а также прекращение доступа к обеспечиваемой ими или через них информации.
Достижение этой цели планируется осуществлять различными способами, основными из которых определяются следующим образом: внесение преднамеренных искажений в циркулирующие через космические системы противника информационные потоки; временное нарушение функционирования; снижение эффективности боевого применения или уничтожение компонентов принадлежащих ему космических систем; лишение возможности противника доступа к этим системам.
Согласно оценкам руководства ВВС США, наиболее часто употребляемой формой наступательной противокосмической операции определяется нанесение авиационных, ракетных и артиллерийских ударов по наземным элементам космической инфраструктуры противника. Однако предусматривается также возможность проведения противокосмических операций по схемам "земля-космос", "космос-космос" и "космос-земля".
В связи с этим в документе "Космические операции" специально подчеркивается, что создание и развертывание вооружений, предназначенных для применения по указанным схемам, являются важнейшими факторами, обеспечивающими национальные интересы.
К оборонительным противокосмическим операциям в рассматриваемом документе отнесены активные и пассивные мероприятия, направленные на защиту КС США от ударов противника или его попыток нарушить порядок их функционирования. В ходе активных противокосмических операций планируется проводить действия по обнаружению, сопровождению (идентификации) и уничтожению или нейтрализации атакующих средств противника.
Не исключается и возможность осуществления маневрирования космическими аппаратами с целью увода их от возможного воздействия, использования средств радиоэлектронной борьбы, а также развертывания наземной сети высокомобильных коммуникационных терминалов, параметры уязвимости которых намного выше, чем у стационарных.
Пассивные противокосмические операции планируется проводить в целях снижения уязвимости американских космических систем и средств. В ходе таких операций самостоятельно или в различных сочетаниях предполагается применение таких мер, как шифрование, использование техники псевдослучайного перескока несущих частот, повышение прочности конструкций, маскировка, внесение избыточности, рассредоточение и другие.
При рассмотрении возможностей по обеспечению наступательных и оборонительных противокосмических операций отмечается, что высокие результаты могут быть получены только при наличии развитых и эффективных систем контроля воздушно-космического пространства, наблюдения за его параметрами (радиационный фон, характеристики магнитного поля, интенсивность потоков солнечного ветра и другие), а также предупреждения о ракетном нападении.
В документе отмечается, что с завоеванием военного превосходства в космосе космические силы США смогут практически беспрепятственно проводить не только противокосмические, но также и другие операции по применению силы в космосе и из космоса, по обеспечению боевых действий в космосе, а также по обеспечению боевых действий в других средах.
Нанесение ударов из космоса (операции по применению силы) уже рассматривается как реальная форма боевых действий космических сил, несмотря на то, что США не располагают соответствующими системами вооружения. Утверждается при этом, что для создания таких систем будет сделано все возможное, причем (с учетом интенсивности и реальных результатов, проводимых в этом направлении НИОКР) уже в обозримом будущем (2015-2020 гг.). Ударной космической системой, являющейся наиболее вероятным "кандидатом" на развертывание в указанные сроки, называется комплекс лазерного оружия космического базирования.
Предусмотренные доктринальными документами ВВС операции космических сил по обеспечению боевых действий в космосе и других средах подразделяются на следующие группы: разведывательные, навигационные, коммуникационные, предупреждения при ракетном нападении и наблюдение за параметрами воздушно-космического пространства.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Особое значение руководство ВВС США придает космическим силам как средству достижения и поддержания информационного превосходства на всех этапах развития возможного конфликта. Данная задача была более широко раскрыта и конкретизирована требованиями документа КНШ "Единая перспектива-2020".
Подчеркнуто, что эта задача будет решаться комплексно, с участием всех компонентов вооруженных сил. Космическим же силам вследствие определяемой самой их природой глобальностью масштабов их применения и соответственно возможностью воздействия на элементы информационной инфраструктуры противника здесь отводится и в перспективе будет отводиться ключевая роль.
Взгляды военно-политического руководства США на проблемы использования космоса в военных целях не остались на бумаге, а сразу же нашли свое практическое воплощение в специально созданных органах управления в составе государственной администрации, министерства обороны и разведсообщества.
В высших звеньях структуры администрации США, сформированной в годы правления президента Б. Клинтона, не предусматривалось наличие лица (и соответственно подчиненного ему органа), несущего единоличную ответственность за формирование и претворение в жизнь государственной космической и военно-космической политики.
Формально вся полнота такой ответственности была возложена персонально на президента. Однако подготовка предложений по вопросам перспективного планирования и важнейшим текущим проблемам согласно требованиям директивы президента от 1996 г. "Национальная космическая политика США" должна была осуществляться советом национальной безопасности совместно с национальным советом по науке и технике.
В министерстве обороны ключевой фигурой с точки зрения уровня ответственности за ход разработки, развития и исполнения военной космической программы являлся помощник министра обороны по управлению, связи, информационному обеспечению и разведке.
В его компетенцию входило: разработка и развитие принципов космической политики министерства обороны и архитектуры космических сил США, координация всей проводимой в рамках военного ведомства космической деятельности, надзор за ходом исполнения планов НИОКР по космической тематике, программ разработки и приобретения вооружения и военной техники, взаимодействие от имени министра обороны с другими ведомствами и организациями (в том числе и иностранными), а также с представителями конгресса.
В составе центрального аппарата министерства обороны были созданы еще два органа, имеющих отношение к формированию и реализации космической политики США (оперативный контроль за их деятельностью осуществлял помощник министра обороны США). Такими органами являются аппарат главного разработчика космической архитектуры и совет по использованию космоса в интересах объединенных группировок.
Основными задачами аппарата главного разработчика космической архитектуры являлись разработка архитектуры космических сил США (на основе выработанных в аппарате помощника министра обороны принципиальных подходов) с учетом интересов всех видов вооруженных сил, других организаций министерства обороны, а также разведсообщества и последующий надзор за тем, чтобы построение и модернизация космических систем осуществлялись в полном соответствии с принятыми архитектурными решениями.
Что особенно интересно для нас, так это то, что деятельность аппарата главного разработчика космической архитектуры обеспечивала ликвидацию необоснованного дублирования, которое могло бы иметь место при развертывании космических систем, выполняющих сходные задачи, но имеющих различную видовую или ведомственную принадлежность, за счет комплексирования их орбитальных, наземных компонентов или выводимой носителями в космос полезной нагрузки.
Было определено, что совет по использованию космоса в интересах объединенных группировок будет осуществлять следующие функции: контроль за ходом исполнения всех военных и разведывательных космических программ; выявление возможностей по совместному использованию ресурсов и выработка соответствующих предложений; предварительное рассмотрение и выработка рекомендаций для министра обороны и руководства разведсообщества по целесообразности или нецелесообразности принятия к реализации всех новых разведывательных и военных космических программ; выработка бюджетных предложений по военным и разведывательным космическим программам.
Особого внимания заслуживает организация этой деятельности в войсковом звене. Основным органом управления космическими силами было определено объединенное космическое командование (ОКК) - авиабаза Петерсон, штат Колорадо. Главнокомандующий ОКК являлся одновременно командующим объединенным американо-канадским командованием воздушно-космической обороны Североамериканского континента NORAD и командующим космическим командованием ВВС.
Это должностное лицо со своим аппаратом одновременно осуществляло и административные и оперативные функции руководства подчиненными силами. Под руководством Главнокомандующего ОКК разрабатываются планы использования космических систем и осуществляется контроль за исполнением этих планов.
Задачами ОКК, как оперативно-стратегического объединения, являются: организация стратегической обороны США от воздушно-космических ударов противника; участие в формировании военно-космической политики, концепций, а также других руководящих и регламентирующих деятельность космических командований документов; планирование воздушно-космических операций; оперативное руководство силами и средствами космических командований видов вооруженных сил при проведении таких операций; разведывательно-информационное обеспечение ВС США на ТВД данными космических систем.
Все оперативно подчиненные главнокомандующему ОКК силы (объединенные космические силы ВС США - ОКС) находятся в административном подчинении соответствующих командований видов вооруженных сил - командования ПРО и космоса сухопутных войск, космических командований ВВС и ВМС. При этом основой ОКС являлась 14-я воздушная армия ВВС США (административно подчинена космическому командованию ВВС), в состав которой входили системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе, контроля космического пространства и связи (21-е космическое крыло), командно-измерительный комплекс, системы космической разведки, навигации и контроля окружающей среды (50-е), Восточный (45-е), Западный (30-е) ракетные полигоны.
Военно-морские силы США представлены в ОКС флотскими системами навигации связи, разведки и контроля космического пространства, для управления спутниковыми группировками которых также имеется собственный командно-измерительный комплекс.
Компонент сухопутных войск в составе ОКС был еще более "скромным" - им принадлежат только наземные центры системы космической связи DSCS, предназначенные для обеспечения боевых действий объединенных группировок ВС США (1-й батальон управления спутниковой группировкой), и подразделения космического обеспечения боевых действий при штабах армейских корпусов (1-й космический батальон).
Вопросы разработки предложений по выбору путей развития, финансирования, планирования и организации космической разведки были возложены на административный аппарат Центральной разведки США. В его работе участвуют представители министра обороны, через которых он может осуществлять контроль за правильностью и эффективностью использования средств, финансируемых через бюджет МО общенациональными разведорганами - национальным управлением воздушно-космической разведки (НУВКР), национальным управлением видовой разведки и картографии и управлением национальной безопасности.
Интересы же разведсообщества, связанные непосредственно с получением данных всех видов космической разведки, обеспечиваются национальным управлением воздушно-космической разведки. Оно, являясь структурным подразделением министерства ВВС, по ряду вопросов (бюджет, реализация отдельных элементов национальной программы воздушно-космической разведки) имеет двойное подчинение - также и директору центральной разведки.
В связи с этим в состав каждого из оперативных управлений НУВКР включаются представители заинтересованных разведывательных ведомств (ЦРУ, УНБ, РУМО), через которые осуществляется соответствующее взаимодействие. Аналогично в состав дежурных смен элементов командно-измерительного комплекса ОКС вводятся соответствующие специалисты, обладающие монопольным правом доступа к поступающим разведданным от принадлежащих их ведомствам космических систем (средств).
Таким образом, достигается, во-первых, оперативность получения разведданных заинтересованным ведомством, во-вторых - необходимый для обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа уровень разграничения полномочий.
По функциональному предназначению и составу существующие военные космические системы можно подразделить на ряд групп (таблица 1).
Структура и состав космических сил США на рубеже XX-XXI в. свидетельствуют - несмотря на существенную трансформацию, которой подверглась американская военно-космическая политика в течение последнего десятилетия, качественные и организационные изменения в составе космических сил, произошедшие в течение того же промежутка времени, оказались намного менее заметными.
Окончание следует.
Опубликовано 5 мая в выпуске № 3 от 2008 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?