1 января, 2004
Ядро воздушно-космической обороны
24 марта 2001 г. были созданы Космические войска, объединившие в своем составе Военно-космические силы (ВКС) и Войска ракетно-космической обороны (РКО). Как подчеркнул командующий КВ генерал-полковник Анатолий Перминов, это "было вызвано объективной необходимостью, исходящей из мировых тенденций к расширению роли космоса в обеспечении защиты жизненно важных государственных интересов в экономической, политической и военной сферах". Сегодня без военно-космической составляющей Вооруженных Сил невозможно укрепление глобальной стратегической стабильности в мире.
СОЗДАНИЕ и развертывание орбитальных группировок космических средств в околоземном космическом пространстве и наземных средств ведения разведки и контроля космического пространства, стратегический уровень задач, решаемых с их использованием, появление средств вооружения, способных оказывать активное воздействие на потенциальные цели, пространство, в пределах которого дислоцируются объекты космической инфраструктуры, как сферу военных действий - все это предопределило выделение космоса в самостоятельную область совместных действий Военно-космических сил и сил Ракетно-космической обороны.
Образование Космических войск можно считать наиболее удачным решением в ходе проведения российских военных реформ. Трехлетний период существования КВ подтверждает это. Сегодня их комплексы и системы успешно справляются с широким спектром задач как в интересах всех видов и родов войск ВС РФ, так и социально-экономического, научного назначения. Устойчивый характер приобрела тенденция восстановления отечественной орбитальной группировки космических аппаратов.
Развивается инфраструктура российских космодромов. Наращивается боевой состав и боевые возможности всех систем ракетно-космической обороны.
Словом, успехи в становлении Космических войск бесспорны. Решающими факторами в этом являются закономерность их образования и правильный подбор руководящего состава рода войск. Заслуга его прежде всего в том, что он смог в сжатые сроки сколотить дееспособное управление из "потрепанных" за время реорганизаций органов управления РКО и ВКС. Вновь созданный штаб, службы вооружения и тыла, другие службы и отделы сумели обеспечить твердое и непрерывное управление группировкой войск, которая по сложности вооружения, объему решения поставленных задач на земле и в космосе, дислокации не имеет себе подобной.
Наряду с решением задач поддержания боевой готовности, совместно с предприятиями оборонно-промышленного комплекса реализуются перспективные многоплановые технические проекты по всему спектру вооружения: ракет-носителей различных классов, наземных средств предупреждения о ракетном нападении, космических аппаратов, совершенствованию космодромов и созданию Единого государственного комплекса управления космическими аппаратами и измерений.
Придавая военно-космической составляющей главенствующую роль в повышении оперативности и действенности Вооруженных Сил РФ, без которой невозможно укрепление глобальной стратегической стабильности в мире, президент Российской Федерации Владимир Путин и министр обороны Сергей Иванов уделяют Космическим войскам (КВ) неустанное внимание. Такое отношение первых лиц государства и Вооруженных Сил к войскам способствует оперативному решению их проблем и перспективному развитию.
ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ
Когда говорится о повышении роли космоса в обеспечении безопасности России, прежде всего, подразумеваются силы и средства, образующие ракетно-космическую оборону, - Войска РКО и группировки космических аппаратов, предназначенные для обеспечения боевых действий ВС информацией разведки и управления.
Отсюда и приоритетность в их развитии.
Актуальность повышения внимания и требований к ракетно-космической обороне на современном этапе можно объяснить еще и тем, что после выхода из Договора по ПРО 1972 г. Соединенные Штаты активизировали свою деятельность в области создания территориальной национальной противоракетной обороны (НПРО). Однако перечень разрабатываемого по заказам Пентагона оружия и его размещение по Земному шару и околоземному пространству позволяет назвать американскую систему ПРО глобальной. Фактически мы стоим на пороге новой эпохи - эпохи развития средств не только отражения первого удара, но и его нанесения. Налицо планы милитаризации космоса и полного доминирования в нем как необходимого условия достижения мирового господства.
По существу дан старт новому витку гонки вооружений, убедительное свидетельство чему - военный бюджет США на 2004 финансовый год в размере 401,3 млрд. долл. Только на ПРО в нем выделено 9,1 млрд. долл.
К сожалению, в СМИ о глубоких качественных изменениях в военных устремлениях Вашингтона или вовсе умалчивают, или рассказывают крайне мало. Хотя до того, как Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО масс-медиа России активно представляли точку зрения руководства РФ, которое несколько лет подряд аргументировано доказывало всю пагубность такого шага, нарушающего стратегическое равновесие на планете. Но теперь все разговоры на эту тему внезапно прекратились.
После 11 сентября 2001 г. весь мир убедился в том, что национальная безопасность находится в наибольшей зависимости от обороны воздушно-космического пространства. К сожалению, анализ системы ПВО нашей страны показывает, что от терактов, подобных тем, что были совершены в США два с половиной года тому назад, мы полноценной защиты не имеем, а, следовательно, не сможем сохранить свои жизненно важные объекты, разрушение которых может привести к катастрофе государства. Против преступных операций, которые схожи с террористическими атаками "черного вторника", требуются и соответствующие системы борьбы.
Однако всплеск террористической активности отнюдь не снимает с повестки дня ракетно-ядерную угрозу.
ИДТИ ВПЕРЕД, А НЕ ОГЛЯДЫВАТЬСЯ НАЗАД
Если обратиться к недавнему прошлому, то нельзя отрицать того, что Договор по ПРО в течение длительного периода (30 лет) служил той основой, на которой строилась оборона нашей страны. Пока он существовал, мы не чувствовали особой необходимости в разработке элементов своей территориальной ПРО. Зато быстрыми темпами в этот период шло наращивание арсенала ракет различных классов и совершенствование системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), что являлось мощным сдерживающим фактором возникновения ядерной войны. Ракетно-ядерный щит позволял на определенных этапах снижать напряженность в космической сфере, а порой даже останавливать работы в области РКО.
Распад СССР привел к существенным потерям в основополагающей для ракетно-космической обороны системе ПРН. Не принесла пользы и передача Войск РКО в состав РВСН. Ущербность ее была настолько очевидной, что уже через два года Генеральному штабу пришлось принимать кардинальные меры по исправлению положения.
Имеется и еще одно обстоятельство, требующее усиления внимания к Космическим войскам. Оно логично вытекает из проекта "Концепции воздушно-космической обороны", разработанного в Министерстве обороны в 2002 г. Безусловно, создание ВКО - дело общегосударственное, а тем более всех видов и родов войск ВС.
Однако одним из ключевых элементов ВКО, по моему мнению, должны стать Космические войска. В настоящее время от них не следует отрывать отдельные элементы оборонительных сил и в очередной раз увлекаться оргмероприятиями. Сегодня следует сосредоточиться на совершенствовании технической стороны вопроса. Пусть опыт с реорганизацией Войск ПВО, который окончился утратой для страны некогда мощной и надежной системы противовоздушной обороны, послужит примером для военных реформаторов, как нельзя в этих вопросах становиться на волюнтаристический путь. Настало время по-новому взглянуть и на создание национальной ВКО.
Теперь же, когда в силу ряда причин не стало ПВО как самостоятельного вида войск, когда группировки сил ПВО в значительной мере претерпели изменения далеко не в лучшую сторону, было бы более логично искать новые пути создания ВКО. Действовать необходимо по принципу - где обозначился успех, там и развивать его, а не оглядываться на руины, из которых уже системы не слепить.
БАЗА РАЗВИТИЯ
Базой становления Космических войск, источниками оснащения их новыми образцами ВВТ должны быть такие предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса, как МАК "Вымпел", Научно-исследовательский институт радиоприборостроения (НИИРП), РТИ им. Минца, Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи (НИИДАР), ЦНПО "Комета" и головная монтажная организация ГПТП (От редакции: МАК "Вымпел", НИИРП и ЦНПО "КОМЕТА" "родом" из КБ-1 - ныне НПО "Алмаз" им. академика А.А. Расплетина).
Они представляют собой исторически сложившуюся кооперацию в сфере РКО, и главное - им удалось выстоять при всех социально-экономических катаклизмах 1990-х гг.
Были некогда подобраны и эффективные способы управления. Так, ЦНПО "Вымпел" объединяло усилия нескольких предприятий по проведению всего комплекса работ по ракетно-космической обороне. ЦНПО имело научно-технический центр, который выполнял главную роль в создании СПРН, СККП и ПРО г. Москвы, конструкторское бюро системного программирования, что являлось идеологической базой объединения. Разработкой техники занимались НИРП, РТИ и НИИДАР. Производство возлагалось на заводы ДМЗ, Кунцевский механический завод, Гомельский завод и опытный завод НИИДАР. Внедрение техники осуществлялось ГПТП.
В такой структуре распределения функций просматривается стройная и строгая система управления всеми процессами. Преимущества такой интеграции промышленных учреждений и предприятий очевидны по результату становления РКО и достижениям в отдельно взятой системе. Суть интеграции заключалась в том, что она создавалась под войска и в максимальной мере обеспечивала решение комплексных задач РКО.
В начале 1990-х гг. в силу известных причин (развал СССР, резкое сокращение финансовых средств и самих госзаказов, сосредоточение внимания руководителей предприятий на внутренней безопасности (выживании), а также ослабление влияния центральных органов на госпредприятия оборонной промышленности в целом) создалась кризисная ситуация, в том числе в ЦНПО "Вымпел", которая выразилась в распаде интеграции.
Сегодня ставится вопрос об образовании концерна РКО из ведущих учреждений этой сферы. Изучается и то, кому доверить роль головного предприятия: оставить "Вымпел", имеющий известный опыт в области такого управления или поручить эту функцию ОАО "РТИ Системы" (или найти иной выход). Будем надеяться, что эффективный путь будет найден. Главное на сегодня то, что все ключевые подразделения пока сохраняют потенциал и способны решать специализированные задачи.
Например, в МАК "Вымпел" сохранено свыше 90% научно-технического потенциала. Здесь постоянно заботятся о притоке молодого пополнения (около 30% сотрудников - выпускники МФТИ последних лет). В корпорации создана хорошая стендовая база по СПРН, ПРО и СККП. В НТЦ имеется солидный набор моделей для моделирования возможных ситуаций всех систем.
При ведущей роли "Вымпела" завершено строительство РЛС "Волга", которая с 1 октября 2003 г. поставлена на боевое дежурство, причем с солидным резервом для модернизации.
Под руководством командования КВ и совместно с другими организациями в систему контроля космического пространства введены оптико-электронный комплекс (ОПЭК) "Окно" в Нуреке, подвижный радиотехнический пункт контроля космического пространства РТК ККП "Момент".
Комплекс обнаружения высокоорбитальных космических объектов "Окно" смонтирован на высоте 2200 м в районе с наилучшими условиями для оптического наблюдения. Он включает восемь станций обнаружения и измерения угловых координат и ориентирования космических объектов, два пункта управления ими. Исследования показали, что ОПЭК способен "видеть" космические аппараты на дальностях, значительно превышающих 40 тыс. км. Практически в диапазон высот комплекса попадают орбиты КА связи, радиотехнической, оптической разведки и навигации.
Одна из задач комплекса - контроль за техногенным засорением околоземного пространства - "космическим мусором". При благоприятных условиях наблюдения современные оптико-электронные средства могут обнаруживать осколки размером 1 см на расстоянии до 1000 км. Отсюда можно судить о роли "Окна" в обеспечении безопасности полетов автоматических и пилотируемых аппаратов в условиях постоянного нахождения в космосе нескольких десятков тысяч блуждающих объектов, представляющих опасность для действующих КА.
Создатели ОПЭК подтверждают техническую возможность эксплуатации комплекса в светлое время суток, для чего потребуется проведение определенных конструкторских доработок (они уже ведутся).
Расширяются возможности радиотехнического комплекса распознавания космических объектов "Крона" в Зеленчуке. Он позволяет автономно обнаруживать и определять траекторные параметры низкоорбитальных космических объектов, формировать их облик на основе получения оптических изображений и определения отражательных характеристик КО в различных диапазонах волн, а также распознавать новые ИСЗ. В настоящее время проводится активная работа по завершению подготовки к постановке на боевое дежурство всего комплекса, что позволит обеспечить проведение экспресс и детального анализа некоординатной информации.
Все это позволит системе контроля космического пространства выполнять задачу слежения за космической обстановкой, опираясь на собственные специализированные средства.
Есть положительное и в концерне "РТИ Системы", где приступили к разработке новой технологии, позволяющей в короткие сроки создавать РЛС с любыми заданными характеристиками при низких эксплуатационных расходах. Осуществляется модернизация РЛС, находящихся на боевом дежурстве. В области командно-связных средств начался переход на микропроцессорную технику.
ЦНПО "Комета" в кооперации с другими предприятиями работает над оснащением космических систем новыми КА более высокой надежности с современной широкополосной бортовой аппаратурой обнаружения и более длительными гарантийными сроками работы.
В НИИДАР впервые в мире разработана теория и практика загоризонтной локации, позволяющей решать задачи обнаружения воздушных и морских целей во всем диапазоне высот и на больших дальностях. Загоризонтные РЛС типа "Волна", "Подсолнух" и "Контейнер" впервые создаются в нашей стране. Они вызвали известный интерес в мире. ЗГ РЛС получают распространение и в других странах и устанавливаются вдоль побережья для обнаружения воздушных и морских целей, в частности. В настоящее время Австралия налаживает совместно с нашими специалистами разработку и производство собственных ЗГ РЛС для установки их по всему периметру своего побережья.
СОХРАНЯТЬ И ПРИУМНОЖАТЬ
Наряду с повышением внимания к кадрам, со стремлением заинтересовать людей работой в "оборонке", давно пора принимать меры по обновлению основных фондов предприятий, сократить зависимость нашей элементной базы от иностранных фирм. Ибо нельзя связывать перспективы в области космической деятельности с доброй волей других государств. Это недопустимо для России.
Но, пожалуй, главной проблемой для предприятий оборонной отрасли остается разобщенность в плане идеологического и технического руководства, что снижает эффективность решения задач, стоящих перед КВ в настоящее время, и неприемлемо в перспективе их развития. Остро встает и вопрос сохранения базы данных космических систем, которая создана Вооруженными Силами за последние десятилетия. Когда речь идет о важнейших компонентах национальной безопасности страны в будущем, невозможно мириться с торможением их развития в силу различных причин в основном, кстати, субъективного происхождения.
Недавно о значимости для РФ ракетно-космической обороны хорошо было сказано на страницах газеты "Военно-промышленный курьер" (№3 за 2003 г.) заместителем гендиректора РАСУ С. Муравьевым: "..в мире есть лишь две страны, Россия и США, которые делают суперсложные и суперсовременные оборонные системы. Это системы противоракетной обороны, системы предупреждения о ракетном нападении, системы контроля космического пространства. Без ложной скромности можно гордиться тем, что контроль за воздушно-космическим пространством над своей территорией мы осуществляем отечественными техническими средствами...".
И там же обращалось внимание на необходимость "четкого, жесткого и централизованного управления". Это высокая и заслуженная оценка достояния государства в стратегическом перспективном виде оборонительного вооружения.
Долг современников не только сохранять, но и приумножать в новых условиях наследство, накопленное благодаря великому труду всего российского народа.
генерал-полковник авиации, командующий войсками ракетно-космической обороны в 1986-1991 гг.
Опубликовано 1 января в выпуске № 1 от 2004 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?