Стратегия

Документ есть проблемы остались

Командующим объединенной группировкой ВВС и ПВО на стратегическом направлении, скорее всего, станет приверженец идеологии ударной авиации.Управление войсками и силами ПВО во фронтовых операциях требует дальнейшего совершенствования

Выход в свет Временного руководства по организации управления авиацией и войсками (силами) противовоздушной обороны на стратегическом направлении подвел итог исследований и поисков в этой области. Его основная задача - обеспечение единства управления соединениями и частями ВВС, войск войсковой ПВО в границах ответственности военного округа (фронта) в мирное и военное время. При этом указываются состав и задачи нового органа управления - объединенного командования авиации и ПВО и объединенного командного пункта, запасного объединенного командного пункта (ОКП, ЗОКП), порядок планирования применения авиации и войск ПВО в операции на СН.

НЕСМОТРЯ на всю прогрессивность нового руководящего документа, нельзя не отметить, что его положения все же не в полной мере обеспечивают решение назревших проблем организации управления, в т.ч. основной из них - обеспечение единства противовоздушной обороны.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ПЛАНИРОВАНИЯ ПВО

В соответствии с Временным руководством командующий армией ВВС и ПВО (в военное время - заместитель командующего войсками фронта по ВВС и ПВО) отвечает за разработку Плана боевого применения авиации и войск (сил) противовоздушной обороны на стратегическом направлении. Причем "планирование применения авиации и войск (сил) ПВО на стратегическом направлении осуществляется на основании оперативных директив Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Генерального штаба, а также задач, поставленных командующим войсками военного округа заблаговременно - в мирное время".

В соответствии с прежней практикой планирования противовоздушной обороны и применения авиации во фронтовых операциях разрабатывались следующие основные документы: План противовоздушной обороны фронта, План боевых действий армии ВВС и ПВО, а также План боевого применения армейской авиации фронта. Теперь же будет отрабатываться - План боевого применения авиации и войск (сил) ПВО на СН с соответствующими приложениями и в том числе планы боевого применения войск ПВО фронта, армейской авиации фронта. К слову говоря, передача последней в состав ВВС может привести к возникновению управленческих проблем не меньшей значимости и сложности, чем в случае с планированием ПВО в операциях.

Одним из достижений в теории и практике противовоздушной обороны является создание единой системы противовоздушной обороны во фронтовых операциях и операциях на СН. Однако поскольку во Временном руководстве не указано содержание Плана боевого применения авиации и войск (сил) ПВО на СН, то возникают опасения, что системное содержание противовоздушной обороны в операции будет выхолощено. По-видимому, если следовать духу Временного руководства, более целесообразен был бы другой планирующий документ - План противовоздушной обороны и боевого применения авиации фронта с приложением необходимых планирующих документов. Характерно, что в операциях армии, армейского корпуса ни управление войсками ПВО и армейской авиации, ни порядок планирования их применения не изменились. То есть, в общевойсковых армиях и армейских корпусах разрабатываются планы ПВО, чего не предполагается делать во фронтовом звене.

Как показал опыт разработки Плана противовоздушной обороны и применения авиации фронта на командно-штабной военной игре в Военной академии Генштаба, его содержание весьма непросто изложить в одном ключе, чего требует объединяющее наименование этого документа. В сущности, в нем необходимо спланировать выполнение двух групп практически несовместных, существенно отличающихся задач: противовоздушной обороны, предполагающей действия войск фронта и, в первую очередь войск ПВО фронта, соединений ПВО армии ВВС и ПВО, сил ПВО флота по отражению ударов воздушного противника и защите от них войск и объектов, и огневого поражения противника силами ударной авиации армии ВВС и ПВО и армейской авиации фронта. Практически в этот план почти в неизменном виде должны войти разделы прежних планов противовоздушной обороны фронта, боевых действий армии ВВС и ПВО, боевого применения армейской авиации.

Для управления войсками (силами) ПВО и ударной авиации требуются существенно отличающаяся разведывательная информация и системы управления, а также разные способы боевых действий. Быть может, было бы целесообразно при совместном планировании применения ударной авиации и войск (сил) ПВО использовать опыт планирования противовоздушной операции на ТВД, на наш взгляд, вполне уместный в первой оборонительной операции фронта. По опыту исследований и оперативной подготовки в ВА ГШ ВС РФ, во фронтовой оборонительной операции может быть подготовлена и проведена воздушная операция на СН, где согласуются действия ВВС, войск ПВО, РВ и А, армейской авиации, сил и средств разведки и РЭБ.

Положения Временного руководства входят в противоречие со сложившейся практикой планирования фронтовой операции. Здесь важно подчеркнуть, что если противовоздушная оборона в операции - ее важнейшая составная часть и планирование ПВО осуществляется на основе решения командующего войсками фронта и оперативной директивы (боевого распоряжения) по ПВО и ВВС ГШ ВС РФ, то применение армии ВВС и ПВО планируется на основе оперативной директивы фронта и боевого распоряжения по ПВО.

То есть в настоящее время осуществляется попытка объединить в одном плане вещи, стоящие на разных иерархических уровнях системы планирования операции. Это ставит под сомнение целесообразность разработки как Плана боевого применения авиации и войск (сил) ПВО на СН, так и гипотетического Плана ПВО и применения авиации во фронтовой операции.

Вообще говоря, анализ существа боевого применения объединенной группировки авиации и войск (сил) ПВО, порядка его планирования (о чем в большей степени и идет речь в данной статье) и, что весьма существенно, подготовки кадров для руководства такой группировкой показывает, что новое образование внесло немалое количество проблем. Командующим объединенной группировкой может стать либо (подчеркиваем - либо) приверженец идеологии ударной авиации, либо выходец из структур войск противовоздушной обороны. В любом случае конкретный человек не может профессионально знать основы применения чуждого ему рода войск. Более того, ни один из них, являясь представителем ВВС, не знает принципов оперативного и боевого применения войск войсковой ПВО. В связи с привычной невозможностью в наших Вооруженных Силах пересмотра организационных решений становится целесообразным в деле подготовки руководящих кадров создать некую систему обучения или переподготовки офицерского состава для исполнения обязанностей в органе управления объединенной группировки авиации и ПВО на СН.

С точки зрения управления войсками (силами), действующими в воздухе, несомненна целесообразность обеспечения единства понимания задач и порядка их выполнения в пространстве и времени. Этого можно достичь за счет четкой организации взаимодействия или единого планирования применения сил авиации и войск ПВО. В виду уже показанной необоснованности разработки Плана боевого применения авиации и войск (сил) ПВО на СН, имеет смысл обратить внимание на План отражения массированного ракетно-авиационного удара (МАРУ) противника и План массированного огневого удара (МОУ), как на документы, содержащие всю необходимую информацию для управления войсками (силами) ПВО и авиацией и хорошо сопрягаемые с остальными документами Плана операции (том числе с Планом воздушной операции фронта на СН). Кроме того, эти документы более адаптивны к оперативной обстановке и являются обязательным атрибутом на КП фронта и его составной части - ОКП авиации и ПВО фронта.

Подытоживая, можно утверждать, что основной функцией заместителя командующего войсками фронта по авиации и ПВО в части планирования может быть координация разработки Плана ПВО фронта, Плана боевых действий армии ВВС и ПВО, Плана боевого применения армейской авиации фронта. Важнейшей задачей этого должностного лица должна стать детальная проработка планов отражения МАРУ и нанесения МОУ фронта, а также их глубокое согласование. С этой целью возможна детализация действий авиации и войск (сил) ПВО в разного рода плановых таблицах, графиках боевого управления и т.п.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗНОВИДОВЫМИ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ)

Не вызывает сомнения полезность централизации управления войск и сил, ведущих борьбу с воздушным противником в воздухе и на земле, что обусловлено созданием объединенного командования авиацией и ПВО с объединенным командным и запасным командными пунктами (ОКП и ЗОКП) объединенной группировки авиации и ПВО. Это призвано обеспечить более высокую степень реализации оперативных и боевых возможностей соединений армии ВВС и ПВО, войск ПВО фронта, сил ПВО флота (флотилии), соединений и частей армейской авиации, их более тесное взаимодействие между собой, соединениями других родов войск фронта.

Образование нового органа управления не повлекло за собой организационных изменений в управлении фронта и военного округа. Войска ПВО и армейская авиация военного округа (фронта), а также армия ВВС и ПВО сохраняют свою структуру и боевой состав, а также прежний порядок управления в мирное и в военное время.

Структурная схема управления ВВС и ПВО на стратегическом направлении
Структурная схема управления ВВС и ПВО на стратегическом направлении

В сформированной таким образом системе управление в части решения задач противовоздушной обороны организуется не по функциональному признаку, а в соответствии с организационной принадлежностью того или иного формирования войск ПВО. То есть, войсками ПВО фронта управляет начальник войск ПВО фронта с одной части ОКП авиации и ПВО через свой КП ПВО фронта, а частями ИА, ЗРВ, РТВ и РЭБ-С объединения ВВС и ПВО - практически сам командующий армией ВВС - заместитель командующего войсками фронта по авиации и ПВО с другой части ОКП авиации и ПВО.

Строго говоря, организованное таким образом управление не отвечает принципу единства управления ПВО. Эта ситуация обусловлена, главным образом, информационной несовместимостью АСУ войсками и оружием, которыми располагают соединения ПВО из состава ВВС и войска ПВО фронта (округа). С другой стороны, такая самостоятельность в управлении войсками ПВО фронта и войсками ПВО из состава армии ВВС и ПВО имеет и положительные стороны. В том же Временном руководстве предусмотрено, что в случае выхода фронта за пределы территории РФ, армия ВВС и ПВО лишь обеспечивает боевые действия войск фронта, основными своими силами оставаясь в границах ответственности зоны ПВО.

Таким образом, основу объединенной группировки авиации и ПВО фронта составят войска ПВО со средствами усиления от армии ВВС и ПВО ("часть сил ИА, а в отдельных случаях - и часть сил ЗРВ, РТВ и воинских частей (подразделений) РЭБ армии ВВС и ПВО"). Очевидно, что в этом случае основную роль в решении задач противовоздушной обороны будут играть войска ПВО фронта, управляемые начальником войск ПВО. Обладая самостоятельной системой управления, начальник войск ПВО будет в состоянии руководить войсками ПВО в операции. Тогда, может быть, целесообразно для управления их совместными действиями с ИА, частями ЗРВ, РТВ и РЭБ привлечь на КП ПВО фронта оперативную группу от армии ВВС и ПВО, которая в этих условиях обеспечивает боевые действия фронта. Но в этом случае отпадает необходимость в должности заместителя командующего войсками фронта по авиации и ПВО. И это представляется тем более справедливым, если учесть, что войска фронта будут действовать за пределами РФ:
либо в составе коалиционной группировки в одном из регионов коллективной безопасности (тогда у командующего региональной группировкой будет заместитель по авиации и ПВО, как правило, - командующий армией ВВС и ПВО);
либо, что гораздо менее вероятно, - при проведении наступательной (контрнаступательной) операции после успешного отражения (срыва) воздушной наступательной операции и проведения своей воздушной операции в целях завоевания господства в воздухе.

В последнем случае, вероятнее всего, в границах СН будет действовать не менее двух фронтов, что усугубляет ситуацию.

Для создания условий достижения единства ПВО в операциях необходимо разработать и внедрить соответствующую техническую основу - АСУ войсками и оружием авиации и ПВО оперативно-стратегического масштаба, включающую в себя унифицированные пункты боевого управления со средствами связи и КСА, обеспечивающие автоматизированное управление разновидовыми зенитными ракетными и радиотехническими соединениями и частями, частями истребительной и ударной авиации, РЭБ в мирное (военное) время с защищенных и полевых КП армии ВВС и ПВО, а также с "особого элемента" КП фронта - ОКП авиации и ПВО. Это, в свою очередь, облегчит решение задач формирования органов управления войсками и силами противовоздушной обороны как зоны ПВО, так и фронта (военного округа военного времени).

В настоящее время главным направлением развития ВВТ противовоздушной обороны следует считать наряду с созданием нового поколения вооружения, способного выполнить более широкий круг задач, организацию комплексного использования и интеграции существующих средств и систем армии ВВС и ПВО, войск ПВО военного округа (фронта), сил ПВО флота с целью использования их совокупного боевого потенциала в интересах как защиты объектов экономики и инфраструктуры региона страны от ударов СВН противника, так и прикрытия группировок своих войск.

При создании АСУ войсками и оружием авиации и ПВО необходимо учесть ряд особенностей, влияющих на структуру объединенной системы управления. Они вытекают из анализа существующих систем управления ПВО. Автоматизированная подсистема управления района ПВО (зоны ПВО, не имеющая в своем составе районов ПВО) во многом подобна системе управления оружием противовоздушной обороны.

Передача армейской авиации в ВВС на  практике может обернуться сложными управленческими проблемами.К такой подсистеме управления можно отнести зоны ПВО на основе 5-й А ВВС и ПВО, развернутой в границах Приволжского-Уральского военного округа, и 4-й А ВВС и ПВО, развернутой в границах Северо-Кавказского военного округа, а также автоматизированные системы управления зенитных ракетных бригад С-300В и "Бук", где КП оснащены АСУ "Поляна-Д4М". Зенитные ракетные полки корпуса ПВО и отдельные зенитные ракетные дивизионы (озрдн) из состава зенитных ракетных бригад войсковой ПВО представляют собой собственно ЗРС (ЗРК), в которых управление многоканальными по цели и ракете зенитными ракетными батареями осуществляется специализированными АСУО. Это позволяет зрп и озрдн действовать автономно. Управление оружием в корпусе ПВО структурно реализуется через специализированные АСУ типа "Байкал" ("Байкал-1М"), "Бастион-З", "Рубеж-1М" или непосредственно. Управление войсками в армии ВВС и ПВО (зоне ПВО) в различных регионах осуществляется через АСУ типа "Протон", "Бастион-З", "Алмаз-2".

Управление войсками ПВО фронта осуществляется с КП ПВО через КП ПВО армий (армейских корпусов), КП фзрбр, оснащенные АСУ типа "Поляна-Д4М1". Управление войсками ПВО армий (армейских корпусов) осуществляется с КП ПВО через КП азрбр, оснащенные АСУ "Поляна-Д4М1", и пункты управления ПВО общевойсковых соединений, откуда, в свою очередь, осуществляется управление боевыми действиями штатных частей и подразделений ПВО. Таким образом, управление оружием в войсках ПВО фронта реализуется в звене: зенитный ракетный полк - батарея, зрбр - отдельный зенитный ракетный дивизион.

Формально система управления войсками ПВО фронта включает: 5 уровней управления - от КП ПВО до зрбатр зенитного ракетного полка мсд (тд); 4 уровня управления - от КП ПВО до зрбатр фронтовой зенитной ракетной бригады; 6 уровней управления от КП ПВО до зрбатр зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. Управление средствами радиолокационной разведки по обнаружению и сопровождению воздушных целей в условиях интенсивного радиоэлектронного подавления (в том числе непосредственное определение местоположения постановщиков помех триангуляционным способом) осуществляется как через КСА КП радиотехнических бригад ВВС "Нива", "Фундамент-3", так и через КСА КП радиотехнических батальонов в режиме живучести "Основа-1", "Межа-М", "Фундамент-2". Управление средствами радиолокационной разведки войсковой ПВО осуществляется через КСА КП радиотехнических бригад или перспективный КСА, а также через КСА КП радиотехнических батальонов в режиме живучести "Пори-П1" ("Пори-П1М", "Пори-П3") или перспективный КСА.

Следовательно, в настоящее время на вооружении в ВВС и в войсковой ПВО состоят разные и, как уже подчеркивалось, информационно несопрягаемые АСУ войсками и АСУ оружием. В рамках опытно-конструкторских работ сейчас создаются ЕАСУ войсками, разведкой и оружием войсковой ПВО в оперативно-стратегическом, оперативном и тактическом звеньях управления. Аналогичные работы ведутся в ВВС. Отсюда совершенно очевидна необходимость не только координации, но и объединения научных и опытно-конструкторских работ по созданию перспективной АСУ войсками и оружием ВВС и ПВО для объединенной группировки авиации и ПВО на СН.

ЗА КЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

На первый взгляд, степень решения этой частной проблемы не вызывает опасений. В самом деле, в мирное время общую ответственность за противовоздушную оборону войск и объектов на территории военного округа (стратегическом направлении) несет командующий войсками ВО, который, став командующим войсками фронта, а фактически - командующим войсками на СН, продолжает нести ответственность за противовоздушную оборону войск и объектов в угрожаемый период и в военное время. Лицом, непосредственно отвечающим в мирное и в военное время за противовоздушную оборону войск и объектов на территории военного округа (стратегическом направлении) является командующий армией ВВС и ПВО, который, с образованием фронта получает ранг заместителя командующего войсками фронта по авиации и ПВО.

Само по себе назначение одного должностного лица, непосредственно отвечающего за противовоздушную оборону войск и объектов на территории военного округа (стратегическом направлении) полезно, однако это недостаточно подкреплено организационными мерами. К сожалению, командующий армией ВВС и ПВО приступает к руководству объединенным командованием авиации и ПВО на стратегическом направлении лишь с образованием фронта, получив с этого момента ранг заместителя командующего войсками фронта, а должность заместителя командующего войсками военного округа по авиации и ПВО так и не введена. Это, в известной степени, затруднит переход системы управления войсками (силами) ПВО и авиацией с мирного на военное время. Более того, заместитель командующего войсками фронта не имеет штатного органа управления. Объединенное командование (его структура, указанная во Временном руководстве, представлена на рис.) создается лишь с момента образования фронта. Даже если учесть, что "слаживание оперативного состава объединенного командования осуществляется заблаговременно в мирное время в ходе проводимых мероприятий оперативной и боевой подготовки", это означает все же временный, непостоянный характер данного органа управления.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что попытки организации управления войсками с пунктов управления, вновь созданными с началом военных действий, ведут к потере управления, что в свою очередь приводит к срыву выполнения оперативных и боевых задач. В связи с этим целесообразно было бы ввести штатную должность заместителя командующего войсками военного округа по авиации и ПВО со своим аппаратом, например за счет численности управлений войск ПВО, армейской авиации военного округа и управления армии ВВС и ПВО.

Тогда командующий армией ВВС и ПВО будет продолжать выполнять свои задачи по предназначению в соответствии с директивными указаниями ГК ВВС, командующего войсками военного округа (фронта). Лицом, непосредственно отвечающим как в мирное, так и в военное время за противовоздушную оборону войск и объектов в границах СН будет штатный заместитель командующего войсками военного округа (фронта) по авиации и ПВО.

Объединение сил разных ведомств при разработке вооружений, особенно в части автоматизированных систем управления, создаст объективные предпосылки к действительному объединению усилий разновидовых войск (сил) ПВО и авиации в интересах эффективного решения задач противоборства в воздушном пространстве в операциях фронта. Многообразие условий подготовки и ведения военных действий на различных стратегических направлениях обусловливает отказ от однообразного подхода в организации управления разновидовыми войсками и силами ПВО. Структура и состав систем управления войсками и оружием, программное обеспечение КСА пунктов управления должны отвечать задачам управления, содержание которых уточнено применительно к особенностям текущей и прогнозируемой оперативной обстановки в регионе.

Проведенный анализ проблем управления войсками (силами) ПВО показал, что изданием нового Временного руководства их решить не удается. Данный документ неполно учитывает потребности общевойсковых операций и в целом не позволяет добиться единства не только в вопросах применения сил авиации и ПВО, но и разновидовых соединений и частей противовоздушной обороны.

Объективная потребность интеграции разнородных войск (сил) ПВО осознается в Вооруженных силах, как актуальная и сложная проблема, нуждающаяся в глубоких исследованиях ее оперативных и технических аспектов. Не менее важной научно-практической проблемой является организация совместных действий ударной авиации и войск (сил) ПВО, обеспечивающая максимальную реализацию их оперативных и боевых возможностей. Решение указанных проблем положит основу создания боевых систем оперативно-стратегического масштаба, уровень организации которых позволит успешно противостоять возможному нападению агрессора.

Александр ВОЛКОВ
генерал-майор, доцент, заместитель начальника кафедры ВВС Военной академии Генерального штаба ВС РФ
Самбу ЦЫРЕНДОРЖИЕВ
генерал-майор, кандидат военных наук, доцент

Опубликовано 1 января в выпуске № 3 от 2004 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?