Оружие

Нужны срочные коррективы

Объединенная группировка авиации и ПВО - проблемы управления

Реформирование военной организации России, проводившееся на протяжении последних 10 с лишним лет, было направлено в первую очередь на минимизацию расходов государства на нужды обороны и безопасности, оптимизацию структур управления войсками (силами) на всех уровнях министерств и ведомств, имеющих в своем подчинении вооруженные формирования. Значительные перемены произошли и в военной авиации, и в ПВО.
Структура  подчиненности  авиации  и  войск (сил) ПВО России

ПРИВЕДЕННАЯ схема показывает структуру подчиненности авиации и войск (сил) ПВО России. На первый взгляд, все в ней вполне логично. Тем не менее непонятно, по каким таким причинам авиация (армейская авиация, АА) выведена из состава основного вида ВС РФ (Сухопутные войска) и оставлена в Космических, Воздушно-десантных войсках, в Ракетных войсках стратегического назначения? Более того - в РВСН (ВДВ) отдельные вертолетные (самолетные) эскадрильи входят в состав каждой дивизии, и вместе с тем АА - одно из основных средств повышения мобильности и огневой поддержки мотострелковых и бронетанковых подразделений и частей на поле боя - передана ВВС. О том, каков результат данного шага, пойдет речь ниже.

ВСЕ КАК НАДО?

Учитывая сокращение боевого состава Вооруженных Сил, вполне обоснованным можно считать появление временного руководства по организации управления авиацией и войсками (силами) противовоздушной обороны. Безусловно, жизненно важно, чтобы оно было сконцентрировано в одних руках, поскольку этого требовали и обстоятельства, и время. Особенно после известных трагических событий 11 сентября 2001 г. в США.

Однако нельзя не обратить внимание и на критические замечания, высказанные генерал-майорами А.Д. Волковым и С.Р. Цырендоржиевым в статье "Документ есть, проблемы остались" ("ВКО" № 3, 2004). В связи с этим хотелось бы высказать еще кое-какие соображения.

Штурмовик - мощное средство поддержки Сухопутных войск. Но только при грамотном его использовании.

Согласно разработанным в мирное время планам для решения задач по отражению воздушного нападения и нанесению поражения наземному противнику на стратегическом направлении формируется объединенная группировка (ОГ) авиации и войск (сил) ПВО. Чтобы достигнуть максимальной эффективности применения ОГ и обеспечить централизацию руководства ею, на базе управления армии ВВС создается объединенное командование авиации и войск ПВО. Это - орган оперативного управления ОГ, которому предоставлены функции планирования их применения. Его возглавляет командующий - заместитель командующего войсками оперативно-стратегического объединения (ОСО) по авиации и ПВО.

Руководство войсками и силами, входящими в ОГ, осуществляется с объединенного командного пункта (ОКП) авиации и противовоздушной обороны через командные пункты корпусов и дивизий ПВО, авиационных дивизий, совмещенные командные пункты ПВО и авиации (СКП) общевойсковых объединений, командный пункт ПВО флота.

Оперативное, устойчивое, непрерывное и скрытное управление войсками (силами) при повседневной деятельности и несении боевого дежурства по противовоздушной обороне, в ходе перевода войск (сил) в высшие степени боевой готовности, при отражении внезапного нападения воздушного противника, а также подготовке и ведении боевых действий ударной компоненты ОГ. Вот что должны обеспечить органы управления авиацией и войсками ПВО, имея для этого необходимый состав и соответствующие возможности.

Командующий войсками ОСО через своего заместителя по авиации и ПВО осуществляет общее руководство действиями их объединенной группировки.

Заместитель командующего войсками оперативно-стратегического объединения по авиации и противовоздушной обороне управляет подчиненными ему войсками и силами с ОКП. Он организационно входит в состав КП ОСО и развертывается совместно с ним на средствах подвижного пункта управления (ПУ) объединения BBС и ПВО.

Руководство действиями авиации ОГ при выполнении задач в интересах войск ОСО в полосе ответственности общевойскового объединения осуществляется с его СКП.

На КП зенитных ракетных соединений (частей) ПВО развертываются пункты наведения и целеуказания (ПНЦ), а в полосе общевойсковых соединений первого эшелона - группы боевого управления (ГБУ), из состава которых в боевые порядки передовых подразделений выделяются авианаводчики.

Вроде бы построение строгое, стройное, взаимосвязанное. Но: Исследования, проведенные в ходе недавних КШУ, показывают, что ни система управления ВВС, ни система управления войсковой ПВО (с учетом объединения) не в состоянии обеспечить в полном объеме централизованное руководство действиями разновидовой группировкой авиации и войск ПВО в интересах операций общевойсковых объединений, поддержки и прикрытия частей и соединений СВ.

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ...

В недавнем прошлом основные трудности при организации комплексного применения разновидовых группировок авиации и ПВО возникали из-за несогласованного проектирования систем связи и АСУ ВВС и войсковой ПВО. Затем этот недостаток был устранен.

Однако в 1998 г. в большинстве общевойсковых объединений происходит ликвидация командных пунктов авиации и соответственно рот связи, обеспечивающих их функционирование. В 2003 г. упраздняются управления авиации военных округов и отделы авиации общевойсковых объединений. В результате теперь в процессе операции штабу ОСО, объединенному командованию авиации и ПВО требуется принять решение, спланировать боевые действия ОГ и управлять ими. При этом объединенная группировка может насчитывать около 20 авиационных полков, а также порядка четырех бригад, 10 полков и 40 дивизионов ЗРВ.

Но если вопросы планирования и управления войсками (силами) противовоздушной обороны решаются нормально (так как органы управления ПВО представлены в штатах всех общевойсковых частей, соединений и объединений), то с применением авиации при выполнении ею задач в интересах Сухопутных войск возникли проблемы.

Так, создаваемому в угрожаемый период объединенному командованию авиацией и ПВО ОСО за одну операцию потребуется спланировать более чем 150 полковылетов бомбардировочной авиации, 200 полковылетов истребительной авиации, 200 полковылетов штурмовой авиации и 280 полковылетов армейской авиации.

В связи с тем, что полки армейской авиации напрямую подчинены командующему объединением ВВС, ему же (при отсутствии отделов авиации общевойсковых объединений) придется планировать летный ресурс и ставить задачи (как требуют руководящие документы, ежесуточно) отдельным авиационным частям (полкам и эскадрильям), действующим в интересах общевойсковых объединений (корпусов), соединений и частей первого эшелона.

В сухопутных войсках стран НАТО имеется 2470 боевых вертолетов, а в каждом армейском корпусе США их до 800, в том числе до 350 ударных (в каждой американской дивизии - 100-150 вертолетов).

Это приведет к перегрузке системы связи ОСО потоком постоянно поступающих от общевойсковых соединений (объединений) заявок, а объединенного командования авиации и ПВО - нарастающим и превышающим его возможности объемом информации для принятия решения.

Кроме того, командующий объединением ВВС и ПВО согласно своим должностным обязанностям должен участвовать и в работе командующего войсками ОСО по подготовке операции (давать предложения по применению ОГ, ставить задачи войскам, планировать их применение), и - как командующий армией ВВС - вырабатывать решение на применение соединений (отдельных частей) ВВС и ПВО, ставить им задачи, планировать боевые действия объединения, а эти обязанности трудносовместимы.

Ныне главкомат Военно-воздушных сил предлагает:
- для участия в выработке предложений и планирования применения приданной и поддерживающей авиации в ходе операций общевойсковых армий (корпусов) выделять им оперативные группы объединения ВВС и ПВО (по 2-3 офицера в каждой);
- для обеспечения функционирования СКП общевойсковых объединений и непосредственного управления авиацией выделять штатные ПБУ из состава ЦБУ армии ВВС и ПВО (4-6 ГБУ и 2-6 ПНЦ каждому объединению).

Однако, анализируя состояние средств связи и АСУ, численный и штатный состав управления и штаба объединения ВВС и ПВО (отдел армейской авиации - 5 человек, один ЦБУ), можно заранее сказать, что им без реального параллельного развертывания КП и ЗКП не удастся в полном объеме справиться с управлением авиацией даже на учении с военным округом и одной общевойсковой армией.

При угрозе широкомасштабных боевых действий и формировании оперативно-стратегического объединения в составе двух-трех общевойсковых армий, развертывании управления ВО на военное время потребуется создать:
- ЦБУ авиации ОСО;
- отделы авиации и ПВО военного округа на военное время;
- два-три СКП ПВО и авиации общевойсковых объединений.

При одновременном выходе оперативного состава развернутых ПУ на соответствующие командные и запасные командные пункты централизованное управление авиацией в полосе действий общевойсковых объединений может быть серьезно затруднено (скорее потеряно) даже без воздействия противника.

Еще хуже будут обстоять дела с управлением авиацией в случае выхода ОСО за пределы России (при этом для организации объектовой противовоздушной обороны от объединения ВВС и ПВО выделяется часть сил истребительной авиации, зенитных ракетных, радиотехнических войск и частей РЭБ). Как в этом случае удастся командовать "разделенным" на две части объединением ВВС - непонятно.

Управление авиацией может быть затруднено не только потому, что у объединения ВВС и ПВО не хватит штатного оперативного состава, средств связи и АСУ. Просто выделенные люди в силу своих должностных полномочий и практического опыта (находясь в штатах объединения ВВС и не зная специфики СВ) будут не готовы планировать применение и управлять приданной общевойсковым объединениям (поддерживающей) авиацией, а также давать обоснованные предложения командующим на ее применение.

Большое удивление вызывают попытки провести разграничение между штурмовой и армейской авиацией как оперативное и тактическое средства соответственно. Это связано с тем, что боевой радиус вертолетов 100-200 км, штурмовиков - 200-300 км, а бомбовая нагрузка последних на 1500 кг больше, чем у винтокрылых машин. Такой подход следовало бы назвать "инженерно-авиационным", но абсолютно не военным, а тем более не научным.

Безусловно, если создать в общевойсковых объединениях соответствующие группировки армейской авиации (дивизии, бригады) или применять существующую АА централизованно решением командующих общевойсковы объединения или их заместителей по авиации и ПВО для участия в решении оперативных задач, то и средство (вертолеты, самолеты) оперативное.

Если же продолжать сокращение АА, то она вообще не сможет оказывать никакого влияния на исход операции (боя). Хотя только в Европе, в сухопутных войсках стран НАТО имеется 2470 боевых вертолетов, а в каждом армейском корпусе США их до 800, в том числе до 350 ударных (в каждой американской дивизии - 100-150 вертолетов).

Но даже и сейчас, в том сложном состоянии, в котором находится АА, она принимает непосредственное участие в решении любой из оперативных задач ОСО (общевойскового объединения).

Еще одна сложность в руководстве действиями авиации и войск (сил) ПВО на СН возникает из-за различия в принципах построения системы управления. Если в оперативно-стратегических объединениях формируются вышеупомянутые ОГ с соответствующими объединенными командными пунктами, то в подчиненных общевойсковых армиях группировки приданной авиации и группировки войск ПВО создаются раздельно, а руководство ими осуществляется с СКП. Такая структура просто не позволяет реализовать основной принцип управления - принцип централизации.

Вдобавок, сама по себе высокая динамика современного вооруженного противоборства в воздушной сфере практически не допускает командование в одной зоне боевых действий с различных пунктов управления равного уровня.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Чтобы решить эту проблему, целесообразно привести к однообразию систему управления авиацией и ПВО на всех уровнях, сократить до минимума разницу в их штатах и организационной структуре, предусмотренных для мирного и военного времени. Необходимо:
- включить (вернуть) армейскую и штурмовую авиацию в состав Сухопутных войск и создать уже в мирное время в СВ систему объединенного управления авиацией и войсками ПВО; - ввести должности заместителя по авиации и ПВО при главнокомандующем Сухопутными войсками, командующем войсками военного округа, командующем общевойсковым объединением;
- не совмещать в обязанностях одного должностного лица одновременно функции командующего объединений ВВС и ПВО и заместителя командующего войсками ОСО по авиации и ПВО;
- воссоздать управления авиации военных округов и отделы авиации общевойсковых объединений, они с самого начала военных действий смогут взять на себя вопросы планирования и управления боевыми действиями приданной (поддерживающей) авиации;
- увеличить штатное количество личного состава, средств связи и АСУ, в управлениях и штабах объединений ВВС;
- назначение должностных лиц органов управлений авиацией и войсками (силами) ПВО всех уровней в СВ осуществлять исходя из принципа - если начальник специалист ПВО, то начальник штаба специалист авиации, и наоборот (по аналогии с ВВС).

Предлагаемая структура органов управления авиацией и войсками (силами) ПВО Сухопутных войск будет иметь следующие преимущества:

1. Армейская авиация находится в составе Сухопутных войск, что позволяет осуществлять ее планомерное развитие, боевую подготовку совместно и в интересах СВ; обеспечивать эффективное взаимодействие с частями СВ; сократить время постановки задачи и вылета при организации непосредственной авиационной поддержки.

2. По самым скромным оценкам, отделы авиации объединений возьмут на себя нагрузку по планированию и непосредственному управлению значительной части боевых вылетов (около 240 полковылетов армейской авиации и 150 полковылетов штурмовой авиации). Это существенно (более чем на 35%) уменьшит нагрузку на ОКП и повысит эффективность применения авиации в интересах операций общевойсковых объединений, боевых действий соединений и частей первого эшелона.

3. Система управления авиацией и ПВО СВ будет носить объединенный характер как в ВВС и объединенных группировках войск (сил) ВМФ, что позволит в особый период сократить до минимума сроки слаживания ОКП авиации и ПВО ОСО и СКП общевойскового объединения.

4. Руководящий состав объединенных органов управления авиации и ПВО СВ (летчики армейской авиации и специалисты ПВО) в процессе служебного роста смогут проходить последовательно все должностные ступени: от заместителя командира дивизии по авиации и ПВО до заместителя ГК СВ по авиации и ПВО, накапливая опыт руководства объединенными группировками на всех уровнях - от оперативно-тактического до стратегического.

5. Командный состав соединений и объединений СВ, начиная уже с должности командира (НШ) мсд и тд, в период плановой боевой подготовки будет реально учиться принимать решения на применение ОГ авиации и войск ПВО, действующей в его интересах, ставить ей задачи и управлять в ходе боя.

6. Имея объединенную систему управления авиацией и войсками ПВО в СВ, возможно уже в мирное время активное использование АСУ в единой информационной среде разведки и поражения: СВ (авиация и ПВО); ВВС (авиация и ПВО); ВМФ (авиация и ПВО).

Константин ШИПАЧЁВ
старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВВС Военной академии
Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, полковник.

Опубликовано 1 января в выпуске № 6 от 2004 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?