Оперативное искусство

Параллельными курсами

Теория и практика планирования ПВО в общевойсковых операциях идут не в ногу

Прошло уже несколько лет с момента создания объединенных группировок авиации и войск ПВО на стратегических направлениях. Однако далеко не все вопросы их функционирования до конца продуманы и прописаны в руководящих документах. "ВКО" представляет вниманию читателей один из взглядов на эту проблему.

Так называемое ''физическое разрушение'' воздушного объекта - конечная цель планирования и организации противовоздушной обороны. Фото Георгия ДАНИЛОВА

Планирование противовоздушной обороны есть важнейшая составная часть организации противовоздушной обороны в операциях общевойсковых оперативно-стратегических объединений, существенным образом влияющая на ход и исход борьбы за господство в воздухе и, как следствие, на результаты самих операций.

Для того, чтобы понять сущность и содержание планирования противовоздушной обороны в операциях общевойсковых оперативно-стратегических объединений в современных условиях, необходимо обратиться к современной трактовке понятий "планирование" и "противовоздушная оборона войск".

РАЗРЕШИТЕ УТОЧНИТЬ

До недавнего времени под "противовоздушной обороной войск" понимались комплекс мероприятий и боевые действия войск по отражению нападения воздушного противника, прикрытию группировок войск и объектов тыла от ударов с воздуха. В другом источнике под "противовоздушной обороной войск в общевойсковой операции" понимались боевые действия войск ПВО и истребительной авиации по нанесению воздушному противнику поражения и отражению его ударов по прикрываемым войскам и объектам, а также комплекс мероприятий, проводимых всеми войсками (силами) с целью снижения эффективности ударов с воздуха.

В современных документах под "противовоздушной обороной войск" понимается комплекс организационных мероприятий и боевые действия по отражению нападения воздушного противника, прикрытию группировок своих войск и наиболее важных объектов тыла от ударов с воздуха.

Несмотря на некоторые отличия, во всех этих формулировках прослеживается общее. Под боевыми действиями войск по отражению ударов воздушного противника понимаются боевые действия войск ПВО и истребительной авиации по поражению средств воздушного нападения в воздухе. Только в последней редакции под боевыми действиями войск по отражению ударов воздушного противника понимаются "боевые действия зенитных ракетных, зенитных артиллерийских соединений, частей, подразделений и ВВС".

Так как ВВС в своем составе имеют как истребительную авиацию, так и ударную авиацию, то формулировка определения противовоздушной обороны подразумевает и боевые действия ударной авиации по поражению средств воздушного нападения и элементов их инфраструктуры в местах базирования. Это положение нашло свое подтверждение и в современных нормативных документах по подготовке и ведению военных действий.

В частности, в оперативной части плана противовоздушной обороны оперативно-стратегического объединения впервые стали показываться объекты поражения ударной авиации в интересах ПВО.

Но наносить поражение средствам воздушного нападения и элементам их инфраструктуры в местах базирования могут и другие средства. В частности, ракетные войска и артиллерия общевойсковых объединений, силы флота (флотилии) на приморском направлении. Следовательно, формулировка определения противовоздушной обороны должна подразумевать и боевые действия других ударных средств по поражению средств воздушного нападения и элементов их инфраструктуры в местах базирования.

Более того, необходимо отметить, что авторы определения "противовоздушной обороны войск" (Военный энциклопедический словарь. - М.: ОНИКС 21 век, 2002. - 1431 с.), не раскрывают, что они подразумевают под "комплексом организационных мероприятий".

Без пояснения и уточнения любой военный читатель этого энциклопедического словаря совершенно однозначно под "комплексом организационных мероприятий" понимает: принятие решения, постановку задач, планирование, организацию взаимодействия, управления и обеспечения, что является составной частью подготовки любых боевых действий и, в том числе, составной частью подготовки противовоздушной обороны. Следовательно, комплекс организационных мероприятий ни в коем случае не может являться составной частью противовоздушной обороны.

Как следствие, такая некорректная формулировка противовоздушной обороны имеет негативные последствия. К сожалению, некоторые авторы, не вникая в смысл написанного, тиражируют такое определение противовоздушной обороны войск в нормативных и учебных документах, искажая, таким образом, содержание процессов вооруженной борьбы и, в частности, противовоздушной обороны войск.

В борьбе с воздушным противником, кроме перечисленных средств (войск и сил противовоздушной обороны, ударной авиации, ракетных войск и артиллерии, сил флота), принимают участие силы и средства разведки, РЭБ, инженерные войска, соединения и части всех видов и родов войск, выполняющие мероприятия оперативной маскировки, мотострелковые и танковые подразделения, отражающие удары средств воздушного нападения огнем из стрелкового оружия и зенитных пулеметов.


Исходя из этого, в ряде исследований и учебных материалов традиционную систему ПВО оперативно-стратегического объединения предлагается дополнить рядом элементов, таких как система ударных средств (на основе привлекаемых к борьбе с СВН противника в местах базирования ударной авиации, ракетных войск и артиллерии, сил флота); система пассивного противодействия, включающая в себя системы РЭБ, мер оперативной маскировки и индивидуальной защиты объектов.

В таком случае структура системы ПВО оперативно-стратегического объединения (ОСО) может быть представлена в следующем виде (см. рис.).

ТЕОРИЯ

Из анализа современных взглядов на содержание борьбы со средствами воздушного нападения противника, предложенной структуры системы противовоздушной обороны, под "противовоздушной обороной в операции общевойскового объединения" следует понимать боевые действия войск (сил) по нанесению поражения средствам воздушного нападения противника и элементам их инфраструктуры в воздухе и в местах базирования и отражению его ударов по прикрываемым войскам и объектам, а также комплекс мероприятий, проводимых всеми войсками (силами) с целью снижения эффективности ударов средств воздушного нападения по войскам и объектам.

Исходя из такого определения противовоздушной обороны в операции общевойскового объединения, общими задачами противовоздушной обороны в такой операции будут следующие:

ведение разведки воздушного противника и оповещение о нем войск;

уничтожение огнем пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения противника в полете;

ведение борьбы с воздушными десантами и аэромобильными войсками в воздухе;

уничтожение средств воздушного нападения противника и элементов их инфраструктуры в местах базирования;

проведение комплекса мероприятий по снижению эффективности действий СВН противника при нанесении ими ударов по войскам и объектам.

Обратимся к исходному значению термина "планирование". Совершенно однозначно и не вызывает ни у кого сомнений, что всякое планирование заключается в детализации принятого решения.

Исходя из современной трактовки понятия "противовоздушной обороны войск", решение на противовоздушную оборону в операции общевойскового оперативно-стратегического объединения, то есть на боевое применение (применение) соединений и частей всех видов и родов войск Вооруженных Сил из состава общевойскового оперативно-стратегического объединения для борьбы с воздушным противником и снижения эффективности его действий может принять только одно должностное лицо - командующий войсками общевойскового оперативно-стратегического объединения.

Решение командующего войсками общевойскового оперативно-стратегического объединения по противовоздушной обороне, как и всякое решение, должно содержать следующие элементы: замысел противовоздушной обороны, задачи войскам, участвующим в борьбе с воздушным противником, основы взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.

В замысле противовоздушной обороны в операции общевойскового оперативно-стратегического объединения могут определяться: группировки войск и объекты, на сохранении боеспособности которых от ударов средств воздушного нападения противника сосредоточиваются основные усилия по этапам операции; формы и способы выполнения задач противовоздушной обороны по этапам операции, количество массированных огневых ударов и объектов поражения авиационно-ракетной группировки противника в операции, полосы прорыва ПВО противника; состав привлекаемых к борьбе с воздушным противником войск, их группировки и распределение по элементам оперативного построения войск оперативно-стратегического объединения; обеспечение скрытности при подготовке и выполнении задач противовоздушной обороны (по этапам операции).

Далее в решении на противовоздушную оборону командующий войсками общевойскового оперативно-стратегического объединения определяет задачи по борьбе с воздушным противником объединенной группировке авиации и войск (сил) ПВО, ракетным войскам и артиллерии, инженерным войскам, войскам РХБ защиты, соединениям и частям разведки, РЭБ и др.

В этой связи возникает закономерный вопрос, а кто (какое должностное лицо) должен доложить командующему войсками общевойсковым объединением обоснованные (подкрепленные расчетами) предложения по применению соединений и частей различных видов и родов войск в интересах борьбы с воздушным противником? Кто должен определить, какую часть ракетных войск и артиллерии, инженерных войск, войск РХБ защиты, соединений и частей разведки и др. привлечь для борьбы с воздушным противником? Ведь в соответствии с установленным порядком работы должностных лиц каждый начальник рода войск докладывает предложения по применению своих (замысел применения) подчиненных войск.

На самом деле, такое должностное лицо есть - это заместитель командующего войсками общевойскового объединения по авиации и противовоздушной обороне. Должность этого начальника подразумевает ответственность не только за авиацию и войска ПВО, но и за противовоздушную оборону общевойскового объединения в целом, к решению задач которой он обязан привлечь необходимое количество соединений и частей других видов и родов войск общевойскового объединения.

На основе принятого командующим войсками общевойскового оперативно-стратегического объединения решения на противовоздушную оборону в операции, заместитель командующего войсками фронта по авиации и ПВО, начальники родов войск и специальных войск принимают свои детальные решения на непосредственное применение подчиненных войск и сил в ходе выполнения задач противовоздушной обороны.

Таким образом, в соответствии с проведенными рассуждениями, план противовоздушной обороны в операции общевойскового оперативно-стратегического объединения есть детально разработанное решение по противовоздушной обороне командующего войсками этого объединения.

ПРАКТИКА

Как же обстоит дело с планированием противовоздушной обороны в операциях общевойсковых оперативно-стратегических объединений в действительности?

В соответствии с действующими нормативными документами в ходе планирования противовоздушной обороны разрабатывается план противовоздушной обороны, который является составной частью плана боевого применения объединенной группировки авиации и войск (сил) ПВО общевойскового оперативно-стратегического объединения.

План противовоздушной обороны, в соответствии с этими же документами, разрабатывается объединенным командованием авиации и войск (сил) ПВО. Разрабатываемый в соответствии с нормативными документами план противовоздушной обороны отражает применение только войск (сил) ПВО, ударной авиации в интересах противовоздушной обороны, группировку частей РЭБ и ее задачи, выполняемые в интересах противовоздушной обороны и по содержанию является на самом деле расширенным вариантом плана боевого применения войск (сил) ПВО.

По сути, такой план противовоздушной обороны является детализированным решением заместителя командующего войсками общевойскового оперативно-стратегического объединения, так как отражает применение только войск (сил) объединенной группировки авиации и ПВО в интересах борьбы с воздушным противником, что не соответствует содержанию понятий "противовоздушная оборона войск" и "планирование".

Самым большим недостатком такого плана противовоздушной обороны является то, что в таком виде план не сможет сконцентрировать и скоординировать усилия соединений и частей других родов войск и видов вооруженных сил на борьбу с воздушным противником, придать такой борьбе общевойсковой характер.

Что же делать? Ранее было установлено, что план противовоздушной обороны в операции общевойскового оперативно-стратегического объединения есть детально разработанное решение по противовоздушной обороне командующего войсками этого объединения.

Такой план должен отражать применение соединений и частей видов и родов войск Вооруженных Сил общевойскового объединения в интересах борьбы с воздушным противником. Следовательно, план противовоздушной обороны должен являться составной частью плана операции общевойскового оперативно-стратегического объединения, а не составной частью плана боевого применения объединенной группировки авиации и войск (сил) ПВО.

Разрабатываться такой план должен в штабе общевойскового объединения рабочим коллективом, включающим в себя представителей всех родов войск общевойскового объединения, под общим руководством начальника штаба общевойскового объединения и непосредственным руководством заместителя командующего войсками объединения по авиации и ПВО и подписываться этими двумя должностными лицами.

Однако на данном этапе теория и практика планирования противовоздушной обороны в операциях общевойсковых оперативно-стратегических объединений идут как бы параллельными курсами, не пересекаясь даже в обозримом будущем. Естественно, подобное положение дел не может считаться нормальным.

Владимир МАРИНИН
генерал-майор, профессор кафедры
оперативного искусства ВВС
Военной академии Генерального
штаба ВС РФ,

Виктор ТКАЧЕВ
полковник, старший преподаватель
кафедры ВВС Военной академии
Генерального штаба ВС РФ

Опубликовано 1 января в выпуске № 1 от 2006 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?