1 октября, 2007
Руководить авиацией должен авиатор
Попытка решить эту проблему путем придания командованиям военных округов функций оперативно-стратегических командований явно не удалась (см. С. Волков "Цена ошибок и заблуждений", ВКО № 5 от 2006 г.).
Отсутствие единоначалия в управлении объединениями и соединениями разных видов и родов войск Вооруженных Сил, соединениями и воинскими частями других войск, воинских формирований и органов, несовершенство и разобщённость систем управления, оперативного, тылового и технического обеспечения не позволяют в полной мере интегрировать их потенциалы и объединить в единый боевой организм для решения задач в сфере обороны государства.
При сокращении боевого состава группировок Вооруженных Сил, структура управления ими продолжает оставаться практически неизменной, административные задачи превалируют над оперативными, органы управления оперативно - стратегического и оперативного звена постепенно теряют навыки оперативной работы.
В качестве одного из путей выхода из создавшегося положения Генеральным штабом рассматривается переход от системы окружного руководства войсками (силами) к региональному руководству. Предполагается, что создание региональных командований повысит эффективность выполнения задач обеспечения военной безопасности Российской Федерации в мирное и военное время за счет объединения усилий разновидовых и разноведомственных сил и средств в регионах на основе централизованного управления ими.
В целях выработки единых подходов к созданию и функционированию региональных командований, уточнения теоретических положений, определения путей решения проблемных вопросов в соответствии с замыслом совершенствования структуры управления группировками войск (сил) спланирован полномасштабный эксперимент по переходу от системы окружного (фронтового) руководства войсками (силами) на стратегических направлениях к руководству региональными войсками (силами) региональным командованием.
Одной из наиболее сложных проблем, которые предстоит решить - это порядок планирования применения и управления авиацией и войсками (силами) ПВО на оперативно-стратегическом и стратегическом уровнях.
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
С выходом в свет "Временного руководства по организации управления авиацией и войсками (силами) ПВО на стратегическом направлении" этот вопрос был поднят на страницах "ВКО" (см. А. Волков, С. Цырендоржиев "Документ есть, проблемы остались", ВКО № 3 (16) от 2004 г.), сделана попытка анализа качества планирования различными по профессиональной направленности и уровню подготовки должностными лицами и предложены соответствующие решения.
Сделан вывод, что общее планирование применения сил авиации и ПВО осуществляет командующий оперативно-стратегической группировкой войск (фронта), а детальное - его заместитель по авиации и войскам ПВО - командующий объединенной группировки авиации и ПВО на стратегическом направлении (командующий армией ВВС и ПВО).
При этом основной функцией последнего "может быть координация разработки Плана ПВО фронта, Плана боевых действий армии ВВС и ПВО и Плана боевого применения армейской авиации фронта".
Однако сегодня, в условиях перехода от окружной (фронтовой) к региональной системе управления войсками и силами этот вопрос приобретает еще большее значение. И суть его заключается лишь в одном: если решение на операцию региональной группировки войск (на ТВД) принимает командующий региональной группировки войск (сил), и никто это не оспаривает, то кто и почему должен принимать решение на воздушную операцию в границах регионального командования (на ТВД) и проводить его в жизнь?
В той или иной степени ответ на данный вопрос дают статьи представителей Военной академии Генерального штаба (см. Н. Козлов, А. Шипачев "Вооруженная борьба - смена приоритетов", ВКО № 1 (20) от 2005 г. и В. Маринин, В. Ткачев "Параллельными курсами", ВКО № 1 (26) от 2006 г.).
Суть их сводится к тому, что решение на воздушную операцию в границах регионального командования (ТВД), как высшую форму применения участвующих в ней разновидовых войск и сил, принимает командующий региональной группировкой войск. При этом имеется в виду общевойсковой (сухопутный) командующий.
Здесь следует сделать отступление и обратить внимание, что понятие "общевойсковой" в данном случае несколько некорректно. Почему он называется общевойсковой? По формальным признакам такое понятие справедливо для любого командующего армией. Командующему "общевойсковой", то есть сухопутной армией подчинено несколько соединений родов войск одного вида Вооруженных Сил - мотострелковые и танковые войска, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО, являющиеся родами войск Сухопутных войск, а также специальные войска (соединения и части: разведывательные, связи, РЭБ, инженерные, РХБ защиты, технического обеспечения) и тыл.
Также правомерно понятие "общевойсковой" и для командующего объединением ВВС (КСпН, армией ВВС и ПВО) - ему подчинено также несколько соединений родов войск: авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск, являющихся родами войск Военно-воздушных сил, а также специальные войска (части и подразделения: разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, РЭБ, инженерные, РХБ защиты, поисково-спасательного обеспечения, метеорологические, технического обеспечения) и тыл.
И еще неизвестно у кого из этих командующих "номенклатура" подчиненных войск больше. Кроме того, в состав региональной группировки войск (сил) входят войска нескольких видов Вооруженных Сил. Поэтому тем более командующего региональными войсками нельзя именовать "общевойсковым", вкладывая вышеприведенное содержание данного термина.
Исходя из этого в целях данной статьи, поскольку к этому вопросу мы будем постоянно обращаться, что бы было совсем корректно, понятие "общевойсковой" командующий целесообразно привязать к сфере вооруженной борьбы, и там где это крайне необходимо, будем называть командующего общевойсковой армией, командующим сухопутной армией или "сухопутный" командующий и далее по аналогии.
Итак, ВА ГШ ВС РФ предлагает решение на воздушную операцию на ТВД принимать сухопутному командующему.
Вместе с тем, анализируя действия сил воздушного нападения США и НАТО в последних войнах в Ираке и Югославии те же представители Военной Академии Генерального штаба (Ю. Плужников, В. Ткачев "Воздушная мощь - гарантия успеха в войне", ВКО № 2 (27) от 2006 г.) отмечали весьма высокую эффективность применения этих сил. При этом в статье не были раскрыты суть организации планирования и порядок осуществления управления силами воздушного нападения США и НАТО. А ведь именно это определяет эффективность применения войск и сил.
Иной взгляд, отличный от позиции ВА ГШ ВС РФ, был представлен в статье А. Борзова "Давняя, но так и не решенная проблема" (ВКО № 4 и 5 от 2005 г.), где на опыте военного строительства в нашей стране было показано, что централизация управления авиацией и силами ПВО, а также руководство ими со стороны профессионалов этого дела, являются более эффективными.
Сегодня по существующим нормативным документам решение на воздушную операцию в границах регионального командования принимает командующий региональной группировкой войск (сил).
Но насколько это правомочно, рационально и эффективно?
Эти рассуждения в полной мере относятся и к стратегической форме применения Вооруженных Сил Российской Федерации - стратегической воздушно-космической операции. В последнее время вновь изменился порядок её подготовки, в частности планирования, и руководства войсками и силами в операции.
Давайте попробуем совместными усилиями разобраться в сути этого вопроса, учитывая, как в Российских Вооруженных Силах уже повелось, и опыт решения подобных вопросов у наших партнеров, - в армиях США и НАТО.
ОПЫТ США
Учитывая приобретенный вооруженными силами США боевой опыт в проводимых в 1970-1990-х гг. локальных войнах, коренному изменению подверглись все основные руководящие документы вооруженных сил США. Их правили не на базе теоретических изысканий в кабинетах военного ведомства, а на основе "крови своих потерь". В 1992 г. в США был введен в действие Устав ВВС США (AFM 1-1) "Основная воздушно-космическая доктрина ВВС США".
Главной по его содержанию проходит мысль о недопустимости руководства авиацией каким-либо другим должностным лицом, кроме специалиста ВВС. В уставе даже особо подчеркнуто, что: "Универсальность ВВС можно легко утратить, если подчинить их наземным войскам".
Дальнейший боевой опыт применения сил и средств воздушно-космического нападения в локальных войнах конца 90-х гг. прошлого и первых лет начала нынешнего века только укрепил эти положения. Успешность действий авиационной группировки США и НАТО достигалась централизованным управлением, организацией взаимодействия на всех уровнях и четко налаженной системой всестороннего обеспечения боевых действий.
Анализ организации руководства военными действиями показывал, что решение о (необходимости) проведения воздушной (наступательной) операции для достижения целей военных действий всегда принимал соответствующий командующий объединенной группировкой многонациональных сил, однако же само решение на операцию принималось только руководством ВВС. Так же централизовано осуществлялось и руководство всеми участвующими в ее проведении войсками и силами (оперативно подчиненными - через соответствующих представителей оперативно подчиненных войск и сил).
Это и не могло быть по-другому. Упомянутым выше уставом ВВС США основными принципами использования ВВС определены - "централизованные управление и децентрализованное исполнение".
Расшифровывая это понятие уже в новых руководящих документах ВВС США подчеркивается, что ":управление воздушно-космическими силами и средствами должно осуществляться централизованно представителем ВВС, чтобы добиться согласованности, сосредоточения усилий на решении первостепенных задач, эффективности использования, стратегической и оперативной гибкости, обеспечения единства действий для достижения цели при минимальных затратах сил и средств".
В то же время данным уставом указывается, что само выполнение задач воздушно-космическими силами ":должно быть децентрализованным, чтобы достичь эффективности управления, оперативности и тактической гибкости".
Высокая эффективность действий авиации и сил ПВО многонациональных сил в войнах последних десятилетий была достигнута за счет практической реализации требований руководящих документов по централизации управления, которая способствовала завоеванию и удержанию превосходства в воздухе, достижению четкого взаимодействия авиации и сил ПВО во всех звеньях.
Во всех военных конфликтах основные усилия авиации наступающая сторона с началом военных действий сосредоточивала на завоевании стратегического превосходства в воздухе. Это достигалось нарушением государственного и военного управления, подавлением системы ПВО, поражением авиационных группировок, уничтожением наиболее важных объектов инфраструктуры.
Вместе с тем, теория строительства и применения ВС США не стояла на месте. В апреле 2004 г. председатель комитета начальников штабов ВС США генерал Р. Майерс представил конгрессу США свой доклад "Национальная военная стратегия США" как официальный документ, отражающий взгляды военного руководства США на строительство, применение и роль американских вооруженных сил на ближайшую и среднесрочную перспективу.
В это же время по указанию министра обороны США, развивая положения "Национальной военной стратегии США-2004" на основе обобщения опыта военных действий, боевой и оперативной подготовки, начальником штаба ВВС США генералом Дж. Джампером, была разработана "Базовая доктрина военно-воздушных сил США".
Данный документ имеет статус доктрины, основные положения которой включены в перспективные планы строительства военно-воздушных сил США и оперативные концепции по их применению в первые десятилетия XXI века.
Если коротко говорить, то весь документ разработан под идеей, что ВВС США, которые уже практически превратились в воздушно-космические силы, "дают стране уникальную возможность проецировать силу в любую точку мира в кратчайшие сроки". В свете новых теоретических положений основополагающих документов по строительству и применению как ВС, так и ВВС США следует обратить внимание на два основных момента: на изменение взглядов на роль ВВС в ведении войн и вооруженных конфликтов и на подходы к организации управления группировками авиации и войск ПВО в регионах конфликта.
Американские военные теоретики и аналитики уже давно отошли от способа ведения войны, основанного на стратегии полного уничтожения или на изматывании при вовлечении противника в ближний бой для проведения решительного сражения. Они обоснованно полагают, что сегодняшние ВВС США при грамотном их применении дают руководству страны альтернативу вариантам уничтожения и изматывания.
В соответствии с новыми взглядами американского военного руководства на войну быстрое, продолжительное и активное применение ВКС (ВВС) на начальной стадии может сразу привести к перелому в вооруженном конфликте, и это не потребует сосредоточения наземных войск для проведения контрударов.
Влияние на потенциального противника может оказываться без необходимости ведения наземных операций. ВВС, нанося удары по районам сосредоточения группировок войск противника и его жизненно важным объектам, способны подавить волю противоборствующей стороны к сопротивлению.
Предполагается, что уже на ранней стадии развития конфликта ВВС США смогут держать под прицелом все основные военные цели противника или поразить их, а в некоторых случаях - и достичь своих целей уже на начальной стадии, предоставляя дипломатам возможность завершения конфликта без дальнейшего применения военной силы.
Если же такие удары не приведут к поражению противника или подавлению его воли к сопротивлению и возникает необходимость в проведении наземных операций, то ВВС США предоставляют возможность своему правительству проводить наземные операции в нужное (удобное для США) время, в нужном месте и на выгодных для них условиях чтобы свести к минимуму потери своих войск.
Кроме того, полагается абсолютно справедливым, что интенсивное использование ВВС может также снизить и численность группировки войск, необходимой для завершения конфликта.
Характерно, что при этом военные аналитики США постоянно подчеркивают - для достижения поставленных целей управление ВВС должно осуществляться централизованно, а исполнение решения - децентрализовано, что "крайне необходимо для эффективного применения воздушно-космических сил".
Особо военными аналитиками США указывается, что централизация управления и децентрализация исполнения являются основными организационными принципами для воздушно-космических сил, которые проверены опытом десятилетий как наиболее эффективные и действенные.
Мало того, эти положения из важнейших принципов новой "Базовой доктрины ВВС США" были переведены в "догмы" ВВС, которые подлежат обязательному и неукоснительному применению командующими ВВС на практике. Это нам тоже надо знать и учитывать как в своей практической работе, так и при разработке теории применения ВВС: авиации и войск (сил) ПВО.
Анализ доктринальных материалов, разработанных военными теоретиками и руководителями США, показывает, что они делают однозначный вывод о том, что воздушно-космические силы (ВВС) обладают способностью непосредственно оказывать влияние на стратегический и оперативный уровень ведения военных действий и ":поэтому они должны находиться под руководством одного начальника, обладающего стратегическими перспективами, необходимыми для сбалансированного применения мощных, но ограниченных по численности сил".
По их мнению, единый командующий (ВВС), оценивающий аспекты операции со всех сторон, сможет наилучшим образом увязать тактические требования со стратегическими и оперативными условиями конфликта.
На основе опыта военных действий они обоснованно полагают, что централизованное управление повышает гибкость и эффективность воздушно-космических сил. Достигается же это четким ситуационным (адаптивным) планированием, непосредственным руководством, определением приоритетности использования, синхронизацией и интеграцией воздушно-космических сил для выполнения поставленных задач.
Командующий ВВС, который сам принимает решение и разрабатывает стратегические планы, может наилучшим образом распределить и сконцентрировать ограниченные по численности ВВС в наиболее важных районах для достижения максимальных результатов. Централизованное управление и децентрализованное исполнение позволяют держать под контролем весь ТВД и в то же время проявлять оперативную гибкость.
Это также предоставляет возможность сосредоточения усилий для экономии сил. Универсальность и гибкость обеспечивают быстрое реагирование, живучесть и эффективность ВВС, а децентрализованное исполнение, предусматривающее передачу исполнительных функций структурам более низкого уровня для осуществления непосредственного управления силами и средствами - поощрение разумной инициативы, повышение ситуационной ответственности и тактической гибкости. Это позволяет подчиненным лучше использовать имеющиеся возможности и проявлять инициативу в быстро меняющейся обстановке.
ОПЫТ ОБЪЕДИНЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ НАТО
Имеющимся боевым опытом армия США щедро делится со своими союзниками. И обобщая боевой опыт применения многонациональных вооруженных сил в войнах последних десятилетий, достигнув полного единства взглядов высшего военного руководства армий всех стран НАТО, с декабря 2002 г. была введена в действие Доктрина AJP-0l(B) "СОВМЕСТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППИРОВОК ВОЙСК (СИЛ) ОВС НАТО".
В этом документе в разделе "Воздушные операции" давалось предназначение авиации многонациональных сил. И подчеркивалось: "В ходе совместных операций для достижения целей, определенных командующим объединенной группировкой войск (сил), задействуются боевые возможности воздушного компонента. Авиация применяется не только для завоевания господства в воздухе, но также для поддержки других видов ВС или ведения самостоятельных действий. Кроме того, авиационные формирования могут поддерживать действия сил специальных операций, входящих в состав объединенной группировки войск (сил)".
Этим документом основными формами применения военно-воздушных сил были определены:
самостоятельные воздушные операции, проводимые одновременно или последовательно в интересах командиров (командующих) различных уровней;
воздушные операции, согласованные с действиями сухопутных войск;
воздушные операции, проводимые отдельно от действий объединенной группировки войск (сил), но направленные на достижение конечной цели военной кампании.
Доктрина требует, что бы присущие ВВС возможности учитывались при планировании их боевого применения, так как применение ВВС может повлиять на ход развития любого конфликта и быть наиболее эффективным средством для достижения поставленной цели. При планировании боевых действий ВВС соответствующие командиры должны учитывать степень эффективности их применения, которая обусловливается многими факторами, основными из которых являются боевые возможности авиации и тактико-технические характеристики самолетов.
Учитывая современные скорости и радиусы действия, авиация способна оперативно наращивать свое присутствие в любом районе. Более того, гибкость, мобильность и маневренность применения ВВС позволяет достичь эффекта внезапности в конфликтах различной интенсивности.
Особо подчеркивается, что специалисты, планирующие применение ВВС, должны учитывать уникальные боевые возможности конкретных типов самолетов. Некоторые из них могут обеспечить такую концентрацию огневой мощи, которая с учетом применения современных высокоточных авиационных средств поражения будет доминирующей в ходе военных действий.
Учитывая, что одной из основных целей воздушной операции является завоевание и удержание превосходства в воздухе в интересах создания благоприятных условий для действий объединенной группировки войск (сил), доктрина определяет несколько типов воздушных операций. Установленная этой доктриной классификация типов воздушных операций представлена на рис.1, а на рис. 2-5 раскрывается их содержание.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОВС НАТО
С позиции рассматриваемой нами проблемы, наибольшего внимания в доктрине AJP-0l(B) "СОВМЕСТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППИРОВОК ВОЙСК (СИЛ) ОВС НАТО" заслуживает анализ организации управления силами авиации и в целом воздушными операциями, а также организации их планирования (разделы 3 и 4 доктрины, рис. 6).
ВВС и авиация ВМС США, которые уже практически превратились в воздушно-космические силы, предоставляют Пентагону уникальную возможность проецировать силу в любую точку мира в кратчайшие сроки. Фото US NAVY
Ввиду жесткой централизации во всех звеньях система управления коалиционных ВВС НАТО обеспечивает применение авиационных сил и средств в операциях любого характера и масштаба.
В функциях командующего воздушным компонентом объединенной группировки указано, что он обязан включать действия авиации в общий замысел предстоящей операции, обеспечивать максимальную реализацию всех возможностей ВВС, а также согласовывать потребности других видовых компонентов в авиационной поддержке.
Полномочиями определено, что командующий воздушным компонентом должен планировать и проводить воздушные операции, используя выделенные странами-участницами авиационные силы и средства в соответствии с поставленными целью, задачами и замыслом командующего объединенной группировкой войск (сил).
Последний наделяет командующего воздушным компонентом соответствующими полномочиями по управлению, в том числе и приданными силами и средствами других видов ВС. При этом командующие другими видовыми компонентами сохраняют административное руководство и управление тыловым обеспечением.
Следует обратить внимание на обязанности командующего воздушным компонентом, которые определяются командующим объединенной группировкой войск (сил) и обычно включают (рис. 7):
a. Разработку во взаимодействии с командующими других видовых компонентов плана воздушной операции, который должен быть согласован с операцией объединенной группировкой войск (сил).
b. Выдачу рекомендаций командующему объединенной группировкой войск (сил) по применению авиационных формирований.
c. Руководство планированием и постановку задач подчиненным силам и средствам.
d. Контроль за проведением воздушных операций в соответствии с указаниями командующего объединенной группировкой войск (сил).
e. Координацию проведения воздушных операций с действиями других видов ВС, а также силами, приданными или поддерживающими действия объединенной группировки войск (сил).
f. Оценку результатов проведения воздушных операций.
g. По указанию командующего объединенной группировкой войск (сил) исполнение обязанностей должностного лица, обеспечивающего контроль воздушного пространства и командующего силами и средствами ПВО.
h. Выполнение задач по организации авиационной поддержки и обеспечения действий объединенной группировки войск (сил).
i. Ведение совместно с разведотделом штаба объединенной группировкой войск (сил) сбора и анализа развединформации в интересах обеспечения проведения воздушных операций.
Планирование воздушных операций в коалиционной группировке США и НАТО (рис. 8), как и в наших вооруженных силах, начинается с постановки боевой задачи объединенной группировке войск (сил).
Общие задачи видовым компонентам ставит командующий объединенной группировкой. На основе полученных задач и замысла действий объединенной группировки войск (сил) командующий воздушным компонентом осуществляет оценку боевых возможностей авиационных формирований и разрабатывает проект замысла их применения, который утверждается вышестоящим начальником. На основе этого замысла разрабатываются детальные планы проведения воздушных операций и планы их всестороннего обеспечения, в которых подробно раскрывается порядок действий авиации по поддержке операции, проводимой объединенной группировкой войск (сил).
После утверждения командующим воздушным компонентом общего плана нанесения ударов его штаб готовит приказ на применение авиации совместно со всеми видами ВС. Если командующий воздушным компонентом является также ответственным за использование воздушного пространства, он обязан подготовить соответствующий приказ, который разрабатывается центром координации использования воздушного пространства. При проведении воздушных операций командующий воздушным компонентом осуществляет управление всеми силами, которые выделены для решения поставленных задач.
Для выполнения командующим воздушным компонентом объединенной группировки войск (сил) своих обязанностей при нем формируется штаб в структуре, позволяющей выполнять штабные функции в соответствии с боевыми задачами, и создается необходимая система управления (рис. 9). Штабу будет подчинен мобильный или временный центр управления воздушными операциями (рис. 10).
Таким образом, проведенный анализ установленного в Объединенных вооруженных силах НАТО порядка организации планирования и управления воздушными операциями показывает, что эти операции готовятся, в том числе и планируются, специалистами своего дела - представителями ВВС, и управление войсками и силами, участвующими в операции осуществляется также командующим воздушным компонентом. Это оправдано, поскольку только специалист может правильно спланировать эти действия максимально используя возможности СВКН и эффективно управлять ими в реальном масштабе времени. Следует подчеркнуть еще один очень важный нюанс. В США и странах НАТО также существуют высшие военные учебные заведения, подобные Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Но в отличие от выпускников ВА ГШ ВС РФ, ни одному из "сухопутных" или "морских" командующих - выпускников этих вузов, даже занимающему самое высокое место в военной иерархии, никогда и в голову не может придти взять на себя ответственность за планирование и применение, а тем более - управление несвойственными для него войсками и силами, детальное применение которых он все равно не знает, как бы его не учили.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
В наших Вооруженных Силах этот вопрос был решен еще 66 лет тому назад. Как ни покажется странным, но именно такой порядок планирования воздушных операций и управления силами авиации был освоен и отработан советскими военачальниками еще в самом начале Великой Отечественной войны.
Детальный анализ девяти воздушных операций, проведенных в ходе Великой Отечественной войны, был проведен в Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина и представлен заместителем начальника академии по учебной и научной работе генерал-лейтенантом В. Л. Махниным на военно-научной конференции Военно-воздушных сил России в июне этого года (таблица 1).
Искренне жаль, что на таких научных форумах, как правило, не присутствует высшее руководство Министерства обороны и Генерального штаба наших Вооруженных Сил, поскольку опыт своих предшественников тоже надо изучать.
К выступлению доктора наук генерала В. Л. Махнина можно добавить лишь одну воздушную операцию, проведенную в завершении войны силами одного оперативного объединения ВВС - 16 ВА. Подольский архив Министерства обороны открыл тайну этой последней воздушной операции (фонд 368, опись 6476, дело 434).
Во время войны не так строго относились к перечню разрабатываемых документов, но содержание планирующих документов было предельно ясно.
Судите сами. "План "Салют" проведения воздушной операции по нанесению бомбардировочного удара по г. Берлин на 24.4.45г." был разработан текстуально и имел следующее содержание.
"3 бак 162 Пе-2 (18Х9) -
бомбардировать цели 1, 4, 5.
Время удара - 12.00-12.40
Высота - 2000-2500 м.
221 бад 56 Б-3 (7Х8) -
бомбардировать цель № 2.
Время удара - 12.40-12.50.
Высота - 2700-3000
188 бад 42 Пе-2 (6Х7) -
бомбардировать цель №3.
Время удара - 12.50-13.10.
Высота - 2100-2300
6 бак 162 Ту-2 (18Х9) -
бомбардировать цели 6, 7, 8.
Время удара - 13.10-14.00
Высота - 2500-2700
Итого привлекается в операцию 420 бомбардировщиков (49 групп), 370 истребителей (1 гиад, 282 иад, 1 гиак)
Всего 790 самолетов.
Боевые порядки - колонна девяток, полковыми группами по 2-3 девятки. Интервал между девятками - 2-3 минуты. Бомбометание по ведущему в девятке с горизонтального полета. Заход на цель с востока через оз. Гросс-Мюггель-Зее вдоль р. Шпрее. Минимальная высота бомбометания - 1500 м".
План воздушной операции был утвержден командующим 16 ВА генерал-полковником авиации С. Руденко 23 апреля 1945 года и подписан двумя должностными лицами - начальником штаба 16 ВА генерал-лейтенантом авиации Брайко и начальником оперативного отдела штаба армии генерал-майором авиации Шпагиным тоже 23 апреля (подписи подлинные), менее чем за сутки до начала операции.
Итак, во время войны и не просто войны, а Великой Отечественной, наши предшественники знали, что планировать действия и управлять авиацией должны специалисты.
Даже маршал Жуков Г.К. не вмешивался в процесс планирования и управления авиацией, лишь определив ей объекты поражения, порядок их подавления и летный ресурс. Разумеется, в настоящее время боевые порядки авиации образца 1945 г. кажутся несколько примитивными, но не будем забывать, что это было 60 с лишним лет назад. Так кто же сегодня принимает решение и управляет войсками и силами, участвующими в воздушной операции?
Соответствующие исследования, направленные на поиск ответа на этот вопрос, были проведены в последние годы в ходе нескольких исследовательских командно-штабных военных игр в Военной академии воздушно-космической обороны (ВА ВКО, г. Тверь) с привлечением профессорско-преподавательского состава двух академий ВВС (участие принимала и ВВА им. Гагарина) и представителей Главного командования ВВС.
Этот вопрос исследовался применительно к командованию авиации и войск ПВО на стратегическом направлении и воздушной операции на стратегическом направлении (СН). Поскольку доказательная база справедлива и для оперативно-стратегического уровня (воздушная операция регионального командования или воздушная операция на ТВД) и для стратегического уровня (стратегическая воздушно-космическая операция), то с учетом их особенностей более предметно посмотрим на эту проблему.
Важнейшим проблемным вопросом, возникшим в ходе исследования задач и функций командования авиации и войск ПВО, был вопрос о том, кто принимает решение на воздушную операцию на СН. При этом обозначились два кардинально противоположных мнения:
Первое - решение на воздушную операцию принимает командующий войсками (силами) на СН ("сухопутный" командующий).
Второе - решение на воздушную операцию принимает командующий авиацией и войсками ПВО на СН (представитель ВВС, профессионал в области применения авиации и войск ПВО).
Этого противоречие в ходе ИКШВИ было разрешено в пользу командующего авиацией и войсками ПВО на СН. При обосновании данного решения были учтены три наиболее важных фактора:
воздушная операция на СН, как правило, всегда будет являться составной частью СВКО и не всегда составной частью операции на СН;
основную роль в выполнении задач воздушной операции в любых случаях играют силы авиации и ПВО объединенной группировки авиации и войск ПВО;
реально по уровню компетенции решение на воздушную операцию может разрабатывать только командующий авиацией и войсками ПВО.
Более детальный анализ данных факторов показал, что первая воздушная операция готовится заблаговременно в мирное время как составная часть стратегической воздушно-космической операции, а общевойсковая операция на СН (как и стратегическая операция на КТВД) заблаговременно не готовится.
Она начинает готовиться при обострении военно-политической обстановки и появлении реального, а не эвентуального противника. То есть воздушная операция может одновременно стать составной частью стратегической операции на СН только при наличии угрожаемого периода. Но в обоих случаях, как показывали исследования, основную роль в выполнении задач воздушной операции играют силы авиации и войска ПВО объединения ВВС, вошедшего в объединённую группировку авиации и войск ПВО на СН.
В воздушных операциях на СН участвуют силы авиации и войск (сил) ПВО трех видов Вооруженных Сил (ВВС, СВ, ВМФ), а также других войск (при наличии в них авиации и войск ПВО), часть войск (сил) и средств разведки, РЭБ, РВ и А, ударных сил флота, специальных войск группировки ВС на СН.
Вклад последних, т.е. РВ и А, ударных сил флота, средств разведки и РЭБ, в результаты воздушной операции на СН, как показали исследования и ориентировочные оценки (рис. 11), находится в пределах:
при внезапном нападении воздушного противника, когда операция на СН еще не подготовлена - 5,5-7,5%;
при наличии длительного угрожаемого периода, когда воздушная операция является составной частью операции на СН - 12-13,5 %.
Из них вклад РВ и А составит 7,5-8 %, ударных сил флота 3-3,5 %, средств разведки и РЭБ - 1,5-2 %, естественно, при их полном развертывании. Вклад войск ПВО составляет около 70 % и ударной авиации (БА, ША и АА) на СН - до 18-20 %.
Таким образом, группировка авиации и войск ПВО на СН будет являться главной доминирующей, а при внезапных действиях воздушного противника -практически и единственной силой совместной воздушной операции на СН (способной организованно противостоять его воздушной наступательной операции).
Это в полной мере относится и к воздушным операциям на ТВД.
Опыт функционирования главных командований на направлениях в 1980-1987 гг. (см. А. Борзов "Давняя, но так и не решенная проблема", ВКО № 4 и 5 от 2005 г.) показал, что при принятии решений на воздушные и противовоздушные операции на ТВД Главнокомандующие войсками на направлениях (ВС на ТВД) выполняли в основном представительскую функцию, утверждая данные решения.
Реально решения разрабатывались командующими ВВС и ПВО войск направлений и их штабами. Такая же ситуация имеет место при принятии решений на стратегическую воздушно-космическую операцию (СВКО).
Данная функция (задача) предписывается Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами России, но реально решение разрабатывается Главным штабом ВВС. Очевидно, аналогичная ситуация возникает и при образовании командования войсками на СН и регионального командования.
Таким образом, наличие у командующего авиацией и войсками ПВО доминирующих сил в воздушной операции, степень его компетентности в применении сил авиации и войск ПВО, организующая роль командования авиации и войск ПВО в планировании и практической организации воздушной операции требуют, чтобы решение на воздушную операцию принимал командующий авиацией и войсками ПВО на СН.
Аналогично должно быть и с воздушной операцией на ТВД и со стратегической воздушно-космической операцией.
Однако умышленно или нет, случайно или с дальним прицелом, но вопреки здравому смыслу, опыту армий США и НАТО, отечественному опыту времен Второй мировой войны и 1980-х гг., при разработке штата регионального командования войсками (силами) должность лица, ответственного за авиацию и войск ПВО в регионе, названа не командующий с правами заместителя командующего региональной группировкой войск, а всего лишь начальника управления авиации и войск ПВО.
Таким образом, уже штатом заблаговременно была уготована судьба неэффективного применения авиации и войск ПВО в границах регионального командования. Начальник управления вправе лишь доложить предложения на применение авиации и войск ПВО, которые ему непосредственно даже не подчинены (подчинение предполагается только по линии "командующий - командир", но не "начальник управления - командующий армией").
Решение же на применение подчиненных войск и сил принимает только командир (командующий) и только ему предоставлено право руководства и управления войсками. Однако, как мы уже установили, воздушную операцию на СН, на ТВД и СВКО должен планировать и проводить только специалист в области применения основных сил, решающих задачи в этой операции.
Данное положение не противоречит основополагающим принципам военного управления, и, прежде всего принципу единоначалия. Совместная воздушная операция, вместе с другими операциями (армейскими, морскими, десантными, противодесантными и др.), составляет содержание общевойсковой операции на СН.
При этом командующий войсками на СН может принимать решение на операцию на СН и ставить задачи оперативным (оперативно-стратегическим) объединениям, например флоту, группировке авиации и войск ПВО. Командующие этих группировок будут, в свою очередь, принимать решения на свои операции (боевые действия), которые составят содержание операции на СН.
Например, командующий флотом - решение на морскую операцию (операцию флота), командующий авиацией и войсками ПВО - решение на воздушную операцию на СН. Аналогично должно быть и для ТВД и для всей России.
Данное положение подтверждают Военно-энциклопедический словарь и Основы подготовки операций ВС СССР 1989 г. В них указано, что "Совместные операции, являясь составной частью общевойсковых (общефлотских) операций, готовятся и проводятся временно создаваемыми группировками войск (сил), с привлечением части объединений и соединений нескольких видов ВС, родов войск и специальных войск, для выполнения преимущественно однотипных оперативных задач под руководством общевойсковых командований или командования того вида ВС, которому в данной операции будет принадлежать решающая роль".
Искренне жаль, что данное понятие было изъято из ныне действующих Наставлений по подготовке и ведению операций и не по выводам военной науки, а в угоду действующему еще в то время начальнику Генерального штаба, основным принципом которого был: "войсками руковожу я и командующие войсками военных округов, все остальные - передаточное звено".
В ходе исследований на ИКШВИ в ВА ВКО были разработаны также и соответствующие рекомендации по планированию воздушной операции на СН и составу документов и даже порядку работы должностных лиц органов военного управления. Однако эти исследования до настоящего времени остались не востребованными.
Реализуя важнейший принцип строительства ВС - соответствие структуры органов управления формам применения войск, в структуре ВС РФ должен быть и орган управления ВС в стратегической воздушно-космической операции.
В силу своей специфики, в существующей структуре Генерального штаба ВС РФ для планирования применения войск и сил в данной форме стратегических действий ВС нет ни подготовленного оперативного состава, ни слаженного органа управления, ни пункта управления.
Для создания такой структуры в главном органе военного управления с функциями оперативного руководства войсками - Генеральном штабе, потребуется:
проведение очередных организационно-штатных мероприятий с наиболее подготовленным оперативным составом ЦОВУ, что неизбежно повлечет за собой значительную потерю высоко подготовленных генералов и офицеров;
значительное время (по опыту ВВС - 3-4 года) на слаживание данного органа стратегического руководства войсками;
значительные финансовые средства на создание соответствующего пункта управления, оснащения его необходимыми КСА, АСУ и средствами связи.
Вместе с тем, с учетом накопленного за последние годы опыта оперативной подготовки и требований существующих нормативных документов очевидно, что такой орган в составе Генерального штаба ВС формировать не следует.
Достаточно делегировать часть функций Генерального штаба Главному командованию ВВС, которое уже обладает соответствующим подготовленным органом (Главный штаб ВВС) и пунктом (ЦКП ВВС) управления для планирования, подготовки и руководства данной стратегической операцией.
Кроме того, именно Главное командование ВВС организует подготовку, разрабатывает предложения на применение и осуществляет руководство силами воздушных армий Верховного Главного командования - 37 ВА ВГК (СН) и 61 ВА ВГК (ВТА).
Силы РТВ ВВС, при централизованном управлении ими со стороны Главного командования ВВС, составляют основу Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации, обеспечивая выполнение задач боевого дежурства по ПВО и контроля порядка использования воздушного пространства в мирное время и наращивания системы разведки воздушного противника в военное время.
С ЦКП ВВС осуществляется руководство Объединенной системой ПВО, истребительной авиацией и войсками ПВО государств-участников Содружества Независимых Государств. Главное командование ВВС одновременно может и должно осуществлять как административное руководство объединениями, соединениями и частями ВВС, так и, под общим руководством Генерального штаба, как его элемент, - оперативное руководство войсками и силами, участвующими в стратегической воздушно-космической операции.
Таким образом, придав Главному командованию ВВС некоторые дополнительные функции, не требующие никаких материальных затрат, будет завершено создание четкой структуры органов управления при применении Вооруженных Сил в соответствующих формах стратегических действий:
стратегическое развертывание ВС и стратегическая операция ядерных сил - прерогатива Генерального штаба ВС;
стратегическая воздушно-космическая операция - общее руководство - Генеральный штаб, разработка замысла, решения, планирующих документов и непосредственное управление войсками и силами в операции - Главное командование ВВС;
стратегические операции на театрах военных действий - общее руководство - Генеральный штаб ВС РФ, разработка замысла, решения, планирующих документов и непосредственное управление войсками и силами в операции - соответствующие региональные командования.
Одновременно четкую и непротиворечивую структуру приобретут формы военных действий в воздушно-космическом пространстве. Воздушная операция на ТВД (регионального командования) станет составной частью стратегической воздушно-космической операции и одновременно стратегических действий группировок ВС на ТВД (в регионе).
Жизнь сама расставит все эти приоритеты по своим местам и лишь по двум причинам. Первая - совместная операция как форма применения войск и сил, несмотря на ее формальное исключение из действующих "Наставлений:", объективно существует, хотим мы того или нет.
И вторая. Рано или поздно, но руководство Вооруженных Сил все же осознает, что для обеспечения высокого качества организации воздушной операции (на СН, на ТВД или СВКО), являющейся совместной операцией войск и сил, решение на нее должен принимать профессионал - командующий авиацией и войсками ПВО на СН, на ТВД (регионального командования) или главнокомандующий ВВС как наиболее компетентные и подготовленные командующие (главнокомандующий), возглавляющие основную группировку участвующих в ней войск и сил.
Опубликовано 1 октября в выпуске № 5 от 2007 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?