1 января, 2003
Военная Авиация сегодня и завтра
АНАЛИЗ имевших место в последние десятилетия войн и вооруженных конфликтов подтверждает объективную закономерность увеличения объема задач, решаемых военной авиацией. Так, если в арабо-израильском конфликте (1960–1970-х гг.) на долю военной авиации приходилось порядка 55–60 % всего объема задач, то в операциях многонациональных сил в Югославии (1999 г.), а также в военных действиях в зоне Персидского залива (1991 и 2003 гг.) – не менее 70–80 % всего объема задач, решаемых группировками войск (сил) в военном конфликте.
Таким образом, в настоящее время и в перспективе военная авиация останется основным, а в ряде случаев единственным средством достижения целей военных действий. Поэтому общепризнанно, что сторона, проигравшая противоборство в воздушной сфере, терпит поражение в войне.
Признавая важнейшую роль воздушно-космической сферы, ведущие в экономическом отношении государства мира уделяют особое внимание развитию военной авиации как наиболее мощному, гибкому и мобильному средству вооруженной борьбы. В нашей стране роль и место военной авиации в обеспечении национальной безопасности страны определяется важнейшими программными документами, к числу которых относятся «Концепция национальной безопасности РФ» и «Военная доктрина РФ».
Для того, чтобы в общем виде сформулировать основные направления совершенствования военной авиации России на перспективу необходимо, в первую очередь, определить, что включается в понятие авиация России, какова ее структура и составные части. Авиация России – это единый оборонный и народнохозяйственный комплекс, который включает в себя государственную, гражданскую и экспериментальную авиацию. Значительный вклад в авиационную деятельность страны вносит государственная авиация, которая в современных геополитических и военно-стратегических условиях становится одним из важных инструментов обеспечения национальной безопасности.
К государственной авиации относятся: военная авиация, авиация Внутренних войск, авиация Пограничных войск, авиация ФСБ, авиация МЧС, авиация РОСТО и других государственных ведомств.
Основой государственной авиации является военная авиация, состоящая из авиации Военно-воздушных сил и авиации других видов Вооруженных Сил и родов войск. Основу военной авиации составляет авиация Военно-воздушных сил.
Роль и место военной авиации России в обеспечении обороноспособности страны определяется ее уникальными свойствами в решении задач, возлагаемых на Вооруженные Силы. Теория и практика строительства и применения ВС РФ в современных условиях показывает, что в войнах с применением обычных средств поражения на военную авиацию России может быть возложено более половины объема задач Вооруженных Сил РФ. Следует подчеркнуть также, что военная авиация является полноправным компонентом сил ядерного сдерживания.
В настоящее время военная авиация России в количественном отношении и по своим возможностям отвечает требованиям, определяемым «Концепцией национальной безопасности РФ» и «Военной доктриной РФ». Военная авиация в мирное время будет обеспечивать надежную охрану Государственной границы в воздушном пространстве, в военное время играть решающую роль в завоевании и удержании господства в воздухе (отражении воздушно-космического нападения противника, поражении его авиационных и противовоздушных группировок, систем управления ими), поражении наземных и морских объектов в оперативной и стратегической глубине, оперативных и стратегических резервов, ослаблении военно-экономического потенциала, ведении разведки.
Решение задач оперативной перевозки войск и грузов на оперативно-стратегическую дальность может в настоящее время и в перспективе обеспечить только военно-транспортная авиация, являющаяся компонентом ВВС.
Таким образом, в настоящее время и в перспективе военная авиация России призвана играть ведущую роль в обеспечении безопасности государства в мирное и военное время.
Однако возможности военной авиации зависят не только от количества и боевых возможностей находящейся в войсках авиационной техники и вооружения, но и от качественных параметров ее состояния.
К сожалению, ввиду хронического недофинансирования в течение последнего десятилетия не удалось реализовать в полном объеме мероприятия по поддержанию на требуемом уровне исправности авиационной техники. Недостаточен уровень подготовки летного состава, годовой налет которого составляет не более 15–20% от нормативного уровня. Требует значительных капиталовложений аэродромная сеть, в которой на определенной части аэродромов должен быть выполнен средний или капитальный ремонт. Финансирование совершенствования технической оснащенности ВВС также требует корректировки в сторону его увеличения.
Вместе с тем, невзирая на имеющиеся трудности объективного характера, вызванные переходом и становлением в нашей стране рыночной экономики, непростым и продолжительным этапом реформирования Вооруженных Сил РФ, жесткими финансовыми ограничениями на их содержание и развитие, следует констатировать, что военная авиация как сложная организационно-техническая система сохранилась и развивается. Этому в немалой степени способствовала проводимая в последние годы скоординированная военно-техническая политика в области военной авиации, базирующаяся на глубоких и всесторонних научных исследованиях.
Учитывая реальные возможности государства, прежде всего, по финансированию развития военной авиации, предполагается поэтапная реализация основных направлений развития военной авиации.
В ближайшей перспективе ключевым направлением военно-технической политики является поддержание боеготовности и возможностей существующих авиационных группировок за счет проведения работ по модернизации авиационной техники строя с продлением ресурсов и сроков их службы. С этой целью основные усилия должны быть направлены на решение следующих задач:
– продление сроков службы, ресурсов и восстановление исправности до нормативного уровня существующего парка авиационной техники;
– завершение ОКР по модернизации и проведение модернизации находящейся на вооружении техники строя.
Модернизация техники строя должна проводиться в направлениях, обеспечивающих наращивание существующих боевых свойств и расширения условий боевого применения авиационных комплексов, повышение эксплуатационной технологичности.
Модернизация с продлением ресурсов и срока службы авиационной техники строя позволит в среднесрочной перспективе поддержать возможности военной авиации по решению возлагаемых задач на требуемом уровне.
Вместе с тем, мероприятия по модернизации и продлению ресурса авиационной техники строя принципиально не обеспечивают сохранение военной авиации в перспективе, а лишь на определенное время предотвращают сокращение численности и снижение возможностей по решению задач существующих группировок.
Для сохранения потенциала военной авиации в долгосрочной перспективе, наряду с проведением работ по модернизации, необходимы разработка и закупки перспективных образцов авиационной техники.
Военно-техническая политика в среднесрочной перспективе будет направлена на формирование сбалансированной перспективной системы вооружения военной авиации, в которой оперативно-стратегические потребности в авиационной технике и вооружении будут согласованы и увязаны с финансовыми ограничениями, накладываемыми на содержание и развитие военной авиации, а также с экономическими возможностями оборонно-промышленного комплекса по разработке и производству перспективной авиационной техники и вооружения.
На данном этапе предполагается:
– продолжить модернизацию техники строя;
– начать перевооружение авиационных группировок на авиационные комплексы ближайшей перспективы;
– развернуть полномасштабную разработку авиационной техники и вооружения следующего поколения.
В долгосрочной перспективе предусматривается создание группировок военной авиации, способных решать задачи по предназначению во всем спектре возможных военных конфликтов.
Каковы основные направления совершенствования технической оснащенности основных компонентов военной авиации в ближайшей перспективе?
В дальней авиации основным направлением станет продление сроков службы и модернизация состоящих на вооружении стратегических самолетов Ту-95МС, Ту-160 и их довооружение стратегическими крылатыми ракетами нового поколения. Предполагается модернизация дальних самолетов Ту-22М3 путем их довооружения обычным высокоточным оружием нового поколения.
Во фронтовой авиации основные усилия будут направлены на создание сбалансированной авиационной группировки, сочетающей эффективный оборонительный и достаточно мощный ударный потенциалы. С этой целью планируется модернизация фронтовых бомбардировщиков Су-24М, включающая повышение точности бомбометания и довооружение современными управляемыми средствами поражения класса «воздух-поверхность». Модернизация штурмовиков Су-25 направлена на повышение точности применения неуправляемых средств поражения, повышение выживаемости самолетов в воздухе и расширение номенклатуры высокоточного оружия, что позволит повысить эффективность решения задач в тактической глубине. Наращивание истребительных возможностей самолетов Су-27, МиГ-29, а также МиГ-31Б будет обеспечено за счет дооснащения перспективными управляемыми ракетами класса «воздух-воздух». В интересах воздушной разведки проводится модернизация фронтовых самолетов-разведчиков Су-24МР в направлении улучшения качества получаемой развединформации и оперативности ее доставки потребителям.
Наиболее важной задачей в области создания авиационной техники нового поколения является задача создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), который должен обладать рядом новых боевых свойств (см. рис.). Применение ПАК ФА позволит оперативно реагировать на изменение тактической (оперативно-тактической) обстановки за счет перераспределения летного ресурса как на решение ударных, так и истребительных задач.
Основным направлением совершенствования морской авиации ВМФ является поддержание боеготовности авиационных группировок ВМФ и их дальнейшее развитие за счет принятия на вооружение качественно новой техники. С этой целью планируется продление сроков службы и модернизация самолетов Су-33, Ил-38 и вертолетов Ка-27, Ка-29, Ка-27ПС.
Целью развития армейской авиации является последовательное наращивание боевых возможностей по решению задач авиационной поддержки Сухопутных войск в военных конфликтах различного масштаба, а также при проведении контртеррористических операций. Приоритетными направлениями совершенствования технической оснащенности армейской авиации являются:
– модернизация вертолетов строя Ми-8 и Ми-24 различных модификаций в направлении расширения условий боевого применения с продлением назначенных (календарных) сроков службы;
– завершение ОКР и начало серийного производства перспективного ударного вертолета круглосуточного и всепогодного применения, учебно-тренировочного вертолета и легкого многоцелевого вертолета.
Основными целями развития военно-транспортной авиации в современных условиях являются поддержание ее готовности к обеспечению стратегической мобильности ВС РФ, способности своевременно обеспечивать наращивание усилий войск на угрожаемых направлениях, а транспортной авиации авиационных объединений надежно обеспечивать жизнедеятельность войск в любых условиях. Приоритетными направлениями совершенствования технической оснащенности ВТА и ТрАО являются модернизация самолетов строя Ил-76МД, Ан-124 и перевооружение на перспективные образцы авиационной техники.
Таким образом, проводимые в настоящее время и в перспективе мероприятия по совершенствованию технической оснащенности отдельных компонентов военной авиации призваны сохранить ее как ключевое звено, обеспечивающее национальную безопасность России в мирное и военное время.
начальник авиации –
заместитель главнокомандующего ВВС по авиации,
генерал-лейтенант
Опубликовано 1 января в выпуске № 4 от 2003 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?