1 января, 2003
Предотвратить агрессию
Продолжаем разговор о создании в России системы воздушно-космической обороны. Своими взглядами на эту проблему делится заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами генерал-полковник Анатолий НОГОВИЦЫН.
Анатолий Алексеевич, чем обеспечивается сегодня безопасность государства в воздушно-космическом пространстве, исходя из необходимости гарантированного отражения агрессии?
Если коротко, то, во-первых, созданием единой системы ПВО (ВКО) государства, во-вторых, подготовкой к ведению в ее рамках стратегических, оперативно-стратегических и оперативных форм действий войск и сил. Достаточная эффективность данных форм военных действий на всех стратегических воздушно-космических направлениях - гарантия обеспечения военной безопасности государства.
То есть речь идет о том, чтобы быть готовым заранее устранить, предотвратить агрессию в воздушно-космическом пространстве?
Именно так. Это возможно только при условии, когда достигнута оборонная достаточность при качественно-количественном паритете сил. Значит, военно-стратегическое равновесие в воздушно-космической сфере является надежным фактором, обеспечивающим предотвращение агрессии в ВКП.
А если более конкретно.
Основными способами предотвращения агрессии следует считать: построение единой системы ПВО (ВКО) страны, наличие на вооружении высокоэффективных сил и средств ПВО, привлекаемых для осуществления воздушно-космической обороны, надежный уровень защиты воздушного пространства путем организованного несения частью сил боевого дежурства по ПВО, постоянный контроль космического пространства для своевременного предупреждения высшего политического руководства государства о ракетном нападении.
Что касается силового воздействия (устрашение силой), то предотвращение агрессии в ВКП в этих условиях обеспечивается: решительными действиями по прекращению нарушения границ воздушного пространства; планомерным переводом сил и средств, привлекаемых к осуществлению ПВО, в повышенные степени боевой готовности; проведением воздушных блокад в локальных конфликтах и усилением орбитальной космической группировки.
Если рассматривать предотвращение агрессии в ВКП в военное время, то наиболее характерными способами следует считать: ограничение интенсивности боевых действий агрессора в воздушно-космическом пространстве; высокую результативность отражения первых массированных авиационно-ракетных ударов, что может заставить противника отказаться от ведения боевых действий на возможно ранней их стадии; активное разрешение или локализацию конфликта в воздушно-космическом пространстве.
Принятое в США решение о выходе в одностороннем порядке из Договора о ПРО 1972 г. красноречиво указывает на значение противовоздушной (воздушно-космической) обороны для обеспечения национальной безопасности государства.
Несколько слов о преобразовании (трансформации) противовоздушной обороны в воздушно-космическую.
Этот процесс, по моим взглядам, характеризуется следующими обстоятельствами и факторами: воздушно-космическое пространство - это единый и неделимый театр военных действий, для которого характерен интегральный принцип единства (единство организации, ответственности, управления и обеспечения); только в рамках воздушно-космической обороны можно уверенно говорить о возможности создания нестратегической ПРО на театрах военных действий; ВКО невозможна без создания для государства глобальной системы разведки и контроля воздушно-космического пространства.
Формула построения системы ВКО существует?
Воздушно-космическая оборона - это комплекс общегосударственных и военных мероприятий, боевого применения войск (сил), способных вести борьбу с СВКН противника по единому замыслу и плану, под единым управлением в интересах предупреждения государственного и военного руководства, войск (сил) о воздушно-космическом нападении противника, снижения потерь и ущерба населению, экономическим и другим объектам, группировкам ВС от ударов с воздуха, из космоса и через космос. С военно-политической точки зрения ВКО России является одним из важнейших факторов стратегического сдерживания вероятных противников от развязывания против Российской Федерации крупномасштабной агрессии.
Материальной основой воздушно-космической обороны государства является система ВКО, представляющая по сути своей организационное (функциональное) и техническое объединение войск, сил и средств борьбы с воздушно-космическим противником, а также информационно-разведывательных систем, развернутых и действующих по единому замыслу и плану на земле, море, в воздухе и космическом пространстве с целью обеспечения наиболее эффективной защиты объектов, населения страны и группировок Вооруженных Сил от ударов с воздуха, из космоса и через космос.
Какие основные проблемы вы выделили бы при создании единой системы воздушно-космической обороны государства?
Их можно свести в несколько блоков. Первый составляют проблемы количественно-качественного соотношения сил. Общее экономическое отставание России от индустриально развитых государств обусловило такое же отставание в оснащении ВС. Особенно это ощутимо в наукоемких и дорогостоящих вооружениях. В условиях, когда приоритеты войны определенно сместились в воздушно-космическую сферу, хотелось бы, чтобы наметилась тенденция увеличения сил и средств ВКО для решения задач в данной сфере. Оснащенность ВВС современной авиационной и радиолокационной техникой не превышают 50 %. Результатом такого отставания стал факт, что на любом стратегическом направлении потенциальный противник имеет 3- и даже 4- кратное превосходство в силах, применяемых в воздушно-космической сфере.
Второй блок составляют информационные проблемы. Они обусловлены новой закономерностью вооруженной борьбы, показывающей, что как исход вооруженной борьбы в целом, так и исход борьбы в воздушно-космическом пространстве в частности, зависит от результатов информационной борьбы конфликтующих сторон.
Третий блок - проблемы организационные. Годы реформ привели к тому, что организационная структура сил и средств ВКО России стала еще более сложной и громоздкой. При этом не стало единого оперативного органа для планирования воздушно-космической обороны, управления всеми силами ВКО и, в конечном счете, отвечающего за результат действий сил ВКО. Отсюда огромные сложности в организации борьбы в воздушно-космическом пространстве. Хотя аналог совместного применения всех сил и средств, участвующих в борьбе с воздушным противником на стратегическом направлении уже у нас есть. Это - объединенное командование авиации и ПВО на стратегическом направлении. Там все задачи комплексного поражения воздушного противника в воздухе и на земле решаются под руководством единого войскового начальника. Этот опыт целесообразно распространить.
Четвертый блок проблем - развитие инфраструктуры. Силы ВКО, как никто другой, "привязаны" к элементам инфраструктуры. Это аэродромы, позиции, пункты управления, арсеналы, склады, полигоны, коммуникации и т. д. Причем оперативное оборудование территории в интересах ВКО должно быть осуществлено заблаговременно. Оно должно обеспечивать стратегический маневр силами между стратегическими направлениями.
А теперь о том, какие основные задачи стоят перед ВВС в ближайшей перспективе.
Они определяются принятыми решениями Президента России в области военной реформы и утвержденной структурой ВВС в рамках трехвидовой структуры ВС РФ на ближайшие 5-8 лет. Это прежде всего:
увеличение суммарного боевого потенциала ударной авиации за счет модернизации и оснащения более мощным ракетно-бомбовым вооружением;
создание единой, интегрированной зенитной ракетной системы для эффективного прикрытия стратегически важных объектов государства и районов дислокации группировок Вооруженных Сил;
реализация федеральной целевой программы по созданию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства для информационного обеспечения органов управления, высшего военно-политического руководства государства;
проведение в самое короткое время, как позволит бюджетное финансирование, перевооружения соединений и частей, особенно постоянной готовности, на новейшие образцы и достижение боевых возможностей всей группировки ВВС мирного времени, которые бы позволяли решать задачи в локальных и региональных войнах;
выполнение запланированных мероприятий по совершенствованию организационно-штатной структуры некоторых родов войск, созданию резерва ВВС, завершение организационных мероприятий и организация боевой подготовки соединений и частей армейской авиации;
продолжение наращивания научного потенциала военно-учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, завершение важнейших НИОКР по перспективному вооружению и военной технике, выполнение мероприятий по созданию системы воздушно-космической обороны, которая должна объединить все силы и средства для решения задач в воздушно-космическом пространстве.
Вы являетесь членом совета директоров Концерн ПВО "Алмаз-Антей". С какими трудностями сталкивается холдинг в своем становлении?
Я разделил бы их на две группы. Внутренние трудности определяются тем, что в стране впервые формируется такой холдинг, однако федерального закона о холдингах еще нет. Мне бы хотелось остановиться на внешних трудностях, которые связаны с продукцией военного назначения. Всем понятно, что в ходе "группирования производства" в интегрированный холдинг будет осуществляться своего рода выбраковка неэффективных, технологически отсталых предприятий. Это очень болезненный вопрос. В решении этой проблемы будут активно участвовать и регионы, т.к. некоторые предприятия являются градообразующими.
Что касается продукции военного назначения, то для концерна чрезвычайно важно в ближайшем будущем определиться, на базе каких сил и средств ПВО будет организовываться единая система ВКО государства. Если будет активизирована работа по реализации Указа Президента РФ о создании системы ВКО государства с точки зрения конкретизации производства типов вооружения и военной техники, то это существенно облегчит работу всех предприятий концерна.
Уже спланирована совместная работа руководства концерна с главным командованием ВВС, ВМФ, начальником войсковой ПВО Сухопутных войск о выработке основных положений поэтапного решения данной проблемы. Первый этап - научно- методологическое обоснование структуры единой системы ВКО, а второй - обоснование требуемых типов вооружений совместно с научно-производственными предприятиями концерна и НИУ Минобороны.
Следующий момент. Эффективность боевых действий аэродинамических средств существенно зависит от космических систем. А все эти силы сейчас распылены по нескольким военным ведомствам: ВВС, войсковая ПВО, силы ПВО флота, Космические войска. Ярко выраженный ведомственный характер негативно влияет на техническую политику в области заказов НИОКР и закупок вооружений, а потому следует упорядочить распределение бюджетных средств на создание новых типов вооружений.
По моему мнению, перед Концерном в настоящее время стоят несколько важнейших задач: глубокое изучение научно-производственного потенциала всех предприятий, входящих в Концерн, и, при необходимости, реструктуризация избыточных мощностей; обоснование финансовых ресурсов для технического перевооружения отдельных предприятий; устранение внутренней конкуренции между предприятиями в рамках выполнения гособоронзаказа и экспортных поставок; создание приемлемой схемы управления и взаимодействия со всеми дочерними и зависимыми предприятиями; выработка стратегических направлений по производству вооружения и военной техники ПВО в интересах гособоронзаказчика и инозаказчика.
Несколько слов об укреплении сотрудничества Концерна ПВО с гособоронзаказчиком. Такими направлениями могут быть: взаимное согласование вопросов при формировании гособоронзаказа, т.к. в этом заинтересованы обе стороны одинаково; участие наших представителей в работе научно-методических конференций и заседаний научно-технических советов холдинга; привлечение на проводимые учения и боевые стрельбы представителей от заводов-производителей; совместное и тесное сотрудничество при внедрении новейших технологий в производство ВВТ; проведение выездных (полигонных) заседаний совета директоров холдинга для выработки оптимальных решений, в том числе при возникновении конфликтных ситуаций.
Некоторый опыт уже имеется. Руководство Концерна ПВО и руководители многих предприйтий приняли участие в боевых стрельбах, проведенных в ходе учений "Боевое содружество". Особо следует сказать о созданной структуре в Правительстве России под руководством Бориса Алешина, которая, на мой взгляд, еще больше укрепит взаимодействие ОПК и ВС.
По опыту боевых действий для достижения поставленных целей решающее значение имеют СВКН. Каковы ваши взгляды на перспективы развития вооружений и военной техники ПВО в интересах воздушно-космической обороны государства?
Приоритетные направления развития ВВТ ПВО определяются следующими факторами: ролью ПВО (ВКО) в обеспечении военной безопасности России и основными положениями военной доктрины; приоритетными направлениями дальнейшего совершенствования системы ПВО (ВКО) государства, Объединенной системы ПВО стран СНГ; современными способами и формами военных действий при решении задач ПВО (ВКО); тенденцией повышения спроса на международном рынке на вооружение и военную технику ПВО.
Исходя из финансовых возможностей, в ближайшем будущем основными направлениями развития ВВТ ПВО следует считать модернизацию стоящих на вооружении комплексов ЗРВ и РТВ, ее ремонт и текущее обслуживание для поддержания в боеготовом состоянии. В интересах национальной системы ПВО (ВКО) следует дополнительно осуществлять разработку более эффективных сил и средств ПВО и производство этих комплексов для поставки их на вооружение в соответствии с требованиями госзаказчика.
Для придания системе ПВО (ВКО) государства характера противоракетной обороны и использования накопленного разработчиками ЗУР ПРО научно-технического задела в составе ЗРК единой ЗРС необходимо иметь специальные модули ПРО в виде отдельных ПУ со специальными ракетами. Производство ЗУР осуществлять в ближайшем будущем для существующих комплексов с необходимой унификацией для исключения параллелизма.
Важным аспектом сохранения научно-технического потенциала разработчиков и производителей является поддержание экспортных направлений: модернизация ЗРС С-З00ПМУ (2.3), "Бук-М2", "Тор-М1" и др.
Нельзя не отметить важнейшую роль в построении системы ВКО государства средств РЭБ и систем радиолокационной разведки в интересах огневых средств поражения.
Опубликовано 1 января в выпуске № 5 от 2003 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?