16 декабря, 2012
Особенности борьбы с перспективными СВН
Главенствующее место в крупномасштабных военных проектах США и их союзников отводится проблемам обеспечения информационного превосходства над противником и использования научно-технических достижений в интересах преобразования традиционных способов ведения боевых действий и значительного повышения их эффективности через разработку новых оперативных концептуальных принципов, организационных структур и систем вооружения.
Информационное превосходство означает способность эффективно осуществлять сбор, обработку, использование и защиту информации, а также противодействовать подобным мероприятиям противника. Предписывается иметь в этом не простой перевес, а подавляющее превосходство.
Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов (ЛВВК) конца XX – начала XXI века однозначно указывает на основную опасность – воздушное нападение современными средствами авиации и высокоточного оружия (ВТО) с выводом из строя ключевых объектов инфраструктуры. Высокоточному оружию – крылатым ракетам воздушного и морского базирования средней и большой дальности в обычном снаряжении, беспилотным летательным аппаратам (БЛА), средствам поражения класса «воздух-поверхность» – корректируемым авиационным бомбам (КАБ), самонаводящимся и управляемым ракетам (УР) принадлежит ведущее значение в обычных войнах будущего.
Однако решающую роль в достижении конечных целей операции и вооруженного конфликта в целом авиация может сыграть лишь при условии завоевания и прочного удержания в ходе всего конфликта превосходства в воздухе на данном театре военных действий. Успешное решение этой задачи невозможно без проведения комплекса мероприятий по преодолению системы воздушно-космической обороны (ВКО) противоборствующей стороны.
В современных условиях наибольшую сложность представляет преодоление силами воздушно-космического нападения (СВКН) воздушно-космической (противовоздушной) обороны неприятеля. По определению американских военных специалистов, преодоление системы ПВО – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности выхода ударных самолетов на цель. Он включает выбор маршрута и профиля полета, подавление заранее разведанных и вновь выявленных элементов системы ПВО, организацию радиоэлектронного (РЭ) прикрытия ударных групп боевых летательных аппаратов (ЛА).
Способы действий СВКН по преодолению системы ПВО непрерывно совершенствуются и насыщаются новыми приемами по мере поступления на вооружение новых средств ПВО, но основными из них остаются три следующих: уклонение, нейтрализация и подавление. До Балканской войны 1999 г. в Югославии в способе уклонения преимущественно применялись тактические приемы – использование малых и предельно малых высот (МВ и ПМВ), а также скрытности полета, в нейтрализации – постановка РЭ помех и снижение радиолокационной (РЛ) и тепловой заметности ЛА, в подавлении – огневое поражение средств ПВО.
Цель не в том, чтобы стать абсолютно невидимым для активных огневых элементов системы ПВО, а в том, чтобы сократить дальность обнаружения до такой, когда противник уже не сможет выполнить перехват быстролетящего боевого ЛА.
Но результаты боевых действий в зоне Персидского залива (1991 г.) – потери авиации многонациональных сил от стрельб ЗРС малой дальности (МД) «Оса» в режиме ТВК в видимом поддиапазоне оптических волн (только Великобритания потеряла шесть действовавших на МВ ударных самолетов «Торнадо.GR1») и от огня переносных ЗРК (тактический истребитель-невидимка F-117A «НайтХоук» ВВС США был уничтожен 20 января 1991 г. иракским ПЗРК «Игла») – привели к тому, что пилотируемая авиация изменила тактику в пользу повышения безопасности за счет проведения воздушных миссий со средних высот.
В небе над Югославией на третьи сутки боевых действий воздушной наступательной операции «Решительная сила» 27 марта 1999 г. в 20.55 американский F-117A «Ночной Ястреб» был сбит ракетами 5В27 сербского ЗРК МД С-125М «Нева» в 32 км от Белграда в районе деревни Будановцы. При этом зрдн С-125М сопровождал цель по данным тепловизора фирмы «Филипс» – в инфракрасном (ИК) поддиапазоне оптических волн. По сообщениям сербов, еще один ЛА-невидимка – F-117А был потерян ВВС США от огня ПЗРК «Игла» 5 апреля 1999 г. во время атаки телебашни «Црвени Кот».
В 1991 г. носители новых военно-технических идей были поставлены перед следующим фактом. В войне высоких технологий в Персидском заливе вся современная боевая пилотируемая авиация выше 10 тыс. м вообще не летала. Разведку в интересах ударных сил (в том числе и радиотехническую с установлением координат включившихся в работу средств ПВО) вели космические аппараты. Из зон дежурства в воздухе, сдвинутых глубоко на свою территорию, им помогали специализированные самолеты, не имевшие оружия и средств индивидуальной защиты. Стратосферный перехват – дорогостоящая реализованная в металле идея не нашла своего применения в боевых условиях.
В Боснийском конфликте 1999 г. с учетом опыта иракских событий пилотируемые боевые самолеты при выполнении миссий действовали на высотах выше 10 тыс. м и в способе преодоления системы ПВО уклонение применяли приемы тактики: использование превышающей число Маха скорости и скрытности полета посредством низкой информационной заметности (радиолокационной планера, тепловой двигателей, бортовых радиоизлучателей обмена данными и управления оружием с малой вероятностью перехвата, радионавигационной бортовых РЭ средств обеспечения самолетовождения в сложных метеорологических условиях днем и ночью).
Локхид F-117 «Найт Хок» – американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет фирмы Lockheed Martin. В середине 2008 г. cамолеты этого типа были полностью сняты с вооружения
Фото: US AIR FORCE
Бомбометание КАБ GBU-32JDAM малозаметными стратегическими бомбардировщиками В-2А «Спирит» производилось с высот порядка 12 тыс. м при информационной поддержке самолетов дальнего РЛ обнаружения и управления (ДРЛО и У) Е-3А «Сентри» системы АВАКС. Высоты полетов B-2А на маршруте в район оперативного предназначения и в ходе сброса бомб были 12 тыс. м. Для бомбардировщиков «Лансер» B-1B эти величины составляли 6,4–7,0 км и более 10 км соответственно.
Наведение ВТО КАБ GBU-39 и JDAM GBU-32 на цели осуществлялось с помощью навигационной спутниковой системы NavStar/GPS. Экипаж ЛА-носителя выполнял взлет без данных о поражаемом объекте. Координаты цели для атаки с воздушного командного пункта (КП) – корабля ЕС-130Е АВССС – передавались во время полета и поступали по команде летчика из бортового радиоэлектронного оборудования наносящего удар самолета в КАБ.
То есть в способах преодоления системы ПВО противоборствующей стороны ударной управляемой пилотами авиации в ЛВВК последних десятилетий наблюдается новый тактический прием – применение боевыми ЛА с малой информационной заметностью, осуществляющими полет на высотах более 10–12 км со сверхзвуковой скоростью, высокоточных управляемых авиабомб (УАБ) с наведением по сигналам навигационной спутниковой системы GPS/NavStar при поддержке разведданными кораблей ДРЛО и У Е-3А «Сентри» системы АВАКС.
При этом функции прикрытия ударных ЛА B-2А и B-1B от истребителей противника и завоевания господства в воздухе (огневого подавления УАБ GBU-32 JDAM наземных радиолокаторов обнаружения и контроля воздушного пространства, нарушения системы управления и связи неприятеля, поражения активных средств ПВО, блокирования и уничтожения авиации на аэродромах) возлагаются на малозаметные многофункциональные истребители пятого поколения F-22А «Рэптор».
Тактика боевого применения многоцелевых истребителей F-22А предписывает выполнение ими боевых задач на высоте выше на 4,5 тыс. м зоны действия истребителей четвертого поколения (ниже 10 тыс. м) противоборствующей стороны, где самолеты «Рэптор» используют преимущества сверхзвукового крейсерского полета. Продолжительность боевых вылетов при этом не должна превышать 2,5 часа.
Обязательным условием выполнения боевых миссий авиационными соединениями ударных бомбардировщиков B-2А «Спирит» (в составе ВВС США 20 единиц), B-1В «Лансер» (на вооружении Пентагона 64 машины) и многоцелевых истребителей F-22А «Рэптор» (в ВВС США имеется 181 самолет различных модификаций) является обеспечение пилотов наиболее полной информацией о ситуационной обстановке в районе проведения операции.
С этой целью задействуются корабли ДРЛО и У Е-3А «Сентри» системы Airborneearly Warning and Control System, на которые стекаются все данные со спутников, с наземных радиолокаторов и бортовых радаров находящихся в воздухе ЛА (например самолетов РЛ разведки и целеуказания Е-8С системы «Джистарс», кораблей обнаружения и идентификации включившихся в работу средств ПВО контроля воздушного пространства, РЭС радиосвязи и навигации ЕС-130Е «Коммандо Соло» модификаций «Компас Колл» и «Ривет Райдер»).
Самолет также имеет собственную РЛС с большой дальностью действия и высокой зондирующей мощностью луча. Производительность центральной суперЭВМ на борту воздушного судна системы АВАКС реализует назначение ударным самолетам целей, предупреждение боевых ЛА о попытках атаки истребителями противника, сопровождение до конечных пунктов выпущенных ударными самолетами ракет.
То есть носителю ВТО не нужно включать БРЛС. Его задача – доставить УР или КАБ поближе к территории неприятеля и преодолеть систему его противовоздушной обороны. В этой обстановке исполнителей в меньшей степени сдерживают факторы «техника» и «оружие», в большей – информационный голод. В современном бою побеждает тот, кто дальше видит и точнее стреляет. А это электроника. Руководить самолетами во всеракурсном и динамичном бою без воздушных командных пунктов, с устаревшими средствами боевого управления очень трудно. Истребителям противоборствующей стороны приходится воевать вслепую, за пределами своего радиолокационного поля (но в пределах РЛ поля мощной бортовой РЛС воздушного корабля системы АВАКС).
Результаты исследований аналитиков Lockheed Martin и ВВС США дают оценку относительных потерь при условии соразмерного уровня подготовки пилотов F-22А в воздушном бою с истребителями семейств Су-27 (МиГ-29) – 1 к 30. Математическое моделирование британского Агентства военных исследований и оценок (British Defence Evaluationand Research Agency) воздушных боев истребителей поколения «4++» Су-35 с истребителями пятого поколения «Рэптор» выглядит более оптимистично – соотношение боевых потерь Су-35 к F-22А составило 10,1:1. То есть на один сбитый американский F-22А придется более десяти истребителей Су-35.
Выводы военных специалистов Пентагона основываются на следующем. Можно иметь самолет, оружие, летчика, но не иметь данных о противнике, изготовившемся к бою. Тогда все заложенные в боевой комплекс возможности остаются нереализованными.
Для того чтобы американские пилоты достигали превосходства в воздухе над летчиками противоборствующей стороны, им требуется малозаметный истребитель, обладающий преимуществом над неприятелем за счет первого выстрела, обеспечиваемого РЛС с большой дальностью действия и возможностью координации данных, поступающих от внешних датчиков.
B-2 «Спирит» – американский тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик, разработанный компанией Northrop Grumman
Фото: US AIR FORCE
Следовательно, на первый план борьбы с ударными бомбардировщиками «Спирит» и многоцелевыми истребителями «Рэптор», изготовленными с использованием элементов технологии «Стелс», выходят многоканальные ЗРС дальнего действия. То есть системы с радиокомандным телеуправлением зенитной управляемой ракетой (ЗУР) второго вида на конечном участке полета и с возможностью стрельбы в режиме «РАД» – априорной дальности (с получением дальности до цели по точке подрыва первой ЗУР в очереди).
«Стелс» (в переводе с английского – незаметный, тайный) – метод маскировки боевых ЛА посредством специально разработанной конструкции фюзеляжа, позволяющий рассеивать радиоволны РЛС и таким образом незамеченным проникать в воздушное пространство противника.
Поверхность самолета собирают из нескольких тысяч плоских треугольников специального радиопоглощающего материала. Главная цель такой поверхности – отражать излучения (потому, что добиться полного поглощения волн независимо от угла их падения технологически очень сложно) так, чтобы отраженный сигнал не вернулся туда, откуда он пришел.
Выполненный с использованием элементов технологии «Стелс» планер самолета практически не заметен для радаров сантиметрового диапазона радиоволн на удалении нескольких сотен километров и становится видимым при приближении ЛА на расстояние 40–70 км. Таким образом, самолет-невидимка будет радиолокационно заметным для бортового координатора (радиопеленгатора) ЗУР ЗРС ДД, подлетающей к нему, на конечном участке полета ракеты.
При стрельбе на большие дальности для получения требуемой точности наведения ракеты на цель применяется комбинированное управление ЗУР. Вариант комбинированной системы управления ракетой – радиокомандная система телеуправления ЗУР первого вида (когда измерение текущего местонахождения обстреливаемого ЛА производится непосредственно наземным пунктом наведения – ПН) на начальном и среднем участках траектории и радиокомандная система телеуправления ракетой второго вида (в случае измерения текущих координат цели ПН и бортовым координатором ЗУР с последующей их передачей на ПН) на конечном участке полета.
При подобной комбинации систем телеуправления с момента начала функционирования бортового радиопеленгатора в модуль выработки команд наземного ПН поступает информация одновременно от станции слежения за целью и ракетой, а также бортового координатора ЗУР. На основе сравнения сформированных команд по данным каждого источника решается задача сопряжения траекторий и повышения точности наведения ракеты на цель.
Такой способ комбинации систем управления получил название бинарного. Он реализован на наземной ЗРС дальнего действия (ДД) С-300ПМУ1 и С-300Ф «Риф» (корабельного базирования) с максимальной дальностью стрельбы до 150 км по аэродинамическим ЛА, а также ЗРС ДД С-300ПМУ2 «Фаворит» (наземного базирования) и на корабельных С-300ФМ «Риф-М» с предельным рубежом обстрела аэродинамических целей 220 км.
Действенность стрельбы зрдн МК ЗРК ДД С-300ПМУ2 (С-300ФМ, С-300Ф, С-300-ПМУ1) при выполнении боевой задачи по отражению удара высокоскоростных малозаметных в сантиметровом отрезке радиоволн СВН (количественный критерий эффективности стрельбы зрдн по одиночной цели – вероятность ее поражения) определяется точностью и своевременностью выдачи целеуказания (ЦУ) с автоматизированного КП группы зрдн, а также числовой величиной параметра обстреливаемого ЛА относительно радиолокатора подсвета и наведения (РПН).
Для стрельбы на дальнюю границу зоны поражения в 220 км по совершающему полет на высоте 10–15 км со скоростью 500 м/с СВН, принимая во внимание работное время зрдн 25 с и время полета ЗУР со скоростью 1000 м/с до дальней границы зоны поражения – 220,5 с, потребная дальность обнаружения ЛА средствами разведки группы зрдн ЗРК «Фаворит» должна быть не менее 350 км.
Реальный же рубеж наблюдения ЛА с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) 0,1 кв. м (к примеру F-22А) сантиметровых радиолокатора обнаружения и всевысотного обнаружителя ЗРС С-300ПМУ2 составляет не более 70 км.
Традиционные активные низкочастотные (метрового и дециметрового диапазонов радиоволн) РЛС, эффективные по дальности обнаружения малозаметных в см-радиодиапазоне воздушных объектов (ВО), сильно ограничены в функционировании: существенно демаскируют разведывательные элементы системы ПВО своим излучением, подавляются РЭ и огневыми средствами РЭБ, имеют ограниченную пространственную разрешающую способность, что затрудняет обличение находящихся рядом самолетов групповых целей и распознавание наблюдаемых ЛА.
Один из путей решения проблемы обеспечения требуемой дальности и непрерывности сопровождения ВО без использования активной радиолокации – комплексная обработка совокупности сигналов пассивных видимых и инфракрасных (ИК) каналов радиометров оптических волн, наблюдающих цели по отражению ими солнечного света в дневное время (отражению переотраженного Луной и звездами света Солнца ночью), а также по их собственному ИК-излучению.
Выполнение боевых миссий малозаметными в см-диапазоне радиоволн ЛА «Спирит» В-2А и «Рэптор» F-22А на высоте больше 10–12 км вызовет появление демаскирующих признаков нахождения бомбардировщиков и многоцелевых истребителей в воздушном пространстве – инверсных (конденсационных, инверсионных) следов их авиадвигателей – искусственных перистых облаков (в метеорологической классификации перисто-кучевые «дорожные» – Cirrocumulustractus), наблюдаемых невооруженным глазом (для условий идеальной атмосферы) на удалении более 277 км.
Тогда одним из возможных нетрадиционных (нестандартных) способов обнаружения, измерения координат местонахождения, вычисления параметров движения и распознавания ВО (самолетов-невидимок В-2А и F-22А) имеет смысл рекомендовать способность определения видимыми и ближними ИК-каналами оптико-электронных станций (ОЭС) траектории движения ЛА в воздушном пространстве по возмущенной области атмосферы, называемой спутным следом, который свидетельствует о происходящих в атмосфере при взаимодействии ВО с внешней средой сложных физических явлениях и образуется в основном реактивными струями авиадвигателей.
Конденсационные следы Cirrustraktus (Citrac) – это искусственные перистые облака, возникающие за ВО вследствие конденсации водяного пара, вылетающего из силовой установки.
Сразу после прохождения самолета выглядят в виде прожилки в небе. В течение 20–30 минут превращаются в широкие полосы в виде лент или приобретают очертания овечьей шкуры. Следы авиадвигателей ЛА наблюдаются на больших высотах в условиях очень низких температур (меньше, чем минус 40°C), при которых вода превращается в лед, не успевая испариться, то есть как итог мгновенной конденсации и кристаллизации влаги.
Наиболее благоприятные условия возникновения искусственного облака «след самолета» существуют при наличии инверсии вертикального градиента температуры в атмосфере (на высотах более 6000 м), когда воздух выше слоя инверсии поднимается вверх, но в нем недостает центров конденсации, которые обильно поставляет сгорающее авиационное топливо.
Инверсный след образуется не сразу за самолетом, так как для насыщения воздуха паром необходимо, чтобы воздух от двигателей охладился (за счет ИК-излучения и турбулентности) до температуры окружающей среды, а за это время ВО успевает переместиться на некоторое расстояние (как правило, 200–300 метров).
Выполненные расчеты предельного рубежа обнаружения инверсного следа авиадвигателя ЛА на фоне безоблачного неба размещенными на высоте 2500–3000 м сенсорами ближнего ИК и видимого спектральных каналов обзорно-прицельной ОЭС дают право утверждать о возможности сопровождения малозаметных высокоскоростных ВО по критериям инверсионных следов их силовых установок БЛА вертолетного типа на дальности более 300 км и реализации потребного рубежа обнаружения сверхзвуковых самолетов-невидимок в 350 км при условии патрулирования вертолетных дронов на удалении около 50 км от наземного (корабельного) пункта управления (ПУ).
По сравнению с самолетными основное достоинство необитаемых геликоптеров – возможность вертикального взлета-посадки с использованием небольших площадок, в том числе с борта морских судов, а также способность зависания над заданной точкой.
Применительно к теме статьи интерес представляют летающие роботы вертолетного типа с временем нахождения в воздухе более 2,5 часа (так как продолжительность боевых вылетов F-22А не превышает 2,5 часа) на высоте выше 2,5–3 км (с целью исключения влияния естественных природных облаков на процесс разведки инверсных следов авиадвигателей ЛА-невидимок спектральными каналами бортовой ОЭС), с радиусом действия более 50 км (так как условием сопровождения малозаметных ВО по критериям инверсионных следов их силовых установок является патрулирование необитаемых геликоптеров на удалении 50 км от наземного ПУ) при полезной нагрузке 20–50 кг (как правило, вес ОЭС воздушного базирования легче 50 кг).
То есть в беспилотном авиационном комплексе (БАК) должны использоваться вертолетные мини- и мидиБЛА малой и средней дальности действия, способные барражировать на высоте выше 2,5 тыс. м в течение более 2,5 часа. Дополнительно следует учитывать возможность палубного базирования (взлета/посадки в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах), применения в двигательной установке отечественных горюче-смазочных материалов (октановое число топлива), используемую бортовую аппаратуру навигации и связи, а также количество и квалификацию обслуживающего персонала.
С целью точного определения координат местонахождения контрастного светоотражателя (переднего среза инверсного следа), вычисления параметров движения, формирования трассы и распознавания класса ЛА по техническим демаскирующим признакам работающих двигателей необходимо организовать многопозиционную информационно-аналитическую ОЭ систему разведки и ЦУ из территориально распределенных приемных постов солнечной радиации воздушного базирования с обзорно-прицельными сенсорами ближнего ИК- и видимого оптического диапазонов.
Под беспилотной авиационной системой (UAS) подразумевается инфраструктура в виде взлетно-посадочных полос, систем запуска и возвращения БЛА (UAV), стартовых площадок, аэродромных команд, средств обеспечения самих летающих роботов и наземных ПУ с командой квалифицированных операторов. К примеру, в составе БАК «Радар ММС» в мобильном варианте находятся передвижной наземный ПУ, три беспилотных вертолета ДПВ-500, кран для погрузки и выгрузки необитаемых геликоптеров, транспортно-эксплуатационная машина, а также сменные комплекты целевого бортового оборудования.
Видеосистема наблюдения самолетов по критериям инверсных следов их двигателей – совокупность оптической и РЭ аппаратуры, устанавливаемой на борту вертолетного БЛА и позволяющей производить съемку воздушного пространства выше природных облаков, преобразование оптических кадров изображений в электрические сигналы, осуществлять накопление, хранение и передачу данных на ПУ по цифровым (аналоговым) радиолиниям.
В состоящем из трех разнесенных приемных постов с СОН воздушного базирования высокомобильном многопозиционном ОЭ БАК «Радар ММС» разведки и ЦУ могут быть реализованы три режима живучести при обеспечении разведданными КП группы зрдн «Фаворит» бригады ВКО.
Первый вариант (штатный) предусматривает функционирование наземного (корабельного) ПУ и всех трех вертолетных БЛА ДПВ-500 с бортовыми ОЭС и обеспечивает определение трех пространственных координат светоотражателя с ошибкой расчета дальности 64 м на удалении 300 км от базы (при условии наблюдения объекта разведки с максимальным углом между линиями визирования воздушных приемных постов посредством ориентирования БАК).
Второй режим живучести (выход из строя одного из приемных постов воздушного базирования или отсутствие обмена данными с ПУ) предполагает нормальную работоспособность ПУ и двух вертолетных автоматических машин ДПВ-500 с бортовыми ГОЭС и осуществляет формирование плоскостных координат и высоты местонахождения источника солнечной радиации, при этом достигается точность вычисления дальности 64 м на расстоянии 300 км (если обеспечено измерение угловых координат светоотражателя с предельно допустимым углом пересечения пеленгов с приемных позиций путем оперативного маневрирования беспилотных вертолетов БАК).
И наконец, минимальный по информативности вариант живучести (выход из строя двух приемных пунктов воздушного базирования или отсутствие обмена данными каждого из них с ПУ), который дает на КП зрдн «Фаворит» лишь сведения об угловых координатах источника искусственного облака типа «след самолета» для стрельбы в режиме «РАД» – априорной дальности (с получением дальности до цели по точке подрыва первой ЗУР в очереди).
Если многопозиционный ОЭ БАК разведки и ЦУ реализует потребный рубеж обнаружения высокоскоростных малозаметных боевых ЛА в 350 км при условии патрулирования вертолетных БЛА (приемных постов) на удалении около 50 км от наземного ПУ, а КП зрдн ЗРК С-300ПМУ2 в позиционном районе располагаются не далее 20–25 км от ПБУ группы зрдн «Фаворит» (в одной шестиградусной зоне системы координат Гаусса-Крюгера), то наземный ПУ многопозиционного угломерного БАК целесообразно размещать на позиции ПБУ группы зрдн С-300ПМУ2.
При этом необходимо предусмотреть канал связи оповещения группы зрдн ЗРК ДД «Фаворит» – обеспечения разведывательной (грубой) РЛ информацией, источником которой следует задействовать комплекс пассивной локации и РТ разведки 85В6-А «Вега» со станциями РТР 85В6В «Орион-1», реализующими в диапазоне рабочих радиочастот 0,03-1 ГГц прием радиосигналов и пеленгацию средств связи (радиоразведку). В Балканской войне 1999 г. информацию оповещения о начале удара авиации ОВВС НАТО (о взлете самолетов с аэродромов базирования) силы и средства ПВО Сербии получали от радиолюбителей (разведка КВ- и УКВ-радиодиапазонов).
Таким образом, в изложенных выше рекомендациях произведена попытка обоснования рациональной практичности нетрадиционного способа разведки воздушных целей (самолетов-невидимок B-2А и F-22А при применении ими нового тактического приема преодоления системы ВКО неприятеля – бомбометание с высот более 10–12 км высокоточных УАБ с наведением по сигналам спутниковой навигационной системы NavStar/GPS) по критериям инверсных следов их авиадвигателей, определяемым видимыми и ближними ИК-каналами обзорно-прицельных ОЭС воздушного базирования многопозиционного БАК с двухуровневым принципом уточнения координат.
Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что существует реальная возможность ведения эффективной борьбы с малозаметными стратегическими бомбардировщиками «Спирит» и многофункциональными истребителями пятого поколения «Рэптор» бригадами ВКО, имеющими на вооружении ЗРС ДД с радиокомандным телеуправлением ЗУР второго вида на конечном участке маршрута (комбинированным бинарным управлением) и возможностью стрельбы в режиме «РАД» – априорной дальности (с получением дальности до цели по точке подрыва первой ракеты в очереди), которые реализованы на наземной ЗРС ДД С-300ПМУ1 и С-300Ф «Риф» (корабельного базирования) с максимальной дальностью стрельбы 150 км по аэродинамическим ЛА, а также ЗРС ДД С-300ПМУ2 «Фаворит» (наземного базирования) и корабельной ЗРС С-300ФМ «Риф-М» с предельным рубежом обстрела аэродинамических целей 220 км.
Действительность стрельбы зрдн ЗРК С-300ПМУ2 (С-300ФМ, С-300Ф, С-300ПМУ1) при выполнении боевой задачи по отражению удара высокоскоростных малозаметных в см-отрезке радиоволн СВН определяется своевременностью и точностью выдачи ЦУ с АКП группы зрдн, для реализации которых следует задействовать перспективный высокомобильный многопозиционный оптико-электронный комплекс (БАК) из территориально распределенных приемных постов на вертолетных БЛА ДПВ-500 с бортовыми обзорно-прицельными ОЭС.
Опубликовано 16 декабря в выпуске № 6 от 2012 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?