Военное строительство
1 января, 2002
Баталии вокруг воздушно-космического щита
По мнению военно-политического руководства США, в реализации основной оперативно-стратегической концепции вооруженных сил США в ХХI веке - "достижение всеохватывающего превосходства над противником" - исключительно возрастет роль средств воздушного нападения. Официальными нормативными документами НАТО определено, что силы и средства воздушного нападения способны решать задачи, ранее возлагавшиеся на ядерное оружие, и тем самым оказывать решающее влияние на ход и исход всей войны (вооруженного конфликта).
Декларации и реалии
В период с 1993 по 1997 гг. в России были условия для создания воздушно-космической обороны (ВКО). Однако реализация принципов построения единой системы ВКО РФ целенаправленно не проводилась.
На перспективах ее совершенствования не лучшим образом сказалась личная позиция некоторых руководителей Минобороны. Например, в ходе сокращения стратегических наступательных вооружений проблематичным стало существование РВСН в качестве вида Вооруженных сил. Для искусственного увеличения их значимости тогдашний министр обороны Игорь Сергеев принял решение о передаче в состав РВСН войск ракетно-космической обороны (РКО) из Войск ПВО.
Следствием такого изменения структуры ВС РФ явилось отстранение Главнокомандующего Войсками ПВО (в последующем - ВВС) от непосредственного руководства воздушно-космической обороной страны. При этом общее руководство ВКО со стороны Генерального штаба ВС РФ оказалось всего лишь лозунгом.
В июне 2001 г. было реализовано ранее принятое решение - войска ракетно-космической обороны из РВСН передали в состав Космических войск (КВ), но сути дела это не изменило. Надо сказать, что в ходе реформирования Вооруженных сил сокращение боевого и численного состава ПВО ВВС дошло до той грани, за которой основа воздушно-космической обороны - система ПВО может вообще перестать существовать. Сейчас значительная часть важнейших государственных объектов осталась без непосредственного прикрытия силами зенитных ракетных войск, а прекращение нарушения государственной границы воздушными судами с помощью сил истребительной авиации возможно лишь далеко в глубине территории Российской Федерации. Средства радиотехнических войск в течение полутора часов не видят над Россией даже самолет своего президента.
Перспектива третьего раздела сил и средств ПВО
Идея построения системы ПВО по военным округам и замысел объединения "наземной части" ВВС под эгидой Сухопутных войск, показавшие свою несостоятельность и в военное и в мирное время, по-прежнему витают в воздухе, и количество их сторонников отнюдь не уменьшилось. Новый импульс такому движению был дан в момент переформирования Главного управления Сухопутных войск в Главное командование вида Вооруженных сил.
При реализации этого направления может быть осуществлен тройной разрыв бывших Войск ПВО: между войсковой ПВО СВ, недавно образованными Космическими войсками и истребительной авиацией ВВС. Фактически это приведет к окончательной ликвидации главного принципа создания ВКО РФ - единой ответственности за борьбу со всеми средствами воздушно-космического нападения во всем диапазоне высот и скоростей над всей территорией РФ. Кроме этого, такой разворот в деле совершенствования структуры ВС РФ, системы управления ими, чреват потерей уже вложенных немалых финансовых средств в разработку единой АСУ ВВС, а также новым витком затрат на создание системы управления ПВО Сухопутных войск.
Ведомственность
В современных условиях основным фундаментальным направлением обеспечения полной реализации оперативных возможностей группировок ПВО является обеспечение максимальной технической и информационной совместимости АСУ ВВС и войсковой ПВО, независимо от реализованного принципа построения ПВО.
Сложившаяся на сегодня техническая политика в области заказов НИОКР и закупок вооружения ПВО, к сожалению, носит ярко выраженный ведомственный характер и проводится несколькими генеральными заказчиками. Следствием такой политики стала информационная и техническая несовместимость средств ПВО различных видов Вооруженных Сил, дублирование разработок по вооружению ПВО, рост его типажа, снижение уровня унификации вооружения ПВО и недостаточно эффективное использование потенциала научно-технической и производственной базы промышленности в условиях ее конверсии и сокращения ассигнований на военные расходы.
Сегодня необходимо четкое понимание того, что экономические возможности России принципиально не позволяют рассчитывать на параллельное развитие вооружения с близкими тактико-техническими характеристиками в различных видах Вооруженных Сил. Именно поэтому директивой Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2000 г. единым генеральным заказчиком систем, комплексов и средств ПВО России определен главнокомандующий ВВС. Но и это только полдела. Если по Указу Президента Российской Федерации 1993 г. главнокомандующий Войсками ПВО (а ныне, де факто, его преемником является главнокомандующий ВВС) должен осуществлять непосредственное руководство воздушно-космической обороной страны, то ему необходимо предоставить как силы, позволяющие решать эти задачи, так и полномочия по развитию вооружения и военной техники воздушно-космической обороны.
Оптимальной для качественно новых ВВС является оргструктура, основанная на принципе централизованного управления их объединениями со стороны главнокомандующего ВВС. При наличии же только оперативного подчинения, необходимости организации управления силами, выполняющими задачи ВКО в составе других видов ВС, на принципах взаимодействия, задачу ВКО государства не удастся успешно решить. Это совершенно невозможно в современных условиях, когда управлять такими силами и средствами необходимо в реальном масштабе времени, за считанные секунды. То же касается и разнотипного вооружения ВКО. Нынешнее состояние дел в этом вопросе позволяет констатировать: если нет единой идеологии, то нет и эффективного оружия, а есть колоссальные затраты денег налогоплательщиков на выполнение неоптимизированных заказов Вооруженных Сил.
Ориентиры
Только в прошлом году в Минобороны по проблемам воздушно-космической обороны для оценки состояния дел трижды работала комиссия Главного контрольного управления при президенте России. Одним из результатов ее работы стало поручение президента РФ правительству России, в котором предписывалось приступить к устранению недостатков, обнаруженных в реализации ранее принятых решений в области ВКО. Составлен перспективный план работы всех заинтересованных и имеющих отношение к ВКО ведомств. Документ утвержден председателем правительства России. На основе этого плана должны, наконец, родиться новые нормативные документы, как уточняющие ранее принятые решения, так и определяющие дальнейшие перспективы развития ВКО государства.
Казалось бы, лед тронулся, и есть определенное движение вперед. Вместе с тем, делу могут повредить еще сохраняющиеся старые амбиции и заблуждения внутри министерства обороны, и, прежде всего, в главном командовании сухопутных войск и Космических войсках. Хорошо известно, как нуждаются только что созданные органы военного управления в новых доктринальных подпорках и пересмотре существующих планов и концепций в свою пользу.
Декларации и реалии
В период с 1993 по 1997 гг. в России были условия для создания воздушно-космической обороны (ВКО). Однако реализация принципов построения единой системы ВКО РФ целенаправленно не проводилась.
На перспективах ее совершенствования не лучшим образом сказалась личная позиция некоторых руководителей Минобороны. Например, в ходе сокращения стратегических наступательных вооружений проблематичным стало существование РВСН в качестве вида Вооруженных сил. Для искусственного увеличения их значимости тогдашний министр обороны Игорь Сергеев принял решение о передаче в состав РВСН войск ракетно-космической обороны (РКО) из Войск ПВО.
Следствием такого изменения структуры ВС РФ явилось отстранение Главнокомандующего Войсками ПВО (в последующем - ВВС) от непосредственного руководства воздушно-космической обороной страны. При этом общее руководство ВКО со стороны Генерального штаба ВС РФ оказалось всего лишь лозунгом.
В июне 2001 г. было реализовано ранее принятое решение - войска ракетно-космической обороны из РВСН передали в состав Космических войск (КВ), но сути дела это не изменило. Надо сказать, что в ходе реформирования Вооруженных сил сокращение боевого и численного состава ПВО ВВС дошло до той грани, за которой основа воздушно-космической обороны - система ПВО может вообще перестать существовать. Сейчас значительная часть важнейших государственных объектов осталась без непосредственного прикрытия силами зенитных ракетных войск, а прекращение нарушения государственной границы воздушными судами с помощью сил истребительной авиации возможно лишь далеко в глубине территории Российской Федерации. Средства радиотехнических войск в течение полутора часов не видят над Россией даже самолет своего президента.
Перспектива третьего раздела сил и средств ПВО
Идея построения системы ПВО по военным округам и замысел объединения "наземной части" ВВС под эгидой Сухопутных войск, показавшие свою несостоятельность и в военное и в мирное время, по-прежнему витают в воздухе, и количество их сторонников отнюдь не уменьшилось. Новый импульс такому движению был дан в момент переформирования Главного управления Сухопутных войск в Главное командование вида Вооруженных сил.
При реализации этого направления может быть осуществлен тройной разрыв бывших Войск ПВО: между войсковой ПВО СВ, недавно образованными Космическими войсками и истребительной авиацией ВВС. Фактически это приведет к окончательной ликвидации главного принципа создания ВКО РФ - единой ответственности за борьбу со всеми средствами воздушно-космического нападения во всем диапазоне высот и скоростей над всей территорией РФ. Кроме этого, такой разворот в деле совершенствования структуры ВС РФ, системы управления ими, чреват потерей уже вложенных немалых финансовых средств в разработку единой АСУ ВВС, а также новым витком затрат на создание системы управления ПВО Сухопутных войск.
Ведомственность
В современных условиях основным фундаментальным направлением обеспечения полной реализации оперативных возможностей группировок ПВО является обеспечение максимальной технической и информационной совместимости АСУ ВВС и войсковой ПВО, независимо от реализованного принципа построения ПВО.
Сложившаяся на сегодня техническая политика в области заказов НИОКР и закупок вооружения ПВО, к сожалению, носит ярко выраженный ведомственный характер и проводится несколькими генеральными заказчиками. Следствием такой политики стала информационная и техническая несовместимость средств ПВО различных видов Вооруженных Сил, дублирование разработок по вооружению ПВО, рост его типажа, снижение уровня унификации вооружения ПВО и недостаточно эффективное использование потенциала научно-технической и производственной базы промышленности в условиях ее конверсии и сокращения ассигнований на военные расходы.
Сегодня необходимо четкое понимание того, что экономические возможности России принципиально не позволяют рассчитывать на параллельное развитие вооружения с близкими тактико-техническими характеристиками в различных видах Вооруженных Сил. Именно поэтому директивой Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2000 г. единым генеральным заказчиком систем, комплексов и средств ПВО России определен главнокомандующий ВВС. Но и это только полдела. Если по Указу Президента Российской Федерации 1993 г. главнокомандующий Войсками ПВО (а ныне, де факто, его преемником является главнокомандующий ВВС) должен осуществлять непосредственное руководство воздушно-космической обороной страны, то ему необходимо предоставить как силы, позволяющие решать эти задачи, так и полномочия по развитию вооружения и военной техники воздушно-космической обороны.
Оптимальной для качественно новых ВВС является оргструктура, основанная на принципе централизованного управления их объединениями со стороны главнокомандующего ВВС. При наличии же только оперативного подчинения, необходимости организации управления силами, выполняющими задачи ВКО в составе других видов ВС, на принципах взаимодействия, задачу ВКО государства не удастся успешно решить. Это совершенно невозможно в современных условиях, когда управлять такими силами и средствами необходимо в реальном масштабе времени, за считанные секунды. То же касается и разнотипного вооружения ВКО. Нынешнее состояние дел в этом вопросе позволяет констатировать: если нет единой идеологии, то нет и эффективного оружия, а есть колоссальные затраты денег налогоплательщиков на выполнение неоптимизированных заказов Вооруженных Сил.
Ориентиры
Только в прошлом году в Минобороны по проблемам воздушно-космической обороны для оценки состояния дел трижды работала комиссия Главного контрольного управления при президенте России. Одним из результатов ее работы стало поручение президента РФ правительству России, в котором предписывалось приступить к устранению недостатков, обнаруженных в реализации ранее принятых решений в области ВКО. Составлен перспективный план работы всех заинтересованных и имеющих отношение к ВКО ведомств. Документ утвержден председателем правительства России. На основе этого плана должны, наконец, родиться новые нормативные документы, как уточняющие ранее принятые решения, так и определяющие дальнейшие перспективы развития ВКО государства.
Казалось бы, лед тронулся, и есть определенное движение вперед. Вместе с тем, делу могут повредить еще сохраняющиеся старые амбиции и заблуждения внутри министерства обороны, и, прежде всего, в главном командовании сухопутных войск и Космических войсках. Хорошо известно, как нуждаются только что созданные органы военного управления в новых доктринальных подпорках и пересмотре существующих планов и концепций в свою пользу.
Михаил ХОДАРЕНОК,
обозреватель "Независимой газеты"
обозреватель "Независимой газеты"
Опубликовано 1 января в выпуске № 3 от 2002 года
Комментарии
- Комментарии
- Vkontakte
Добавить комментарий
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
ОПРОС
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?