1 января, 2006
Слияние льда и пламени
В 1997 г. Войска ПВО и ВВС были преобразованы в единый вид Вооруженных сил
Сутью военной реформы конца 1990-х гг. было значительное сокращение численности и переход Вооруженных Сил к новой видовой структуре. 16 июля 1997 г. президентом России Борисом Ельциным был подписан указ № 725 "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры".
ЧТО ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ
Президентским указом предписывалось:
"Преобразовать до 1 января 1998 г.:
Ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы и войска ракетно-космической обороны Войск противовоздушной обороны в вид Вооруженных Сил Российской Федерации – Ракетные войска стратегического назначения, состоящие из ракетных армий, воинских частей и учреждений запуска и управления космическими аппаратами, объединений и соединений войск ракетно-космической обороны.
Управление главнокомандующего Сухопутными войсками – в Главное управление Сухопутных войск, управления ракетных войск и артиллерии ВС РФ, войсковой противовоздушной обороны ВС РФ, армейской авиации.
… До 1 января 1999 г.:
преобразовать Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны в вид Вооруженных Сил Российской Федерации – Военно-воздушные силы;
придать военным округам статус оперативно-стратегических (оперативно-территориальных) командований ВС РФ на соответствующих стратегических направлениях. Возложить на военные округа в пределах их границ функции оперативного руководства объединениями, соединениями и воинскими частями видов и рода войск ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны".
Министерству обороны потребовалось почти 20 дней на осмысление указа президента и подготовку соответствующего приказа. Только 3 августа 1997 г. министром обороны Игорем Сергеевым был подписан приказ, определивший порядок реализации указа № 725 в Вооруженных силах. Подчеркнем, даже идеология развития Вооруженных сил шла позади вышеупомянутых документов – Концепция строительства ВС была разработана и утверждена лишь 7 августа 1997 г.
Последней предусматривалось “осуществление объединения родственных по задачам, способам, сферам применения и основам управления видов Вооруженных сил – ВВС и Войск ПВО”. Это должно было позволить "комплексно использовать их оперативно-стратегические возможности, возможности родов войск ПВО и авиации по единому замыслу и плану и под единым руководством".
В рамках объединения ВВС и Войск ПВО закладывался принцип единой ответственности за борьбу с противником в воздушно-космической сфере. Предполагалось, что на этой основе более эффективно будут решаться задачи оперативной подготовки войск и сил, организации управления, совершенствования форм и способов их применения, несения боевого дежурства по противовоздушной обороне. Одновременно должны были быть исключены узковедомственные подходы. Планировалось, что все рода войск ПВО и сил авиации должны развиваться сбалансировано в интересах достижения единой цели – обеспечения национальной безопасности государства в воздушной, а затем и в воздушно-космической сфере.
В области создания вооружения предполагалась проведение единой военно-технической политики. На этой основе должно было быть исключено дублирование в разработках перспективного вооружения, распыление материальных средств, обеспечена унификация создаваемого вооружения и его сопрягаемость в единой АСУ и сокращена номенклатура вооружения. Планировалось сократить затраты на разработку и закупку ВВТ. Кроме того, намечалось создать благоприятные условия для образования единых систем обеспечения, подготовки кадров, что также позволило бы более экономно использовать ресурсы.
Военно-воздушные силы должны были стать важнейшим ударным наступательно-оборонительным и основным маневренным видом Вооруженных сил. Главной целью ВВС, как предполагало в тот период военное руководство, должно было стать завоевание и удержание господства в воздухе в военных конфликтах любого масштаба (о решении задач ПВО на некоторый период времени как-то было забыто).
Новому виду ВС ставились практически все задачи, которые имели до объединения Войска ПВО и ВВС по отдельности. Вклад ВВС в решение задач Вооруженных сил с применением обычных средств поражения, по оценкам военных специалистов и ученых, должен был составлять в целом 35-60%, а в операции на ТВД – до 80%. Для этого необходимо было иметь соответствующую группировку авиации и войск ПВО, а Минобороны обеспечить не на словах, а на деле приоритетное их развитие – выделять до 25-30 млрд. руб. ежегодно, т. е. 30-35% бюджета МО.
Это соответствовало практике распределения ассигнований развитых государств мира. Фактически же новый вид ВС России не получил не только тех средств, которые имели два вида ВС до их объединения, а даже в полтора раза меньше, чем одни ВВС до объединения с Войсками ПВО.
КАК ОБЪЕДИНЯЛИ
Работа по созданию объединенных ВВС продолжалась полтора года. Первым шагом стало определение идеологии создания нового вида. В 1997 г. силами двух главкоматов (Войск ПВО и ВВС) был разработан План строительства ВВС. Он определил содержание и порядок первоочередных мероприятий до 2001 г. До 1 января 1999 г. предполагалось завершить преобразование ВВС и Войск ПВО в качественно новые ВВС.
Были проведены три заседания объединенных пленумов научно-технических комитетов Войск ПВО и ВВС, на которых обсуждались и в конечном итоге были определены пути развития и совершенствования системы управления будущих ВВС, развития авиации, перспективы развития средств радиолокации.
Одновременно была осуществлена корректировка Государственного оборонного заказа с учетом потребностей объединенного вида в пределах выделенных ассигнований.
К марту 1998 г. были переформированы управления главнокомандующих ВВС (г. Москва) и Войсками ПВО (г. Железнодорожный) в управление главнокомандующего ВВС (г. Железнодорожный). Численность двух главкоматов составляла почти тысячу военнослужащих и чуть более 250 человек гражданского персонала. Новый главкомат был сформирован общей численностью около 950 человек, из них военнослужащих – 78%.
Ни один из бывших руководителей ВВС и Войск ПВО (генералы П.С. Дейнекин, В.А. Прудников, В.П. Синицын) не встал во главе нового вида ВС. С марта 1998 г. новым главкомом ВВС был назначен авиатор (но ранее – командующий Московским округом ПВО) генерал А.М. Корнуков.
К ноябрю 1998 г. разработка Концепции строительства ВВС находилась на завершающем этапе и согласовывалась в структурах Минобороны и Генштаба. Этот документ был разработан с учетом установленных для ВВС ограничений по численности и учитывал долгосрочные аспекты строительства ВВС на период после 2005 г. Впоследствии данная концепция уточнялась дважды – в 2000 и 2003 гг.
Документом определялось – целью строительства ВВС является преобразование ВВС в качественно новый вид ВС, имеющий рациональную структуру и сбалансированный боевой состав, оснащенный современной техникой и вооружением, способный решать задачи в различных видах военных конфликтов с применением как обычного, так и ядерного оружия.
Для достижения указанной цели предусматривалось: уточнение задач ВВС; приведение численности ВВС к установленному уровню; совершенствование структуры ВВС; повышение боевой готовности ВВС за счет совершенствования систем эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники, осуществления ее модернизации и поэтапного перевооружения на новую технику и вооружение; создание единых систем управления, обеспечения, подготовки кадров и резервов; совершенствование подготовки формирований ВВС к ведению боевых действий; совершенствование военно-научного комплекса, развитие теории строительства, подготовки и применения ВВС; создание новой нормативно-правовой базы ВВС, включающей боевые уставы, наставления и руководства, а также другие документы, регламентирующие подготовку и ведение операций и боевых действий объединениями, соединениями, частями и подразделениями ВВС.
Формирование новой структуры боевого состава объединенного вида проводилась в условиях раздельного существования главкоматов ВВС и Войск ПВО (при непосредственном участии ГОМУ и ГОУ Генштаба). Новую структуру объединенных ВВС утвердили 27 января 1998 г. Общая численность ВВС подлежала одномоментному сокращению почти вдвое (в 1,7 раза), а доля боевого состава из установленного лимита численности должна быть неизменной и составлять до 60%. Задачу выхода на установленный боевой состав и численность предстояло решить до конца 1998 г.
В этих условиях руководство вновь созданного главного командования ВВС определило важнейшие направления реформирования органов управления, объединений, соединений и учреждений нового вида ВС. Ими были: поддержание боевой готовности и боеспособности группировок авиации и ПВО на основных стратегических направлениях, их способности к выполнению оперативных задач по обеспечению безопасности и защите национальных интересов. Оптимизация структуры органов управления ВВС шла за счет повышения централизации управления войсками, исключения параллельных и дублирующих структур, повышения эффективности системы управления, уточнения сети военно-учебных заведений.
При выполнении этой задачи были проведены мероприятия по пересмотру состава и структуры армейских и корпусных комплектов, частей и подразделений; переведена на новую численность, в основном по условиям хранения, складская база ВВС и Войск ПВО, структура баз хранения и ремонта вооружения и техники; уменьшено количество узлов связи и РТО; значительно сокращено общее количество инженерных, инженерно-аэродромных и учебных частей; пересмотрена структура и состав военно-учебных заведений ВВС.
Из сокращаемой численности (около 125 тыс. военнослужащих) за счет исключения из боевого состава двух видов ВС 14-ти управлений дивизий, 36-ти авиационных полков, 26-ти зенитных ракетных полков, 12-ти радиотехнических частей, сокращалось и передавалось в другие виды ВС РФ до 66 тыс. военнослужащих. Остальную численность необходимо было изыскивать за счет частей обеспечения органов управления, тыловых и технических частей, военно-учебных заведений.
Для этого были расформированы 620 частей различного назначения (не входящие в боевой состав), в том числе 79 частей обеспечения органов военного управления, 6 учебных частей, 7 военно-учебных заведений. Сокращено более 40 тыс. отдельных должностей военнослужащих.
Серьезный урон понесла система военного образования. В составе нового вида на момент объединения находилось 20 вузов. В марте 1998 г. в вузах ВВС был проведен досрочный выпуск более 4500 молодых офицеров, а с 1 марта 1998 г. подготовка офицерских кадров осуществлялась уже только в десяти вузах и четырех филиалах, в том числе – академии, двух военных университетах, семи военных институтах. Таким образом, учебная сеть обоих видов была сокращена почти на 30%.
Несмотря на сложнейшие условия, в новом виде ВС удалось в основном сохранить боевую авиацию, систему управления, части радиотехнической и радиолокационной разведки на основных направлениях, непосредственное зенитное ракетное прикрытие отдельных важных объектов страны и Вооруженных сил.
Более того, в 1998 г. были изысканы возможности по формированию управлений 14-й А ВВС и ПВО (г. Новосибирск), 16-го САК (г. Кубинка), 41-й дивизии ПВО (г. Обь) и семи кадров зрп, пять из которых позднее были развернуты до сокращенного состава. В последующем – в 2000 г. – дополнительно сформирован тяжелый бомбардировочный авиационный полк с использованием самолетов стратегической авиации, поступивших с Украины. Значительно усилена группировка ВВС на Северном Кавказе.
В условиях резкого сокращения численности руководство нового вида вынуждено было идти по пути объединения органов управления оперативного звена – сливались структуры управлений воздушных армий и управлений отдельных армий ПВО. При этом старались сохранить максимально возможное количество боевых частей родов авиации и родов войск ПВО.
Существенными отличиями новой организационной структуры Военно-воздушных сил по сравнению с прежней структурой являлось:
упразднение командований Дальней авиации и Военно-транспортной авиации, вместо которых были сформированы 37-я ВА ВГК (СН) и 61-я ВА ВГК (ВТА) соответственно;
вместо воздушных армий и отдельных армий (округа) ПВО были сформированы новые оперативные формирования – армии (округ) ВВС и ПВО.
Слияние объединений видов ВС – воздушных армий и отдельных армий ПВО – указом Президента Российской Федерации 1997 г. № 725 предусмотрено не было. Но для тех, кто претворял в жизнь жесткие требования Генштаба по численности войск (а нецелесообразность столь глубокого сокращения боевого и численного состава ВВС со всеми вытекающими последствиями неоднократно доказывалась на всех уровнях), другого выхода тоже не было.
Дилемму: либо оставлять органы управления, либо – те воинские организмы, которые решают судьбу военных действий на поле боя, решили в пользу последних. Не все ветераны (в том числе и бывшие руководители) ВВС и Войск ПВО это осознают даже сегодня, обвиняя причастных к этому специалистов чуть ли не в преступлении.
Объединение армий производилось по территориальному принципу:
в Северо-Западной зоне ПВО – 6-й ОА ПВО и 76-й ВА ВВС;
в Центральной зоне ПВО – МО ПВО и 16-й ВА ВВС;
в Северо-Кавказской зоне ПВО – 12-го ОК ПВО и 4-й ВА ВВС;
в Сибирской зоне ПВО – 14-й ОА ПВО и 23-й ВА ВВС;
в Восточной зоне ПВО – 11-й ОА ПВО и 1-й ВА ВВС.
Расстояния между пунктами дислокации управлений ВА ФН и КП ОА (ОК) ПВО (за исключением 23-й ВА и 14-й ОА ПВО) позволяли провести объединение. При этом старались избежать значительной ломки имеющейся системы боевого управления и с минимальными затратами создать единую систему управления соединениями и частями Войск ПВО и силами воздушных армий в границах указанных зон противовоздушной обороны.
Важным являлся вопрос выбора базы для создания командного пункта вновь организуемой структуры. Возможны были два варианта: использовать для этого существующие командные пункты воздушных армий или отдельных армий (корпусов) ПВО.
Пункты управления ВА ФН представляли собой, как правило, полузаглубленные и слабо защищенные сооружения. Они предназначались для размещения незначительных по численности боевых расчетов. Задачи управления боевыми действиями фронтовой авиации решались неавтоматизированным способом.
Доработка этих КП для решения задач ПВО требовала значительных капиталовложений. Так, например, при размещении КП объединения Войск ПВО и ВВС (включающего в себя войска и силы МО ПВО и 16-й ВА) на базе 16-й ВА (г. Кубинка) требовались следующие дополнительные затраты (в ценах 1994 г.): строительство нового КП – 3-3,5 млрд. руб.; закупка, монтаж и наладка оборудования КСА – 2,5 млрд. руб.; оборудование (аренда) дополнительных каналов связи, управления и оповещения – 1,2 млрд. руб.; строительство казарменно-жилищного фонда – 230 млн. руб.
Общие затраты при объединении ВА ФН и ОА (ОК) ПВО в новые формирования и создании КП объединений Войск ПВО и ВВС на базе существующих КП ВА ФН составляли не менее 37,15 млрд. руб.
Вариант использования базы КП ОА (ОК) ПВО был более предпочтителен. Отсутствие в то время автоматизированной системы управления фронтовой авиацией облегчало задачу объединения управлений ВА и ОА (ОК) ПВО на базе ОА (ОК) ПВО.
Это влекло за собой затраты, связанные с дооборудованием отдельных элементов КП объединений ПВО в интересах размещения боевых расчетов командных пунктов авиации, вводом дополнительных каналов и линий связи управления и оповещения, а также строительством казарменно-жилищного фонда дополнительно к уже имеющемуся на КП ОА (ОК) ПВО. В сумме это составляло до 1,15 млрд. руб.
Разница в потребных капиталовложениях на создание системы управления объединений нового вида ВС более чем в 30 раз однозначно определила дислокацию пунктов управления (КП и штабов) армий ВВС и ПВО.
После завершения запланированных на 1998 г. организационных мероприятий в боевом составе ВВС насчитывалось: 1 оперативно-стратегическое (Московский округ ВВС и ПВО) и 7 оперативных объединений (37-я и 61-я ВА ВГК, 4, 6, 11, 14-я армии ВВС и ПВО, 5-й ОК ВВС и ПВО), 28 оперативно-тактических (тактических) соединений (корпусов ПВО – 6, смешанный авиационный корпус – 1, дивизий ПВО – 5, бригад ПВО – 4, авиационных дивизий – 12), авиационных полков – до 70, зенитных ракетных полков – до 40, радиотехнических частей – 25, соединений и частей разведки и РЭБ – до 10.
Важнейшим вопросом строительства ВВС являлось определение рационального соотношения ударного и оборонительного компонентов ВВС. К концу 1998 г. по количеству частей сложилось примерное равенство в составе ударного (тяжелобомбардировочные, бомбардировочные и штурмовые авиаполки), воздушного оборонительного (истребительные авиаполки) и наземного оборонительного (зенитные ракетные полки) компонентов ВВС. При этом соотношение самолетов ударной и истребительной авиации на 1.1.1999 г. составляло 0,87 : 1, что свидетельствовало об относительной слабости ударной компоненты.
В перспективе предполагалось предусмотреть увеличение ударной компоненты на 10-20%. Это могло быть обеспечено за счет увеличения количества самолетов дальней, бомбардировочной и штурмовой авиации в структуре авиационного парка ВВС, модернизации ИА для действий по наземным целям, а также перевооружения ВВС после 2005 г. на многоцелевые самолеты пятого поколения. Подобные меры предоставляли возможность быстрого перехода от преимущественно оборонительных действий к наступательным и обратно с целью наиболее рационального применения сил в конкретной обстановке.
Сегодня можно констатировать, что основная цель – создание качественно новых ВВС, имеющих в своем составе сбалансированные группировки ДА и ВТА, объединенные группировки ударной фронтовой и истребительной авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск, соединений и частей разведки и РЭБ, в основном была достигнута.
По количественным параметрам ВВС находились на уровне, необходимом для решения задач отражения агрессии локального и весьма ограничено – регионального масштаба с применением обычного оружия. Однако фактически, в виду низкого уровня подготовки личного состава, оснащенности системами управления, технического состояния и исправности вооружения и боевой техники, состояния инфраструктуры и исправности аэродромов возможности группировок созданных ВВС могли быть реализованы не более чем на 30%. Доля современной техники составляла: в авиации – 30%, в РТВ – до 50% и только в ЗРВ – 100%.
В ходе организационно-штатных мероприятий сильнейший удар был нанесен по системе ПВО и, прежде всего, по зенитным ракетным войскам. По сравнению с 1998 г. группировка ЗРВ была сокращена на 46%. Это заставило перейти от эшелонированной системы обороны прикрываемых объектов, построенной на основе зенитных ракетных соединений и частей смешанного состава (ЗРС и ЗРК С-200, С-300, С-75 и С-125), к построению системы прикрытия объектов на базе только одного типа ЗРК.
Было решено отказаться от ЗРК старого парка. Сначала из боевого состава ЗРВ были выведены ЗРК типа С-200 и С-75, имеющие жидкостные ЗУР. Затем – ЗРК С-125 с твердотопливными ЗУР. На прикрытии важнейших объектов страны и ВС остались относительно новые и многоканальные по цели зенитные ракетные системы С-300 модификации ПТ, ПС, ПМ с твердотопливными ЗУР. Сегодня группировки ЗРВ в составе ЗРС С-300ПС и С-300ПМ фактически создают уже два рубежа обороны на подступах к объекту.
Уровень подготовки личного состава всех родов войск в конце 1990-х гг. (за исключением РТВ) неуклонно снижался. Средний годовой налет экипажей авиации не превышал 10-15 часов (для сравнения, в странах НАТО на аналогичный период он составлял не менее 120 часов). Не удовлетворяла современным требованиям и подготовка других специалистов. Ввиду резкого падения престижности воинской службы подготовка кадров для ВВС была затруднена.
Фактическое состояние финансирования ВВС находилось на уровне 40-50% от потребного для их содержания и развития. На практике это позволяло завершить только 15-20% ведущихся в 1998 г. НИОКР. Закупки вооружения при этом составляли не более 3-5% от потребных. С таким боевым составом и темпами перевооружения группировка ВВС в количественном и качественном отношении практически была не в состоянии решать задачи, поставленные в Концепции национальной безопасности и Основах военной доктрины. Это было доведено до руководства Генштаба.
Нехватку сил предполагалось компенсировать рациональностью их структуры, совершенствованием системы управления, оптимизацией форм и способов их применения. Были расформированы четыре органа управления прежних ВВС – авиационные командования ДА, ВТА, ФА и Резерва и подготовки кадров, которые считались оперативно-стратегическими объединениями.
В структуре ВВС появились и принципиально новые для ВС РФ формирования – округ, армии и отдельный корпус ВВС и ПВО. И если до объединения ВВС и Войск ПВО в прежней структуре имели свое оперативное искусство и формы применения, то вновь созданные объединения еще не располагали таковыми даже в теории.
На их разработку и освоение оказывала влияние и еще одна особенность. Фактически было проведено объединение двух главных командований, одно из которых ранее (ГК ВВС) имело только административные функции, а второе (ГК Войск ПВО) было наделено как административными, так и оперативными функциями. Главное командование Войск ПВО планировало и проводило под общим руководством Генштаба стратегическую операцию по отражению воздушно-космического нападения противника. Это требовало наделения объединенного главкомата новыми функциями и, в свою очередь, предъявляло соответствующие требования к руководящему составу.
Сама структура главного командования ВВС претерпела существенные изменения. Родами войск (сил) были определены авиация, зенитные ракетные и радиотехнические войска. Все ранее существующие рода авиации (БА, ИБА, ИА, ША, РА, ТрА) в итоге были сведены в одно управление – управление начальника авиации ВВС, в то время как управления начальников ЗРВ и РВТ оставались в прежнем виде. Самостоятельный "ствол" противовоздушной обороны, объединивший авиацию ПВО (ИА), ЗРВ и РТВ, создан не был.
Существенной особенностью было и серьезное различие в уровне развития систем управления ВВС и Войск ПВО. Если Войска ПВО всегда работали в режиме реального времени и имели централизованную автоматизированную систему управления войсками от ЦКП Войск ПВО до подразделения рода войск, а автоматизация управления оружием практически осуществлялась от части (соединения) рода войск до средства поражения, то ВВС такой системы не имели. Даже принципы построения систем управления Войск ПВО и ВВС существенно различались.
Кроме того, следовало учитывать и установленную подчиненность новых формирований ВВС. Указом президента России 1997 г. № 725 военным округам придавался статус "оперативно-стратегических (оперативно-территориальных) командований ВС РФ на соответствующих стратегических направлениях".
Таким образом, армии ВВС и ПВО, оставаясь в непосредственном подчинении главнокомандующего ВВС, оперативно подчинялись командующим войсками военных округов, как командующим войсками оперативно-стратегических командований ВС РФ.
ПОИСК И РАЗРАБОТКА ФОРМ ПРИМЕНЕНИЯ
Разработка и освоение войсками новых форм применения ВВС и их объединений заняли много времени. Этот вопрос остается до конца не решенным, в том числе по причине дальнейшего совершенствования системы управления группировками войск на стратегических направлениях (СН) и создания региональных командований.
Наиболее существенную роль в развитие форм применения качественно новых Военно-воздушных сил, как ни странно, внесла не ВВА им. Гагарина Ю.А., а Военная академия ВКО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.
Значительное сокращение количества сил и средств ПВО, а также включение войск РКО в состав РВСН, а затем и Космических войск, привело к тому, что ранее существовавшую форму стратегических действий по разгрому СВКН противника – стратегическую операцию по отражению воздушно-космического нападения противника обеспечить стало нечем. Взамен была разработана теория стратегической воздушно-космической операции (СВКО), которая имела ряд существенных особенностей.
Вследствие уменьшения общего количества имеющихся сил, цели и задачи современной операции не могли быть столь решительными, как ранее, а число одновременно проводимых в ее рамках операций могло быть только меньшим. Размах операции также сужался до одного или части двух стратегических воздушно-космических направлений. Необходимая концентрация войск (сил) для ее ведения могла быть достигнута только путем маневра войск (сил) с других районов и направлений, но это уже становился стратегический маневр войсками и силами.
По содержанию такая операция представляла собой совокупность одновременно или последовательно проводимых традиционных и новых оперативных форм военных действий по поражению и подавлению сил воздушно-космического нападения в воздухе, космосе, на земле и на море. Эта форма применения нашла свое отражение в последующем в руководящих документах.
Вместе с тем, предложения главкомата ВВС по формам применения объединений ВВС Генштабом были учтены лишь частично, тем самым значительно сковав инициативу командующих: за объединениями ВВС закрепили основную форму их применения – боевые действия. Операция объединений ВВС (ВА ВГК (СН), армий ВВС и ПВО) канула в лету.
Однако объективно должно было меняться и содержание действий авиации и войск (сил) ПВО на СН, равно как и количество самих форм действий войск на СН (ТВД), поэтому ученые Военно-воздушных сил продолжали работу.
В ВА ПВО (сегодня ВА ВКО – г. Тверь) коллективом ученых под руководством доктора военных наук генерал-лейтенанта Барвиненко В.В. была разработана возможная перспективная система основных стратегических и оперативных форм действий в воздушно-космическом пространстве и показана их связь с другими формами военных действий.
Проведенными исследованиями было доказано, что взамен всего многообразия форм военных действий на оперативно-стратегическом и оперативном уровне (воздушные операции на ТВД, воздушные операции на стратегических направлениях, боевые действия сил авиации и ПВО фронтов) целесообразно обеспечить переход к единой форме борьбы в воздушной сфере – воздушной операции на стратегическом направлении.
Такая операция должна стать как составной частью общевойсковой операции на стратегическом направлении, так и частью стратегической воздушно-космической операции. По своему содержанию, порядку организации и проведения она в полном объеме соответствовала бы ранее существовавшим противовоздушным и воздушным операциям на ТВД.
На оперативном уровне вместо существовавших форм применения были предложены новые формы действий: операции армий ВВС и ПВО и операция Командования специального назначения. По содержанию это должны быть принципиально новые формы применения войск и сил, так как по единому замыслу и плану они объединяли в оборонительных действиях усилия ударных сил, а в ударных действиях – оборонительных войск и сил одного и того же объединения. Кроме того, они в полной мере отвечают выработанным военной теорией признакам и необходимым условиям реализации такой формы военных действий, как операция.
Такой подход позволял обеспечить и дальнейшее развитие форм применения войск и сил и в перспективной системе управления ВС РФ.
В ходе дальнейшего совершенствования системы управления ВС РФ с включением в нее таких органов управления, как "региональное командование" и "командование авиации и войск ПВО на СН", должно уточняться и содержание форм применения авиации и войск ПВО.
Качественное изменение содержания форм применения перспективного объединения ВВС – командования авиации и войск ПВО на СН – обусловливается существенным изменением его структуры, наращиванием боевого состава (особенно в военное время при передаче ему дополнительных значительных сил авиации и войск ПВО с других стратегических направлений), а также необходимости руководства действиями по единому замыслу и плану других войск и сил, оперативно подчиненных командованию.
Структура органа управления меняется за счет формирования на основе управлений армий ВВС и ПВО и управлений ПВО военных округов командований авиацией и войсками ПВО на СН как оперативных (оперативно-стратегических) формирований ВВС.
Наращивание боевого состава войск ПВО армий ВВС и ПВО осуществляется за счет включения в их состав фронтовых и, на отдельных направлениях, армейских комплектов войск ПВО военных округов. При этом войска ПВО общевойсковых объединений и соединений (уже в уточненной их структуре – без фронтовых (окружных) и, возможно, армейских комплектов войск ПВО в сегодняшнем их понимании), а также авиация и силы ПВО флотов, авиация и войска ПВО ВВ МВД РФ, региональных управлений ФСБ РФ, МЧС и органы ЕС ОрВД на этих направлениях должны подчиняться создаваемому командованию авиацией и войсками ПВО на СН оперативно.
Изменение структуры органов управления авиацией и войсками ПВО на СН и состава подчиненных ему войск и сил в свою очередь может изменить и содержание воздушной операции на стратегическом направлении.
В целях упорядочения вопросов организации и ответственности за ПВО, формирования единой военно-технической политики, совершенствования системы подготовки кадров, оптимизации количества и структуры вузов ПВО, целенаправленного развития системы противовоздушной обороны в условиях значительного сокращения численности ВС РФ целесообразно включение управления войсковой ПВО ВС РФ в состав Главного командования ВВС.
В этом случае в его составе по аналогии с Управлением начальника авиации станет возможным формирование самостоятельного "ствола" управления войсками ПВО – Управления начальника войск ПВО, объединяющего в своем составе управление начальника войсковой ПВО ВС РФ и управления ЗРВ и РТВ ВВС. Аналогичные стволы управления авиацией и войсками ПВО потребуется создать и в армиях ВВС и ПВО (в командованиях авиацией и войсками ПВО на СН) и в управлениях авиации и войск ПВО региональных командований.
Эта перестройка органов военного управления дополнительной численности не потребует, а при разумном подходе к формированию данных органов военного управления, можно будет обеспечить и сокращение их общей численности на 12-15%.
В настоящее время продолжается дальнейшее развитие и поиск наиболее эффективных форм и способов применения ВВС. И опора на исторический путь становления и развития качественно новых Военно-воздушных сил во многом должна помочь этому.
консультант Главного штаба Военно-воздушных сил,
полковник запаса, кандидат военных наук,
старший научный сотрудник,
профессор Академии военных наук Российской Федерации.
Опубликовано 1 января в выпуске № 3 от 2006 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?