Военное строительство
1 января, 2002
Структура войск ПВО: что было, что есть, что будет
Противовоздушная оборона (ПВО) -вид вооруженной борьбы по защите государства от воздушного (воздушно-космического) нападения противника. С непрерывным совершенствованием сил и средств воздушного нападения возрастают объем и сложность задач ПВО. В этом смысле опыт создания и ведения ПВО нашей страны во время Великой Отечественной войны и локальных войн (Вьетнам, Ирак, Югославия и др.) бесценен.
Начало Великой Отечественной войны показало, что концепция борьбы в воздушной сфере, когда противовоздушной обороне отводилась роль придатка к борьбе в наземной сфере, несостоятельна. Основные силы и средства ПВО территории нашей страны были сосредоточены в приграничных военных округах, а не в экономически важных районах, и подчинены помощникам командующих войсками округов по ПВО.
Уже первые месяцы войны заставили руководство страны отказаться от предвоенных представлений о противовоздушной обороне. В критический момент ВОВ была проведена коренная реорганизация довоенной ПВО. На основании постановления ГКО №874 от 9.11.1941 г. "Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории Советского Союза" создавались совершенно новая ПВО территории страны и род войск - Войска ПВО территории страны, подчиненные непосредственно наркому обороны через введенного заместителя наркома обороны по ПВО - командующего Войсками ПВО ТС. Из подчинения командующих войсками ВО были изъяты силы и средства ПВО территории страны, а из ВВС - 40 полков истребительной авиации (ИА).
5 апреля 1942 г. Московский корпусной район ПВО приказом наркома обороны реорганизуется в Московский фронт ПВО, а в Ленинграде и Баку корпусные районы ПВО - в армии ПВО. Таким образом, был осуществлен переход на общевойсковые основы ведения боевых действий объединениями, соединениями и частями родов войск под руководством не административных, а оперативных командований этими родами войск в каждой сфере (сухопутными фронтами, флотами, фронтами ПВО).
По мере продвижения Красной Армии на запад увеличивалось воздушное пространство, в пределах которого необходимо было организовывать противовоздушную оборону объектов и коммуникаций в прифронтовой полосе, увеличивалось состав и количество соединений ПВО во фронтах ПВО, усложнялось управление войсками.
В этих условиях 24 декабря 1944 г. ГКО принимает решение об очередной реорганизации фронтов ПВО. На базе Северного фронта ПВО создается Западный фронт ПВО в составе 5-ти корпусов ПВО, 4-х дивизий ПВО и 8-ми истребительно-авиаци-онных дивизий с передислокацией штаба фронта из Москвы в Вильнюс. Южный фронт ПВО был переименован в Юго-Западный с переводом штаба из Киева во Львов. В его состав вошли: 7 корпусов ПВО, 4 дивизии ПВО, 2 истребительно-авиаци-онных дивизии.
На базе управления Особой Московской армии ПВО был создан Центральный фронт ПВО со штабом в Москве. В его состав вошли войска, оборонявшие Москву и Московский промышленный район, Ленинградская армия ПВО: 2 корпуса ПВО, 3 дивизии ПВО; воздушная истребительная армия в составе одного корпуса и семи дивизий.
Ноябрьская 1941 г. реорганизация ПВО территории страны, а также решение НКО от 5 апреля 1942 г. заложили в последующем основы создания системы ПВО страны с самостоятельным воинским формированием стратегического уровня для защиты и обороны объектов тыла фронтов, коммуникаций, инфраструктуры и экономики государства, системы государственного и военного управления. Она не позволила разгромить наш тыл, подорвать оборонную мощь государства и моральный дух народа, нарушить управление страной и ВС. Только перейдя с рядовых на общевойсковые основы вооруженной борьбы в воздушном пространстве, мы научились эффективно воевать и победили.
Это было одним из выдающихся достижений советской военной науки в годы ВОВ. Фактически, войска ПВО ТС сыграли такую же роль в воздушной сфере вооруженной борьбы, какую сыграли сухопутные фронты - в наземной. По этому поводу Г. К. Жуков высказался так: "... В ходе ВОВ наши ВС в совершенстве овладели искусством ведения не только крупных операций и полевых сражений, но и борьбы в воздухе с сильным и опытным воздушным противником".
В послевоенные годы руководством страны были предприняты серьезные меры для укрепления противовоздушной обороны государства, количественному и качественному усилению войск ПВО страны.
ПВО страны становилась фактором стратегического значения.
В 1954 - 1961 гг. в Войсках ПВО страны произошли крупные организационные изменения. Постановлением ЦК КПСС и Совмина от 28 мая 1954 г. вводится должность Главнокомандующего Войсками ПВО страны - заместителя министра обороны. Закончилось формирование трех родов войск: авиации ПВО, зенитных ракетных и радиотехнических войск. Создаются объединения Войск ПВО - отдельного армии и округа ПВО, состоящие из корпусов и дивизий ПВО. Корпуса (дивизии) ПВО были сформированы по общевойсковому принципу из соединений и частей ЗРВ, ИА, РТВ и спецвойск (1960 г.).
В эти же годы происходит воссоздание и организационное оформление военной науки Войск ПВО страны (объединение в 1957 г. разрозненных научных коллективов в комплексный институт вида ВС-2 ЦНИИ МО и создание академии Войск ПВО страны). Опора на военную науку и на подготовленные кадры позволяла не только вывести ПВО из послевоенного упадка, но и обеспечить ее подъем.
Таким образом, к 1961 г. была создана единая система ПВО по всей территории страны и завершен процесс формирования Войск ПВО страны в самостоятельный вид ВС. Принятая оргструктура наиболее полно отражала соответствие задачам Войск ПВО страны и общевойсковому характеру борьбы с воздушным противником, тенденции ее дальнейшего развития.
В середине 60-х гг. проблема организации обороны объектов страны от ударов не только с воздуха, но и из космоса перешла в русло практического разрешения.
30 марта 1967 г. директивой Генштаба ВС СССР в состав Войск ПВО страны вводятся войска противоракетной и противо-космической обороны (ПРО, ПКО). На основании директивы создавалось Управление командующего войсками ПРО и ПКО на правах управления рода Войск ПВО страны. Немного позже в состав войск ПВО страны вводится система предупреждения о ракетном нападении (СПРН). С октября 1967 г. Управление войсками ПРО, ПКО и ПРИ преобразуется в Управление командующего войсками ракетно-космической обороны (РКО).
Создание и развитие войск РКО существенно изменило роль и место Войск ПВО страны в сфере борьбы. Фактически Войска противовоздушной обороны становятся Войсками воздушно-космической обороны -ВКО (см. рис.2).
С принятием на вооружение системы РКО, переоснащения родов Войск ПВО новой техникой, автоматизацией процессов управления в оперативном и тактическом звеньях боевые возможности Войск ПВО страны существенно повысились. Увеличилась глубина зоны разведки воздушно-космического противника, выдвинулись рубежи перехвата ракетоносной авиации вероятного противника, возросли маневренные возможности ИА, ЗРВ, РТВ и их помехозащищенность, зенитно-ракет-ная оборона стала всевысотной.
В начале 80-х гг. был достигнут полный военно-стратегический паритет с потенциально возможным противником. Этот период имел важную особенность - прошел целый ряд локальных войн и военных конфликтов.
В них применялись и проверялись все средства воздушного нападения и противовоздушной обороны, космические системы обеспечения боевых действий. Опыт боевого применения средств нападения и обороны тщательно изучался и критически оценивался на предмет дальнейшего совершенствования ВС страны, в том числе и Войск ПВО страны.
Характер форм и способов применения сил и средств воздушно-космического нападения (ВКН) потенциального противника являлся основой перехода к новым формам и способам применения сил и средств ПВО (ВКО). Развивались теория и практика проведения стратегической операции по отражению воздушно-космической операции противника, противовоздушных операций. Главным в содержании стратегической операции являлись совместные действия ударных и оборонительных сил в интересах ВКО страны, что нашло свое отражение в важнейшем нормативном документе - "Основах боевого применения ВС...".
В 1979 - 1980 гг. проводится очередная реорганизация Войск ПВО страны. В результате единая система ПВО страны делится на две части: противовоздушная оборона объектов страны и войск на территории приграничных ВО и противовоздушная оборона внутренних районов страны. Ответственность за оборону объектов соответственно распределялась между командующими войсками приграничных ВО и Главнокомандующим Войсками ПВО. Фактически вернулись к 1954 г..
В результате такой реорганизации ПВО страны ослабла. С 1980 г. по 1985 г. в семи приграничных ВО 13 истребительных авиаполков (8 из них переданных из объединений ПВО) были перевооружены и переориентированы в полки ударной авиации. В округах снизился уровень боевой выучки летного состава ИА ПВО: за 5 лет в б раз сократилось количество вылетов истребителей-перехватчиков и наведение их на воздушные цели по данным АСУ, резко снизился уровень подготовки ПН истребителей. Значительно ослабла выучка и подготовка личного состава частей ЗРВ. В 1982 - 1983 гг. только в ДВО шесть ЗРП получили неудовлетворительные оценки на тактических учениях с боевой стрельбой.
В 1983 г. была предпринята еще одна попытка реорганизации Войск ПВО - объединить КП ВВС с КП ЗПВО, включая ЦКП, на базе КП Войск ПВО страны. Причем старшим на КП назначался авиационный командир. На оперативно-стратегических учениях в Прибалтике в 1983 г. эта затея полностью провалилась.
Крупные недостатки реорганизации Войск ПВО страны обусловили возвращение к прежней оргструктуре Войск ПВО.
В Войсках ПВО продолжалась серьезная, научно-обоснованная, подтвержденная практикой, в том числе и локальных войн, работа по перестройке Войск ПВО. К середине 90-х в Войсках ПВО в основном была завершена многолетняя, начатая еще в 70-х, работа по подготовке к реорганизации Войск ПВО в Войска ВКО страны. И вот, 13 июля 1993 г. издается Указ президента РФ №1032 "Об организации ПВО в Российской Федерации", в котором четко обозначено приоритетное направление - создание ВКО страны, а значит, трансформация Войск ПВО в Войска ВКО. Вопросы создания ВКО неоднократно рассматривались коллегией МО России. Правильность такой реорганизации была убедительно обоснована научными исследованиями, проверена рядом крупных учений и подтверждена опытом локальных войн (Вьетнам -1965 - 1972 гг., Ирак - 1991 г., Югославия - 1999 г.).
Начало Великой Отечественной войны показало, что концепция борьбы в воздушной сфере, когда противовоздушной обороне отводилась роль придатка к борьбе в наземной сфере, несостоятельна. Основные силы и средства ПВО территории нашей страны были сосредоточены в приграничных военных округах, а не в экономически важных районах, и подчинены помощникам командующих войсками округов по ПВО.
Уже первые месяцы войны заставили руководство страны отказаться от предвоенных представлений о противовоздушной обороне. В критический момент ВОВ была проведена коренная реорганизация довоенной ПВО. На основании постановления ГКО №874 от 9.11.1941 г. "Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории Советского Союза" создавались совершенно новая ПВО территории страны и род войск - Войска ПВО территории страны, подчиненные непосредственно наркому обороны через введенного заместителя наркома обороны по ПВО - командующего Войсками ПВО ТС. Из подчинения командующих войсками ВО были изъяты силы и средства ПВО территории страны, а из ВВС - 40 полков истребительной авиации (ИА).
5 апреля 1942 г. Московский корпусной район ПВО приказом наркома обороны реорганизуется в Московский фронт ПВО, а в Ленинграде и Баку корпусные районы ПВО - в армии ПВО. Таким образом, был осуществлен переход на общевойсковые основы ведения боевых действий объединениями, соединениями и частями родов войск под руководством не административных, а оперативных командований этими родами войск в каждой сфере (сухопутными фронтами, флотами, фронтами ПВО).
По мере продвижения Красной Армии на запад увеличивалось воздушное пространство, в пределах которого необходимо было организовывать противовоздушную оборону объектов и коммуникаций в прифронтовой полосе, увеличивалось состав и количество соединений ПВО во фронтах ПВО, усложнялось управление войсками.
Организационная структура войск ПВО страны в годы военно-технической революции |
В этих условиях 24 декабря 1944 г. ГКО принимает решение об очередной реорганизации фронтов ПВО. На базе Северного фронта ПВО создается Западный фронт ПВО в составе 5-ти корпусов ПВО, 4-х дивизий ПВО и 8-ми истребительно-авиаци-онных дивизий с передислокацией штаба фронта из Москвы в Вильнюс. Южный фронт ПВО был переименован в Юго-Западный с переводом штаба из Киева во Львов. В его состав вошли: 7 корпусов ПВО, 4 дивизии ПВО, 2 истребительно-авиаци-онных дивизии.
На базе управления Особой Московской армии ПВО был создан Центральный фронт ПВО со штабом в Москве. В его состав вошли войска, оборонявшие Москву и Московский промышленный район, Ленинградская армия ПВО: 2 корпуса ПВО, 3 дивизии ПВО; воздушная истребительная армия в составе одного корпуса и семи дивизий.
Ноябрьская 1941 г. реорганизация ПВО территории страны, а также решение НКО от 5 апреля 1942 г. заложили в последующем основы создания системы ПВО страны с самостоятельным воинским формированием стратегического уровня для защиты и обороны объектов тыла фронтов, коммуникаций, инфраструктуры и экономики государства, системы государственного и военного управления. Она не позволила разгромить наш тыл, подорвать оборонную мощь государства и моральный дух народа, нарушить управление страной и ВС. Только перейдя с рядовых на общевойсковые основы вооруженной борьбы в воздушном пространстве, мы научились эффективно воевать и победили.
Организационная структура войск ПВО страны в период военно-стратегического паритета (1960-1977 гг., конец 80-х и 90-х гг.) |
Это было одним из выдающихся достижений советской военной науки в годы ВОВ. Фактически, войска ПВО ТС сыграли такую же роль в воздушной сфере вооруженной борьбы, какую сыграли сухопутные фронты - в наземной. По этому поводу Г. К. Жуков высказался так: "... В ходе ВОВ наши ВС в совершенстве овладели искусством ведения не только крупных операций и полевых сражений, но и борьбы в воздухе с сильным и опытным воздушным противником".
В послевоенные годы руководством страны были предприняты серьезные меры для укрепления противовоздушной обороны государства, количественному и качественному усилению войск ПВО страны.
ПВО страны становилась фактором стратегического значения.
В 1954 - 1961 гг. в Войсках ПВО страны произошли крупные организационные изменения. Постановлением ЦК КПСС и Совмина от 28 мая 1954 г. вводится должность Главнокомандующего Войсками ПВО страны - заместителя министра обороны. Закончилось формирование трех родов войск: авиации ПВО, зенитных ракетных и радиотехнических войск. Создаются объединения Войск ПВО - отдельного армии и округа ПВО, состоящие из корпусов и дивизий ПВО. Корпуса (дивизии) ПВО были сформированы по общевойсковому принципу из соединений и частей ЗРВ, ИА, РТВ и спецвойск (1960 г.).
В эти же годы происходит воссоздание и организационное оформление военной науки Войск ПВО страны (объединение в 1957 г. разрозненных научных коллективов в комплексный институт вида ВС-2 ЦНИИ МО и создание академии Войск ПВО страны). Опора на военную науку и на подготовленные кадры позволяла не только вывести ПВО из послевоенного упадка, но и обеспечить ее подъем.
Таким образом, к 1961 г. была создана единая система ПВО по всей территории страны и завершен процесс формирования Войск ПВО страны в самостоятельный вид ВС. Принятая оргструктура наиболее полно отражала соответствие задачам Войск ПВО страны и общевойсковому характеру борьбы с воздушным противником, тенденции ее дальнейшего развития.
В середине 60-х гг. проблема организации обороны объектов страны от ударов не только с воздуха, но и из космоса перешла в русло практического разрешения.
Организационная структура войск ПВО страны в период военно-стратегического паритета (1980-1985 гг.) |
30 марта 1967 г. директивой Генштаба ВС СССР в состав Войск ПВО страны вводятся войска противоракетной и противо-космической обороны (ПРО, ПКО). На основании директивы создавалось Управление командующего войсками ПРО и ПКО на правах управления рода Войск ПВО страны. Немного позже в состав войск ПВО страны вводится система предупреждения о ракетном нападении (СПРН). С октября 1967 г. Управление войсками ПРО, ПКО и ПРИ преобразуется в Управление командующего войсками ракетно-космической обороны (РКО).
Создание и развитие войск РКО существенно изменило роль и место Войск ПВО страны в сфере борьбы. Фактически Войска противовоздушной обороны становятся Войсками воздушно-космической обороны -ВКО (см. рис.2).
С принятием на вооружение системы РКО, переоснащения родов Войск ПВО новой техникой, автоматизацией процессов управления в оперативном и тактическом звеньях боевые возможности Войск ПВО страны существенно повысились. Увеличилась глубина зоны разведки воздушно-космического противника, выдвинулись рубежи перехвата ракетоносной авиации вероятного противника, возросли маневренные возможности ИА, ЗРВ, РТВ и их помехозащищенность, зенитно-ракет-ная оборона стала всевысотной.
В начале 80-х гг. был достигнут полный военно-стратегический паритет с потенциально возможным противником. Этот период имел важную особенность - прошел целый ряд локальных войн и военных конфликтов.
В них применялись и проверялись все средства воздушного нападения и противовоздушной обороны, космические системы обеспечения боевых действий. Опыт боевого применения средств нападения и обороны тщательно изучался и критически оценивался на предмет дальнейшего совершенствования ВС страны, в том числе и Войск ПВО страны.
Характер форм и способов применения сил и средств воздушно-космического нападения (ВКН) потенциального противника являлся основой перехода к новым формам и способам применения сил и средств ПВО (ВКО). Развивались теория и практика проведения стратегической операции по отражению воздушно-космической операции противника, противовоздушных операций. Главным в содержании стратегической операции являлись совместные действия ударных и оборонительных сил в интересах ВКО страны, что нашло свое отражение в важнейшем нормативном документе - "Основах боевого применения ВС...".
В 1979 - 1980 гг. проводится очередная реорганизация Войск ПВО страны. В результате единая система ПВО страны делится на две части: противовоздушная оборона объектов страны и войск на территории приграничных ВО и противовоздушная оборона внутренних районов страны. Ответственность за оборону объектов соответственно распределялась между командующими войсками приграничных ВО и Главнокомандующим Войсками ПВО. Фактически вернулись к 1954 г..
В результате такой реорганизации ПВО страны ослабла. С 1980 г. по 1985 г. в семи приграничных ВО 13 истребительных авиаполков (8 из них переданных из объединений ПВО) были перевооружены и переориентированы в полки ударной авиации. В округах снизился уровень боевой выучки летного состава ИА ПВО: за 5 лет в б раз сократилось количество вылетов истребителей-перехватчиков и наведение их на воздушные цели по данным АСУ, резко снизился уровень подготовки ПН истребителей. Значительно ослабла выучка и подготовка личного состава частей ЗРВ. В 1982 - 1983 гг. только в ДВО шесть ЗРП получили неудовлетворительные оценки на тактических учениях с боевой стрельбой.
В 1983 г. была предпринята еще одна попытка реорганизации Войск ПВО - объединить КП ВВС с КП ЗПВО, включая ЦКП, на базе КП Войск ПВО страны. Причем старшим на КП назначался авиационный командир. На оперативно-стратегических учениях в Прибалтике в 1983 г. эта затея полностью провалилась.
Организационная структура войск ПВО страны в годы военно-технической революции (1954 г.) |
Крупные недостатки реорганизации Войск ПВО страны обусловили возвращение к прежней оргструктуре Войск ПВО.
В Войсках ПВО продолжалась серьезная, научно-обоснованная, подтвержденная практикой, в том числе и локальных войн, работа по перестройке Войск ПВО. К середине 90-х в Войсках ПВО в основном была завершена многолетняя, начатая еще в 70-х, работа по подготовке к реорганизации Войск ПВО в Войска ВКО страны. И вот, 13 июля 1993 г. издается Указ президента РФ №1032 "Об организации ПВО в Российской Федерации", в котором четко обозначено приоритетное направление - создание ВКО страны, а значит, трансформация Войск ПВО в Войска ВКО. Вопросы создания ВКО неоднократно рассматривались коллегией МО России. Правильность такой реорганизации была убедительно обоснована научными исследованиями, проверена рядом крупных учений и подтверждена опытом локальных войн (Вьетнам -1965 - 1972 гг., Ирак - 1991 г., Югославия - 1999 г.).
Анатолий ХЮПИНЕН
генерал-полковник
генерал-полковник
Опубликовано 1 января в выпуске № 1 от 2002 года
Комментарии
- Комментарии
- Vkontakte
Добавить комментарий
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
ОПРОС
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?