Военное строительство

Военно-воздушные силы России: давно назревшие реформы (3)

Без господства или хотя бы паритета в воздухе в конфликтах с сильным противником эффективное ведение вооруженной борьбы попросту невозможно
Дальняя авиация как составляющая ядерной триады государства стоит несколько особняком в структуре ВВС. Ее главным назначением по-прежнему остается применение стратегического ядерного оружия. В ходе нынешней реформы дальняя авиация хоть и претерпела изменения структуры, но фактически не была сокращена. В ее состав по-прежнему входят 15 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и 64 Ту-95МС, оснащенных крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Помимо них в составе командования имеются десятки дальних бомбардировщиков Ту-22М3, лишенные возможности нести ядерные крылатые ракеты по договору СНВ-1.
КОМАНДОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ

В случае неядерного конфликта эффективность применения дальней авиации ограничена крайне небольшой номенклатурой доступного для них современного высокоточного оружия. Это проявилось в ходе войны с Грузией в августе 2008 г. Дальние бомбардировщики Ту-22М3, задействованные против Грузии, были вынуждены применять свободнопадающие авиабомбы. Потеря в ходе бомбардировок одного из Ту-22М3 подтвердила неэффективность и опасность такого использования этих мощных самолетов против противника со сколь-либо современной ПВО.

Для обеспечения полезности и эффективности применения дальней авиации и в ходе обычных вооруженных конфликтов необходимо разработать и оснастить ее неядерным высокоточным оружием. Прежде всего это должны быть крылатые ракеты воздушного базирования с обычными боеголовками. Такой ракетой должна стать крылатая ракета большой дальности Х-555, созданная на основе Х-55 с ядерной боеголовкой, которая была принята на вооружение Ту-160 и Ту-95МС. Кроме того, разрабатываются крылатые ракеты большой и средней дальности нового поколения. Такое перевооружение позволит дальней авиации наносить массированные высокоточные удары, не входя в зону ПВО противника.

Для конфликтов низкой интенсивности чрезвычайно важным является обеспечение возможности применения самолетами дальней авиации сравнительно дешевых корректируемых авиабомб со спутниковым наведением. Это позволит им наносить массированные высокоточные удары, в том числе на дальних расстояниях, недоступных для большинства типов фронтовой авиации.

В российской дальней авиации продолжается отработка сверхдлительных полетов. Таковые являются хорошей подготовкой как к сверхдальним полетам, так и к длительному патрулированию в воздухе в угрожаемый период. В 2010 г. на бомбардировщиках Ту-160 была достигнута максимальная продолжительность полета 23 часа, на Ту-96МС – 40 часов

Фото: Вадим САВИЦКИЙ

Громкое возобновление в августе 2007 г. «постоянного патрулирования» воздушного пространства Северного полушария российскими стратегическими бомбардировщиками представляет по сути просто возобновление интенсивных и регулярных учебных полетов дальних и стратегических бомбардировщиков, которые были прерваны в начале девяностых годов прошлого века.

Это возобновление позволило быстро повысить средний годовой налет по дальней авиации с характерных для середины двухтысячных годов 30–40 часов до 80–100. Возросший налет и накопление экипажами опыта позволили постепенно усложнять задачи, ставящиеся перед ними. Уже к 2010 г. обычными стали длительные полеты с более чем одной дозаправкой в воздухе, совместные действия с истребителями и самолетами ДРЛО российских ВВС, тактические (имитационные) пуски ракет.

Возобновлены дальние полеты по традиционным маршрутам над Северным Ледовитым и Тихим океанами, в Атлантику. Но были опробованы и более экзотические маршруты. В сентябре 2008 г. пара Ту-160 осуществила перелет в Венесуэлу и совершила несколько полетов с авиабазы «Либертадор» этой страны. Бомбардировщики Ту-95МС посещали Юго-Восточную Азию, долетая до Тайваня, осуществляли полеты в Индийском океане.

Ведется отработка сверхдлительных полетов. Такие полеты являются хорошей подготовкой как к сверхдальним полетам, так и к длительному патрулированию в воздухе в угрожаемый период. В 2010 г. на бомбардировщиках Ту-160 была достигнута максимальная продолжительность полета 23 часа, на Ту-96МС – 40 часов.

При слабости российского океанского флота и фактическом отсутствии сети военных баз в дальнем зарубежье стратегические бомбардировщики с высокоточным неядерным оружием могут оказаться наиболее естественным для России способом «проекции векторов силы» на дальние расстояния.

Российский парк стратегических и дальних бомбардировщиков сопоставим по возрасту с фронтовой авиацией. В то же время ресурс этих тяжелых и дорогостоящих самолетов заметно превышает такой у фронтовой авиации и еще отнюдь не исчерпан. Пятнадцатилетний период фактического бездействия до возобновления интенсивных полетов в 2007 г. также привел к значительной его экономии.

Но притом что ресурс долговечных планеров стратегических бомбардировщиков далеко не израсходован, ситуация с их авиадвигателями более сложная. Помимо обеспечения капитального ремонта самолетов потребовалось и восстановление производства новых двигателей для них. В марте 2010 г. правительством России принято решение о возобновлении производства авиадвигателей НК-32 для Ту-160 на заводе ОАО «Кузнецов» в Самаре. Начало первых поставок ожидается в 2013 г. До 2020 г. планируется выпустить несколько десятков двигателей нового производства. Возобновлен капитальный ремонт двигателей других типов самолетов дальней авиации.

Парк самолетов Командования дальней авиации довольно интенсивно модернизируется. Производится ремонт с модернизацией двух-трех Ту-160 в год и до шести единиц Ту-95МС. Изменения, вносимые в них, прежде всего касаются прицельно-навигационной аппаратуры. Кроме того, производятся доработки для возможности применения новых типов вооружения. Планируется, что такой модернизации, сочетающейся с капитальным или восстановительным ремонтом, в итоге подвергнутся все стратегические бомбардировщики.

В 2008 г. ВВС был передан достроенный из советского задела Ту-160. Не исключена достройка еще одного-двух оставшихся в заделе самолетов этого типа. Других масштабных закупок новых самолетов для Командования дальней авиации пока не планируется.

Отдаленной перспективой дальней авиации является разработка для нее нового типа самолета, известного пока как ПАК-ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Предполагается, что он заменит имеющиеся стратегические бомбардировщики и станет единым типом самолетов дальней авиации. Но в связи с большим запасом ресурса имеющихся бомбардировщиков и чрезвычайно высокой стоимостью разработки нового типа окончательное решение о начале этого проекта пока не принято. Ведутся лишь работы по определению его перспективного облика.

Разработка технического облика этого нового бомбардировщика должна быть завершена к 2015 г. Требованиями Министерства обороны являются наличие у него крейсерского сверхзвука, пониженная заметность и развитые возможности применения неядерного высокоточного оружия помимо стратегического ядерного вооружения.

Выполнение этих высоких требований приведет к необходимости создания совершенно нового самолета и потребует чрезвычайно высоких финансовых затрат и длительного срока его разработки. Не исключено, что к 2015 г. они будут существенно пересмотрены в сторону упрощения и удешевления проекта.

АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ

В конце 2010 г. было заявлено о коренном изменении в структуре армейской авиации. После пребывания в составе ВВС с 2003 г. она была переподчинена оперативно-стратегическим командованиям. Таким образом, армейская авиация фактически вернулась под контроль Сухопутных войск.

Такой возврат стал следствием проявившихся в ходе конфликта с Грузией в 2008 г. проблем с координацией действий ВВС и Сухопутных войск. Согласование действий между этими двумя совершенно самостоятельными видами войск зачастую приходилось осуществлять через Москву. Это заметно удлиняло командную цепочку и замедляло принятие решений. Для вертолетных частей, которые предназначены для действий в плотном контакте с наземными силами, это создало особенно заметные трудности.

В нынешние функции армейской авиации входят обеспечение мобильности Сухопутных войск и оказание им непосредственной огневой поддержки на поле боя. На ВВС теперь возлагаются лишь обязанности по обеспечению боевой подготовки армейской авиации. Насколько жизнеспособно будет такое распределение обязанностей, покажет время.

С 1 декабря 2010 г. вертолетные эскадрильи армейской авиации, входящие в состав 8 авиационных баз ВВС, были переподчинены объединенным стратегическим командованиям.

К началу реформы ситуация с исправностью техники в армейской авиации сложилась еще более сложная, чем в ВВС. Прежде всего это связано с выпавшими на ее долю огромными нагрузками при использовании в ходе боевых действий в Чечне и на Северном Кавказе в целом. Помимо естественного израсходования ресурса техники армейская авиация понесла и серьезные потери. С 1999 г. только на Северном Кавказе по боевым и небоевым причинам было потеряно около 60 вертолетов Ми-8, Ми-24 и Ми-26. Десятки вертолетов получили серьезные повреждения.

Такие высокие потери вызвали необходимость первоочередного перевооружения армейской авиации бывшего Северо-Кавказского военного округа. Именно туда пошли такие новинки российской армейской авиации, как модернизированные вертолеты Ми-24ПН, Ми-8МТКО и новые боевые вертолеты Ми-28Н.

Модернизация примерно 28 вертолетов Ми-24П в вариант Ми-24ПН на протяжении 2004–2007 гг. стала естественным ответом на ставшую очевидной в ходе войны в Чеченской Республике потребность ВВС в боевом вертолете, пригодном для применения ночью. Несмотря на то, что эта модернизация явилась не вполне удачной, она дала армейской авиации ценный опыт по ночному применению вертолетов и позволила лучше подготовиться к освоению более совершенных вертолетов круглосуточного применения, которые начинают поставляться в войска.

Модернизированные Ми-24ПН сначала поставлялись в 344-й Центр боевого применения и переподготовки летного состава армейской авиации в Торжке. Затем они стали поступать и в 487-й отдельный вертолетный полк в Буденновске. В настоящее время они включены в состав сформированной на его основе авиабазы армейской авиации. Вертолеты Ми-24ПН и из Торжка, и из Буденновска активно применялись на заключительных этапах контртеррористической операции в Чеченской Республике. Успели они принять участие и в кратком военном конфликте с Грузией в августе 2008 г.

Министерство обороны России планирует закупать 10–15 вертолетов Ми-28Н ежегодно. В общей сложности Министерством обороны РФ уже заключены контракты с «Роствертолом» на поставку 97 единиц Ми-28Н в период до 2015 г.

Фото: Алексей МАТВЕЕВ

Ми-24ПН явились временным решением, позволившим частично закрыть потребность войск в современных вертолетах до поступления в части боевых вертолетов нового поколения, таких как Ми-28Н, Ка-50 и Ка-52. Разработка их прототипов, начавшаяся еще в СССР, дальнейшие испытания и доработки затянулись на долгие годы. Во многом это было вызвано критическим недофинансированием программ в 1990-е гг. и начале 2000-х гг. С улучшением финансирования в последние несколько лет начались серийное производство и поставка их в ВВС России.

Прототипы и опытные образцы нового боевого вертолета Ми-28Н долгое время испытывались в торжокском 344-м Центре боевого применения и переподготовки летного состава армейской авиации. Масштабное серийное производство Ми-28Н на ОАО «Роствертол» начато в 2009 г., когда были изготовлены 12 машин, а в 2010 г. построены еще 15 вертолетов. В 2009 г. состоялось знаменательное событие: начались поставки серийных вертолетов Ми-28Н в первую строевую часть – 487-й отдельный вертолетный полк в Буденновске. Значимости этому событию придает то, что оно стало первым поступлением на вооружение в войска нового типа вертолетов в истории современной России.

В 2009–2010 гг. этот полк (в настоящее время авиабаза) получил не менее 16 серийных Ми-28Н. Разумеется, это не значит, что он уже готов применять их в реальных боевых условиях с максимальной эффективностью. Освоение их только начинается. Авиабазе предстоит обучить экипажи применению всех видов оружия в любое время суток. Тем не менее освоение нового типа при активном содействии специалистов «Роствертола» и 344-го центра идет успешно. Особенно активно такая подготовка велась летом 2010 г. Эскадрилья Ми-28Н несколько раз передислоцировалась на полигоны для отработки группового применения оружия.

В октябре 2010 г. начались поставки новых Ми-28Н и на 393-ю авиационную базу в Кореновске (бывший 55-й отдельный вертолетный полк). Таким образом, новые боевые вертолеты поступили уже на две авиабазы Южного военного округа. Решено начать переоснащение на Ми-28Н 393-й авиабазы, когда ими заменены еще не все боевые вертолеты в Буденновске, по-видимому, это сделано для ускорения освоения нового типа в войсках. По мере поставок промышленностью новыми вертолетами можно будет укомплектовывать любую из этих двух авиабаз. Обе они будут иметь подготовленных пилотов и технический персонал, наработки по освоению и боевому применению Ми-28Н.

Министерство обороны России планирует закупать 10–15 вертолетов Ми-28Н ежегодно. В общей сложности Министерством обороны РФ уже заключены контракты с «Роствертолом» на поставку 97 единиц Ми-28Н в период до 2015 г. К концу 2010 г., помимо двух прототипов, было построено уже 38 серийных Ми-28Н. В более отдаленной перспективе заявлялось о планах приобрести свыше 300 единиц Ми-28Н, включая машины усовершенствованной модификации Ми-28НМ, что позволит полностью заменить ими имеющийся парк вертолетов Ми-24.

Параллельно Министерство обороны РФ осуществляет закупки и боевых вертолетов других типов. Достаточно неожиданным стало решение о закупке и поставке на вооружение многие годы конкурировавшего с Ми-28Н проекта ударного вертолета Ка-52. По всей видимости, в принятии этого решения, помимо учета интересов армии, значительную роль сыграли и соображения государственного характера. Получение крупного государственного контракта стало залогом сохранения градообразующего предприятия ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс». Кроме того, на предприятии осуществлена достройка остававшихся в заделе нескольких единиц одноместных Ка-50. Это тоже стало скорее формой поддержки предприятия, так как в дальнейшем закупки Ка-50 не планируются.

Всего до 2012 г. это дальневосточное предприятие должно произвести около 25 серийных единиц вертолетов Ка-52А. В 2009 г. было завершено производство установочной партии из шести предсерийных Ка-52А. В конце декабря 2010 г. первые четыре серийных Ка-52А поступили в 344-й ЦБПиПЛС в Торжке. В дальнейшем серийными Ка-52А будет вооружена одна из дальневосточных баз армейской авиации, подготовка экипажей которой уже началась. После выполнения нынешнего контракта в армейской авиации будет около 30 серийных и предсерийных Ка-52А. Про планы дальнейших их закупок в интересах армейской авиации пока ничего неизвестно.

В 2010 г. заявлено о заключении Министерством обороны РФ контракта на закупку для ВВС России 22 боевых вертолетов Ми-35М новой постройки. Эта экспортная, глубоко модернизированная версия вертолета Ми-24, поставлявшаяся в Венесуэлу и Бразилию, существенно превосходит по своим возможностям все состоящие на вооружении в российских ВВС модификации Ми-24, включая Ми-24ПН. При этом его закупки обойдутся дешевле, чем приобретение Ми-28Н. Заявлено, что общая стоимость 22 Ми-35М для ВВС РФ составит 10–12 млрд. руб., а их поставки будут произведены до 2015 г. Не исключен заказ дополнительной партии Ми-35М на период 2015–2020 гг. На апрель 2011 г. первая партия из 6 Ми-35М, производящаяся ОАО «Роствертол», уже находится на окончательной сборке на предприятии. Поставку первой партии этих вертолетов для армейской авиации можно ожидать уже в 2012 г.

Помимо боевых вертолетов озвучены и уже реализуются планы по крупным закупкам для армейской авиации РФ военно-транспортных вертолетов. Самым масштабным стал заключенный в начале 2010 г. контракт на поставку 22 транспортно-штурмовых вертолетов Ми-8АМТШ на авиабазу в Буденновске. Помимо этого, в 2009–2010 гг. были заключены несколько контрактов на поставку в ВВС небольших партий и отдельных экземпляров Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5. Поставки вертолетов по этим контрактам уже осуществляются. В частности, партия из 10 Ми-8АМТШ производства Улан-Удинского вертолетного завода была передана в конце декабря 2010 г. в состав 393-й авиационной базы в Кореновске. В общей сложности до 2020 года для армейской авиации будет приобретено несколько сотен Ми-8.

Закупки транспортных вертолетов не ограничатся только семейством Ми-8. В 2009 г. министром обороны РФ Анатолием Сердюковым были озвучены планы приобретения для ВВС России по крайней мере двух Ми-26 ежегодно. Сборка первых новых вертолетов этого типа для ВВС уже производится «Роствертолом». Первоначально планируется поставлять Ми-26 в стандартной и для нынешней армейской авиации конфигурации, но в дальнейшем завод надеется заинтересовать Министерство обороны более современной модификацией Ми-26Т2 после того, как она завершит испытания и пройдет сертификацию.

В 2010 г. начались и первые поставки в войска новых вертолетов «Ансат-У». Эти легкие вертолеты с максимальным взлетным весом до трех с половиной тонн должны стать основными учебно-тренировочными машинами ВВС, заменив в этой роли ветеранов Ми-2. Первые три единицы «Ансат-У» получил 344-й Центр боевого применения и переподготовки летного состава армейской авиации. Еще пять «Ансат-У» были отправлены в октябре 2010 г. в Сызранское высшее военное авиационное училище. До конца этого года планируется получение им еще семи вертолетов этого типа. Вертолеты «Ансат-У» и их гораздо более современное приборное оснащение по сравнению со старыми Ми-2 позволяют обеспечить более качественную подготовку и переподготовку летчиков для освоения ими вертолетов современных типов.

По сравнению с предыдущими годами, когда закупок новых вертолетов для армейской авиации России практически не велось, поставки последних двух лет кажутся значительными. Тем не менее они не восполняют не только технику, выработавшую свой ресурс, но даже боевые и небоевые потери транспортных вертолетов, понесенные армейской авиацией в последнем десятилетии. Кроме того, большинство новых транспортных и боевых вертолетов поступает в Южный военный округ. Остальные округа пока в основном довольствуются старым советским парком.

Закупки 2009–2010 гг. должны стать лишь началом масштабной программы перевооружения российской армейской авиации. В общей сложности для нее планируется закупить до 2015 г. около 400 боевых, транспортно-боевых и учебных вертолетов. Главным образом в это число войдут военно-транспортные вертолеты семейства Ми-8, а также ударные Ми-28Н и Ка-52. Официального объявление конкурсов на их поставку можно ожидать уже в 2011 г. Всего же до 2020 г. планируется закупить около 1000 вертолетов.

Масштабные закупки техники для армейской авиации позволяют оптимистично оценивать ее перспективы. Ее численность должна не только сохраниться на нынешнем уровне, но и увеличиться. Дополнительно к переданным из ВВС восьми авиационным базам армейской авиации планируется развернуть еще шесть, доведя общее их количество до 14 баз. Вероятно, будут реализованы планы по приданию вертолетов десантно-штурмовым бригадам.

ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ И РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЙСКА

Нынешние силы ПВО ВВС России во многом остаются наследниками мощнейшей системы ПВО СССР. После распада СССР эта система претерпела значительные сокращения, а с 1998 г. была передана в состав ВВС страны. Но несмотря на все сокращения по количеству и качеству состоящей на вооружении техники, зенитные ракетные войска ВВС России остаются самой мощной наземной системой ПВО в мире.

В рамках проводящейся реформы все полки зенитных ракетных и радиотехнических войск преобразованы в части постоянной готовности и вошли в состав 13 сформированных бригад воздушно-космической обороны. Структурно эти бригады объединяют зенитные ракетные и радиотехнические полки.


Разработка новых вертолетов, начавшаяся еще в СССР, дальнейшие их испытания и доработки затянулись на долгие годы. Во многом это было вызвано критическим недофинансированием программ в 1990-е и начале 2000-х гг. В последние несколько лет началось серийное производство и поставка Ми-28Н и Ка-52 в ВВС России
Фото: Вадим САВИЦКИЙ

В состав ВВС из Сухопутных войск России еще в 2007 г. были переданы зенитные ракетные бригады, оснащенные ЗРС С-300В и частично «Бук», а в ходе последующего реформирования семь этих бригад были переформированы в зенитные ракетные полки и еще две расформированы. При этом основная часть ЗРК «Бук» тем не менее остается в Сухопутных войсках. Суммарно в ВВС России после реформирования намечалось сохранить 45 зенитных ракетных полков (в том числе семь переформированных из зенитных ракетных бригад Сухопутных войск). Радиотехнические полки и бригады, обеспечивающие контроль воздушного пространства, переформированы в 18 радиотехнических полков, также входящих в состав бригад воздушно-космической обороны. При этом в 2009 г. осуществлено значительное сокращение техники оставляемых в боевом составе зенитных ракетных и радиотехнических полков.

В связи с переводом в статус постоянной боевой готовности заметно интенсифицировалась боевая подготовка зенитных ракетных частей ВВС и ПВО. Полки не только отрабатывают стрельбы по различным мишеням, но и регулярно проводят учебные передислокации. По всей видимости, «рекордсменами» по учебной подготовке сейчас являются дальневосточные зенитные ракетные полки, осуществляющие ежегодно 40–50 боевых стрельб, что является чрезвычайно высоким показателем даже по советским меркам.

Основу зенитных ракетных частей ВВС составляют ЗРС С-300ПС, С-300ПМ и С-300ПМУ2, в небольших количествах имеются переданные из состава Сухопутных войск комплексы С-300В и «Бук». Кроме того, началось оснащение новыми образцами техники, такими как С-400 и «Панцирь-С». Более совершенные зенитные ракетные системы С-400, которые должны сменить ЗРС С-300, начали поступать в ВВС и ПВО с 2007 г. На начало 2011 г. произведена поставка в ВВС четырех дивизионов С-400 по восемь пусковых установок в каждом. Ими вооружены два полка, прикрывающие Москву: 210-й зенитный ракетный полк в Дмитрове и 606-й зенитный ракетный полк в Электростали. Кроме того, поставляемые дивизионы пока идут в комплекте со стандартными ракетами, которые уже стоят на вооружении ЗРС С-300ПМУ2. Разработка и испытания новых ракет для С-400, включая дальнобойную (до 400 км) ракету 40Н6, еще продолжаются. Государственные испытания последней по плану должны были завершиться к концу 2010 г., но продолжаются и в 2011 г. После принятия новых ракет на вооружение и налаживания их серийного производства полки С-400, пока развернутые со старыми ракетами, будут перевооружены на них.

Планы развертывания зенитных ракетных систем С-400 предполагают переоснащение ими к 2016 году в общей сложности четырех полков, расположенных вокруг Москвы. Кроме того, озвучивались намерения разместить один из первых полков С-400 на Дальнем Востоке нашей страны.

Всего по Государственной программе вооружения до 2020 года планируется приобрести 56 дивизионов (28 полков) ЗРС С-400 и 10 дивизионов (5 полков) ЗРС С-500. Это позволит практически полностью обновить силы ПВО страны.

Полученное в ходе реформирования название бригад воздушно-космической обороны следует пока расценивать как аванс. Способностями поражения целей в ближнем космосе должны обладать разрабатываемые зенитные ракетные системы С-500. Фактически это будет мобильный комплекс стратегической противоракетной обороны, способный перехватывать ракеты малой и средней дальности, а также поражать объекты в ближнем космосе, уничтожать гиперзвуковые цели. ЗРС находится сейчас на стадии разработки, поступление ее в войска не ожидается ранее 2016 г. Даже по наиболее оптимистичным прогнозам, к 2020 г. такие ЗРС будут иметься на вооружении менее половины бригад воздушно-космической обороны, а их основу будут составлять по-прежнему С-400, предназначенные прежде всего для борьбы с атмосферными целями. Тем не менее не исключено частичное перевооружение и этих ЗРС новыми ракетами, также позволяющими перехват целей в ближнем космосе.

Российские зенитные ракетные системы дальнего радиуса действия, такие как С-400, С-500, в случае войны могут сами стать приоритетной целью для авиации противника, стремящейся завоевать господство в воздухе. Весьма дорогостоящие ракеты этих систем целесообразнее использовать для борьбы с авиацией противника, а не для их самозащиты от авиационных средств поражения. Поэтому в настоящее время ведутся эксперименты по совместным действиям ЗРС дальнего действия с ЗРК ближнего действия, которые должны обеспечивать защиту позиций от высокоточного оружия противника и противорадиолокационных ракет.

Сейчас для этого используют начавшие поступать в ВВС и ПВО с 2010 г. комплексы «Панцирь-С». Взаимодействие их с полками, вооруженными С-300 и С-400, уже неоднократно опробовано на практике в ходе учений на полигоне Ашулук. С весны 2011 г. такая смешанная группировка ЗРК ближнего и дальнего действия будет сформирована в обоих имеющихся полках С-400. В дальнейшем возможно использование в этой роли разрабатываемых сейчас специализированных многоканальных комплексов ближнего радиуса действия. Они будут лучше приспособлены для отражения массированных ударов высокоточным оружием.

Помимо ЗРС и комплексов дальнего и ближнего действия ведется разработка и новых ЗРС среднего радиуса действия. Активная разработка и внедрение новых комплексов позволят российским зенитным ракетным войскам оставаться серьезным аргументом в обеспечении безопасности страны на обозримую перспективу.

Радиотехнические части ВВС и ПВО оказались несколько «забыты». Темпы их обновления оставляют желать лучшего: за пять последних лет поставлены лишь около 70 новых и модернизированных РЛС и около 80 комплексов автоматизации. В перспективном плане до 2020 г. предусмотрено ускорение закупок новой материальной части для них.

Несмотря на впечатляющие возможности российских зенитных ракетных войск, необходимо понимать, что они неспособны прикрыть сколь-либо значительную часть огромной территории нашей страны. Зенитные ракетные полки сосредоточены главным образом вокруг Москвы, обеспечивая сплошное кольцо ее прикрытия, и у некоторых стратегических объектов на границах страны, на юге, северо-западе и Дальнем Востоке. Обширные территории Сибири и севера не только не прикрыты зенитными ракетными частями, но и не имеют сплошного радиолокационного поля. И такая ситуация, к сожалению, сохранится в обозримом будущем. Нынешние зенитные ракетные части могут являться эффективной силой для защиты территории страны только совместно с мобильной компонентой ПВО – истребительной авиацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все возрастающая роль авиации в современных войнах делает необходимым поддержание ее конкурентоспособности по отношению к потенциальным противникам. Без достижения господства или хотя бы паритета в воздухе эффективное применение других видов и родов войск (кроме разве что РВСН) будет крайне затруднено. Понимание этого заставило сосредоточить по-прежнему ограниченные ресурсы российского военного бюджета, предназначенные для закупки вооружения, прежде всего на развитии авиации и РВСН. Это сделано в том числе и за счет определенного сокращения закупок новой техники для Сухопутных войск на период до 2015 г.


В конце 2010 г. было заявлено о коренном изменении в структуре армейской авиации. Она была переподчинена оперативно-стратегическим командованиям. Таким образом, армейская авиация фактически вернулась под контроль Сухопутных войск
Фото: Алексей МАТВЕЕВ

В то же время в 2010–2015 гг. для ВВС и армейской авиации России должно быть поставлено свыше 500 единиц новых вертолетов и самолетов. Это позволит обновить их авиационный парк в среднем на 30 процентов. После 2015 г. закупки будут продолжены, и к 2020 г. стоит задача иметь в ВВС 80 процентов новой техники. Планируется также быстрое обновление зенитных ракетных войск. К сожалению, опыт реализации длительных программ вооружения показывает, что к указанным в них параметрам надо относиться осторожно. Если перспективы ВВС на период до 2015 г. ясны и вряд ли будут пересмотрены в сторону уменьшения, то реалистичность перспективных планов на 2015–2020 гг. станет понятна лишь через несколько лет.

В процессе приема и освоения нового вооружения и военной техники, который неизбежно растянется на многие годы, важно не забывать о поддержании исправности и боеспособности уже имеющихся на вооружении образцов. Новые авиационные базы и бригады воздушно-космической обороны должны быть не декларативно, а действительно соединениями постоянной боевой готовности. Это возможно лишь в том случае, если данной проблеме уделять не меньше внимания и средств, чем программе новых закупок. Нельзя допустить, чтобы после предпринятых масштабных структурных преобразований судьбу новых авиационных баз постигла участь их предшественников – авиационных полков, большинство из которых закончило свое существование, обладая в реальности гораздо меньшим количеством боеспособных самолетов, чем им было положено по штату.

После радикального сокращения количества аэродромов базирования ВВС встает проблема возникновения между остающимися аэродромами больших территориальных разрывов. Масштаб этих разрывов препятствует взаимодействию между авиабазами. Кроме того, каждая авиабаза теперь вынуждена отвечать за гораздо большую территорию. Один из путей решения этой проблемы – возобновление для фронтовой авиации подготовки для дозаправки в воздухе. Такая тактика уже отрабатывается на Дальнем Востоке России для бомбардировщиков Су-24М. Кроме того, в ходе учений «Восток-2010» было опробовано беспосадочное перебазирование туда самолетов Су-24М и Су-34 из европейской части России.

Необходимым условием для массового обучения этому сложному элементу боевой подготовки является высокий налет личного состава. При условии достижения в реформированных ВВС РФ среднего налета порядка 100 часов в год, являющегося в настоящее время целевым показателем, это вполне возможно. Серьезное препятствие – острейший дефицит самолетов-заправщиков. Их недостаточно даже для проведения массовых полетов дальней авиации, обеспечением подготовки которой они главным образом и занимаются. С приходом в ВВС новых самолетов, таких как МиГ-29СМТ, Су-34, Су-35, которые будут способны к дозаправке в воздухе, эта проблема станет только усугубляться. К сожалению, планов по наращиванию количества самолетов-заправщиков пока нет, а ведь обеспечение ими ВВС может существенно расширить возможности не только дальней, но и фронтовой авиации.

Разумеется, нельзя забывать и об оснащении новых самолетов современными авиационными средствами поражения, повышении доли высокоточного оружия, разработке и постановке на вооружение новых типов авиационных боеприпасов. Серьезное сокращение количества самолетов и вертолетов, произведенное в ходе нынешней реформы, требует повышения эффективности каждого из оставшихся. Этого невозможно достичь, используя советские запасы неуправляемого оружия. Необходимы масштабные закупки боеприпасов, обеспечивающие не только рутинную боевую подготовку ВВС России, но и позволяющие создать их запасы на случай серьезных военных конфликтов. Пока о закупках таких масштабов не заявлялось.

Антон Владимирович ЛАВРОВ
независимый военный аналитик, окончил Тверской государственный университет, один из авторитетных исследователей российско-грузинской войны

Опубликовано 8 августа в выпуске № 4 от 2011 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?