Войны и конфликты

Нефть и война

Военно-политическая обстановка накануне падения режима Саддама Хусейна
"Воздушно-космическая оборона" приступает к публикации серии текстов, освещающих современную военно-политическую и военно-стратегическую обстановку на Ближнем и Среднем Востоке. Кроме того, вниманию читателей будут представлены ход и анализ военных действий в различных конфликтах в этом регионе мира.

Руководство США в качестве важнейшей стратегической задачи считает обеспечение формирования такого международного порядка, который сохранил бы за США ведущее место и обеспечил их процветание в течение длительного времени. В политике Соединенных Штатов стала все сильнее просматриваться ставка на обеспечение свободы действий в любом регионе планеты, в том числе на основе применения силы. С этой целью Вашингтоном предпринимаются усилия, направленные на изменения системы существующего миропорядка и сведение к минимуму роли международных институтов.

На глобальный передел мирового порядка существенное влияние оказывают проблемы, связанные с истощением энергетических ресурсов и возникновением различного рода межгосударственных конфликтов вследствие борьбы за контроль над источниками энергетических ресурсов и маршрутами их транспортировки.

XXI век - век борьбы за энергоносители. Самый крупнейший их потребитель в мире - США. С начала 2000-х гг. ежемесячно из-за повышения цен на нефть США теряют более 60 млрд. долл. До последнего времени Соединенные Штаты пытались нивелировать рост нефтяных цен, используя свои нефтяные запасы. В результате чего они снизились до уровня 1975 г. и к 2003 г. составили 269,8 млн. баррелей, что ниже 270-млн. минимума, установленного правительством.

Если бы эта ситуация затянулась, США вынуждены были бы начать использование стратегического резерва нефти, что привело бы к новому витку повышения цен и дополнительным трудностям в развитии американской экономики, которая переживает не лучшие времена.

В этих условиях Вашингтон поставил целью взять под полный контроль важнейшие районы мира по добыче и транспортировке нефти и газа. Не последнее место в этом списке занимают государства в зоне Персидского залива, в том числе Ирак.

Именно здесь сосредоточены богатейшие запасы нефти. Только на Аравийском полуострове и в акватории Персидского залива сосредоточено более 60% всего нефтяного запаса мира. При этом, согласно данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Ирак обладал вторыми по величине запасами нефти в мире (112,5 млрд. баррелей), уступая лишь Саудовской Аравии (261 млрд. баррелей).

Столь пристальное внимание США к Ближнему Востоку всегда было и остается одним из основных факторов, дестабилизирующих военно-политическую обстановку в этом регионе. Именно эти обстоятельства, послужили причиной войны в Персидском заливе 1991 г.

Формальной причиной кризиса стала оккупация территории Кувейта Ираком. В качестве предлога для захвата соседнего государства Ирак использовал давние территориальные претензии и обвинения против Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в том, что они, превышая квоты стран-экспортеров на добычу нефти, снижают мировые цены на нее и тем самым подрывают экономику Ирака.

Кроме того, Кувейт был обвинен в незаконной добыче иракской нефти с расположенной на кувейтской территории незначительной части месторождения Румейла и нежелании конструктивно решать комплекс пограничных проблем.

Со стороны Ирака главная цель состояла в захвате лидерства в арабском мире, ослаблении здесь позиций США и Запада в целом, а с овладением значительными мировыми запасами нефти - и в возможности диктовать свою волю в решении не только региональных, но и мировых проблем.


Несмотря на устаревшее вооружение армии Саддама Хусейна, порой американцам приходилось воевать всерьез.
Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

США исходили из необходимости сохранения в регионе такого положения, когда бы ни одно из арабских государств или их коалиция не могли бы создать реальную угрозу интересам США и их союзникам. В усилении Ирака Вашингтон видел прямую угрозу не только экономическим интересам Запада, но и своему политическому влиянию на Ближнем Востоке, способности оказывать активное воздействие на протекающие здесь процессы.

Поэтому захват Кувейта Ираком был расценен в Вашингтоне как прямой вызов лидерству США. С самого начала кризиса в зоне Персидского залива Вашингтон все свои политические, дипломатические и военные усилия направил на подготовку вооруженной акции против Ирака.

Необходимо отметить, что созданная США в 1991 г. антииракская коалиция, действовала от имени ООН, которая фактически выдала им мандат на применение военной силы. Однако, санкционируя применение военной силы, Совет Безопасности ООН ограничил ее использование определенными рамками. В частности, мандат ООН не давал разрешения США на уничтожение правящего режима в Ираке. Да и самим Соединенным штатам в 1991 г. был невыгоден уход Саддама Хусейна с политической арены. Это могло резко дестабилизировать всю ситуацию на Ближнем Востоке и привести к нежелательному усилению государств - врагов Израиля, прежде всего Сирии и Ирана.

Главным политическим результатом операции "Буря в пустыне", проведенной многонациональными силами во главе с США (17 января - 23 февраля 1991 г.), явилось укрепление позиций Соединенных Штатов в регионе.

Вашингтон и его союзники (в первую очередь - Великобритания) резко усилили здесь свое военное присутствие, разместив на территории государств Персидского залива контингенты своих вооруженных сил, а также склады с вооружением и военной техникой.

После окончания войны в 1991 г. решениями СБ ООН в отношении Ирака были введены жесткие международные санкции, фактически установившие режим экономической блокады. С декабря 1996 г. на основании решения СБ ООН для Ирака действовала программа "Нефть в обмен на продовольствие", разрешавшая Багдаду экспортировать каждые полгода нефть на сумму 1,6 млрд. долл. для финансирования закупок продовольственных товаров.

ООН с началом установления международного контроля над Ираком распоряжалась продажей иракской нефти, а также поставками гуманитарной помощи в обмен на нефть. Под контролем ООН назначались компании, которые получали допуск как к приобретению иракской нефти, так и к поставкам товаров в подвергшуюся блокаде страну.

Вопрос об отмене санкций являлся одним из самых важных и острых для выживания Ирака. Основным противником их снятия были США. Выгоды от сохранения санкций имели также Кувейт и Саудовская Аравия, между которыми ОПЕК разделила иракскую квоту на продажу нефти на мировом рынке.

Для контроля за соблюдением санкций и разоружением Ирака была создана Спецкомиссия ООН, инспекторы которой провели большую работу по выявлению наличия химического, бактериологического и ракетного оружия, а совместно с МАГАТЭ - объектов, связанных с созданием ядерного оружия.

Следует отметить, что Ирак является участником договоров о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (1963 г.) и о нераспространении ядерного оружия (1968 г.). Однако, согласно некоторым источникам, Багдад еще в начале 1970-х гг. начал осуществлять программу создания собственного ядерного оружия, но закончить ее оказался не в состоянии.

Большая часть иракского химического и биологического оружия была уничтожена во время войны 1991 г. Однако американцы считали, что Саддаму Хусейну удалось сохранить некоторое количество опасных материалов.

Ирак не подписал Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия (1972 г.) и Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении (1993 г.).

Неоднократно между Багдадом и Спецкомиссией ООН возникали острые конфликты. Так, под предлогом невыполнения Багдадом режима работы инспекторов ООН, в период с 16 по 20 декабря 1998 г. США и Великобритания провели против Ирака операцию "Лиса в пустыне", нанеся по Ираку массированные ракетно-авиационные удары. После этого сотрудничество Ирака с ООН в разоруженческой сфере было прервано.

В декабре 1999 г. Ирак отверг резолюцию СБ ООН, которая требовала возвращения инспекторов в обмен на постепенное ослабление режима санкций. По мнению иракской стороны, "под прикрытием этих комиссий работают шпионы".

Под предлогом защиты курдских территорий на севере и мусульман-шиитов на юге Ирака от возможного нападения иракской армии, США и Великобританией были установлены так называемые "бесполетные зоны" для авиации Ирака (севернее 36-й параллели и южнее 32-й параллели). В пределах этих зон их авиация осуществляла патрулирование, нанося удары по объектам на территории Ирака. Официальное разрешение от ООН на подобные действия авиации отсутствовало. Багдад официально эти зоны не признал.

С момента окончания в 1991 г. войны в зоне Персидского залива, объединенная англо-американская авиационная группировка практически еженедельно наносила ракетно-авиационные удары по объектам на иракской территории. Особенно усилились налеты на Ирак в период агрессии НАТО против Югославии. Согласно официальным данным только в 1999 г. было совершено более 16 тыс. самолетовылетов, в ходе которых применено свыше 1000 ракет и управляемых авиабомб по 180 наземным объектам.

Удары наносились по пунктам управления и узлам связи вооруженных сил Ирака, средствам ПВО, хранилищам горюче-смазочных материалов, промышленным объектам, нефте- и газопроводам, жилым кварталам городов Мосул, Киркук, Эрбиль, Насирия, Басра. Это приводило к многочисленным жертвам среди мирного населения. С августа по ноябрь 1999 г. в иракских провинциях Ниневия, Дахук, Мусанна, Зи-Кар, Басра, от авиабомб и управляемых ракет пострадали 18 больниц, 12 школ, 74 дома, многие из которых полностью разрушены. Например, в результате удара по школе 29 ноября 1998 г. в г. Мосул было убито и ранено 10 детей. 12 мая 1999 г. в том же районе было уничтожено два завода стройматериалов.


Этот танк Т-62 советского производства был уничтожен в ходе "Бури в пустыне".
Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

Вследствие затянувшегося военного противостояния с США и экономических санкций СБ ООН Ирак оказался в крайне тяжелом социально-экономическом положении. Экономика страны в силу нехватки финансовых средств, сырья, запчастей и оборудования находилась в состоянии, близком к критическому. Резко возросла внешняя задолженность Ирака. Возможности Багдада по погашению долга были весьма ограничены.

В результате существенно упал жизненный уровень населения Ирака, численность которого по состоянию на 01.01.2001 г. составила 22,3 млн. человек. Остро ощущалась нехватка многих видов продовольствия и медикаментов, смертность населения увеличилась почти в 20 раз. В 1999 г. каждый месяц от болезней в Ираке умирали 9-10 тыс. человек, из них 6-6,5 тыс. детей в возрасте до пяти лет. До операции "Буря в пустыне" детская смертность составляла в среднем чуть более 370 человек в месяц.

11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты потрясла серия террористических актов. Истинные причины их, по всей вероятности, не скоро станут достоянием мировой общественности. До сих пор непонятно, какая организация конкретно стояла за террористическими актами 11 сентября, каковы же были политические цели террористов. Как правило, за совершенные террористические акты кто-либо берет ответственность, объявляя при этом, что он требует и кого от каких действий предостерегает. Руководство США не предоставило общественности никаких доказательств вины Усама бен Ладена, мусульманских террористов, но сразу же, по существу, "назначило" виновных и стало готовиться к крупномасштабной антитеррористической операции, по существу к войне, вовлекая в нее другие государства.

В то же время среди многих специалистов-политологов сформировалось устойчивое мнение о том, что США 11 сентября 2001 г. провели колоссальную провокацию, направленную на развязывание рук для активной реализации идеи мирового господства на планете.

Первой жертвой антитеррористической операции стал Афганистан. Соединенные Штаты фактически приступили к осуществлению грандиозного стратегического плана по захвату власти в Средней Азии. В прежние времена такой вид экспансионизма был бы назван колониализмом. Сегодня эта экспансия называется просто "войной против терроризма".

Потенциальные выгоды для Соединенных Штатов в Средней Азии огромны: растущее военное господство в одной из немногих частей света, которая еще не находится под влиянием Вашингтона, рост стратегического влияния за счет уменьшения влияния России, доступ к огромным запасам среднеазиатской нефти и газа, не находящихся под контролем ОПЕК.

США стремятся поставить под свой контроль энергетический источник, альтернативный Персидскому заливу. Такой альтернативой в Азии является Каспийский регион. В Азербайджане запасы нефти и газа могут составлять около 10% мировых запасов, в Казахстане и Туркмении - также около 10%. По оценкам ОПЕК, общие запасы нефти в регионе составляют более 20 млрд. тонн. Коммуникации транспортировки нефти из района Каспия, прежде всего, нефтепровод "Баку-Новороссийск", традиционно шли через территорию России.

В середине 1990-х гг. это перестало устраивать США. Почти все нефтепроводные проекты, альтернативные российскому, "Баку-Супса", "Баку-Джейхан", "Одесса-Броды-Гданьск" родились в результате прямых или завуалированных усилий американской администрации.

Реализация замыслов США принесет России огромные потери. Присутствие США и НАТО на южных рубежах бывшего СССР закрепит геополитический отрыв среднеазиатских республик от России.

Ослабление геополитических и экономических позиций России преследует достижение давней стратегической цели США - устранение ее с политической арены мира и превращение в сырьевой придаток Запада.

Проводя операцию "Несгибаемая свобода", США при поддержке своих союзников и, в первую очередь, Великобритании, не ослабляли контроль над ситуацией на Ближнем Востоке. В центре внимания находился Ирак, в адрес которого были направлены обвинения в пособничестве международному терроризму, разработке оружия массового уничтожения (ОМУ) и ракетных технологий.

В сентябре 2002 г. под давлением мирового сообщества, в том числе большинства арабских государств, иракское руководство согласилось на возвращение в страну инспекторов ООН, чьи действия не будут ограничены по времени или объектам.

8 ноября 2002 г. по предложению США и Великобритании, СБ ООН была принята резолюция № 1441, которая требовала от Ирака полного уничтожения ОМУ и прекращения его разработок. Для контроля над вооружениями Багдад должен был обеспечить "немедленный, беспрепятственный, безоговорочный и неограниченный" доступ международных инспекторов ко всем без исключения иракским объектам, которые инспекторы сочтут необходимыми подвергнуть проверке.

Согласно срокам, определенным в резолюции, Багдаду предлагалось сообщить ООН не позднее 15 ноября 2002 г. о своем согласии подчиниться требованиям резолюции. Багдад сделал это досрочно. Не позднее 8 декабря Ирак был обязан представить СБ ООН и Комиссии ООН по мониторингу вооружений полное описание своих программ по разработке и производству химического, биологического и ядерного оружия. Это требование также было выполнено.

В соответствии с резолюцией СБ ООН, международные инспекторы должны были возобновить работу в Ираке не позднее 23 декабря 2002 г. и через 60 дней - представить отчет о проделанной работе.

По итогам этого этапа своей деятельности новая миссия инспекторов подготовила доклад, в котором не содержалось сколько-нибудь значительных претензий к Ираку по поводу наличия у него ОМУ. С другой стороны, некоторые вопросы по иракским программам разработки ядерных, химических, биологических вооружений остались без ответов.

Это дало повод США и Великобритании заявить, что они не верят Саддаму Хусейну и требуют принятия в кратчайшие сроки жесткой, ультимативной резолюции СБ ООН, которая фактически санкционировала бы применение военной силы против Багдада. По мнению Вашингтона у Багдада осталось более 20 тыс. литров сибирской язвы, а также другое химическое оружие.

Иракское руководство, осознавая опасность ситуации, связанной с возможностью американской агрессии, согласилось даже на то, чтобы США направили в Багдад сотрудников ЦРУ, а также разрешило полеты разведывательных самолетов над своей территорией, чтобы Вашингтон смог убедиться в том, что в Ираке отсутствует оружие массового уничтожения.

Оценивая деятельность наблюдателей ООН, следует заметить, что они испытывали сильное давление со стороны США. Очевидно, что именно с этих позиций следует рассматривать требование главы Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (UNMOVIC) Ханса Бликса уничтожить баллистические ракеты "Аль-Самуд-2", поскольку их дальность действия превышала 150-километровый предел, установленный ООН.

У Ирака пока еще оставались шансы сохранить мир, руководство демонстрировало готовность выполнять требования международных инспекторов. Багдад согласился на уничтожение ракет "Аль-Самуд-2". Всего у Ирака было около 120 этих ракет. По данным на 10 марта, Ирак уничтожил 40 таких ракет.

Однако Ирак не разъяснил, куда делись от 20 до 25 тыс. литров раствора с бациллами сибирской язвы. Неизвестно также, где находились запасы химического оружия, в том числе 1000 тонн нервно-паралитического газа Ви-Икс, другие отравляющие вещества (газ зарин, горчичный газ, 6500 химических бомб, 18 мобильных лабораторий для изготовления биологического оружия). Багдад утверждал, что все виды ОМУ были давно ликвидированы, но доказательств никаких не привел. Возможно, Ирак разрабатывал новые виды запрещенных ракет.

На заседаниях СБ ООН, посвященных действиям инспекций в Ираке, большинство государств склонялось к тому, что военные инспекторы должны продолжить свою работу. Россия, Франция и Китай последовательно выступали против силового подхода к решению иракской проблемы, за продолжение инспекций. Из непостоянных членов ООН аналогичную позицию занимали ФРГ и Сирия. Кроме того, Франция и ФРГ при поддержке Люксембурга и Бельгии блокировали рассмотрение просьбы США о военной поддержке операции в Ираке силами НАТО.

США пытались использовать имеющиеся у них возможности, чтобы Франция и ФРГ изменили свою позицию. В качестве средства давления в конгрессе США рассматривались возможности применения экономических санкций против этих стран и вывода американских частей с территории ФРГ. Предлагалось также исключить Францию из процесса принятия политических решений в рамках НАТО.

В конце января первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж сообщил, что 20 стран согласились предоставить свои военные базы в полное распоряжение США для нанесения удара по Ираку, еще три государства готовы помогать частично. Право на пересечение воздушного пространства предоставили США 22 государства, готовность направить войска в зону Персидского залива выразили 9 стран.

Публично взяли на себя обязательства перед антииракской коалицией 48 государств. Среди европейских стран в поддержку США выступили Великобритания, Италия, Испания, Португалия, Дания, Венгрия, Польша, Чехия. Раскол среди европейских союзников США по вопросу о применении силы против Ирака дал основание министру обороны США Дональду Рамсфелду разделить континент на "новую" и "старую" Европу. В "старую" попали Франция, Германия и Бельгия, не проявляющие энтузиазма по поводу грядущей войны. В "новую" оказались зачисленными восточноевропейские страны НАТО, поддерживающие действия Соединенных Штатов.

Одним из активных сторонников политики США в отношении Ирака из числа стран входивших ранее в состав государств-участников Варшавского договора, стала Польша. Варшава направила в регион Персидского залива подразделение спецназа из элитного отряда "Гром", выполняющего боевые задачи в Афганистане. Вблизи района конфликта находился самый большой польский военный корабль "Контр-адмирал Ксаверий Черницкий".

Стремясь проявить себя в роли "главного союзника США в регионе", Польша оказывала Вашингтону не только военную, но и дипломатическую поддержку. С 1991 г., то есть с момента окончания войны в Персидском заливе, интересы США в Ираке представляло именно посольство Польши.

От Польши не отставала и Венгрия. Военная база "Тасар" на юге Венгрии была выбрана как место тренировки арабских диссидентов, которые должны осуществлять диверсии на исторической родине. По версии властей, в "Тасаре" этих людей натаскивали в стрельбе и рукопашном бое, обучали приемам диверсионной деятельности и английскому языку.

Среди стран СНГ в поддержку США выступили Азербайджан, который согласился предоставить свое воздушное пространство, Грузия, заявившая о своей готовности предоставить воздушное пространство и военную инфраструктуру страны, Украина, решившая направить в Ирак батальон химзащиты (что рассматривалось не как фактическое одобрение действий США, а как гуманитарная акция), а также Казахстан и Узбекистан. Остальные страны СНГ, за исключением Белоруссии, поддержавшей Ирак, официально не поддержали ни одну из сторон.

Что касается позиции исламских государств, то, как было заявлено, они "не будут участвовать в каких-либо военных действиях, направленных против безопасности и территориальной целостности Ирака и любого другого мусульманского государства". Вместе с тем, на территориях нескольких стран зоны Персидского залива находились американские войска и военные базы, которые в той или иной степени могли быть использованы против Ирака.

Двойственную позицию заняла Турция, которая, с одной стороны, не позволила США воспользоваться своими базами для вторжения на территорию Ирака, а с другой, согласно заявлению официальных лиц, считала себя участницей антииракской коалиции. "Последнее, что требовал от нас госсекретарь США Колин Пауэлл, это предоставление права на использование воздушного пространства для самолетов ВВС США. В ответ мы сказали, что хотели бы направить войска в северный Ирак. Соединенные Штаты дали на это добро", сказал премьер-министр Р. Эрдоган в интервью журналу Newsweek от 24 марта. По его словам, договоренность состояла в том, что турецкие войска получали право продвинуться вглубь территории Ирака примерно на 20 км для "предотвращения возникновения трудностей с курдскими группировками". Согласно имеющейся информации, в так называемой буферной зоне была сосредоточена 15-тысячная группировка турецких войск и еще 20 тыс. военнослужащих находились в готовности перейти иракскую границу.

Определенная сдержанность Турции была обусловлена давлением Евросоюза, в частности ФРГ. Германия заявила, что перекроет военную помощь Турции, если та вступит в конфликт в северном Ираке. При этом было подчеркнуто, что если Турция войдет в Ирак или постарается использовать иракский кризис для приостановки политических реформ, ее вступление в члены Евросоюза будет под большим вопросом.

Саудовская Аравия разрешила Соединенным Штатам использовать два своих аэродрома на севере страны вблизи Ирака - в городах Араре и Сакаке. Саудовская Аравия также обратилась к США за технической помощью, в частности, в проведении воздушной разведки в глубине иракской территории. В районе Табука, на севере королевства, незадолго до американского вторжения в Ирак, были проведены совместные саудовско-американские учения.

США с самого начала иракского кризиса сделали ставку на применение силы, а деятельность инспекторов ООН рассматривалась Вашингтоном, с одной стороны, как дополнительный механизм разоружения этого государства, а с другой - как вспомогательное средство уточнения военного потенциала режима С.Хусейна в контексте предстоящих военных действий.

В заседании СБ ООН, состоявшемся незадолго до вторжения, госсекретарь США Колин Пауэлл не принимал участия, так как полагал, что "не видит необходимости в дискуссии". Постоянный представитель США при ООН Джон Негропонте был еще более категоричен: "Это заседание напоминает мне перестановку мебели на палубе "Титаника".

Незадолго до вторжения в Ирак президент Буш выступил с речью, в которой прозвучал приговор не только ООН, но и всему сложившемуся в ХХ веке мировому правопорядку. Таким образом, Вашингтон и Лондон переступили через ООН. Фактически же устранение ООН случилось гораздо раньше. Если в 1991 г. ООН разрешила США и их союзникам ударить по Ираку, то в 1998 г. они бомбили Ирак уже без всякого разрешения, а в дальнейшем использовали ООН для ослабления Ирака, чтобы потом разгромить его полностью.

Из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.


Вооружение и военная техника ПВО старого парка не смогли эффективно противодействовать ВВС США.
Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

Все большее влияние на развитие военно-политической обстановки оказывали проблемы, связанные с истощением мировых энергетических ресурсов ряда развитых стран мирового сообщества и усилением борьбы за контроль над их источниками и маршрутами транспортировки. Руководство США при подготовке к военным кампаниям против Ирака в качестве важнейшей задачи ставило закрепление своего политического лидерства в мире и обеспечение глобального экономического господства на длительную перспективу. При этом делалась ставка на силовое достижение политических целей и навязывание своих прав на неограниченную свободу действий в любом регионе земного шара.

Вашингтон ставил своей первоочередной целью взять под контроль важнейшие районы по добыче и транспортировке нефти и газа. Это являлось одной из основных причин возникновения военного конфликта. США стремились к максимально возможному привлечению к военным акциям своих союзников. При этом Вашингтон оставлял за собой действия в основном с воздуха. Задачи, связанные с возможными потерями личного состава, как правило, перекладывались на сателлитов.

Серия террористических актов 11 сентября 2003 г. была использована США для развязывания так называемой войны против терроризма. Опираясь на свою военную мощь, США закрепляются в зоне Персидского залива в качестве полноправного хозяина.

Военно-политическое руководство Ирака, обладая информацией о реальном состоянии своих вооруженных сил, их боевых возможностях и способности противостоять агрессии со стороны США и их союзников, предпринимало активные политико-дипломатические и другие действия невоенного характера по предотвращению конфликта. При этом успеха не имело. Отсутствие сплоченности арабского мира и безнаказанность действий США (и других стран НАТО) в Югославии в 1999 г. создали прецедент для проведения американцами очередной акции против Афганистана (2001 г.) и Ирака (2003 г.).

Приняв решение начать боевые действия против Ирака без одобрения СБ ООН, США фактически проигнорировали систему международных отношений, существовавшую после Второй мировой войны. Средства массовой информации США создали армии Саддама Хусейна (особенно его гвардии) облик сильного и подготовленного противника. Победоносные действия американской армии на этом фоне выглядели впечатляющими.

Очередная война в Заливе - наглядная демонстрация миру, как будет с любой страной, не пожелавшей выполнять условия Вашингтона. В рамках расширения своего влияния в мире и упрочения контроля над основными регионами планеты следует ожидать от США осуществления дальнейших силовых действий в отношении других государств "оси зла" (в первую очередь, Ирана).


Анатолий КУЛИКОВ

Опубликовано 1 октября в выпуске № 5 от 2007 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?