Войны и конфликты

С кем воевала 40-я армия

Структура и организация Афганской вооруженной оппозиции
Первоначально в задачу ОК СВ не входила обязанность вести боевые действия против формирований вооруженной афганской оппозиции и силой оружия устанавливать свои порядки в Афганистане. Но начать боевые действия советские войска вынудила сама обстановка.

Продолжение.

Начало в № 2 (45) за 2009 г.(Прелюдия к Афганской кампании(1))

Первую операцию против мятежников 40-я армия провела 9–10 января 1980 г. Тогда на сторону оппозиции перешел 4-й артиллерийский полк афганской армии, который располагался в населенном пункте Нахрин (провинция Баглан). При этом были убиты советские военные советники – подполковник Каламурзин, майор Здоровенко и переводчик Газиев. В операции принимали участие два неполных мотострелковых батальона при поддержке танков, артиллерии и вертолетов, а также афганские войска.

Уже через 4 км после прохождения исходного пункта головная походная застава была обстреляна группой всадников численностью до 100 человек. Мятежники были рассеяны огнем вертолетов. Затем колонне преградил путь отряд численностью до 150 человек с тремя орудиями. Преодолев сопротивление, наши подразделения вышли в назначенный район и разоружили мятежный полк. Это был первый, но далеко не последний бой.

В дальнейших боевых действиях совместно с советскими войсками принимали участие части и подразделения армии Афганистана, министерств государственной безопасности и внутренних дел, партийные активисты, а также отряды защиты революции, которые создавались из числа местных жителей, поддерживавших кабульское правительство, и вооруженные формирования некоторых племен.



Фото: Алексей ЕФИМОВ

Зимой 1980 г. против советских войск действовали сравнительно крупные отряды (100–150 и более бойцов). Например, 12 января 1980 г. советские подразделения были атакованы отрядом всадников до 1000 мятежников, 12 января – отрядом 500 всадников. В это время мятежники редко уклонялись от прямого столкновения с советскими войсками. В донесении одного из полков ОК СВ отмечалось: «Во время боя противник проявил особое упорство, причем отход мелкими группами был возможен, но мятежники не воспользовались этим, а вели бои до полного уничтожения». В этом случае действия частей и подразделений ОК СВ мало чем отличались от обычных.

Подавляющее преимущество советских войск в количестве и качестве вооружения довольно быстро вынудило мятежников отказаться от подобной тактики, в результате которой они несли больше потери. Уже к весне отряды оппозиции стали действовать преимущественно мелкими группами, уклоняться от столкновения с превосходящими силами советских и правительственных войск. В дальнейшем характер действий бандформирований принципиальных изменений не претерпел.

Применяя методы партизанской войны, они вели обстрелы из различных видов оружия населенных пунктов, воинских гарнизонов, аэродромов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и других объектов, осуществляли нападения на административные центры, расположения отдельных воинских подразделений, на тыловые колонны с малой охраной, одиночных военнослужащих и мелкие группы, устраивали засады, а также минировали дороги.

Весной 1980 г. размах боевых действий значительно увеличился. Произошло существенное возрастание числа мятежников и отрядов. Начался процесс объединения отдельных групп в более крупные формирования.

Большой сложностью отличались бои в горах, где мятежники создавали свои базовые районы. Базовый район представлял собой участок труднодоступной местности, удобный для организации обороны и оборудованный в инженерном отношении. В нем создавались запасы средств вооруженной борьбы на складах различного назначения. Подступы к району прикрывались многослойным огнем и минировались. Создавалась система наблюдения, оповещения и противовоздушной обороны.

Должен возникнуть естественный вопрос: «Почему же за 9 лет войны, если 40-я армия действовала в основном успешно, численность мятежников и размах их действий не только не уменьшились, но и возросли?». Действительно, если в 1980 г. (по разным источникам) число активно действовавших мятежников оценивалось в 20–30 тыс. человек, то в 1988-м оно возросло до 80–90 тыс. бойцов.

В ходе боевых действий под удары войск неизбежно попадали и мирные жители. Причину своих бед и страданий они видели прежде всего в присутствии на территории страны иностранных (советских) войск и брали в руки оружие, обращая его против чужеземцев. Такие настроения умело подогревались сильнейшей антисоветской и антиправительственной пропагандой, развернутой лидерами непримиримой оппозиции при поддержке и финансировании спецслужб Запада, а также некоторых мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока.

Вторая причина заключалась в том, что и советские, и афганские войска после проведения операции в том или ином районе возвращались в пункты постоянной дислокации. На местах оставалась лишь небольшая администрация, так называемое оргядро. В состав оргядра входили представители НДПА, министерств государственной безопасности, внутренних дел, других ведомств, а также лица из числа руководящих работников общественных организаций, представители духовенства, поддерживавшие правительственную власть. Для обеспечения безопасности работы оргядра в его составе имелось армейское подразделение (как правило, до взвода).

Беда оргядра состояла в том, что оно было малочисленным и не обладало реальной властью. Руководители, которые в него входили, зачастую не умели или не хотели вести политическую работу с населением, не пользовались авторитетом у местных жителей.

Обучать их начали только в 1984 г. на краткосрочных курсах. Влияние оргядра ограничивалось большей частью тем кишлаком, в котором оно находилось. После того как войска покидали район проведения операции, на их место возвращались уцелевшие мятежники, восстанавливали свои базы и изгоняли, а чаще всего уничтожали оргядро. Через некоторое время вновь приходилось проводить операции в этом же месте.

Например, за девять лет в Панджшерской долине советские войска совместно с армией Афганистана провели 12 операций. Тем не менее правительственная власть здесь так и не смогла закрепиться.

Бытует мнение, что в Афганистане советским войскам противостояли лишь разрозненные, плохо организованные партизанские отряды, которые возникали стихийно и действовали сами по себе, без всякой координации какого-либо органа управления. На самом деле это далеко не так. Движение афганской вооруженной оппозиции имело хорошо развитую политическую и военную структуру. Вместе с тем, оно никогда не было однородным. Внутри движения постоянно шла ожесточенная борьба между различными партиями и группировками за лидирующее положение в нем.

Истоки образования и поныне действующих группировок афганской оппозиции уходят в 1960-е гг. В 1969 г. в Кабульском университете была создана исламская экстремистская организация «Мусульманская молодежь», которая превратилась затем в ударный отряд афганской контрреволюции. С 1976 по 1978 г. на основе «Мусульманской молодежи» в Пакистане были созданы «Исламская партия Афганистана» (ИПА) во главе с Г. Хекматьяром и «Исламское общество Афганистана» – ИОА, возглавляемое Б. Раббани. В 1979 г. возникли еще три крупные организации: «Движение исламской революции Афганистана» (ДИРА) под руководством М. Мухаммади, отошедшая от партии Хекматьяра группировка во главе с Ю. Халесом, сохранившая название ИПА, и «Национальный фронт спасения Афганистана» (НФСА), лидером которой стал С. Моджаддади.

К этому же времени относятся попытки объединения оппозиционных сил в единый Фронт борьбы с революционным режимом Республики Афганистан. Этот первый на пакистанской территории афганский контрреволюционный альянс под названием «Движение исламской революции Афганистана» распался сразу после своего возникновения из-за нескольких факторов, в том числе фанатичной приверженности к групповщине и противоречий между партиями. Немедленно возник новый альянс – «Союз исламского единства Афганистана», однако он тоже вскоре прекратил свое существование.

В конце января 1980 г. под давлением США и их союзников был создан «Исламский союз для освобождения Афганистана», в который вошли шесть основных контрреволюционных организаций: к имевшимся пяти, которые названы выше, добавился спешно провозгласивший свое существование «Национальный исламский фронт Афганистана» (НИФА) во главе с С. Гейлани. Но «единство» продолжалось недолго. Уже 4 марта Г. Хекматьяр демонстративно отказался участвовать в очередной пресс-конференции руководителей альянса. В декабре 1980 г. союз распался.

В июне 1981 г. эти же партии вновь объединяются. Создается «Исламский союз моджахедов Афганистана». Однако и он оказался недолговечным. В августе 1981 г. на заседание союза не явился Гейлани, вслед за ним без объяснения причин выехал за границу Мухаммади, а затем вышел из союза (опять-таки без каких-либо публичных объяснений) Моджаддади. Лидеры ИПА, ИОА и ИПА (Ю. Халес) совершили сложный организационный трюк. Во-первых, они согласились на создание еще одной организации «Исламский союз освобождения Афганистана» (ИСОА) во главе с А. Сайяфом. Во-вторых, сумели отколоть от вышедших из союза ДИРА и НФСА часть их членов и на этой основе создать новые три организации.

В марте 1982 г. было объявлено, что ИСМА состоит теперь из семи партий: «Исламская партия Афганистана» (лидер – Хекматьяр), «Исламская партия Афганистана» (Ю. Халес), «Исламское общество Афганистана» (Б. Раббани), «Движение исламской революции Афганистана» (Мансур), «Движение исламской революции Афганистана» (Музин), «Национальный фронт спасения Афганистана» (М. Мир), «Исламский союз освобождения Афганистана» (А. Сайяф).

Так возник первый вариант «союза семи» или ИСМА-7. Вышедшие из ИСМА три организации создали свой «союз трех» или ИСМА-3, в который вошли: «Национальный фронт спасения Афганистана» (С. Моджаддади), «Национальный исламский фронт Афганистана» (С. Гейлани), «Движение исламской революции Афганистана» (Н. Мухаммади).

Один и другой альянсы просуществовали до мая 1985 г. Каждая из входящих в них партий сохраняла свою самостоятельность, свои материальные средства, лагеря, базы и т. д.

Осознавая низкую эффективность разобщенной борьбы против правительства Афганистана, под давлением США и Пакистана лидеры ИСМА-7 и ИСМА-3 в мае 1985 г. вновь приняли компромиссное решение об объединении в единый «Исламский союз моджахедов Афганистана», который существовал до конца исследуемого периода.

Несмотря на формальное объединение сил оппозиции, в ИСМА продолжали сохраняться острые разногласия, основными из которых являлись личное соперничество лидеров организаций, борьба между ними за распределение средств, получаемых из-за рубежа, национально-этнические и религиозные противоречия, взгляды на государственное устройство страны. После вывода из Афганистана советских войск эти разногласия не стали менее острыми.

Еще задолго до ввода войск в Афганистан в стране действовали различные террористические по своей сути организации. Первые центры подрывной деятельности, рассчитанные на дестабилизацию положения в стране, были созданы на территории Пакистана в районе Пешавара еще в первой половине 1970-х гг. Они сделались орудием в руках пакистанских спецслужб и могли функционировать только при их непосредственной финансовой и иной помощи.

Откровенное вмешательство в дела Афганистана приобрело особенно широкий размах после Апрельской революции 1978 г. С помощью специалистов ЦРУ США была создана сеть контрреволюционных лагерей и баз на территории Пакистана, отработаны каналы тайной доставки оружия оппозиционным формированиям.

Начиная с мая 1978 г., оснащенные современным оружием бандгруппы во все возрастающем масштабе стали перебрасываться в Афганистан. В 1984 г. министерство иностранных дел Афганистана выпустило «Белую книгу», в которой приводится точное расположение 94 центров и пунктов подготовки афганских контрреволюционеров в Пакистане. Такие же лагеря появились в Иране.

К концу 1979 г., имея под своим контролем значительную часть территории страны, контрреволюционные группы действовали в основном открыто. На нелегальном положении находились только крупные руководители антиправительственных сил. Каждая оппозиционная партия имела в своем составе большое количество вооруженных отрядов и групп. Однако все они не имели сколько-нибудь четкой организационной структуры, единого командования, общего плана действий.

В 1980 г. руководители контрреволюции предпринимали попытки придать вооруженной борьбе более организованный характер. Летом начали создаваться исламские комитеты, которые должны были проводить интенсивную политическую работу по вовлечению широких слоев населения в активную борьбу против правительства, вооруженных сил Республики Афганистан и советских войск, координировать боевую деятельность вооруженных отрядов. И хотя четкая организационно-штатная структура формирований так и не сложилась, ей к 1983 г. была придана некоторая стройность, позволяющая выделить некоторые общие черты.

Низшим звеном являлась группа из 10–15 человек. Несколько групп (3–7 и более) образовывали отряд численностью от 40–60 до 150–200 человек, которые объединялись под общим руководством в более крупные вооруженные формирования, в большинстве случаев именовавшиеся фронтами. Фронт по своему составу мог быть самым различным и в зависимости от того, на какую территорию распространялось его влияние, назывался «фронт уезда» или «фронт провинции». Фронт уезда насчитывал в своем составе 300–400 и более мятежников, провинции – от одной до нескольких тысяч человек.

В некоторых случаях создавался так называемый центральный фронт, под командованием которого находились фронты нескольких провинций. Штатный состав фронтов не определялся и был нестабилен. Нередко вооруженные формирования, состоявшие из нескольких отрядов, вообще не имели какого-либо названия и в боевых документах 40-й армии того периода именовались «формирование» или «группировка».

Основными организационными единицами вооруженных формирований были небольшие по численности группы и отряды. Их руководителями являлись, как правило, лица, проведшие специальную военную подготовку, хорошо знавшие местность, нравы и обычаи местного населения.

В целом контрреволюционные сипы, действовавшие на территории Афганистана, приобрели определенную структуру политического и военного руководства, основу которого составляли исламские комитеты, создававшиеся из числа местных религиозных деятелей, бывших феодалов и землевладельцев. Возглавляли их в большинстве случаев руководители, прошедшие специальную подготовку в Пакистане и Иране.

Количественный состав комитетов был различен и определялся масштабом их деятельности, численностью населения и вооруженных формирований в зоне ответственности. В большинстве случаев в состав руководства входили от 5 до 30 человек. Исламский комитет состоял из 5 отделов: управленческого, партийного, военного, хозяйственного и финансового. Военный отдел планировал и непосредственно руководил деятельностью отрядов и диверсионно-террористических групп. Исламские комитеты нескольких кишлаков или волостей подчинялись центральному исламскому комитету, который создавался в уезде. Наиболее крупные из них объединялись в союзы, деятельность которых распространялась на значительную территорию. В состав союза могли входить 3–7 исламских комитетов.

В 1984–1985 г.г. афганская оппозиция предпринимает шаги по совершенствованию организационной структуры своих вооруженных формирований. Во второй половине 1984 г. лидеры оппозиции перешли к созданию «исламских полков» по армейскому образцу. Основу полков составили батальоны трехротного состава. В полку создавалось 3–5 батальонов, из которых 1–2 планировалось использовать в боевых действиях. В них вводились офицерские должности. Численный состав полков строго не определялся и мог составлять 500–900 человек и более. Наряду с полками в некоторых районах создавались отдельные «партизанские батальоны».

В структуре вооруженных отрядов афганской оппозиции появились специальные подразделения, подчиненные непосредственно командиру: взводы тяжелого оружия, саперный и связи, которые были призваны решать специфические задачи боя и без которых немыслимо в современных условиях ведение организованных боевых действий с хорошо подготовленным и вооруженным противником.

Повышение требований к организации и ведению боя потребовало от командиров вооруженных формирований создания органов, облегчавших его подготовку и ведение (отделения разведки, оперативное, тыловое и другие). Наличие подобной структуры говорило о стремлении лидеров оппозиции к централизации в руководстве вооруженной борьбой, попытках поднять ее на новый качественный уровень. Однако из-за привязанности рот к территории, которую они контролировали, отсутствия достаточных финансовых и других средств созданные полки и батальоны фактически мало чем отличались от обычных отрядов мятежников.

Тем не менее общее количество формирований оппозиции увеличивалось. В октябре-ноябре 1984 г., например, в провинции Герат вели боевые действия шесть батальонов «дивизии Хазрата Хамзы» («Святого Хамзы») и 11 фронтов, принадлежавших ИОА. В другие месяцы состав батальонов и фронтов частично изменялся: появлялись новые и исчезали прежние. В марте 1985 г. назывались в качестве ведущих боевые действия 9 батальонов «дивизии» и 13 фронтов.

В последующие годы руководство афганской контрреволюции предпринимало меры по дальнейшему совершенствованию организационной структуры вооруженных формирований мятежников, действующих на территории Афганистана. Продолжалась реализация планов по созданию на базе мелких отрядов формирований типа батальон и полк.

В 1987 г. было отмечено формирование пяти полков и одного батальона Исламской партии Афганистана (ИПА – Гульбеддин Хекматьяр), одного полка ИОА. Однако многие из этих полков существовали лишь номинально. Созданные по родоплеменному и территориальному признаку и лишенные достаточной базы, они по сути оставались на уровне прежних отрядов, которые не только не способны были обеспечить интересы своей партии в той или иной провинции, но и не прекращали междоусобной борьбы между собой за зоны влияния.

В связи с этим военным комитетом штаб-квартиры ИПА был разработан план создания так называемых маневренных полков на уровне отдельных провинций, которые имели принципиальные отличия от обычных формирований как по подходу к комплектованию личным составом, так и по характеру выполняемых задач. Один из таких полков был сформирован в декабре 1987 г. в провинциях Парван и Каписа. Численность личного состава – 450 человек. Он комплектовался из населения пяти зон указанных провинций.



Фото: Алексей ЕФИМОВ

Маневренный полк подчинялся Совету джихада в составе 10 человек. Подразделения (батальоны) действовали в своих зонах. Срок и место сбора всех сил полка устанавливались решением Совета джихада. Характерно, что кроме задач по ведению боевых действий против постов и гарнизонов правительственных войск, полку вменялось в обязанность и борьба с враждебными ИПА формированиями других контрреволюционных партий и организаций.

Несмотря на многообразие форм объединения антиправительственных сил на территории Афганистана, к моменту вывода советских войск у всех основных оппозиционных партий сложилась в основном однотипная структура вооруженных формирований. Сами отряды (группы) и их объединения имели различные названия, но принцип их подчиненности был одинаков.

Командиры отрядов подчинялись общему руководителю вооруженного формирования и исламскому комитету (военному совету), создаваемым по территориальному принципу. Все вооруженные формирования, действовавшие в одной провинции, находились в подчинении их общего руководителя (командующего «центральным фронтом»), который назначался из числа крупного формирования и был подчинен руководству партии и ее военному отделу.

К моменту вывода советских войск наиболее крупными руководителями вооруженных формирований на территории Афганистана являлись:

АХМАД ШАХ МАСУД, партийная принадлежность – Исламское общество Афганистана (ИОА). Имел 233 отряда общей численностью 9020 мятежников. Им контролировались провинции Бадахшан, Баглан, Тахар, Кундуз, Балх, Саманган, Каписа, Парван.

ТУРАН ИСМАИЛ, партийная принадлежность – ИОА. Имел 199 отрядов численностью 4655 мятежников. Им контролировались отдельные районы провинции Герат.

АЗИЗХАН, партийная принадлежность «Хазбе Алла» (партия Аллаха). Имел 66 отрядов – 1550 мятежников. Отряды дислоцировались в провинции Герат.

ШЕРМАХМАД, партийная принадлежность – Исламская партия Афганистана (ИПА). Имел 39 отрядов – 755 мятежников. Контролировал провинцию Нуристан.

ДЖЕЛАЛЛУДИН, партийная принадлежность – ИПА (Халес). 57 отрядов и групп, около 1700 человек. Контролировал провинцию Пактия.

Наиболее известной из перечисленных личностей, безусловно, являлся Ахмад Шax Масуд.

Поэтому представляет интерес справка, подготовленная штабом 40-й армии в июне 1988 г., которая воспроизводится ниже с некоторыми сокращениями.

Значительные изменения в послереволюционный период произошли в вооружении отрядов афганской оппозиции. К моменту ввода в Афганистан советских войск мятежники имели самое разнообразное, главным образом стрелковое вооружение. Некоторые отряды располагали незначительным количеством артиллерии и танков, захваченных у правительственных войск.

С 1980 г. в страну хлынул поток оружия из Пакистана и Ирана. Уже в 1983 г. отряд из 40–60 человек имел 1–2 пулемета ДШК, 1–2 миномета. Более крупные формирования располагали полевыми и горными орудиями, радиостанциями, легковыми и грузовыми автомобилями. В 1986 г. уже практически все отряды имели ДШК и зенитные горные установки. Начиная с 1983 г., мятежники стали применять переносные зенитные комплексы типа «Редай», а с 1986 г. – «Стингер».

В середине 1984 г. функции снабжения «непримиримых» взяло на себя пакистанское правительство. Были определены следующие нормы обеспечения: на группу из 10 человек выдавались 1 ручной противотанковый гранатомет РПГ и 9 автоматов, на отряд из 100 человек и более – 1 зенитная горная установка, до 4 ДШК, 4 безоткатных орудия, 4 миномета, 10 гранатометов и соответствующее количество стрелкового оружия.

Кроме того, отряды, действовавшие в районах аэродромов и других площадных объектов, получили реактивные установки. В результате к началу 1986 г. бандформирования располагали в большом количестве стрелковым автоматическим оружием, крупнокалиберными пулеметами и зенитными горными установками, гранатометами, горными 76-мм пушками, легкими 88-мм и 120-мм минометами, переносными зенитными ракетными комплексами типа «Редай» и «Стингер», реактивными снарядами «земля-земля», различными противотанковыми и противопехотными минами.



Ахмад Шax Macуд

Ахмад Шax сын Мохаммад Джана родился в 1333 (1953) г. в кишлаке Дженгалак волости Базарак уезда Панджшер провинции Парван в семье феодала. По национальности таджик. Мусульманин-суннит. Член партии «Исламское общество Афганистана» с 1978 г. Образование – незаконченное высшее. Окончил 12 классов теологического лицея «Абу-Ханифия» в Кабуле в 1972 г., 2 курса инженерного факультета Кабульского университета в 1974 г. Владеет французским, английским и арабским языками. В 1972 г. примкнул к уже существовавшей в то время организации «Мусульманская молодежь». Основными задачами данной организации на начальном этапе были свержение власти короля Захир Шаха, в последующем Дауда и создание в перспективе «исламской республики» на основе шариата. A. Шax обладает хорошими организаторскими способностями, незаурядными личными и деловыми качествами, способствующими выполнению им функций лидера группировки мятежников. Ахмад Шax Масуд – волевой, энергичный, смелый и решительный руководитель. Непреклонен в достижении поставленных целей, обязателен, держится данного слова. Умный, хитрый, коварный, жестокий противник. Имеет непререкаемый авторитет среди рядового состава мятежников и главарей подчиненной ему группировки, сильное влияние на мирное население, проживающее в контролируемых им зонах, и выходцев из ущелья Панджшер, проживающих в Кабуле, Чарикаре, Андарабе и других районах. Обеспечил нормальные условия для населения в контролируемых им районах (обеспечение продовольствием, выплата денежных пособий семьям, имеющим погибших мятежников, организация учебного процесса в школах и ряд других мероприятий). Опытный конспиратор, скрытен, осторожен, тщеславен и властолюбив. Анализ ближайшего окружения A. Шaxa позволяет сделать вывод о том, что он не доверяет в полной мере ни одному из своих помощников. Боясь усиления авторитета лиц из своего окружения в ущерб своему влиянию, сознательно идет, не вводит должность заместителя. Наиболее близкие к нему доверенные лица и советники, как правило не имеют высоких официальных должностей в группировке ИОА. Отмечается также относительно частные изменения в составе его ближайшего окружения и в составе личной охраны. Таким образом, в настоящее время в ближайшем окружении А. Шаха нет ни одного человека, способного безоговорочно возглавить движение мятежников ИОА в Панджшере в случае устранения его нынешнего лидера, возможно лишь коллегиальное руководство. A. Шax имеет опыт ведения партизанской войны, руководства формированиями в ходе крупных войсковых операций, организации диверсий и террористических акций. Считается одним из видных военных теоретиков и практиков контрреволюционного движения «исламской революции». Обладает достаточно развитым общеобразовательным и политическим кругозором. Религиозен, строго соблюдает мусульманский образ жизни, основанный на законах шариата. В быту неприхотлив, вынослив.



В восточных провинциях Афганистана к этому времени на вооружение мятежников поступили противотанковые управляемые ракеты, в юго-восточных провинциях – 122-мм гаубицы, в южных – удлиненные заряды для разминирования. Были отмечены случаи использования вертолетов и самолетов для доставки оружия, боеприпасов и материальных средств с территории Пакистана.

Все это было бы невозможным без огромной финансовой и военной помощи афганской оппозиции из-за рубежа. Военная помощь, оказанная ей в 1980–1986 гг. только по линии ЦРУ, оценивалась в 2 млрд. долл. По другим данным, эта цифра намного больше – за восемь пет (с 1980 по 1988 г.) через Пакистан было проведено 6 млрд. долл.

Только в 1986-м афганской оппозиции было выделено: ФРГ – 250 млн. марок, Англией – 30 млн. фунтов стерлингов, Францией – 60 млн. франков, Саудовской Аравией – около 1 млрд. дол-л. На эти средства на территории Пакистана и Ирана были созданы лагеря для подготовки мятежников.

Вот сведения только по одному из учебных полков партии «Национальный исламский фронт Афганистана» (НИФА). Организация: управление, три учебных батальона, управление тыла полка. В состав каждого батальона входят три учебные роты. Учебный процесс обеспечивают 4–5 преподавателей. В трех батальонах ведут подготовку по всем предметам обучения 15–20 преподавателей. В числе изучаемых предметов – тактика, огневая подготовка, материальная часть оружия (стрелкового, минометов, гранатометов, артиллерии). Время подготовки – 1 месяц. В конце подготовки проводились подведение итогов, определение уровня боевой подготовки выпускников с участием американских, китайских и пакистанских советников, а также журналистов, ведущих на встрече съемку пропагандистских фильмов. На этой встрече, как правило, присутствовали высокопоставленные лица из руководства организации, а также преподаватели учебного полка.

Суточный распорядок учебного полка заключался в следующем. После подъема, утреннего намаза и завтрака в 8.00 обучающиеся расходились по своим классам, где до 12.00 занимались по установленной учебной программе. Преподавание вели пакистанские и афганские офицеры. В 12.00 – обед, полуденный намаз. Затем проводилась дневная проверка слушателей и до вечера они были свободны от занятий. После ужина в офицерской столовой слушатели расходились по казармам полка на отдых.

По окончании обучения, определения степени подготовки и специальности выпускники во главе со старшими групп на транспортных средствах доставлялись в районы, близкие от пограничных зон, получали определенное для каждого оружие и затем с караванами или непосредственно в группах переправлялись в Афганистан. После этого группы расходились по провинциям и присоединялись к фронтам.

Боевые группы готовились для следующих основных действий: ночные засады и нападения на мелкие населенные пункты и гарнизоны, засады на дорогах, минная война на коммуникациях, разрушение опор линий электропередачи, террористические акции в отношении активистов НДПА, служащих госаппарата военнослужащих ВС Афганистана, лиц, сотрудничающих с органами власти, обстрелы общественных зданий, экономических объектов.

К числу объектов для нападения, как явствовало из учебного пособия ИОА «150 вопросов и ответов для бойца партизанского отряда», относились также больницы, школы, столовые, которые охранялись слабо, а их персонал не мог оказать достаточно сильного сопротивления.

Аналогичные центры подготовки на территории Пакистана и Ирана имели и другие контрреволюционные партии. Следовательно, к середине 1980-х гг. советским войскам противостояли уже не разрозненные, действующие на свой страх и риск банды, а хорошо вооруженные, обученные иностранными инструкторами формирования. Тем не менее ни одной крупной операции советские войска в Афганистане не проиграли.

Деятельность вооруженных группировок оппозиции нанесла огромный урон Афганистану в 1979–1989 гг. Достаточно отметить, что за годы войны ими уничтожено и разрушено в стране 2515 школ, 50 больниц, 167 медпунктов, более 400 мечетей, 10 220 жилых домов, 9600 дуканов, 55 промышленных предприятий и мастерских, 1200 административных зданий, 1600 км пиний электропередачи. Жертвами террора стали 244 тыс. мирных афганских граждан, в том числе свыше 100 священнослужителей, 3500 учителей.

Цена жизни каждого человека была строго определена лидерами вооруженной оппозиции еще в 1982 г. За убийство солдата правительственных войск – 7 тыс. афгани, партийного активиста – 15 тыс., за подбитый танк – 100 тыс. Сбитый самолет оценивался в 1 млн.

Для простого афганца это были огромные суммы. Ведь даже водитель-афганец советского смешанного акционерного транспортно-экспедиционного общества АФСОТР – одной из самых высокооплачиваемых категорий рабочих – зарабатывал в месяц 6–7 тыс. афгани, а зарплата служащего или квалифицированного рабочего в среднем составляла 4–5 тыс. афгани.

Неудивительно, что для многих моджахедов война против советских и афганских войск превратилась в обыкновенный промысел. Этим в немалой степени объясняется рост числа вооруженной оппозиции. Но даже такое солидное вознаграждение не привлекало многих афганцев. Тогда для вербовки применялись другие методы – террор и запугивание. Была предусмотрена система различных наказаний по отношению к лицам, уклоняющимся от вступления в банды. Это штрафы в размере 70 тыс. афгани на каждого боеспособного члена семьи, сжигание домов и другие методы принуждения. Карались даже такие, с точки зрения душманов, проступки, как прослушивание радиопередач из Кабула и обучение в Советском Союзе.

Так, в одной из листовок, распространенных непримиримыми, говорилось: «Тем, кто имеет радиоприемники, исламский комитет еще раз доводит до сведения, чтобы знали, помнили и исполняли: слушать передачи из Кабула великий грех. Впредь это деяние будет наказываться штрафом в 10 тыс. афгани или отсечением головы».

Тем не менее неправильным было бы сводить все дело только к этим причинам. В Афганистане шла гражданская война, которая раскалывала все общество на противоборствующие группировки, готовые биться насмерть. Военное вмешательство во внутренние дела государства различных сил извне только стимулировало ее.

Продолжение следует

Евгений Григорьевич НИКИТЕНКО
генерал-майор

Опубликовано 29 марта в выпуске № 2 от 2010 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?