Концепции

В вопросах ПРО уступать нельзя

Компромиссы Москвы относительно ПРО в Восточной Европе будут истолкованы только так – Кремль не возражает против расширения масштабов противоракетной обороны
Восточно-европейские государства продолжают настаивать на том, что противоракетный щит, сооружаемый в Чехии и Польше, - важный элемент европейской обороны и превентивная мера. Новый президент США Барак Обама не раз говорил в своих заявлениях, что намерен пересмотреть целесообразность размещения элементов ПРО в Восточной Европе. Не так давно председательствующая в ЕС Чехия предложила США и ЕС подключить Россию к проекту создания европейской системы ПРО. Россию, полагают в Праге, следует пригласить к этому сотрудничеству, но она не должна иметь право вето. Североатлантический альянс готов изучить возможности совместимости ПРО США, НАТО и России, а также укреплять сотрудничество с Россией в области противоракетной обороны. При этом приветствуется вклад США в защиту Европы от угрозы баллистических ракет путем размещения элементов американской ПРО в Восточной Европе. США намерены установить радар в Чехии и десять ракет-перехватчиков в Польше под предлогом защиты от предполагаемой угрозы со стороны Ирана. Россия опасается, что эти системы могут быть направлены против ее безопасности. Впрочем, в судьбе ПРО в Восточной Европе возможны самые неожиданные повороты.

Сегодня Североатлантический альянс – самая могуще-ственная организация в мире, которая аккумулировала гигантский, прежде всего – военный потенци-ал. В то же время НАТО испытывает трудно-сти с самоопределением и не может сегодня найти практический смысл своего существования. Распад Варшавского Договора и коммунистической системы лишил НАТО противника, для борьбы с которым он, собственно говоря, и создавался. Найти замену не удается до сих пор, что является бомбой за-медленного действия и не вносит единства в ряды его членов.

В ПОИСКАХ СМЫСЛА

Еще на рубеже ХХI века Североатланти-ческий блок рассматривался как эффек-тивный инструмент геополитической трансформации мира. Предполагалось, что она будет плав-ной, так как именно эта идеология и модель развития победила в идейном противостоянии. Война в Югославии 1999 г. (не противоречившая функции мудрого наставника, который поощряет примерных учеников и наказывает нерадивых) казалась в этом плане естественной.

Столкнувшись с непосредственной угрозой 11 сентября 2001 г., Соединенные Штаты предпочли действовать самостоятельно, привлекая по мере надобности лишь отдельных союзников, не опираясь на всю структуру НАТО. Провозглашенный тогда подход Дональда Рамсфелда «миссия определяет коалицию» стал в XXI веке лозунгом не только Америки.

Деградация всех без исключения международных институтов привела к тому, что устойчивые союзы и правила постепенно сменялись ситуционными коалициями. Вашингтон уже не доверял свою безопасность Западной Европе – колеблющейся при принятии решений и относительно слабой в военном отношении. Фактически США взяли курс на превращение альянса в чисто политическую организацию, ведь идейная основа НАТО – трансатлантическая солидарность, то есть поддержка Европой начинаний Америки.

Поскольку в 2003 г. ключевые западноевропейские государства отказалась одобрить кампанию США в Ираке, то укреплением позиций Соединенных Штатов стало расширение альянса на восток. Этому способствовало и то, что новые страны-члены и наиболее вероятные кандидаты по понятным историческим причинам доверяли и доверяют сейчас в вопросах безопасности только Америке.

С расширением НАТО оказалось, что новички стали играть в формулировании общей повестки дня едва ли не большую роль, чем ветераны. Однако и старожилы НАТО не хотят терять своих позиций. В отличие от позиции США, на саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. они предприняли контратаку в надежде переломить тенденцию к доминированию США в рамках альянса. Отказ Украине и Грузии продемонстрировал, что старая Европа против превращения НАТО в механизм реали-зации американских намерений.


Запуск ракеты-перехватчика «Стандарт-2» с корабля ВМС США
Фото: US NAVY

Мало того, в преддверии бухарест-ского саммита НАТО, премьер-министр Франции Франсуа Фийон заявил, что Париж против сближения с Грузией и Украиной, так как это «нарушит баланс сил в Европе, а также между Европой и Россией». Этим он дал понять, что быстрое дальнейшее расширение НАТО, активно поддерживаемое США, не в интересах старой Европы. Будущие члены, а они все проамериканские, только закрепят политический дисбаланс, который хотят выправить европейские ветераны этого блока.

Установление американо-европейского баланса невозможно без определения новой стратегической миссии альянса. На евроатлантическом пространстве военных угроз не предвидится. Именно поэтому в США живо обсуждается вопрос о глобализации НАТО, чтобы альянс мог выполнять задачи на Ближнем, а в более долгосрочной перспективе и на Дальнем Востоке. Речь идет о привлечении таких стран как Япония, Австралия, Южная Корея. Страны, вступившие в НАТО после распада Варшавского Договора, четко знают, что они хотят максимальных гарантий безопасности от действий России. А Соединенные Штаты заинтересованы в консолидации рядов, но без реального повышения роли европейских стран в управлении альянсом.

Таким образом, сложившийся баланс стратегического сдерживания не вписывается в концепцию США о полном доминировании в мире и создании однополюсного мироустройства во главе с ними.

С целью нарушения сложившегося баланса взаимного стратегического и, прежде всего, ядерного сдерживания в свою пользу, Вашингтон продолжает работу над реализацией проекта развертывания элементов ПРО по всему миру (как в Восточной Европе, так и на Дальнем Востоке), опоясывая Россию.

«Концепция создания глобальной единой системы ПВО и ПРО США» (в средствах массовой информации ее называют «концепция национальной ПРО США») четко определяет стратегические цели Пентагона. Это – привлечь силы и средства своих союзников, создать несколько эшелонов системы ПВО-ПРО, объединить их своей единой системой управления, осуществить централизацию управления многонациональными системами со стороны США для обеспечения надежной ПВО-ПРО именно своего государства и группировок своих войск, развернутых на других территориях. Понятно, что ближайшими их союзниками являются страны НАТО.

Вместе с тем, эксперты европейских стран НАТО провели детальный анализ возможности применения ракетного оружия по объектам на территории европейских государств и убедились, что этим государствам особой угрозы нет. Это объясняется тем, что непредсказуемых режимов, обладающих или в перспективе способных иметь ракетное оружие, в Европе не существует. То есть Европе противоракетная оборона от ударов стратегических баллистических ракет не нужна. Нерешенным оставался только вопрос организации защиты своих войск от ударов нестратегических ракетных средств нападения при выполнении миротворческих задач на других континентах, где такие режимы могут быть.

ВОЗМОЖНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Поиск облика и создания таких систем ПРО нашел нестандартное решение. Военно-политическим руководством европейских государств-членов НАТО были найдены определенные точки соприкосновения с Россией по поиску путей нейтрализации возможной ракетной угрозы. Предметная переговорная работа увенчалась успехом и в Риме в 2002 г. была подписана Декларация о новых отношениях России и НАТО.

Первым практическим шагом совместной работы военных специалистов России и НАТО стало исследование возможности технической совместимости средств нестратегической ПРО России и НАТО для организации совместной борьбы с ракетной угрозой. С тех пор идет практическая совместная работа военных экспертов России и НАТО по оценке эффективности совместного использования комплексов российского и западного производства для защиты группировок войск при проведении миротворческих операций.

Такие встречи-учения проводятся ежегодно как на территории стран-участниц блока НАТО, так и на российской земле. На командно-штабных моделях в исследовательских центрах ПРО и на полигонах отыгрываются и отрабатываются совместные правила и способы ведения огня и поражения нестратегических баллистических ракет в общих российско-натовских группировках ПВО-ПРО. Военные специалисты совместно изучают боевые возможности аналогов российских и натовских ЗРК, способных вести борьбу с баллистическими ракетами.

В перспективе – готовятся совместные тактические учения с проведением учебных стрельб российских и западно-европейских зенитных ракетных комплексов по мишеням – аналогам оперативно-тактических ракет. Вся эта работа соответствует взаимным интересам России и западноевропейских государств-участников блока НАТО и в целом способствует формированию в Европе новых отношений сотрудничества и доверия при решении важных вопросов безопасности.

Однако такая позиция европейских членов НАТО не удовлетворяет США. Поэтому к оценке европейских специалистов об отсутствии непосредственной угрозы ракетного нападения для объектов Европы США добавили еще и свой вывод: «…необходимо обеспечить прикрытие группировок войск в тех районах, где существуют спорные территории и потребуется помощь НАТО в урегулировании этих вопросов».

Под этими лозунгами США преследуют только одну цель – под маркой защиты группировок войск НАТО в этих регионах обеспечить более надежное прикрытие континента США от ударов межконтинентальных баллистических ракет. Это может понять даже человек, не имеющий специальной подготовки и мало сведущий в военном деле.

Для защиты войск и объектов от ударов нестратегических ракетных средств нападения в Европе в составе войск НАТО уже имеются ЗРК типа «Пэтриот», обладающие такими способностями.

Тогда зачем такие монстры, которые предполагается развернуть на территории Польши и Чехии? Кстати, среди возможных кандидатов на размещение компонентов ПРО США Пентагоном рассматривались и такие европейские государства как Великобритания, Болгария, Венгрия, Норвегия Румыния, Словакия.

ОКОЛЬЦОВЫВАНИЕ РОССИИ

Размещение в Европе элементов американской системы ПРО будет означать включение этих территорий в цепочку стратегического ядерного сдерживания США. По замыслам Пентагона, третий (два первых созданы на территории США) позиционный район американской системы ПРО на территории Европы должен быть введен в боевой состав к 2011 г. В перспективе этот район ПРО может быть усилен за счет расширения возможностей уже созданных и строительства новых баз противоракет и новых РЛС в других странах. Но и этого мало – системами национальной ПРО США Россию предполагают окольцевать со всех сторон.


ДЕГРАДАЦИЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРИВЕЛА К ТОМУ, ЧТО УСТОЙЧИВЫЕ СОЮЗЫ И ПРАВИЛА ПОСТЕПЕННО СМЕНЯЛИСЬ СИТУАЦИОННЫМИ КОАЛИЦИЯМИ. ВАШИНГТОН УЖЕ НЕ ДОВЕРЯЛ СВОЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ – КОЛЕБЛЮЩЕЙСЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ И ОТНОСИТЕЛЬНО СЛАБОЙ В ВОЕННОМ ОТНОШЕНИИ.

В Азии для развертывания очередных районов ПРО могут быть использованы территории таких государств как Азербайджан, Турция, Япония. Также рассматривается возможность развертывания средств ПРО морского базирования в окружающих Россию морях (Черном, Средиземном, Японском, Беринговом).

Здесь следует подчеркнуть, что если в испытаниях стратегической ПРО наземного базирования имеются определенные проблемы, то в разработке морского эшелона амери-канской системы ПРО сегодня наметился определенный прогресс. Так, ус-пешно была испытана ракета-перехватчик с корабля, поразившая баллистическую мишень, апробирован радар мобильной системы THAAD, развернутой поблизости от пусковой уста-новки ракеты-мишени и полученные им данные передавались на корабельные командные пункты ПРО.

Кроме того, основными важнейшими достоинствами морских систем ПРО являются их высокая мо-бильность и возможность оперативной дислокации в международных водах вблизи от источника угрозы. Тем са-мым снимается вопрос (зачастую весь-ма чувствительный) о развертывании американских противоракетных средств на территории иностранных го-сударств.

И, скорее всего, на данном этапе раз-вития глобальной противоракетной архитектуры США Пентагон сделает ставку на наращивание морской компоненты ПРО. Именно такой подход в отличие от наземных перех-ватчиков встречает двухпартийную поддержку и в конгрессе США.


Противоракета типа GBI перед загрузкой в ШПУ в позиционном районе ПРО на Аляске
Фото: DoD

ЯПОНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Особый интерес США проявляет к сотрудничеству по проблемам ПРО с Японией. В соответствии с международным соглашением 1999 г. Япония и США активизировали работы по созданию ПРО на ТВД. Они были призваны обеспечить защиту от ракетных ударов территории Японии и находящихся там американских войск и объектов. При этом осуществлялась отработка критических технологий, общее и детальное проектирование, а также лабораторные испытания компонентов перспективной ПР «Стандарт-3» мод. 2, предназначенной для поражения БР на больших высотах. Исследования проводились как составная часть НИОКР по созданию морского компонента ПРО на ТВД на базе кораблей УРО, оснащенных многофункциональной системой оружия (МСО) «Иджис».

Обмен данными научно-технических исследований и необходимая корректировка планов работ проводится в ходе регулярных специальных двусторонних консультаций. Затраты Японии на эти цели только в период с 1999 по 2002 гг. составили около 130 млн. долл. В 2004-2006 г. были проведены практические испытания разрабатываемой ПР. Общие расходы Японии на продолжение исследований и испытания (по различным оценкам) составили около 164 млн. долл.


УСТАНОВЛЕНИЕ АМЕРИКАНО-ЕВРОПЕЙСКОГО БАЛАНСА НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОВОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МИССИИ АЛЬЯНСА. НА ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВОЕННЫХ УГРОЗ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ. ИМЕННО ПОЭТОМУ В США ЖИВО ОБСУЖДАЕТСЯ ВОПРОС О ГЛОБАЛИЗАЦИИ НАТО, ЧТОБЫ АЛЬЯНС МОГ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАЧИ НА БЛИЖНЕМ, А В БОЛЕЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ.

Наряду с совместными с США научно-техническими исследованиями, Япония последовательно реализует комплекс практических мер по повышению защищенности национальной территории от ракетных ударов. Осуществляется ряд программ, направленных на создание к 2010 г. в космическом пространстве, на японской территории и прилегающих к ней акваториях компонентов ПРО, которые могут быть интегрированы как в объединенную японо-американскую, так и в собственную систему обороны от ракетной угрозы.

К таким работам относятся: развертывание орбитальной группировки разведывательных спутников и наземной инфраструктуры для приема и обработки поступающей информации; модернизация ЗРК «Пэтриот» в модификации, обеспечивающей поражение БР СД; разработка наземной РЛС, предназначенной для дальнего обнаружения, опознавания и сопровождения высокоскоростных малоразмерных целей во всех диапазонах высот, включая приземное космическое пространство (65-100 км); увеличение до 8 кораблей с МСО «Иджис»; оснащение самолетов ДРЛО и управления Е-767 национальных ВВС специальной ИК-аппаратурой обнаружения БР.

В рамках реализации указанных программ 28 марта 2003 г. на расчетные орбиты были выведены первые два разведывательных спутника радиолокационной и оптоэлектронной разведки, главной задачей которых является отслеживание обстановки в позиционных районах БР КНДР и КНР. Запуск еще двух аналогичных спутников был произведен осенью 2003 г.

С 2004 г. в Японии осуществляется модернизация состоящих на вооружении ВВС ЗРК «Пэтриот» до уровня, соответствующего модификации PAC-3.

В условиях угрозы проведения Северной Кореей испытаний своей баллистической ракеты для совместного решения задач предупреждения о ракетном нападении 16 июля 2006 г. впервые была создана интегральная японо-американская корабельная группировка с задачей ПРО.

Сам факт проведения в июле 2006 г. в КНДР ракетных стрельб активно использовался японским руководством для принятия решения об ускорении создания системы ПРО. Согласно разработанной в управлении обороны Японии концепции, развертываемая система ПРО должна обеспечить поражение баллистических ракет на среднем и конечном участках траектории.


Военнослужащий ВС США на охране стартовой позиции ЗРС РАС-3 «Пэтриот» на Ближнем Востоке
Фото: DoD

В ее состав войдут средства перехвата БР морского компонента с ПР типа «Стандарт-3» и наземного базирования («Пэтриот» PAC-3), РЛС контроля ВК пространства (новые РЛС J/FPS-XX и модернизированные РЛС J/FPS-3 мод.), а также система боевого управления.

В целях обеспечения раннего предупреждения о подготовке противника к нанесению ракетного удара предполагается использовать японскую космическую систему видовой разведки, а также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-767 и E-2C «Хокай».

В 2006 финансовом году в Японии на создание ПРО и проведение соответствующих НИОКР было ассигновано свыше 1,3 млрд. долл., что составило около 3% военного бюджета и на 25% превысило уровень аналогичных расходов 2005 г.


ЕСЛИ В ИСПЫТАНИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРО НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ ИМЕЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТО В РАЗРАБОТКЕ МОРСКОГО ЭШЕЛОНА АМЕРИ КАНСКОЙ СИСТЕМЫ ПРО СЕГОДНЯ НАМЕТИЛСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОГРЕСС. ТАК, УС ПЕШНО БЫЛА ИСПЫТАНА РАКЕТА-ПЕРЕХВАТЧИК С КОРАБЛЯ, ПОРАЗИВШАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКУЮ МИШЕНЬ, АПРОБИРОВАН РАДАР МОБИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ THAAD, РАЗВЕРНУТОЙ ПОБЛИЗОСТИ ОТ ПУСКОВОЙ УСТА НОВКИ РАКЕТЫ-МИШЕНИ И ПОЛУЧЕННЫЕ ИМ ДАННЫЕ ПЕРЕДАВАЛИСЬ НА КОРАБЕЛЬНЫЕ КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ ПРО.

Основные средства были выделены на модернизацию четырех ЗРК «Пэтриот» в модификацию PAC-3 и их практическое развертывание, на строительство первой из четырех РЛС J/FPS-XX, а также дальнейшую доработку РЛС J/FPS-3 и АСУ ПВО «Бейдж». На модернизацию очередного (третьего) эсминца УРО типа «Конго», закупку партии ПР «Стандарт-3» и их испытание было израсходовано еще около 270,0 млн. дол. А доля совместных с США НИОКР по разработке противоракетного оружия достигла почти 80% (27 из 34 млн. долл.).

Силы самообороны Японии уже развернули на базе ТАКЭЯМА недалеко от ТОКИО два ЗРК «Пэтриот» РАС-3. Таким образом, американские ЗРК размещены уже в трех префектурах в районе японской столицы. Комплексы призваны обеспечить безопасность Токио, прежде всего, от возможных ракетных атак со стороны КНДР, которую в Японии считают главным источником такой угрозы в регионе.

В конце 2008 г. ЗРК «Пэтриот» модификации РАС-3 появились также на базе в префектуре ИБАРАКИ. После этого ТОКИО оказался в плотном оборонительном кольце, которое, по мнению японских специалистов, «не оставит ни малейшего шанса» для ракет противника К концу 2010 г. Япония планирует разместить американские ЗРК на 11 военных базах по всей стране.


НЕМАЛОВАЖНЫМ ФАКТОМ В СТРЕМЛЕНИИ США НАРУШИТЬ СЛОЖИВШИЙСЯ БАЛАНС СИЛ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВЫПОЛНЕ НИЕ АМЕРИКАНСКОЙ СТОРОНОЙ ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ДОГО ВОРАМ В ОБЛАСТИ СОКРАЩЕНИЯ ИЛИ ОГРА НИЧЕНИЯ ВООРУЖЕНИЙ.

Первый эшелон обороны будут составлять эсминцы с системой «Иджис», вооруженные ракетами SМ-3, которые будут сбивать ракеты противника в верхней точке траектории полета.

Второй – наземные ЗРК «Пэтриот» РАС-3, призванные уничтожать ракеты при подлете к цели.

В 2008 г. уже введена в эксплуатацию и поставлена на боевое дежурство первая очередь национальной системы ПРО в составе двух эсминцев УРО с многофункциональной системой оружия (МСО) «Иджис», оснащенные ПР «Стандарт-3», восьми ЗРК «Пэтриот» PAC-3, одной РЛС контроля воздушно-космического пространства J/FPS-XX и семи сопряженных с ней усовершенствованных РЛС J/FPS-3 мод.

Все это охвачено средствами автоматизации управления. За последние 5 лет в рамках создания ПРО в Японии будет израсходовано около 5,5 млрд. долл. США.

Конечный облик национальной системы ПРО Японии. вероятно, будет включать четыре эсминца УРО типа «Конго» с МСО «Иджис», оснащенных ПР «Стандарт-3» мод. 1А, 14 зенитных ракетных батарей с ЗРК «Пэтриот» PAC-3, 11 РЛС контроля воздушно-космического пространства (четыре J/FPS-XX и семь сопряженных с ней усовершенствованных РЛС J/FPS-3 мод.), а также СБУ на базе автоматизированной системы ПВО «Бейдж».

Управление силами ПРО будет осуществляться командующим боевым авиационным командованием (БАК) ВВС через объединенный центр управления ПРО и ПВО. Общие расходы на создание системы оцениваются в 8-8,5 млрд. долл.

Особенностью развертывания японской системы ПРО является тесное взаимодействие и координация всех мероприятий с США. Так, в 2010 г. планируется передислоцировать штаб БАК ВВС Японии и центр управления ПВО на американскую базу ЙОКОТО (о. ХОНСЮ), на которой планируется создать совместный центр координации объединенного применения вооруженных сил, в том числе подразделений ПВО и ПРО.

В целом реализация программы создания ПРО Японии является одним из основных направлений укрепления военно-стратегического партнерства с США, наращивания потенциала страны и повышения роли Токио в военно-политических процессах в регионе. Главное – расширение взаимодействия Токио и Вашингтона в области ПРО обусловливает повышение вероятности интеграции японской системы ПРО в национальную систему ПРО США.

Таким образом, последовательная реализация Японией национальных программ повышения возможностей по отражению ракетных ударов, а также активизация совместных с США усилий по созданию ПРО, свидетельствуют о готовности Токио к принятию в ближайшей перспективе политического решения о создании объединенной японо-американской системы ПРО на ТВД.

Она будет представлять собой азиатский эшелон создаваемой глобальной ПРО США. Следует ожидать возможности развертывания в перспективе на территории Японии, в прилегающих акваториях, воздушном и космическом пространствах ряда компонентов, которые впоследствии могут быть использованы в качестве элементов создаваемой американцами глобальной системы ПРО.

НАРУШЕНИЕ БАЛАНСА СИЛ

Другим немаловажным фактом в стремлении США нарушить сложив-шийся баланс сил является невыполне-ние американской стороной взятых на себя обязательств по различным дого-ворам в области сокращения или огра-ничения вооружений.

Так, вразрез с Договором СНВ часть шахтных пусковых установок МБР переоборудуется в пусковые установки противоракет системы ПРО. В ВМС США на подводных лодках типа «Огайо» пусковые установки БРПЛ «Трайдент-1» переоборудуются в пус-ковые установки КРМБ.

В нарушении Договора о РСМД с целью отработки системы ПРО США продолжают летные испытания новых баллистических ракет-мишеней, по существу, являющихся баллистическими ракетами средней дальности наземного базирования; создаются и используют-ся ударные БЛА («Предатор», «Хантер», Х-45, -46, -47), что аналогично созда-нию крылатых ракет средней дальности.

С формальной точки зрения отношения Россия-НАТО успешно развиваются. Однако в реальности они характеризуются глубоким уровнем взаимного недоверия, нескрываемым раздражением и явным соперничеством. Россия практически официально заявля-ет, что альянс ее неоднократно обманывал.

Например, российскую сторону за-веряли, что военная инфраструктура НАТО не будет размещаться в новых странах-членах. Однако американские военные базы появились в Болгарии и Румынии. А в Основополагающем акте Россия-НАТО, принятом в 1997 г., записано: «Государства – члены НАТО подтверждают, что не имеют намерений, планов или причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов и не имеют необходимости изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику НАТО, а также не предвидят необхо-димости делать это в будущем».

Формально это обязательство пока соблюдается. Однако еще будучи президентом России, Владимир Путин неоднократно предупреждал, что размещение в Центральной Европе элементов американской системы ПРО будет означать включение этих территорий в цепочку стратегического ядерного сдерживания США. То есть фактически идет вразрез с принципами Основополагающего акта.

Кстати, попытки решить пробле-му противоракетной обороны в 2008 г. тоже несут на себе отпечаток Осново-полагающего акта 1997 г. Ситуация во многом повторяется.

Как и тогда, Соединенные Штаты го-ворят, что готовы пойти на уступки в том, например, что касается прозрачности проекта и допуска российских инспекторов к объектам в Польше и Че-хии. Возможны и другие компромиссы по деталям – наподобие не размещения ракет в польских шахтах до тех пор, пока не появится точная информация о возможных угрозах.

Однако согласие на них российской стороны бу-дет истолковано однозначно – Москва больше не возражают против ПРО. Так-же как подписание Основополагающе-го акта означало, что позиция России бо-лее не является препятствием.

В результате через какое-то время, если система будет развиваться, после третьего позиционного района ПРО начнут появляться четвертый, пятый и так далее. И неизбежные тогда возражения Мо-сквы (а новые объекты могут появиться где угодно, включая и территории, стра-тегически весьма важные для России) за-ведомо утратят всякий смысл.

Ответ на будущие протесты очевиден – «поскольку вы уже же согласились на создание системы ПРО в принципе, то почему же теперь возражаете против ее совершенствования»? Так, согласившись на первую волну расширения НАТО, Россия практически утратила аргументы для того, чтобы возражать против последующих.

Вместе с тем – и это очевидно – Россия приложит все силы и не допустит возникновения угрозы дисбаланса стратегической стабильности в мире. Создание предлагаемой к размещению на территориях государств Восточной Европы элементов системы ПВО-ПРО Соединенных Штатов формирует предпосылки и дает возможность поражения пусть и небольшой, но все же части российских МБР на разгонном участке их полета, что приводит к снижению доставляемого к цели ядерного потенциала.

Для восстановления стратегического баланса сил в мире ответ России очевиден – будет наращиваться ракетно-ядерный потенциал и создаваться новые межконтинентальные баллистические ракеты. По Договорам об их ограничении Россия имеет еще существенную возможность к наращиванию их количества и на земле, и на море, и в воздухе (в составе авиационных СЯС) даже в рамках Договора. Таким образом, может начаться новый виток гонки вооружений, а инициатором ее будут выступать Соединенные Штаты.

Аркадий БОРЗОВ

Сегодня Североатлантический альянс – самая могуще-ственная организация в мире, которая аккумулировала гигантский, прежде всего – военный потенци-ал. В то же время НАТО испытывает трудно-сти с самоопределением и не может сегодня найти практический смысл своего существования. Распад Варшавского Договора и коммунистической системы лишил НАТО противника, для борьбы с которым он, собственно говоря, и создавался. Найти замену не удается до сих пор, что является бомбой за-медленного действия и не вносит единства в ряды его членов.

В ПОИСКАХ СМЫСЛА

Еще на рубеже ХХI века Североатланти-ческий блок рассматривался как эффек-тивный инструмент геополитической трансформации мира. Предполагалось, что она будет плав-ной, так как именно эта идеология и модель развития победила в идейном противостоянии. Война в Югославии 1999 г. (не противоречившая функции мудрого наставника, который поощряет примерных учеников и наказывает нерадивых) казалась в этом плане естественной.

Столкнувшись с непосредственной угрозой 11 сентября 2001 г., Соединенные Штаты предпочли действовать самостоятельно, привлекая по мере надобности лишь отдельных союзников, не опираясь на всю структуру НАТО. Провозглашенный тогда подход Дональда Рамсфелда «миссия определяет коалицию» стал в XXI веке лозунгом не только Америки.

Деградация всех без исключения международных институтов привела к тому, что устойчивые союзы и правила постепенно сменялись ситуционными коалициями. Вашингтон уже не доверял свою безопасность Западной Европе – колеблющейся при принятии решений и относительно слабой в военном отношении. Фактически США взяли курс на превращение альянса в чисто политическую организацию, ведь идейная основа НАТО – трансатлантическая солидарность, то есть поддержка Европой начинаний Америки.

Поскольку в 2003 г. ключевые западноевропейские государства отказалась одобрить кампанию США в Ираке, то укреплением позиций Соединенных Штатов стало расширение альянса на восток. Этому способствовало и то, что новые страны-члены и наиболее вероятные кандидаты по понятным историческим причинам доверяли и доверяют сейчас в вопросах безопасности только Америке.

С расширением НАТО оказалось, что новички стали играть в формулировании общей повестки дня едва ли не большую роль, чем ветераны. Однако и старожилы НАТО не хотят терять своих позиций. В отличие от позиции США, на саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. они предприняли контратаку в надежде переломить тенденцию к доминированию США в рамках альянса. Отказ Украине и Грузии продемонстрировал, что старая Европа против превращения НАТО в механизм реали-зации американских намерений.


Запуск ракеты-перехватчика «Стандарт-2» с корабля ВМС США
Фото: US NAVY

Мало того, в преддверии бухарест-ского саммита НАТО, премьер-министр Франции Франсуа Фийон заявил, что Париж против сближения с Грузией и Украиной, так как это «нарушит баланс сил в Европе, а также между Европой и Россией». Этим он дал понять, что быстрое дальнейшее расширение НАТО, активно поддерживаемое США, не в интересах старой Европы. Будущие члены, а они все проамериканские, только закрепят политический дисбаланс, который хотят выправить европейские ветераны этого блока.

Установление американо-европейского баланса невозможно без определения новой стратегической миссии альянса. На евроатлантическом пространстве военных угроз не предвидится. Именно поэтому в США живо обсуждается вопрос о глобализации НАТО, чтобы альянс мог выполнять задачи на Ближнем, а в более долгосрочной перспективе и на Дальнем Востоке. Речь идет о привлечении таких стран как Япония, Австралия, Южная Корея. Страны, вступившие в НАТО после распада Варшавского Договора, четко знают, что они хотят максимальных гарантий безопасности от действий России. А Соединенные Штаты заинтересованы в консолидации рядов, но без реального повышения роли европейских стран в управлении альянсом.

Таким образом, сложившийся баланс стратегического сдерживания не вписывается в концепцию США о полном доминировании в мире и создании однополюсного мироустройства во главе с ними.

С целью нарушения сложившегося баланса взаимного стратегического и, прежде всего, ядерного сдерживания в свою пользу, Вашингтон продолжает работу над реализацией проекта развертывания элементов ПРО по всему миру (как в Восточной Европе, так и на Дальнем Востоке), опоясывая Россию.

«Концепция создания глобальной единой системы ПВО и ПРО США» (в средствах массовой информации ее называют «концепция национальной ПРО США») четко определяет стратегические цели Пентагона. Это – привлечь силы и средства своих союзников, создать несколько эшелонов системы ПВО-ПРО, объединить их своей единой системой управления, осуществить централизацию управления многонациональными системами со стороны США для обеспечения надежной ПВО-ПРО именно своего государства и группировок своих войск, развернутых на других территориях. Понятно, что ближайшими их союзниками являются страны НАТО.

Вместе с тем, эксперты европейских стран НАТО провели детальный анализ возможности применения ракетного оружия по объектам на территории европейских государств и убедились, что этим государствам особой угрозы нет. Это объясняется тем, что непредсказуемых режимов, обладающих или в перспективе способных иметь ракетное оружие, в Европе не существует. То есть Европе противоракетная оборона от ударов стратегических баллистических ракет не нужна. Нерешенным оставался только вопрос организации защиты своих войск от ударов нестратегических ракетных средств нападения при выполнении миротворческих задач на других континентах, где такие режимы могут быть.

ВОЗМОЖНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Поиск облика и создания таких систем ПРО нашел нестандартное решение. Военно-политическим руководством европейских государств-членов НАТО были найдены определенные точки соприкосновения с Россией по поиску путей нейтрализации возможной ракетной угрозы. Предметная переговорная работа увенчалась успехом и в Риме в 2002 г. была подписана Декларация о новых отношениях России и НАТО.

Первым практическим шагом совместной работы военных специалистов России и НАТО стало исследование возможности технической совместимости средств нестратегической ПРО России и НАТО для организации совместной борьбы с ракетной угрозой. С тех пор идет практическая совместная работа военных экспертов России и НАТО по оценке эффективности совместного использования комплексов российского и западного производства для защиты группировок войск при проведении миротворческих операций.

Такие встречи-учения проводятся ежегодно как на территории стран-участниц блока НАТО, так и на российской земле. На командно-штабных моделях в исследовательских центрах ПРО и на полигонах отыгрываются и отрабатываются совместные правила и способы ведения огня и поражения нестратегических баллистических ракет в общих российско-натовских группировках ПВО-ПРО. Военные специалисты совместно изучают боевые возможности аналогов российских и натовских ЗРК, способных вести борьбу с баллистическими ракетами.

В перспективе – готовятся совместные тактические учения с проведением учебных стрельб российских и западно-европейских зенитных ракетных комплексов по мишеням – аналогам оперативно-тактических ракет. Вся эта работа соответствует взаимным интересам России и западноевропейских государств-участников блока НАТО и в целом способствует формированию в Европе новых отношений сотрудничества и доверия при решении важных вопросов безопасности.

Однако такая позиция европейских членов НАТО не удовлетворяет США. Поэтому к оценке европейских специалистов об отсутствии непосредственной угрозы ракетного нападения для объектов Европы США добавили еще и свой вывод: «…необходимо обеспечить прикрытие группировок войск в тех районах, где существуют спорные территории и потребуется помощь НАТО в урегулировании этих вопросов».

Под этими лозунгами США преследуют только одну цель – под маркой защиты группировок войск НАТО в этих регионах обеспечить более надежное прикрытие континента США от ударов межконтинентальных баллистических ракет. Это может понять даже человек, не имеющий специальной подготовки и мало сведущий в военном деле.

Для защиты войск и объектов от ударов нестратегических ракетных средств нападения в Европе в составе войск НАТО уже имеются ЗРК типа «Пэтриот», обладающие такими способностями.

Тогда зачем такие монстры, которые предполагается развернуть на территории Польши и Чехии? Кстати, среди возможных кандидатов на размещение компонентов ПРО США Пентагоном рассматривались и такие европейские государства как Великобритания, Болгария, Венгрия, Норвегия Румыния, Словакия.

ОКОЛЬЦОВЫВАНИЕ РОССИИ

Размещение в Европе элементов американской системы ПРО будет означать включение этих территорий в цепочку стратегического ядерного сдерживания США. По замыслам Пентагона, третий (два первых созданы на территории США) позиционный район американской системы ПРО на территории Европы должен быть введен в боевой состав к 2011 г. В перспективе этот район ПРО может быть усилен за счет расширения возможностей уже созданных и строительства новых баз противоракет и новых РЛС в других странах. Но и этого мало – системами национальной ПРО США Россию предполагают окольцевать со всех сторон.


ДЕГРАДАЦИЯ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРИВЕЛА К ТОМУ, ЧТО УСТОЙЧИВЫЕ СОЮЗЫ И ПРАВИЛА ПОСТЕПЕННО СМЕНЯЛИСЬ СИТУАЦИОННЫМИ КОАЛИЦИЯМИ. ВАШИНГТОН УЖЕ НЕ ДОВЕРЯЛ СВОЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ – КОЛЕБЛЮЩЕЙСЯ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ И ОТНОСИТЕЛЬНО СЛАБОЙ В ВОЕННОМ ОТНОШЕНИИ.

В Азии для развертывания очередных районов ПРО могут быть использованы территории таких государств как Азербайджан, Турция, Япония. Также рассматривается возможность развертывания средств ПРО морского базирования в окружающих Россию морях (Черном, Средиземном, Японском, Беринговом).

Здесь следует подчеркнуть, что если в испытаниях стратегической ПРО наземного базирования имеются определенные проблемы, то в разработке морского эшелона амери-канской системы ПРО сегодня наметился определенный прогресс. Так, ус-пешно была испытана ракета-перехватчик с корабля, поразившая баллистическую мишень, апробирован радар мобильной системы THAAD, развернутой поблизости от пусковой уста-новки ракеты-мишени и полученные им данные передавались на корабельные командные пункты ПРО.

Кроме того, основными важнейшими достоинствами морских систем ПРО являются их высокая мо-бильность и возможность оперативной дислокации в международных водах вблизи от источника угрозы. Тем са-мым снимается вопрос (зачастую весь-ма чувствительный) о развертывании американских противоракетных средств на территории иностранных го-сударств.

И, скорее всего, на данном этапе раз-вития глобальной противоракетной архитектуры США Пентагон сделает ставку на наращивание морской компоненты ПРО. Именно такой подход в отличие от наземных перех-ватчиков встречает двухпартийную поддержку и в конгрессе США.


Противоракета типа GBI перед загрузкой в ШПУ в позиционном районе ПРО на Аляске
Фото: DoD

ЯПОНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Особый интерес США проявляет к сотрудничеству по проблемам ПРО с Японией. В соответствии с международным соглашением 1999 г. Япония и США активизировали работы по созданию ПРО на ТВД. Они были призваны обеспечить защиту от ракетных ударов территории Японии и находящихся там американских войск и объектов. При этом осуществлялась отработка критических технологий, общее и детальное проектирование, а также лабораторные испытания компонентов перспективной ПР «Стандарт-3» мод. 2, предназначенной для поражения БР на больших высотах. Исследования проводились как составная часть НИОКР по созданию морского компонента ПРО на ТВД на базе кораблей УРО, оснащенных многофункциональной системой оружия (МСО) «Иджис».

Обмен данными научно-технических исследований и необходимая корректировка планов работ проводится в ходе регулярных специальных двусторонних консультаций. Затраты Японии на эти цели только в период с 1999 по 2002 гг. составили около 130 млн. долл. В 2004-2006 г. были проведены практические испытания разрабатываемой ПР. Общие расходы Японии на продолжение исследований и испытания (по различным оценкам) составили около 164 млн. долл.


УСТАНОВЛЕНИЕ АМЕРИКАНО-ЕВРОПЕЙСКОГО БАЛАНСА НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОВОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МИССИИ АЛЬЯНСА. НА ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВОЕННЫХ УГРОЗ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ. ИМЕННО ПОЭТОМУ В США ЖИВО ОБСУЖДАЕТСЯ ВОПРОС О ГЛОБАЛИЗАЦИИ НАТО, ЧТОБЫ АЛЬЯНС МОГ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАЧИ НА БЛИЖНЕМ, А В БОЛЕЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ.

Наряду с совместными с США научно-техническими исследованиями, Япония последовательно реализует комплекс практических мер по повышению защищенности национальной территории от ракетных ударов. Осуществляется ряд программ, направленных на создание к 2010 г. в космическом пространстве, на японской территории и прилегающих к ней акваториях компонентов ПРО, которые могут быть интегрированы как в объединенную японо-американскую, так и в собственную систему обороны от ракетной угрозы.

К таким работам относятся: развертывание орбитальной группировки разведывательных спутников и наземной инфраструктуры для приема и обработки поступающей информации; модернизация ЗРК «Пэтриот» в модификации, обеспечивающей поражение БР СД; разработка наземной РЛС, предназначенной для дальнего обнаружения, опознавания и сопровождения высокоскоростных малоразмерных целей во всех диапазонах высот, включая приземное космическое пространство (65-100 км); увеличение до 8 кораблей с МСО «Иджис»; оснащение самолетов ДРЛО и управления Е-767 национальных ВВС специальной ИК-аппаратурой обнаружения БР.

В рамках реализации указанных программ 28 марта 2003 г. на расчетные орбиты были выведены первые два разведывательных спутника радиолокационной и оптоэлектронной разведки, главной задачей которых является отслеживание обстановки в позиционных районах БР КНДР и КНР. Запуск еще двух аналогичных спутников был произведен осенью 2003 г.

С 2004 г. в Японии осуществляется модернизация состоящих на вооружении ВВС ЗРК «Пэтриот» до уровня, соответствующего модификации PAC-3.

В условиях угрозы проведения Северной Кореей испытаний своей баллистической ракеты для совместного решения задач предупреждения о ракетном нападении 16 июля 2006 г. впервые была создана интегральная японо-американская корабельная группировка с задачей ПРО.

Сам факт проведения в июле 2006 г. в КНДР ракетных стрельб активно использовался японским руководством для принятия решения об ускорении создания системы ПРО. Согласно разработанной в управлении обороны Японии концепции, развертываемая система ПРО должна обеспечить поражение баллистических ракет на среднем и конечном участках траектории.


Военнослужащий ВС США на охране стартовой позиции ЗРС РАС-3 «Пэтриот» на Ближнем Востоке
Фото: DoD

В ее состав войдут средства перехвата БР морского компонента с ПР типа «Стандарт-3» и наземного базирования («Пэтриот» PAC-3), РЛС контроля ВК пространства (новые РЛС J/FPS-XX и модернизированные РЛС J/FPS-3 мод.), а также система боевого управления.

В целях обеспечения раннего предупреждения о подготовке противника к нанесению ракетного удара предполагается использовать японскую космическую систему видовой разведки, а также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-767 и E-2C «Хокай».

В 2006 финансовом году в Японии на создание ПРО и проведение соответствующих НИОКР было ассигновано свыше 1,3 млрд. долл., что составило около 3% военного бюджета и на 25% превысило уровень аналогичных расходов 2005 г.


ЕСЛИ В ИСПЫТАНИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРО НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ ИМЕЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТО В РАЗРАБОТКЕ МОРСКОГО ЭШЕЛОНА АМЕРИ КАНСКОЙ СИСТЕМЫ ПРО СЕГОДНЯ НАМЕТИЛСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОГРЕСС. ТАК, УС ПЕШНО БЫЛА ИСПЫТАНА РАКЕТА-ПЕРЕХВАТЧИК С КОРАБЛЯ, ПОРАЗИВШАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКУЮ МИШЕНЬ, АПРОБИРОВАН РАДАР МОБИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ THAAD, РАЗВЕРНУТОЙ ПОБЛИЗОСТИ ОТ ПУСКОВОЙ УСТА НОВКИ РАКЕТЫ-МИШЕНИ И ПОЛУЧЕННЫЕ ИМ ДАННЫЕ ПЕРЕДАВАЛИСЬ НА КОРАБЕЛЬНЫЕ КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ ПРО.

Основные средства были выделены на модернизацию четырех ЗРК «Пэтриот» в модификацию PAC-3 и их практическое развертывание, на строительство первой из четырех РЛС J/FPS-XX, а также дальнейшую доработку РЛС J/FPS-3 и АСУ ПВО «Бейдж». На модернизацию очередного (третьего) эсминца УРО типа «Конго», закупку партии ПР «Стандарт-3» и их испытание было израсходовано еще около 270,0 млн. дол. А доля совместных с США НИОКР по разработке противоракетного оружия достигла почти 80% (27 из 34 млн. долл.).

Силы самообороны Японии уже развернули на базе ТАКЭЯМА недалеко от ТОКИО два ЗРК «Пэтриот» РАС-3. Таким образом, американские ЗРК размещены уже в трех префектурах в районе японской столицы. Комплексы призваны обеспечить безопасность Токио, прежде всего, от возможных ракетных атак со стороны КНДР, которую в Японии считают главным источником такой угрозы в регионе.

В конце 2008 г. ЗРК «Пэтриот» модификации РАС-3 появились также на базе в префектуре ИБАРАКИ. После этого ТОКИО оказался в плотном оборонительном кольце, которое, по мнению японских специалистов, «не оставит ни малейшего шанса» для ракет противника К концу 2010 г. Япония планирует разместить американские ЗРК на 11 военных базах по всей стране.


НЕМАЛОВАЖНЫМ ФАКТОМ В СТРЕМЛЕНИИ США НАРУШИТЬ СЛОЖИВШИЙСЯ БАЛАНС СИЛ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВЫПОЛНЕ НИЕ АМЕРИКАНСКОЙ СТОРОНОЙ ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ДОГО ВОРАМ В ОБЛАСТИ СОКРАЩЕНИЯ ИЛИ ОГРА НИЧЕНИЯ ВООРУЖЕНИЙ.

Первый эшелон обороны будут составлять эсминцы с системой «Иджис», вооруженные ракетами SМ-3, которые будут сбивать ракеты противника в верхней точке траектории полета.

Второй – наземные ЗРК «Пэтриот» РАС-3, призванные уничтожать ракеты при подлете к цели.

В 2008 г. уже введена в эксплуатацию и поставлена на боевое дежурство первая очередь национальной системы ПРО в составе двух эсминцев УРО с многофункциональной системой оружия (МСО) «Иджис», оснащенные ПР «Стандарт-3», восьми ЗРК «Пэтриот» PAC-3, одной РЛС контроля воздушно-космического пространства J/FPS-XX и семи сопряженных с ней усовершенствованных РЛС J/FPS-3 мод.

Все это охвачено средствами автоматизации управления. За последние 5 лет в рамках создания ПРО в Японии будет израсходовано около 5,5 млрд. долл. США.

Конечный облик национальной системы ПРО Японии. вероятно, будет включать четыре эсминца УРО типа «Конго» с МСО «Иджис», оснащенных ПР «Стандарт-3» мод. 1А, 14 зенитных ракетных батарей с ЗРК «Пэтриот» PAC-3, 11 РЛС контроля воздушно-космического пространства (четыре J/FPS-XX и семь сопряженных с ней усовершенствованных РЛС J/FPS-3 мод.), а также СБУ на базе автоматизированной системы ПВО «Бейдж».

Управление силами ПРО будет осуществляться командующим боевым авиационным командованием (БАК) ВВС через объединенный центр управления ПРО и ПВО. Общие расходы на создание системы оцениваются в 8-8,5 млрд. долл.

Особенностью развертывания японской системы ПРО является тесное взаимодействие и координация всех мероприятий с США. Так, в 2010 г. планируется передислоцировать штаб БАК ВВС Японии и центр управления ПВО на американскую базу ЙОКОТО (о. ХОНСЮ), на которой планируется создать совместный центр координации объединенного применения вооруженных сил, в том числе подразделений ПВО и ПРО.

В целом реализация программы создания ПРО Японии является одним из основных направлений укрепления военно-стратегического партнерства с США, наращивания потенциала страны и повышения роли Токио в военно-политических процессах в регионе. Главное – расширение взаимодействия Токио и Вашингтона в области ПРО обусловливает повышение вероятности интеграции японской системы ПРО в национальную систему ПРО США.

Таким образом, последовательная реализация Японией национальных программ повышения возможностей по отражению ракетных ударов, а также активизация совместных с США усилий по созданию ПРО, свидетельствуют о готовности Токио к принятию в ближайшей перспективе политического решения о создании объединенной японо-американской системы ПРО на ТВД.

Она будет представлять собой азиатский эшелон создаваемой глобальной ПРО США. Следует ожидать возможности развертывания в перспективе на территории Японии, в прилегающих акваториях, воздушном и космическом пространствах ряда компонентов, которые впоследствии могут быть использованы в качестве элементов создаваемой американцами глобальной системы ПРО.

НАРУШЕНИЕ БАЛАНСА СИЛ

Другим немаловажным фактом в стремлении США нарушить сложив-шийся баланс сил является невыполне-ние американской стороной взятых на себя обязательств по различным дого-ворам в области сокращения или огра-ничения вооружений.

Так, вразрез с Договором СНВ часть шахтных пусковых установок МБР переоборудуется в пусковые установки противоракет системы ПРО. В ВМС США на подводных лодках типа «Огайо» пусковые установки БРПЛ «Трайдент-1» переоборудуются в пус-ковые установки КРМБ.

В нарушении Договора о РСМД с целью отработки системы ПРО США продолжают летные испытания новых баллистических ракет-мишеней, по существу, являющихся баллистическими ракетами средней дальности наземного базирования; создаются и используют-ся ударные БЛА («Предатор», «Хантер», Х-45, -46, -47), что аналогично созда-нию крылатых ракет средней дальности.

С формальной точки зрения отношения Россия-НАТО успешно развиваются. Однако в реальности они характеризуются глубоким уровнем взаимного недоверия, нескрываемым раздражением и явным соперничеством. Россия практически официально заявля-ет, что альянс ее неоднократно обманывал.

Например, российскую сторону за-веряли, что военная инфраструктура НАТО не будет размещаться в новых странах-членах. Однако американские военные базы появились в Болгарии и Румынии. А в Основополагающем акте Россия-НАТО, принятом в 1997 г., записано: «Государства – члены НАТО подтверждают, что не имеют намерений, планов или причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов и не имеют необходимости изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику НАТО, а также не предвидят необхо-димости делать это в будущем».

Формально это обязательство пока соблюдается. Однако еще будучи президентом России, Владимир Путин неоднократно предупреждал, что размещение в Центральной Европе элементов американской системы ПРО будет означать включение этих территорий в цепочку стратегического ядерного сдерживания США. То есть фактически идет вразрез с принципами Основополагающего акта.

Кстати, попытки решить пробле-му противоракетной обороны в 2008 г. тоже несут на себе отпечаток Осново-полагающего акта 1997 г. Ситуация во многом повторяется.

Как и тогда, Соединенные Штаты го-ворят, что готовы пойти на уступки в том, например, что касается прозрачности проекта и допуска российских инспекторов к объектам в Польше и Че-хии. Возможны и другие компромиссы по деталям – наподобие не размещения ракет в польских шахтах до тех пор, пока не появится точная информация о возможных угрозах.

Однако согласие на них российской стороны бу-дет истолковано однозначно – Москва больше не возражают против ПРО. Так-же как подписание Основополагающе-го акта означало, что позиция России бо-лее не является препятствием.

В результате через какое-то время, если система будет развиваться, после третьего позиционного района ПРО начнут появляться четвертый, пятый и так далее. И неизбежные тогда возражения Москвы (а новые объекты могут появиться где угодно, включая и территории, стратегически весьма важные для России) заведомо утратят всякий смысл.

Ответ на будущие протесты очевиден – «поскольку вы уже же согласились на создание системы ПРО в принципе, то почему же теперь возражаете против ее совершенствования»? Так, согласившись на первую волну расширения НАТО, Россия практически утратила аргументы для того, чтобы возражать против последующих.

Вместе с тем – и это очевидно – Россия приложит все силы и не допустит возникновения угрозы дисбаланса стратегической стабильности в мире. Создание предлагаемой к размещению на территориях государств Восточной Европы элементов системы ПВО-ПРО Соединенных Штатов формирует предпосылки и дает возможность поражения пусть и небольшой, но все же части российских МБР на разгонном участке их полета, что приводит к снижению доставляемого к цели ядерного потенциала.

Для восстановления стратегического баланса сил в мире ответ России очевиден – будет наращиваться ракетно-ядерный потенциал и создаваться новые межконтинентальные баллистические ракеты. По Договорам об их ограничении Россия имеет еще существенную возможность к наращиванию их количества и на земле, и на море, и в воздухе (в составе авиационных СЯС) даже в рамках Договора. Таким образом, может начаться новый виток гонки вооружений, а инициатором ее будут выступать Соединенные Штаты.

Аркадий БОРЗОВ

Опубликовано 7 мая в выпуске № 2 от 2009 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?