4 августа, 2010
ВКО: пора прекратить терминологические дискуссии
В ходе обсуждения на страницах «ВКО» подавляющее большинство авторов согласились с тем, что воздушно-космическая оборона Российской Федерации представляет собой систему политических, экономических, военных, военно-технических, правовых и иных мер по подготовке и ведению военных действий в воздушно-космическом пространстве Федерации. Таким образом, она является составной частью обороны страны, а следовательно, и обеспечения военной безопасности государства.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ, ТРЕБОВАНИЯ
Основу воздушно-космической обороны составляет комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также боевых действий разновидовых (разнородных) группировок войск (сил), проводимых в общей системе вооруженной борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану в целях защиты Российской Федерации и ее союзников от нападения с воздуха и из космоса.
Существует и другое определение воздушно-космической обороны – как комплекса общегосударственных и военных мероприятий, боевого применения (применения) войск (сил), способных вести борьбу со средствами воздушно-космического нападения противника, по единому замыслу и плану, под единым руководством, в интересах предупреждения государственного и военного руководства, войск (сил) о воздушно-космическом нападении противника, снижения потерь и ущерба населению, экономическим и другим объектам, группировкам Вооруженных Сил от ударов с воздуха, из космоса и через космос.
Такое определение дано Словарем оперативно-стратегических терминов Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Оно несколько уже и отражает только основу ВКО. Но в любом случае эти понятия очень близки и главное – они знаменуют суть явления: силы и средства воздушно-космической обороны должны обеспечивать стратегическое сдерживание и решать комплекс задач по обеспечению безопасности государства в воздушно-космической сфере.
Как составная часть обороны страны и обеспечения ее военной безопасности воздушно-космическая оборона имеет для Российской Федерации не только стратегическое, но и военно-политическое значение. Это значение закреплено в Концепции ВКО, утвержденной 5 апреля 2006 года президентом России. С военно-политической точки зрения воздушно-космическая оборона является одним из важнейших факторов обеспечения стратегической стабильности, сдерживания вероятных противников от развязывания вооруженных конфликтов, предотвращения их эскалации и перерастания в войну с применением как обычного, так и ядерного оружия.
Со стратегической точки зрения ВКО является гарантом своевременного обеспечения президента Российской Федерации – Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации достоверной информацией о воздушно-космической обстановке для принятия соответствующих решений.
В Концепции ВКО также юридически закреплена необходимость создания воздушно-космической обороны, определены ее роль и место в общей системе обеспечения безопасности государства, требования, предъявляемые к ВКО и ее построению, а также основные направления и этапы ее создания.
Среди требований, предъявляемых к воздушно-космической обороне Российской Федерации, основными определены (рис. 1):
- способность эффективно решать задачи противовоздушной и противоракетной обороны важнейших объектов государственного и военного управления, экономики и инфраструктуры Российской Федерации, основных группировок войск (сил) и объектов Вооруженных Сил, в том числе при пресечении террористических акций в воздушном пространстве;
- сохранение боеспособности основных группировок войск (сил) Вооруженных Сил при отражении массированных ударов СВКН без существенного снижения эффективности в течение необходимого времени;
- способность сосредоточить усилия на избранных направлениях и (или) переносить усилия с одного направления на другое.
Основными принципами построения воздушно-космической обороны являются:
- централизованное государственное управление деятельностью военных, экономических и других структур в области обеспечения воздушно-космической обороны;
- заблаговременное планирование и комплексное применение сил и средств воздушно-космической обороны, участвующих в отражении ударов СВКН;
- сосредоточение основных усилий на наиболее угрожающих воздушно-космических направлениях и защите важнейших объектов государственного и военного управления, экономики и инфраструктуры, а также на прикрытии основных группировок войск и объектов Вооруженных Сил;
- централизация ответственности за организацию и эффективность применения войск (сил) и средств Вооруженных Сил, решающих задачи ВКО;
- оптимальное построение войск (сил) и средств Вооруженных Сил, решающих задачи воздушно-космической обороны;
- согласованное планирование и применение находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти сил и средств разведки воздушно-космического пространства и контроля над ним;
- рациональное сочетание централизованного и децентрализованного боевого управления группировками войск (сил) и средств Вооруженных Сил, решающих задачи воздушно-космической обороны.
Зная суть, требования и принципы построения воздушно-космической обороны, можно перейти к понятию системы воздушно-космической обороны.
СИСТЕМА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ
В общепринятом понятии «система» (от греческого systema – целое, составленное из частей, соединение) представляет собой множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Следовательно, система ВКО должна обеспечить решение полного набора задач воздушно-космической обороны (рис. 2).
Первые из этих задач решаются силами войск РКО Космических войск, вторые – войсками и силами ПВО, третьи – силами РЭБ, причем сегодня, как правило, раздельно или в лучшем случае на принципах взаимодействия.
Целевой функцией и важнейшим свойством любой системы, отличающей ее от простого набора средств ее составляющих, является эмерджентность. Поэтому создаваемая как система общность различных элементов должна приобрести способность более эффективного решения задач каждым ее элементом за счет использования свойств или возможностей других элементов, включенных в состав этой системы. Если эта цель не достигнута, то набор средств, каким-либо образом объединенных между собой, системой считаться не может.
Существует несколько определений самого понятия «система ВКО». Но полагаю, что нам лучше пользоваться более широким из них, подразумевая под системой ВКО совокупность развернутых на земле, на море, в воздушном и околоземном космическом пространстве, объединенных функциональными связями сил и средств, обеспечивающих защиту Российской Федерации и ее союзников от нападения с воздуха, из космоса и через космос.
В настоящее время силы и средства, способные обнаруживать и уничтожать (подавлять) силы и средства воздушно-космического нападения, функционально сведены в две самостоятельные системы: ракетно-космической и противовоздушной обороны со своими подсистемами. Кроме того, к решению задач воздушно-космической обороны привлекаются силы и средства радиоэлектронной борьбы.
Повышение эффективности боевого применения названных систем предполагается достигнуть путем их функциональной интеграции при подготовке и ведении воздушно-космической обороны. При этом в целях комплексного применения всех разновидовых и разнородных сил и средств, способных вести борьбу со средствами воздушно-космического нападения иностранных государств, воздушно-космическая оборона должна состоять из следующих четырех функциональных систем (рис. 3): разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (по сути – информационно-разведывательной системы), поражения и подавления сил и средств воздушно-космического нападения, всестороннего обеспечения воздушно-космической обороны и управления ею. Предполагается, что применение этих систем будет осуществляться под единым руководством, по единому замыслу и плану, в едином контуре боевого управления.
Помня, что элементы каждой из этих систем развертываются на земле, на море, в воздушном и околоземном космическом пространстве и обязательно объединены функциональными связями, уточним их суть.
Система разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении должна представлять собой совокупность сил и средств, а также систем управления ими для ведения разведки сил и средств воздушно-космического нападения иностранных государств, оповещения о состоянии и изменениях воздушно-космической обстановки, достоверного установления факта подготовки и начала воздушно-космического нападения и своевременного предупреждения органов государственного и военного управления. Ее основу составят силы и средства разведки и контроля воздушного пространства, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, а также информационные средства противоракетной обороны.
Система поражения и подавления сил и средств воздушно-космического нападения иностранных государств должна представлять собой совокупность противоракетных и противокосмических, истребительных авиационных и зенитных ракетных группировок, воинских частей и подразделений радиоэлектронной борьбы видов (родов войск) Вооруженных Сил (коалиционных группировок войск) и специальных систем для поражения (подавления) средств воздушно-космического нападения иностранных государств (противника).
Система всестороннего обеспечения воздушно-космической обороны должна представлять собой совокупность организаций и учреждений, специальных войск (сил) Вооруженных Сил и органов управления ими для решения задач обеспечения эффективного функционирования группировок войск (сил) Российской Федерации, выполняющих задачи воздушно-космической обороны.
Система управления воздушно-космической обороны Российской Федерации (рис. 4) должна представлять собой совокупность органов и пунктов управления, средств автоматизации и систем связи. В мирное время она должна быть способна обеспечить всестороннюю подготовку войск (сил) и средств Вооруженных Сил к боевым действиям и поддержание их в постоянной боевой готовности, а в военное – обеспечить руководство войсками (силами) и средствами Вооруженных Сил, решающими задачи воздушно-космической обороны.
При построении системы управления ВКО в полной мере должны быть реализованы важнейшие принципы:
- персональная ответственность за решение задач воздушно-космической обороны;
- единство боевого управления всеми силами и средствами ВКО на основе подчинения их одному командованию;
- комплексное применение всех сил и средств, способных решать задачи борьбы с СВКН противника на основе единого централизованного управления ими;
- обеспечение непрерывного воздействия по СВКН противника за счет эшелонированного применения сил и средств ВКО с наиболее полной реализацией их боевых возможностей;
- обеспечение своевременного сосредоточения усилий войск (сил) ВКО на направлении главного удара СВКН противника и на защите наиболее важных объектов;
- единство системы управления мирного и военного времени;
- адаптивность системы управления к изменениям обстановки, возможность ее оперативного наращивания в угрожаемый период при увеличении боевого состава войск (сил) ВКО.
Структурно система ВКО государства (рис. 5) будет включать две составные части – центральную группировку и группировку войск и сил на стратегических направлениях.
Информационное обеспечение системы ВКО предусматривается осуществлять системой разведки и предупреждения, включающей как информационные средства РКО и продолжающие их линию, так и информационные средства ПВО
Фото: Георгий ДАНИЛОВ
Как минимум на первом этапе различия в составе этих группировок обусловливаются тем, что система ВКО со всеми составляющими ее подсистемами формируется для всего государства и в границах Оперативно-стратегического командования ВКО, составляющего центральную ее группировку.
На стратегических направлениях могут и должны быть созданы региональные группировки системы ВКО, реализующие опять же на первом этапе (в обозримом будущем) только задачи противовоздушной и нестратегической противоракетной обороны, которые будут включать аналогичные по названию, но различные по содержанию подсистемы.
Так, система разведки региональной группировки ВКО на стратегическом направлении будет выполнять задачи обнаружения не воздушно-космического, а лишь воздушного противника, а система поражения не будет иметь в своем составе подсистемы поражения космических аппаратов и стратегических ракетных средств нападения (МБР).
Вместе с тем в составе региональных группировок ВКО должны быть средства, способные вести борьбу и с воздушно-космическими (гиперзвуковыми) летательными аппаратами (ГЗЛА). Учитывая характеристики полета ГЗЛА, к таким средствам следует отнести РЛС с дальностью обнаружения 1500–2000 км на высотах до 200–300 (500) км, а также активные средства поражения на дальностях и высотах поражения 150–200 км. Именно эти различия в составе и возможностях сил и средств будут существенно влиять на организацию и структуру систем управления центральной и региональных группировок системы ВКО.
Головной участок системы ВКО РФ – Оперативно-стратегическое командование ВКО – должен функционировать вне зависимости от видовой или родовой принадлежности входящих в нее войск и сил. Центральная группировка системы ВКО должна строиться как функциональное и техническое объединение информационно-разведывательных систем, сил и средств борьбы с воздушно-космическим противником в интересах обеспечения наиболее эффективной защиты от ударов всех типов СВКН г. Москвы, объектов ВС, экономики и инфраструктуры на территории Центрального федерального округа.
Создание головного участка центральной группировки ВКО должно осуществляться по принципу «открытой архитектуры», что позволяет уже в настоящее время вести работы по созданию системы ВКО на основе существующих огневых и информационных средств. Такой подход предполагает возможность с минимальными затратами осуществлять модернизацию системы за счет замены (по мере появления соответствующих средств) отдельных ее элементов на более совершенные и эффективные. Кроме того, в перспективе это позволит обеспечить расширение масштабов развертывания системы ВКО для всего государства.
Системы ПВО и ПРО столицы были и остаются основой комплексной системы ВКО. Система управления ими должна быть автоматизированной, а при решении отдельных задач – и автоматической. Поэтому первоочередной задачей создания системы управления центральной группировки ВКО является информационно-техническое сопряжение существующих, разрабатываемых и перспективных разновидовых и разнородных разведывательно-информационных и огневых систем и комплексов в единую информационно-огневую систему в целях обеспечения полной реализации боевых возможностей оружия.
Отработанные на базе центральной группировки технические и организационные решения с учетом наличия средств и специфики их предназначения должны реализовываться в региональных группировках войск и сил ВКО.
РОЛЬ И МЕСТО СИСТЕМЫ ВКО. ЗАДАЧИ ВКО
Роль – это характер и степень участия в чем-либо. Значит, для системы ВКО она определяется через участие сил и средств, включенных в эту систему, в выполнении задач Вооруженных Сил. Интегральные задачи для мирного времени, в период нарастания военной угрозы и в военное время представлены на рис. 6.
Особую роль силы и средства системы ВКО играют в высшей форме их боевого применения – в стратегической воздушно-космической операции.
Соединения и части РКО Космических войск:
- ведут разведку контролируемой части стратегической космической зоны;
- устанавливают факт начала боевых действий в космосе, масштаб ракетного нападения и страну-агрессора, своевременно предупреждают об этом органы государственного и военного управления;
- обнаруживают, сопровождают и уничтожают головные части (боевые блоки) баллистических ракет и аэродинамические цели, атакующие объекты, расположенные в границах зоны ответственности системы ПРО города Москвы, а также поражают (выводят из строя) космические аппараты противника на орбитах в пределах боевых возможностей;
- осуществляют информационное обеспечение участвующих в операции войск (сил).
Соединения и части ПВО и истребительной авиации объединений ВВС, войска ПВО военных округов, силы и средства ПВО флотов (флотилий):
- ведут разведку средств воздушно-космического нападения противника в полете и оповещают о них органы управления и войска (силы);
- осуществляют прикрытие от ударов с воздуха важнейших районов, объектов и группировок войск (сил) в границах ответственности путем уничтожения в полете пилотируемых и беспилотных средств воздушно-космического нападения противника, а также воздушных элементов систем дальнего радиолокационного обнаружения и наведения;
- осуществляют радиоэлектронное подавление систем управления авиацией и оружием противника;
- обеспечивают пролет своей авиации через линию фронта и выход к объектам удара в пределах досягаемости своих сил (средств).
Вклад войск, сил и средств системы ВКО в результаты (в эффективность) воздушных операций различен, но достаточно велик. К сожалению, по опыту локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий этот вклад определить невозможно, поскольку организованных действий в такой форме силы ПВО стран, подвергшихся агрессии, не осуществляли. Обобщая опыт учений, проведенных как нашими вооруженными силами, так и армиями стран НАТО, а также используя ранее опубликованные в «ВКО» (№ 5, 2007, стр. 29) цифры, можно констатировать следующее.
В воздушных операциях на СН участвуют силы авиации и войск (сил) ПВО трех видов Вооруженных Сил (ВВС, СВ, ВМФ), а также других войск (при наличии в них авиации и войск ПВО), часть войск (сил) и средств разведки, РЭБ, РВ и А, ударных сил флота, специальных войск группировки ВС на СН.
Вклад РВ и А, ударных сил флота, средств разведки и РЭБ в результаты воздушной операции на СН находится в пределах:
- при внезапном нападении воздушного противника, когда операция на СН еще не подготовлена, – 5,5–7,5%;
- при наличии длительного угрожаемого периода, когда воздушная операция является составной частью операции на СН, – 12–13,5%.
Вклад войск ПВО составляет около 70% и ударной авиации (БА, ША и АА) на СН – до 18–20%. Таким образом, группировка войск и сил, решающая задачи ПВО (ВКО) на СН, будет являться главной, а при внезапных действиях воздушного противника – практически доминирующей силой, вносящей наибольший вклад в общую эффективность действий войск и сил в воздушной операции.
Основные силы системы ВКО сосредоточены в войсках ПВО Военно-воздушных сил и войсках РКО Космических войск. Войска ПВО ВВС имеют в своем составе более 80% РЛС, до 90% ЗРК и ЗРС средней и большой дальности, все ЗРК, способные вести борьбу с ОТР противника, более 92% истребителей. Силы и средства ПВО СВ и ВМФ предназначены для непосредственного прикрытия войск и сил в проводимых ими операциях и к непосредственному прикрытию важнейших объектов государства фактически не привлекаются. В составе войск РКО Космических войск системы ПРН, ККП и стратегической ПРО.
Вклад войск и сил ПВО ВВС в решение задач Вооруженных Сил является определяющим. Он составляет (рис. 7):
- для задач охраны госграницы в воздушном пространстве, прикрытия объектов в мирное время, а также завоевания и удержания господства в воздухе (во взаимодействии с авиацией ВВС) – более 90%;
- для задач ведения разведки, вскрытия начала воздушного нападения – не менее 70%.
Войска РКО Космических войск решают 100% задач вскрытия космической группировки противника, начала военных действий в космосе, определения старта и районов падения БР, поражения СБР противника, а во взаимодействии с силами РЭБ ГШ – поражения и подавления КА противника. В случае заблаговременного (упреждающего) вывода из строя основных элементов космической группировки управления и навигации противника при подготовке военных действий войска РКО способны существенно снизить эффективность применения СВКН или даже заставить противника отказаться от нанесения удара.
Пуск противоракеты типа ПРС-1на полигоне Сары-Шаган
Фото: Алексей МАТВЕЕВ
Учитывая, что воздушная фаза и всестороннее обеспечение группировок войск из космоса будут являться определяющими в развитии хода и исхода войн будущего, переоценить успешные действия войск и сил ВКО и их вклад в обеспечение военной безопасности государства практически невозможно.
Еще после Второй мировой войны, оценивая роль и значение ПВО в будущих войнах, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков подчеркивал: «Война показала исключительное и первостепенное значение противовоздушной обороны страны и войск. Надежная ПВО, способная отразить удары противника, особенно в начале войны, не только создает благоприятные условия для вступления в войну Вооруженных Сил, но и дает стране возможность более организованно перестроиться на военные рельсы, не говоря уже о том, что не будет серьезно поколеблено моральное состояние народа».
Сегодня оценка роли войск и сил ВКО еще более весома: государства, оказавшиеся не в состоянии противостоять воздушно-космическому нападению, были вынуждены отказаться от дальнейшей борьбы и признать свое военное и политическое поражение. Эта роль, выполняемая войсками, силами и средствами системы ВКО, а значит, и самой системой ВКО, определяет и ее место в общей войсковой иерархии при решении задач обеспечения военной безопасности государства.
В составе Вооруженных Сил Российской Федерации для решения задач стратегического и регионального сдерживания функционально выделяются два структурных элемента (рис. 8) – Стратегические силы сдерживания и Силы общего назначения.
В составе Стратегических сил сдерживания для решения задач стратегического сдерживания в качестве функциональных компонентов выделяются Стратегические наступательные силы и Силы воздушно-космической обороны.
Основу боевого состава Стратегических наступательных сил составляют ракетные дивизии, авиационные комплексы стратегической авиации и дальних бомбардировщиков Командования дальней авиации, соединения РПЛСН, а также стратегические неядерные силы, обладающие высокоточным оружием большой дальности.
Основу боевого состава сил воздушно-космической обороны составят соединения и части ПВО ВВС, СВ и ВМФ, соединения и части ПРН, ПРО и ККП из состава Космических войск.
Таким образом, Стратегические системы сдерживания являются НАДВИДОВЫМИ и равноправным ее элементом выступают силы воздушно-космической обороны. Именно этим определяется и место системы ВКО в системе обеспечения военной безопасности государства (рис. 9).
Следовательно, система воздушно-космической обороны Российской Федерации является самостоятельной стратегической системой и неотъемлемой составной и важнейшей частью общей системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Следует обратить внимание еще на один очень важный вопрос. На систему ВКО возлагаются сугубо оборонительные функции. Иными словами, активными средствами ПВО, ПРО и ПКО (ПСБ) система ВКО решает только оборонительные задачи.
В то же время задача воздушно-космической обороны важнейших объектов государства гораздо шире. Как любая оборона, она должна быть активной и в целях обороны должны применяться комплексно все силы. Именно поэтому задача ВКО важнейших объектов государства решается не только оборонительными, но и наступательными, прежде всего ударными силами и средствами. К ее решению активно привлекаются ударные силы нашей авиации и Военно-морского флота, в пределах своих возможностей – ударные силы (ракетные войска и артиллерия) Сухопутных войск, силы и средства ГРУ ГШ, войск РЭБ, а также специальные системы. В полном объеме реализация задачи ВКО осуществляется в рамках стратегической воздушно-космической операции ВС РФ и частично – в рамках воздушных операций на стратегических направлениях.
Поэтому к понятиям «воздушно-космическая оборона», «система воздушно-космической обороны» и «задача воздушно-космической обороны» нужно подходить корректно, поскольку каждое из них несет конкретное, присущее только ему содержание.
Опубликовано 4 августа в выпуске № 4 от 2010 года
- Комментарии
- Vkontakte
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?